Конспект интегрированного урока (музыка и литература)
в 7 классе
«Чудное мгновенье»
(образы природы
в поэзии и музыке).
Составили: учитель музыки Светлана Геннадьевна Балякова,
учитель литературы Елена Михайловна Филиппова.
Цели:
- учить сопоставлять разные по настроению стихотворения и музыкальные картины, находить образы этих произведений;
- развивать творческое воображение, эмоциональную сферу;
- воспитывать чувство прекрасного, бережное отношение к природе, родине.
Задачи:
Воспитательный аспект:
- воспитывать культуру восприятия произведений искусства, через обобщение представлений учащихся о взаимосвязях музыки, литературы;
- воспитывать эмоционально-эстетическую отзывчивость и интерес к явлениям мира природы и мира искусства;
- воспитывать правила организации и аккуратности на рабочем месте.
Обучающий аспект:
- показать внутреннюю связь музыки и литературы;
-обогатить словарный запас учащихся;
-способствовать формированию умений учащихся выделять основные средства художественной выразительности, музыки для раскрытия исследуемого образа,
-формировать умение высказать свое суждение о замысле творца;
-учить достигать соотнесение содержания музыкального произведения с духовным мироощущением учащихся.
Развивающий аспект:
- способствовать развитию абстрактно-образного и ассоциативного мышления,
- развивать эмоционально-образное восприятие явлений окружающего мира, произведений искусства,
-развивать способность видеть мир искусства во всем многообразии его связей;
-активизировать мыслительную деятельность учащихся, способность к творческому самовыражению,
-развивать чувство прекрасного и потребность в самосовершенствовании.
Тип урока – интегрированный.
Оборудование : музыкальный центр, компьютер, экран, видеоряд о природе, презентация, ватман.
Музыкальный материал: С.Рахманинов «Весенние воды», романс «Отговорила роща золотая».
Литературный материал:
тексты стихотворений И.Бунина, сведения биографии поэта.
Оборудование:
- экран, мультимедиапроектор, музыкальный центр;
- презентация;
- тексты стихотворений И.Бунина.
Ход урока:
1.Организационный момент.
У:- Доброе утро, ребята!
У:- Сегодня у нас с вами будет особенный урок, необычный. А что станет сегодня предметом нашего внимания, вы скажете сами.
2. Мотивация учебной деятельности.
Выступление ансамбля с песней «Отговорила роща золотая».
Слайд№1.
У.Л. – Мир полон звуков, мир чуда ждёт.
С листа берёзы капля упадёт
Почти без стука в мягкий плащ травы.
Мир полон звуков и ещё любви. (5мин)
Наверное, каждый человек на земле ощущает и понимает, в той или иной степени, «душу природы», её «язык», как выразился замечательный русский поэт Ф.И.Тютчев. Но наиболее глубоко и тонко проникаются этим чувством люди творческие - художники, поэты, композиторы.
Именно в изображении природы особенно близко сходятся два вида искусства: литература и музыка.
На фоне «Весеннего вальса. Шопена» ученица читает стихотворение И.Ивенсен «Музыка» (5мин)
(Ученица Ряховская Ю. читает)
Послушай: музыка вокруг:
Она во всём – в самой природе,
И для бесчисленных мелодий
Она сама рождает звук.
Ей служат ветер, плеск волны.
Раскаты грома, звон капели.
Птиц несмолкаемые трели
Среди зелёной тишины.
И дятла дробь, и поездов
Гудки, чуть слышные в дремоте,
И ливень песенкой без слов –
Всё на одной звенящей ноте -
И снега хруст, и треск костра!
И металлическое пенье,
И звон пилы и топора!
И проводов степных гуденье!
(продолжает читать учитель музыки)
…Вот почему-то иногда
Почудится в концертном зале,
Что нам о солнце рассказали.
О том, как плещется вода,
Как ветер шелестит листвою.
Как, заскрипев, качнулись ели.
А это арфы нам напели,
Рояль, и скрипка, и гобой.
Слайд№2.
3. Актуализация учебной деятельности.
У.М. – Ребята, как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить на уроке? (Ответ детей) Мы сегодня поговорим об образах природы в музыке и поэзии. И назовем мы наш урок « Чудное мгновенье».Работать будете в группах: 1 гр. –«Литераторы», 2 гр – «Композиторы», 3 гр – «Журналисты», 4гр. – «Художники». И обратимся мы к творчеству вам уже известного русского композитора С.В.Рахманинова.
Слайд№3.
Отвечает группа « Музыканты»
Слайд№4.
Родился С.В.Рахманинов 1 апреля 1873 г. в имении Онега Новгородской губернии,
русский композитор, пианист-виртуоз, дирижёр. Музыке он обучался с 4-х лет под руководством матери. Успешно окончил Московскую консерваторию.
Революцию 1917 года горячо поддерживал, но не понял её и уехал за границу. Жил во Франции, Швейцарии, Америке. С 1935 года окончательно поселился в США.
Слайд№5
В 1943г. Умер в Америке в Беверли -Хилз.
Но, несмотря на это, считал себя русским композитором, и все его произведения пронизаны интонациями русской народной музыки, любовью к природе, к родине.
Слайд№6.
«…он пел Россию от земли до неба, он пел Россию трепетом всех пальцев:
Её дожди, крыльцо под белым снегом, и осень рыжую с кочующим багрянцем…» М.Румянцев.
5мин
У.М. - Сейчас мне хочется обратиться к произведению С, В, Рахманинова «Сирень»
Послушаем и вспомним его. Слушание романс «Сирень» С.Рахманинов.
Слайд№8.
- К какому музыкальному жанру относится это произведение?
( романс)
– Какую природу показал в этом произведении композитор?
( - природа весной, всё проснулось от зимнего сна;
всё тянется навстречу солнцу, новому дню, воды бурлят, бегут, хлопочут)
- Какое настроение в музыке?
( - радостное, приподнятое, торжествующее, ликующее)
– Какой, по-вашему, музыкальный образ в этом произведении?
( образ стремительных безудержных юных сил весны) -5мин
Физкультминутка. («Весёлая зарядка).
У.Л. – Картины русской природы волновали сердца не только композиторов, но и многих русских поэтов. Звуки, движения, образы возникают под пером известных поэтов, но поэтический язык - особенный, таинственный. Не каждому дано понимать язык стиха, а мы с вами попробуем угадать, что таится за волшебными строками стиха. Какие образы вам представятся, какие чувства возникнут?
1.Рассыпался чертог из янтаря -
Из края в край сквозит аллея к дому.
Холодное дыханье сентября
Разносит ветер по саду пустому. (Бояринов К.)
Слайд№9.
2.Разлил свой пышный пламень небосвод. (Мухин М)
Слайд№10
3.И под ветвистыми дубами стеклом расплавленным бежит. (Ослоповский Е)
Слайд№11 ( портрет Бунина).
У.Л. – Эти необыкновенные поэтические образы, поражающие нас своей красотой, музыкальностью были созданы русским поэтом - Иваном Алексеевичем Буниным.
Слайд№12 ( дом Бунина). 10мин
У.Л. - Судьбы этих великих людей - Сергея Рахманинова и Ивана Бунина - в чем-то похожи. Сходно их восприятие природы и красоты, оба пронзительно и беззаветно любили Родину, тяжело переживали разлуку с ней.
Отвечает группа «Литераторы».( 5мин)
-«Малая родина» Бунина - орловская земля, хуторок Бутырки, затерявшийся в степи.
Здесь, среди моря хлебов, трав и цветов, в вечной тишине полей провел свое детство будущий писатель. Здесь он учился видеть и слышать мир, понимать природу.
Судьба Бунина сложилась трагически: около 30 лет он провел на чужбине, во Франции. ( Матяшова Н)
В Россию писатель так и не вернулся, хотя очень хотел этого. Мысль о Родине была главной в его жизни.
У Бунина много стихотворений о природе; тепло, задушевно он пишет о всех временах года. Пейзажная лирика Бунина музыкальна, живописна, неповторима. Постараемся увидеть мир природы его глазами, почувствовать гармонию этого мира, услышать музыку поэтического слова. (Судоренко П.)
Слайд№20.
Чтение учащимся стихотворения «Родина». (Гаврилюк Д)
Беседа о стихотворении:
У.Л. -Какое настроение вызывает у вас данное стихотворение? Меняется ли настроение?
- Какие краски вы увидели?
- Стихотворение очень музыкально. Как вы думаете почему?
- У Бунина возник такой образ Родины: свинцовое небо, бескрайние сосновые леса, снежная пустыня, сумрак. А у вас? Продолжите ассоциативный ряд: Родина…
(ответы учащихся)
Слайд№21. (5мин).
Итог урока.
У Л. - Союз слова и музыкальных интонаций составляет неразрывное единство в создании образов природы. Как часто и глубоко проникает природа в искусство, как тесно они связаны друг с другом! Почувствовали ли вы это? Что вам хочется сказать об услышанном, чем поделиться?
- Выступление творческих групп «Журналисты», «Художники».
(ответы детей)
У.М.: - Молодцы! Вот и подошел к концу наш урок. А теперь мы попросим вас нарисовать группой ,то чудное мгновенье, которое было на уроке.
Звучит Вальс Весенний Шопена. На фоне музыки слова учителя.
У: - Уметь заметить красивое в природе, остановиться в изумлении, а главное, сохранить, сберечь все это – вот наша главная цель.
Домашнее задание учащимся: письменно ответить на вопрос.