СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Ағылшын тілі пәні сабағында оқушылардың өзіндік жұмысы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Ағылшын тілі пәні сабағында оқушылардың өздігінен жұмыс істеуі

Просмотр содержимого документа
«Ағылшын тілі пәні сабағында оқушылардың өзіндік жұмысы»

 Начало XX века было временем невероятного интеллектуального подъема в области образования в США. Философы, учителя, психологи, занимающиеся проблемами образования и воспитания (их называли "про­грессистами") начали в полном смысле революционное наступление на то, что считалось неоспоримой истиной. Истина эта гласила, что образование — процесс насильственный и что единственный способ научить детей — это посадить их в классы ровными рядами, при этом естественные желания детей играть, двигаться, говорить и свободно задавать вопросы должны подавляться. "Прогрессисты" же верили, что главное в процес­се образования—это развитие ребенка как личности, развитие целостное, охватывающее всего ребенка.

Школа Дальтон, которая первоначально называлась "Детская Уни­верситетская школа", была основана в  1919 году американским педаго­гом Хелен Паркхерст (Helen Parkhurst). Начала она свою работу в шко­ле для детей с физическими недостатками. В 1920 году провела экспери­ментальное обучение в обычной средней школе (High School) небольшого городка Дальтон, в штате Массачусетс и затем в течение несколь­ких лет Хелен Паркхерст экспериментировала в собственной школе, состоящей только из одной классной комнаты. В результате напряженной работы появился так называемый "Лабораторный план". План был раз­работан таким образом, чтобы объединить учителей и учащихся для работы по достижению индивидуализированных целей обучения.

Это и положило начало "Лабораторному плану" в школе нового типа. Называться школа стала Дальтон — по имени города, где план был впер­вые апробирован. Школа Дальтон росла и расширялась. Сегодня эта шко­ла является центром социума, разнообразного по своему составу, постоян­но растущего, быстро воспринимающего инновации, но в то же время пре­данного традиционным, в лучшем смысле этого слова, ценностям. Эта школа известна далеко за пределами США. Ведущие школы в Японии, Голлан­дии, Великобритании, Южной Корее, а теперь и в России, Украине и Бела­руси работают, используя полностью и частично Дальтон-плаХелен Паркхерст выделяла два основных принципа, на которых зиж­дется ее система:

  1. Предоставление полной свободы действия. "Полная свобода без перерывов заниматься каким бы то ни было предметом, который его захватил, поскольку пока ребенку не предоставят возможность вос­принимать знания его собственным темпом, он никогда ничего не изу­чит основательно" 2. Кооперация и взаимодействие учеников и учителей. "Жизнь шко­лы должна быть организована, чтобы ни ученик, ни учитель не могли изолироваться, чтобы каждый вносил свою долю, принимал посильное участие в активностях и затруднениях всех других"

  2. Сущность Дальтон-плана состоит в сочетании обычных уроков в классах и самостоятельных занятий учащихся в предметных лаборато­риях. Проводившиеся по основным предметам раз в неделю общекласс­ные уроки использовались Хелен Паркхерст для того, чтобы учитывать самостоятельную работу учащихся, разбирать общие затруднения, со­вместно обсуждать результаты лабораторных занятий, сообщать такие новые факты, которые учащимся сложно отыскать самостоятельно, ус­танавливать связи между новыми знаниями и старыми, делать собствен­ные обобщения и выводы.

Новая система очень быстро стала известна в различных странах и нашла своих сторонников. Наиболее ценным в ней было то, что данная система полностью отрицала характерные для классно-урочной систе­мы того времени пассивность и скованность учащихся и казалась срав­нительно легким путем преодоления этих коренных недостатков старой школы. Занятия в лабораториях или, как их называла X. Паркхерст "ма­стерских умственного труда" приучали учеников, по мнению учителей, активно включившихся в разработку данного метода, самостоятельно планировать и организовывать свою учебную деятельность, развивать у них самодеятельность и активность, а также умение добиваться зара­нее намеченной цели. И, конечно же, большие надежды возлагались на развитие у обучаемых социальных навыков, так как учащиеся работали над общими заданиями, объединяясь при этом во временные или посто­янные группы. При такой совместной работе более слабые ученики мог­ли обращаться за помощью к более сильным, младшие к старшим и т.д

Нужно отметить, что хотя Дальтон-план и его производные — раз­личные вариации лабораторно-бригадного метода и оказались неприемле­мыми для практики общеобразовательной школы того времени, тем не ме­нее, их использование имело положительное значение для методики обуче­ния.

Внимание учителей было сконцентрировано на важ­ности использования самостоятельной работы в учебном процессе, что яви­лось основой для формирования системы самостоятельных работ в развитии общеобразовательной школы.

Интересным является и тот факт, что Дальтон-план, несмотря на свой шумный первоначальный успех, так и не привился на Западе. Ко­нечно, причин для этого было предостаточно. Перечислим лишь самые существенные:

 а) излишняя универсализация метода без учета специфи­ческих особенностей конкретного предмета;

 б) неодинаковый темп ра­боты каждого отдельного учащегося, который привел к большому раз­рыву в уровне их знаний, а это, в свою очередь, к невозможности прове­дения классных занятий и угасанию энтузиазма у некоторых учителей, так как Дальтон-план значительно усложнил их работу.

 Но, наверно, наиболее существенной причиной явилось то, что Дальтон-план посте­пенно перерос в метод проектов, и западные теоретики стали рассмат­ривать его лишь как переходный этап на пути к этому методу.

В настоящее время Дальтон-план опять нашел свое применение в современной отечественной школе, так как Дальтон-план — это метод работы, "образ жизни", в рамках которого создаются условия, обеспечивающие оптимальное раскрытие каждого ученика. Здесь нет одного цен­трального аспекта. Дальтон-план опирается на исходное положение о син­тезе различных целей. Важными элементами при этом являются учащиеся, работа, общество и его отражение в школьной жизни, окружающая обста­новка и задачи. Школа представляет собой место, где сходятся все эле­менты, и где хорошее взаимодействие между ними обеспечивает обстанов­ку, в которой учащиеся способны достичь наивысших результатов. Все это в полной мере можно отнести к обучению иностранному языку, кото­рый является одним из составляющих системы обучения в любой школе.

Три основных положения являются концептуальной основой Даль­тон-плана.

1. В современных условиях главной формой индивидуализации обу­чения, а, следовательно, создания психолого-педагогических условий для максимального развития каждого ученика является самостоятельная ра­бота обучаемого в школе и дома (гипотеза Иге Унт).

2.  В рамках классно-урочной системы возможна такая организа­ция работы, при которой большую часть времени учитель может выде­лять для индивидуальной и самостоятельной работы с учениками (гипо­теза А.В.Границкой).

3. Развитие способностей эффективно, если постоянно предлагать все усложняющиеся задания, мотивировать процесс учения, но остав­лять ученику возможность выбирать тот уровень, который для него се­годня возможен и доступен (гипотеза В.Д .Шандрикова).

Цель Дальтон-плана — научить учащихся самостоятельно добы­вать знания, с помощью хорошо составленных Дальтон-заданий, в ко­торых дан обзор определенного раздела, требующего усвоения. Поэто­му учитель с самого начала не должен требовать слишком много от уче­ника.

Можно скорее ожидать гибкости, находчивости, работоспособ­ности, если все предлагаемые задания соответствуют умственным силам ученика. Хуже всего, если предлагаемые задания выше понимания уча­щегося. Ученик должен понимать, что от него требуется, прежде чем он сумеет правильно распределить время и занятия для систематической работы над выполнением. Только работа, доступная пониманию, будит интерес и заставляет расти творческие силы.

1. Свобода — это свобода выбора. Учебно-воспитательный процесс в классе организуется таким образом, чтобы учащиеся с помощью учи­теля выбирали для себя оптимальные пути овладения знаниями, умени­ями, навыками. Учащиеся учатся распоряжаться предоставленной сво­бодой и несут ответственность за пользование этой свободой. Результа­том является высокая мотивация к участию в учебном процессе. При этом важная роль сохраняется за учителем, который руководит, стиму­лирует, охраняет свободу, контролирует и обучает [    ].

2. Сотрудничество. Учащийся не один в классе. Он работает вмес­те с другими учениками и учителями. Учащиеся могут обращаться за помощью друг к другу. Важными аспектами сотрудничества являются умения:

• прислушиваться друг к другу;

• принимать совместные решения;

• ясно выражать свои желания и намерения;

• разрешать конфликты;

• доверять друг другу, комфортно ощущать себя в группе;

• ощущать свою ответственность за выполнение задания. Учитель обеспечивает руководство и помощь.

3. Самостоятельность побуждает учащихся к самостоятельной де­ятельности, к собственным открытиям. В этом случае все запоминается лучше, так как ученик участвует в активном процессе запоминания, а не в пассивном. В ходе самостоятельных заданий учитель и ученики рацио­нально распределяют свое время так, что каждый может получить по­мощь именно на той ступени, на которой она ему необходима. Немало­важно при этом то, что ученики учатся эффективно расходовать свое время. Здесь необходимо отметить, что для организации самостоятель­ной работы нужно:

— создавать соответствующие учебные пособия, основанные на принципах самопроверки;

— формулировать задания ясно и четко;

— устанавливать реальные сроки для выполнения заданий;

— определить условия, при которых становится возможным реги­стрировать сделанную работу;

— дифференцировать задания для "быстрых" и "медленных" уче­ников;

—указывать вспомогательные источники информации и где ими можно воспользоваться (в библиотеке, в кабинете и т.д.);

— определить четкие правила поведения, представляющие возможность свободного перемещения при выполнении заданий, не мешая работе других учеников.

Дальтон – план - это сочетание кабинетного обучения с образовательным процессом, основанным на трех принципах: свобода, самостоятельность, сотрудничество. Все эти принципы объединяются ведущим принципом – принципом гуманизма. В этом суть философии Дальтон-технологии. 

Принцип свободы. Свобода – это право выбора учеником предмета, темы, партнера, источников знаний, темпа, форм и способов работы. Естественно, что сам учебный предмет в основном определяется учебным планом. Но эта свобода сочетается с ответственностью: ученик осуществляет свободное учение, осуществляет самоконтроль, взаимоконтроль, но окончательно уровень достижения цели оценивает учитель по каждому свободно выполненному заданию. Каждый ученик индивидуально отчитывается перед учителем. Таким образом, свобода сочетается с ответственностью.

Принцип самостоятельности. Самостоятельность – это выбор учеником уровня самостоятельности познавательной деятельности и маршрута своего развития, самостоятельность действий принятия решения и ответственности за этот выбор.

Принцип сотрудничества. Сотрудничество – это выбор формы учебно-познавательной деятельности: индивидуальной, парной, в малой группе. Ученик имеет право обращаться за помощью к кому угодно: к учащимся, родителям, учителю. Он не должен бояться признать, что чего-то не знает. Это дает возможность учащимся учиться уважать другого человека, уметь его выслушать, понять, найти с ним контакт, учиться принимать совместные решения, доверять друг другу, учиться помогать другим, отвечать за работу в группе. По поводу помощи важно отметить, что она состоит в том, чтобы указать, где и как искать ответ на вопрос.

Таким образом, основная идея этой технологии заключается в следующем:  работай с кем хочешь, спрашивай кого хочешь, но отвечать за выполнение задания  БУДЕШЬ САМ (ответственность).

 Очень важным элементом являются задания, в которых описыва­ется учебный материал для самостоятельного усвоения учащимися к заданному сроку. Поэтому они должны быть тщательно продуманы, четко разработаны, их выполнение не должно вызывать никаких про­блем у учащихся. Мы уже отмечали, что учащиеся самостоятельно пла­нируют работу над полученными заданиями, сами ведут учет своей работы, сами работают с дополнительными источниками информации, сами решают, какая помощь и от кого им нужна. Учитель со своей стороны внимательно следит за продвижением учащихся в выполне­нии заданий и, в случае необходимости, оказывает им требуемую по­мощь [   ].

Срок выполнения задания может быть различным—от нескольких дней до нескольких месяцев (индивидуальный проект). Задание это своего рода контракт, который заключают между собой учитель и ученик. Учащий­ся обязуется выполнить определенный объем работы к определенному сроку. Ученик как бы подряжается выполнить данную работу, и именно поэтому в практике использования опыта Дальтон-плана можно встре­тить термин "подряд" вместо "задание".

Примерная схема задания (подряда) по Х. Паркхерст такова:

1.введение

Краткое сообщение о том, что ученику предстоит выполнить. Это сообщение служит стимулом интереса.

2. тема

Это центральная идея программы, которую нужно развивать.

3. задачи и вопросы

Сюда входят правила, инструкции, пояснения и задания, которые нужно выполнить.

4. письменные работы

Все требуемые письменные работы с обозначением срока, когда они должны быть представлены. Под письменными работами подразумеваются и краткие заметки, и письменные упражнения, и рефераты, и сочинения и т.д.

5. заучивание

Заучивание стихов, правил, песен.

6. конференции

Указывается время, когда та или иная тема будет обсуждаться на устном уроке, чтобы учащиеся могли самостоятельно подготовиться к дискуссии, собрать нужные материалы и выполненные работы для иллюстрации предмета обсуждения.

7. указание источников

Литература, справочники, словари.

8. эквиваленты

Очень важно научить учащихся вести учет собственных достижений на личной карточке, которая служит отражением его работы. Свою учетную карточку учащийся обязан всегда иметь с собой. Как правило, учащийся не может выполнить месячную работу по предмету за один присест. Поэтому в недельной программе должен быть указан эквивалент времени для выполнения того или иного задания. Так, например, изучение программной грамматики по иностранному языку может считаться работой 2 дней (2 единицы работы), перевод — 3 единицы работы, чтение вслух — 1 единица работы.

9. изучение

выставочных

материалов

Этот пункт имеется в том случае, когда учащийся проводит опре­деленную работу, которую он должен представить, например, в школьной стенгазете или в проекте, который будет оформлен в виде плаката и т.д.

10. зачет

Ученик сдает зачет по изученному материалу.

За учеником остается право определять для себя уровень освоения материала и характер работы над ним и, исходя из этого, выбрать наиболее подходящий для него вариант задания.

В заданиях должна происходить регулярная смена различных аспектов, как дидактических, так и организационных. Например, в одном задании акцент будет ставиться на работу с текстом, а в другом—на совмест­ное обсуждение определенного вопроса. При планировании совместной работы учащихся над заданием необходимо, чтобы этому соответствова­ли материалы и устройство помещения: столы должны быть расставлены так, чтобы можно было работать группой; источники информации должны быть доступны учащимся в любое время и в любом месте, где осуществля­ется работа.

В заданиях следует использовать лишь те слова (лексику), которые учащиеся понимают и знают. Составляя различные Дальтон-задания, учи­телю приходится сталкиваться с проблемой многозначности слов, кото­рые могут встречаться в текстах. Поэтому перед выполнением заданий следует обсудить все проблемы, которые могут возникать в связи с их выполнением; выяснить, насколько учащиеся понимают то, что им пред­стоит выполнять в том смысле, который был заложен в задания учителем.

Задания должны опираться на актуальный опыт (уже имеющиеся знания, умения и навыки) учеников и содержать в себе условия, расши­ряющие (обогащающие) языковой опыт ученика. Необходимо также помнить, что трудность задания зависит от того, какие именно задания предшествовали, т.е., например, от системы ранее выполненных упраж­нений. Также большое значение имеет и распределение учебных зада­ний по трудности в рамках определенного отрезка обучения (например, такого, который обеспечивает достижение некоторой ближайшей цели обучения). По трудности они должны быть равномерно распределе­ны на всем отрезке обучения.

Формами учебной деятельности по Дальтон-плану будут следу­ющие:

• лабораторное занятие;

• коллективный урок;

• классный урок;

• конференция.

Естественно, что все эти названия число условные. Каждый учи­тель может придумать такие названия, которые будут наиболее полно отражать учебную деятельность его класса (группы). Рассмотрим все эти формы подробнее.

1. Лабораторное занятие. Необходимыми условиями его проведе­ния являются: а) наличие кабинета, где собрана вся необходимая лите­ратура, пособия, справочники, словари, таблицы, дидактический и раз­даточный материал; б) определенный промежуток времени, в течение которого кабинет работает; в) присутствие консультанта из числа учи­телей иностранного языка.

Во время этого занятия ученик осуществляет свое движение по за­данию (работает с текстом, переводит, осваивает правила и т.д.), при этом он может обсуждать вопросы и проблемы с консультантом, быть репетитором у другого ученика, сдавать зачет (частично или полностью), изменять варианты своего задания, знакомиться с новыми формами ра­боты. Учитель во время таких занятий организовывает индивидуальную, групповую, парную работу, помогает продвижению учащегося, прини­мает зачеты, дает консультации. Кроме того, он может предложить но­вое задание.

Во время лабораторного занятия нельзя:

— организовывать общее обсуждение проблемы;

— вмешиваться в индивидуальную и групповую работу без всякой

необходимости.

2. Коллективный урок. На таком уроке выявляется проблема, кото­рая появилась в результате деятельности различных учащихся, но явля­ется общей для определенной группы. Учитель является участником и организатором обсуждения, а ученик — участником и субъектом орга­низованной деятельности. Результатом коллективного урока будет яв­ляться решение проблемы и выход на последующую деятельность через возникшие вопросы.

Во время коллективного урока нельзя:

— уходить от заявленной темы;

— делать выводы, носящие законченный характер;

— игнорировать чье-либо мнение;

— давать оценку высказываниям.

3. Классный урок — это традиционный урок, направленный на от­работку навыков и умений и на их закрепление. В некоторых случаях классный урок может стать уроком коллективной рефлексии, анализа, подведения итогов. Это может быть фронтальная беседа, контрольная работа, выполнение тестовых заданий. Классные уроки не рекомендует­ся пропускать.

4. Конференция. Ее основными признаками являются:

а) необходи­мость определенного периода для подготовки к обсуждению проблемы, которая известна заранее;

 б) выступления готовятся в форме докладов, а не сообщений (основное отличие одного жанра от другого — в прояв­лении собственной точки зрения);

 в) конференция устанавливает свои правила, тем самым вводятся определенные культурные нормы;

г) выс­тупления на конференции рецензируются с точки зрения их качества.

Большое значение имеет проверка и самопроверка. В процессе вве­дения Дальтон-плана большое внимание следует уделить изменению по­зиции и отношения учащегося к обучению, а также постараться посте­пенно развивать у него чувство ответственности за выполняемую рабо­ту. Неотъемлемой частью этого процесса является развитие способнос­ти оценивать результаты своей работы. Это может происходить посред­ством самопроверки: учащийся проверяет свою работу с помощью со­ответствующей проверочной модели. После этого работу может прове­рить учитель или ученики сами обсуждают ее результаты друг с другом. Последнее тоже является частью Дальтонского подхода к обучению. Явление самопроверки приобретает здесь двойное значение: благодаря совместному обсуждению учащимися своей работы у них воспитывает­ся умение прислушиваться друг к другу, уважать различные мнения и ценить совместное достижение наилучшего результата, объективно оце­нивать свою работу. Поэтому каждое задание должно предусматривать наличие проверочной модели или ориентиров, которыми учащиеся смо­гут руководствоваться самостоятельно. Такая манера работы позволя­ет в рамках всей организации уроков частично устранить необходи­мость обычной общей классной проверки результатов. Индивидуаль­ная проверка может осуществляться на основе беседы о той или иной теме с соответствующей группой учащихся, а также с помощью отче­тов, рефератов и т.д.

Работа на уроке по Дальтон-заданиям не нашла пока широкого при­менения на уроках иностранного языка. У этого метода есть свои положи­тельные стороны и отрицательные, как и у любого метода. К положитель­ным сторонам можно отнести следующее:

— индивидуализация процесса обучения;

— развитие способности выбора;

— активный способ обучения;

— стимулирование развития индивидуальных талантов и способ­ностей;

— создание условий в познании самого себя (своих возможностей), формируя реальную самооценку путем удовлетворения притязаний на при­знание;

—развитие чувства ответственности за результаты собственной дея­тельности путем приобретения разнообразного опыта познания в контек­сте учебной деятельности;

— развитие умения сотрудничества;

— развитие собственных идей;

— развитие умения планировать результаты своей учебной деятель­ности, тем самым формирование навыков прогнозирования;

— возможность экспериментировать в рамках нового образа жизни;

— приобретение умения работать со всякого рода справочной ли­тературой.

К отрицательным моментам в организации Дальтон-уроков отно­сится:

— трудоемкость в составлении Дальтон-заданий;

— необходимость составления заданий для каждого ученика;

— большая подготовительная работа;

— создание соответствующих условий для выполнения Дальтон-заданий;

— организация консультаций после основных уроков для выпол­нения Дальтон-заданий.

Подводя итог, необходимо уточнить, что Дальтон-план представляет собой не систему, а идею, способ обучения. Средством выражения основных прин­ципов (свобода, сотрудничество, самостоятельность) является задание. Дальтон-план — это не шаблон, по которому может строиться деятель­ность любого класса или группы. И, тем не менее, это достаточно эф­фективное средство организации самостоятельной работы по иностран­ному языку.