Начало XX века было временем невероятного интеллектуального подъема в области образования в США. Философы, учителя, психологи, занимающиеся проблемами образования и воспитания (их называли "прогрессистами") начали в полном смысле революционное наступление на то, что считалось неоспоримой истиной. Истина эта гласила, что образование — процесс насильственный и что единственный способ научить детей — это посадить их в классы ровными рядами, при этом естественные желания детей играть, двигаться, говорить и свободно задавать вопросы должны подавляться. "Прогрессисты" же верили, что главное в процессе образования—это развитие ребенка как личности, развитие целостное, охватывающее всего ребенка.
Школа Дальтон, которая первоначально называлась "Детская Университетская школа", была основана в 1919 году американским педагогом Хелен Паркхерст (Helen Parkhurst). Начала она свою работу в школе для детей с физическими недостатками. В 1920 году провела экспериментальное обучение в обычной средней школе (High School) небольшого городка Дальтон, в штате Массачусетс и затем в течение нескольких лет Хелен Паркхерст экспериментировала в собственной школе, состоящей только из одной классной комнаты. В результате напряженной работы появился так называемый "Лабораторный план". План был разработан таким образом, чтобы объединить учителей и учащихся для работы по достижению индивидуализированных целей обучения.
Это и положило начало "Лабораторному плану" в школе нового типа. Называться школа стала Дальтон — по имени города, где план был впервые апробирован. Школа Дальтон росла и расширялась. Сегодня эта школа является центром социума, разнообразного по своему составу, постоянно растущего, быстро воспринимающего инновации, но в то же время преданного традиционным, в лучшем смысле этого слова, ценностям. Эта школа известна далеко за пределами США. Ведущие школы в Японии, Голландии, Великобритании, Южной Корее, а теперь и в России, Украине и Беларуси работают, используя полностью и частично Дальтон-плаХелен Паркхерст выделяла два основных принципа, на которых зиждется ее система:
Предоставление полной свободы действия. "Полная свобода без перерывов заниматься каким бы то ни было предметом, который его захватил, поскольку пока ребенку не предоставят возможность воспринимать знания его собственным темпом, он никогда ничего не изучит основательно" 2. Кооперация и взаимодействие учеников и учителей. "Жизнь школы должна быть организована, чтобы ни ученик, ни учитель не могли изолироваться, чтобы каждый вносил свою долю, принимал посильное участие в активностях и затруднениях всех других"
Сущность Дальтон-плана состоит в сочетании обычных уроков в классах и самостоятельных занятий учащихся в предметных лабораториях. Проводившиеся по основным предметам раз в неделю общеклассные уроки использовались Хелен Паркхерст для того, чтобы учитывать самостоятельную работу учащихся, разбирать общие затруднения, совместно обсуждать результаты лабораторных занятий, сообщать такие новые факты, которые учащимся сложно отыскать самостоятельно, устанавливать связи между новыми знаниями и старыми, делать собственные обобщения и выводы.
Новая система очень быстро стала известна в различных странах и нашла своих сторонников. Наиболее ценным в ней было то, что данная система полностью отрицала характерные для классно-урочной системы того времени пассивность и скованность учащихся и казалась сравнительно легким путем преодоления этих коренных недостатков старой школы. Занятия в лабораториях или, как их называла X. Паркхерст "мастерских умственного труда" приучали учеников, по мнению учителей, активно включившихся в разработку данного метода, самостоятельно планировать и организовывать свою учебную деятельность, развивать у них самодеятельность и активность, а также умение добиваться заранее намеченной цели. И, конечно же, большие надежды возлагались на развитие у обучаемых социальных навыков, так как учащиеся работали над общими заданиями, объединяясь при этом во временные или постоянные группы. При такой совместной работе более слабые ученики могли обращаться за помощью к более сильным, младшие к старшим и т.д
Нужно отметить, что хотя Дальтон-план и его производные — различные вариации лабораторно-бригадного метода и оказались неприемлемыми для практики общеобразовательной школы того времени, тем не менее, их использование имело положительное значение для методики обучения.
Внимание учителей было сконцентрировано на важности использования самостоятельной работы в учебном процессе, что явилось основой для формирования системы самостоятельных работ в развитии общеобразовательной школы.
Интересным является и тот факт, что Дальтон-план, несмотря на свой шумный первоначальный успех, так и не привился на Западе. Конечно, причин для этого было предостаточно. Перечислим лишь самые существенные:
а) излишняя универсализация метода без учета специфических особенностей конкретного предмета;
б) неодинаковый темп работы каждого отдельного учащегося, который привел к большому разрыву в уровне их знаний, а это, в свою очередь, к невозможности проведения классных занятий и угасанию энтузиазма у некоторых учителей, так как Дальтон-план значительно усложнил их работу.
Но, наверно, наиболее существенной причиной явилось то, что Дальтон-план постепенно перерос в метод проектов, и западные теоретики стали рассматривать его лишь как переходный этап на пути к этому методу.
В настоящее время Дальтон-план опять нашел свое применение в современной отечественной школе, так как Дальтон-план — это метод работы, "образ жизни", в рамках которого создаются условия, обеспечивающие оптимальное раскрытие каждого ученика. Здесь нет одного центрального аспекта. Дальтон-план опирается на исходное положение о синтезе различных целей. Важными элементами при этом являются учащиеся, работа, общество и его отражение в школьной жизни, окружающая обстановка и задачи. Школа представляет собой место, где сходятся все элементы, и где хорошее взаимодействие между ними обеспечивает обстановку, в которой учащиеся способны достичь наивысших результатов. Все это в полной мере можно отнести к обучению иностранному языку, который является одним из составляющих системы обучения в любой школе.
Три основных положения являются концептуальной основой Дальтон-плана.
1. В современных условиях главной формой индивидуализации обучения, а, следовательно, создания психолого-педагогических условий для максимального развития каждого ученика является самостоятельная работа обучаемого в школе и дома (гипотеза Иге Унт).
2. В рамках классно-урочной системы возможна такая организация работы, при которой большую часть времени учитель может выделять для индивидуальной и самостоятельной работы с учениками (гипотеза А.В.Границкой).
3. Развитие способностей эффективно, если постоянно предлагать все усложняющиеся задания, мотивировать процесс учения, но оставлять ученику возможность выбирать тот уровень, который для него сегодня возможен и доступен (гипотеза В.Д .Шандрикова).
Цель Дальтон-плана — научить учащихся самостоятельно добывать знания, с помощью хорошо составленных Дальтон-заданий, в которых дан обзор определенного раздела, требующего усвоения. Поэтому учитель с самого начала не должен требовать слишком много от ученика.
Можно скорее ожидать гибкости, находчивости, работоспособности, если все предлагаемые задания соответствуют умственным силам ученика. Хуже всего, если предлагаемые задания выше понимания учащегося. Ученик должен понимать, что от него требуется, прежде чем он сумеет правильно распределить время и занятия для систематической работы над выполнением. Только работа, доступная пониманию, будит интерес и заставляет расти творческие силы.
1. Свобода — это свобода выбора. Учебно-воспитательный процесс в классе организуется таким образом, чтобы учащиеся с помощью учителя выбирали для себя оптимальные пути овладения знаниями, умениями, навыками. Учащиеся учатся распоряжаться предоставленной свободой и несут ответственность за пользование этой свободой. Результатом является высокая мотивация к участию в учебном процессе. При этом важная роль сохраняется за учителем, который руководит, стимулирует, охраняет свободу, контролирует и обучает [ ].
2. Сотрудничество. Учащийся не один в классе. Он работает вместе с другими учениками и учителями. Учащиеся могут обращаться за помощью друг к другу. Важными аспектами сотрудничества являются умения:
• прислушиваться друг к другу;
• принимать совместные решения;
• ясно выражать свои желания и намерения;
• разрешать конфликты;
• доверять друг другу, комфортно ощущать себя в группе;
• ощущать свою ответственность за выполнение задания. Учитель обеспечивает руководство и помощь.
3. Самостоятельность побуждает учащихся к самостоятельной деятельности, к собственным открытиям. В этом случае все запоминается лучше, так как ученик участвует в активном процессе запоминания, а не в пассивном. В ходе самостоятельных заданий учитель и ученики рационально распределяют свое время так, что каждый может получить помощь именно на той ступени, на которой она ему необходима. Немаловажно при этом то, что ученики учатся эффективно расходовать свое время. Здесь необходимо отметить, что для организации самостоятельной работы нужно:
— создавать соответствующие учебные пособия, основанные на принципах самопроверки;
— формулировать задания ясно и четко;
— устанавливать реальные сроки для выполнения заданий;
— определить условия, при которых становится возможным регистрировать сделанную работу;
— дифференцировать задания для "быстрых" и "медленных" учеников;
—указывать вспомогательные источники информации и где ими можно воспользоваться (в библиотеке, в кабинете и т.д.);
— определить четкие правила поведения, представляющие возможность свободного перемещения при выполнении заданий, не мешая работе других учеников.
Дальтон – план - это сочетание кабинетного обучения с образовательным процессом, основанным на трех принципах: свобода, самостоятельность, сотрудничество. Все эти принципы объединяются ведущим принципом – принципом гуманизма. В этом суть философии Дальтон-технологии.
Принцип свободы. Свобода – это право выбора учеником предмета, темы, партнера, источников знаний, темпа, форм и способов работы. Естественно, что сам учебный предмет в основном определяется учебным планом. Но эта свобода сочетается с ответственностью: ученик осуществляет свободное учение, осуществляет самоконтроль, взаимоконтроль, но окончательно уровень достижения цели оценивает учитель по каждому свободно выполненному заданию. Каждый ученик индивидуально отчитывается перед учителем. Таким образом, свобода сочетается с ответственностью.
Принцип самостоятельности. Самостоятельность – это выбор учеником уровня самостоятельности познавательной деятельности и маршрута своего развития, самостоятельность действий принятия решения и ответственности за этот выбор.
Принцип сотрудничества. Сотрудничество – это выбор формы учебно-познавательной деятельности: индивидуальной, парной, в малой группе. Ученик имеет право обращаться за помощью к кому угодно: к учащимся, родителям, учителю. Он не должен бояться признать, что чего-то не знает. Это дает возможность учащимся учиться уважать другого человека, уметь его выслушать, понять, найти с ним контакт, учиться принимать совместные решения, доверять друг другу, учиться помогать другим, отвечать за работу в группе. По поводу помощи важно отметить, что она состоит в том, чтобы указать, где и как искать ответ на вопрос.
Таким образом, основная идея этой технологии заключается в следующем: работай с кем хочешь, спрашивай кого хочешь, но отвечать за выполнение задания БУДЕШЬ САМ (ответственность).
Очень важным элементом являются задания, в которых описывается учебный материал для самостоятельного усвоения учащимися к заданному сроку. Поэтому они должны быть тщательно продуманы, четко разработаны, их выполнение не должно вызывать никаких проблем у учащихся. Мы уже отмечали, что учащиеся самостоятельно планируют работу над полученными заданиями, сами ведут учет своей работы, сами работают с дополнительными источниками информации, сами решают, какая помощь и от кого им нужна. Учитель со своей стороны внимательно следит за продвижением учащихся в выполнении заданий и, в случае необходимости, оказывает им требуемую помощь [ ].
Срок выполнения задания может быть различным—от нескольких дней до нескольких месяцев (индивидуальный проект). Задание это своего рода контракт, который заключают между собой учитель и ученик. Учащийся обязуется выполнить определенный объем работы к определенному сроку. Ученик как бы подряжается выполнить данную работу, и именно поэтому в практике использования опыта Дальтон-плана можно встретить термин "подряд" вместо "задание".
Примерная схема задания (подряда) по Х. Паркхерст такова:
1.введение | Краткое сообщение о том, что ученику предстоит выполнить. Это сообщение служит стимулом интереса. |
2. тема | Это центральная идея программы, которую нужно развивать. |
3. задачи и вопросы | Сюда входят правила, инструкции, пояснения и задания, которые нужно выполнить. |
4. письменные работы | Все требуемые письменные работы с обозначением срока, когда они должны быть представлены. Под письменными работами подразумеваются и краткие заметки, и письменные упражнения, и рефераты, и сочинения и т.д. |
5. заучивание | Заучивание стихов, правил, песен. |
6. конференции | Указывается время, когда та или иная тема будет обсуждаться на устном уроке, чтобы учащиеся могли самостоятельно подготовиться к дискуссии, собрать нужные материалы и выполненные работы для иллюстрации предмета обсуждения. |
7. указание источников | Литература, справочники, словари. |
8. эквиваленты | Очень важно научить учащихся вести учет собственных достижений на личной карточке, которая служит отражением его работы. Свою учетную карточку учащийся обязан всегда иметь с собой. Как правило, учащийся не может выполнить месячную работу по предмету за один присест. Поэтому в недельной программе должен быть указан эквивалент времени для выполнения того или иного задания. Так, например, изучение программной грамматики по иностранному языку может считаться работой 2 дней (2 единицы работы), перевод — 3 единицы работы, чтение вслух — 1 единица работы. |
9. изучение выставочных материалов | Этот пункт имеется в том случае, когда учащийся проводит определенную работу, которую он должен представить, например, в школьной стенгазете или в проекте, который будет оформлен в виде плаката и т.д. |
10. зачет | Ученик сдает зачет по изученному материалу. |
За учеником остается право определять для себя уровень освоения материала и характер работы над ним и, исходя из этого, выбрать наиболее подходящий для него вариант задания.
В заданиях должна происходить регулярная смена различных аспектов, как дидактических, так и организационных. Например, в одном задании акцент будет ставиться на работу с текстом, а в другом—на совместное обсуждение определенного вопроса. При планировании совместной работы учащихся над заданием необходимо, чтобы этому соответствовали материалы и устройство помещения: столы должны быть расставлены так, чтобы можно было работать группой; источники информации должны быть доступны учащимся в любое время и в любом месте, где осуществляется работа.
В заданиях следует использовать лишь те слова (лексику), которые учащиеся понимают и знают. Составляя различные Дальтон-задания, учителю приходится сталкиваться с проблемой многозначности слов, которые могут встречаться в текстах. Поэтому перед выполнением заданий следует обсудить все проблемы, которые могут возникать в связи с их выполнением; выяснить, насколько учащиеся понимают то, что им предстоит выполнять в том смысле, который был заложен в задания учителем.
Задания должны опираться на актуальный опыт (уже имеющиеся знания, умения и навыки) учеников и содержать в себе условия, расширяющие (обогащающие) языковой опыт ученика. Необходимо также помнить, что трудность задания зависит от того, какие именно задания предшествовали, т.е., например, от системы ранее выполненных упражнений. Также большое значение имеет и распределение учебных заданий по трудности в рамках определенного отрезка обучения (например, такого, который обеспечивает достижение некоторой ближайшей цели обучения). По трудности они должны быть равномерно распределены на всем отрезке обучения.
Формами учебной деятельности по Дальтон-плану будут следующие:
• лабораторное занятие;
• коллективный урок;
• классный урок;
• конференция.
Естественно, что все эти названия число условные. Каждый учитель может придумать такие названия, которые будут наиболее полно отражать учебную деятельность его класса (группы). Рассмотрим все эти формы подробнее.
1. Лабораторное занятие. Необходимыми условиями его проведения являются: а) наличие кабинета, где собрана вся необходимая литература, пособия, справочники, словари, таблицы, дидактический и раздаточный материал; б) определенный промежуток времени, в течение которого кабинет работает; в) присутствие консультанта из числа учителей иностранного языка.
Во время этого занятия ученик осуществляет свое движение по заданию (работает с текстом, переводит, осваивает правила и т.д.), при этом он может обсуждать вопросы и проблемы с консультантом, быть репетитором у другого ученика, сдавать зачет (частично или полностью), изменять варианты своего задания, знакомиться с новыми формами работы. Учитель во время таких занятий организовывает индивидуальную, групповую, парную работу, помогает продвижению учащегося, принимает зачеты, дает консультации. Кроме того, он может предложить новое задание.
Во время лабораторного занятия нельзя:
— организовывать общее обсуждение проблемы;
— вмешиваться в индивидуальную и групповую работу без всякой
необходимости.
2. Коллективный урок. На таком уроке выявляется проблема, которая появилась в результате деятельности различных учащихся, но является общей для определенной группы. Учитель является участником и организатором обсуждения, а ученик — участником и субъектом организованной деятельности. Результатом коллективного урока будет являться решение проблемы и выход на последующую деятельность через возникшие вопросы.
Во время коллективного урока нельзя:
— уходить от заявленной темы;
— делать выводы, носящие законченный характер;
— игнорировать чье-либо мнение;
— давать оценку высказываниям.
3. Классный урок — это традиционный урок, направленный на отработку навыков и умений и на их закрепление. В некоторых случаях классный урок может стать уроком коллективной рефлексии, анализа, подведения итогов. Это может быть фронтальная беседа, контрольная работа, выполнение тестовых заданий. Классные уроки не рекомендуется пропускать.
4. Конференция. Ее основными признаками являются:
а) необходимость определенного периода для подготовки к обсуждению проблемы, которая известна заранее;
б) выступления готовятся в форме докладов, а не сообщений (основное отличие одного жанра от другого — в проявлении собственной точки зрения);
в) конференция устанавливает свои правила, тем самым вводятся определенные культурные нормы;
г) выступления на конференции рецензируются с точки зрения их качества.
Большое значение имеет проверка и самопроверка. В процессе введения Дальтон-плана большое внимание следует уделить изменению позиции и отношения учащегося к обучению, а также постараться постепенно развивать у него чувство ответственности за выполняемую работу. Неотъемлемой частью этого процесса является развитие способности оценивать результаты своей работы. Это может происходить посредством самопроверки: учащийся проверяет свою работу с помощью соответствующей проверочной модели. После этого работу может проверить учитель или ученики сами обсуждают ее результаты друг с другом. Последнее тоже является частью Дальтонского подхода к обучению. Явление самопроверки приобретает здесь двойное значение: благодаря совместному обсуждению учащимися своей работы у них воспитывается умение прислушиваться друг к другу, уважать различные мнения и ценить совместное достижение наилучшего результата, объективно оценивать свою работу. Поэтому каждое задание должно предусматривать наличие проверочной модели или ориентиров, которыми учащиеся смогут руководствоваться самостоятельно. Такая манера работы позволяет в рамках всей организации уроков частично устранить необходимость обычной общей классной проверки результатов. Индивидуальная проверка может осуществляться на основе беседы о той или иной теме с соответствующей группой учащихся, а также с помощью отчетов, рефератов и т.д.
Работа на уроке по Дальтон-заданиям не нашла пока широкого применения на уроках иностранного языка. У этого метода есть свои положительные стороны и отрицательные, как и у любого метода. К положительным сторонам можно отнести следующее:
— индивидуализация процесса обучения;
— развитие способности выбора;
— активный способ обучения;
— стимулирование развития индивидуальных талантов и способностей;
— создание условий в познании самого себя (своих возможностей), формируя реальную самооценку путем удовлетворения притязаний на признание;
—развитие чувства ответственности за результаты собственной деятельности путем приобретения разнообразного опыта познания в контексте учебной деятельности;
— развитие умения сотрудничества;
— развитие собственных идей;
— развитие умения планировать результаты своей учебной деятельности, тем самым формирование навыков прогнозирования;
— возможность экспериментировать в рамках нового образа жизни;
— приобретение умения работать со всякого рода справочной литературой.
К отрицательным моментам в организации Дальтон-уроков относится:
— трудоемкость в составлении Дальтон-заданий;
— необходимость составления заданий для каждого ученика;
— большая подготовительная работа;
— создание соответствующих условий для выполнения Дальтон-заданий;
— организация консультаций после основных уроков для выполнения Дальтон-заданий.
Подводя итог, необходимо уточнить, что Дальтон-план представляет собой не систему, а идею, способ обучения. Средством выражения основных принципов (свобода, сотрудничество, самостоятельность) является задание. Дальтон-план — это не шаблон, по которому может строиться деятельность любого класса или группы. И, тем не менее, это достаточно эффективное средство организации самостоятельной работы по иностранному языку.