СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Деятельность учителя в период адаптации первоклассников

Нажмите, чтобы узнать подробности

В презентации рассматривается суть процесса адаптации первокласскика (физиологическая и социально-психологическая), на что должна быть направлена деятельность учителя.

Просмотр содержимого документа
«Деятельность учителя в период адаптации первоклассников»

 Отдел образования администрации Кировского района Санкт-Петербурга  ГБОУ № 249 им. Маневича  Деятельность учителя в период адаптации первоклассников  Научно-практическая конференция  «Адаптация обучающихся к образовательной деятельности:  инновации, точки роста, механизмы и ресурсы»   Ершевич Виктория Алексеевна  учитель нач.классов ГБОУ СОШ №249  31.10.2022

Отдел образования администрации Кировского района Санкт-Петербурга ГБОУ № 249 им. Маневича Деятельность учителя в период адаптации первоклассников Научно-практическая конференция «Адаптация обучающихся к образовательной деятельности: инновации, точки роста, механизмы и ресурсы» Ершевич Виктория Алексеевна учитель нач.классов ГБОУ СОШ №249 31.10.2022

Суть процесса адаптации первоклассников     «От того, как будет чувствовать себя ребенок, поднимаясь на первую ступеньку лестницы познания, что он будет переживать, зависит весь дальнейший путь к знаниям». В.А. Сухомлинский  Первый учебный год является непростым испытанием, как для ребенка, так и для родителей. Для ребенка это связано с переходом на новый социальный уровень, сменой привычной среды, деятельности, а так же с  кризисом 6-7 лет .  Адаптация к школе  — это процесс привыкания к новым школьным условиям, который каждый первоклассник переживает и осознает по-своему. Его составляющими являются  физиологическая адаптация и  социально-психологическая адаптация (к учителям и их требованиям, к одноклассникам).

Суть процесса адаптации первоклассников

  «От того, как будет чувствовать себя ребенок,

поднимаясь на первую ступеньку лестницы познания,

что он будет переживать,

зависит весь дальнейший путь к знаниям».

В.А. Сухомлинский

Первый учебный год является непростым испытанием, как для ребенка, так и для родителей. Для ребенка это связано с переходом на новый социальный уровень, сменой привычной среды, деятельности, а так же с  кризисом 6-7 лет .

Адаптация к школе  — это процесс привыкания к новым школьным условиям, который каждый первоклассник переживает и осознает по-своему. Его составляющими являются  физиологическая адаптация и  социально-психологическая адаптация (к учителям и их требованиям, к одноклассникам).

Физиологическая адаптация    Привыкая к новым условиям и требованиям, организм ребенка проходит через несколько этапов: Первые 2-3 недели обучения на все новые воздействия организм ребенка отвечает значительным напряжением практически всех своих систем, то есть дети тратят значительную часть ресурсов своего организма. Это объясняет тот факт, что в сентябре многие первоклассники болеют.  Далее — неустойчивое приспособление. Организм ребенка находит приемлемые, близкие к оптимальным варианты реакций на новые условия.  После этого наступает период относительно устойчивого приспособления. Организм реагирует на нагрузки с меньшим напряжением.   Продолжительность всего периода адаптации первоклассника варьируется от 2 до 6 месяцев в зависимости от индивидуальных особенностей ученика.

Физиологическая адаптация

Привыкая к новым условиям и требованиям, организм ребенка проходит через несколько этапов:

  • Первые 2-3 недели обучения на все новые воздействия организм ребенка отвечает значительным напряжением практически всех своих систем, то есть дети тратят значительную часть ресурсов своего организма. Это объясняет тот факт, что в сентябре многие первоклассники болеют.

  • Далее — неустойчивое приспособление. Организм ребенка находит приемлемые, близкие к оптимальным варианты реакций на новые условия.

  • После этого наступает период относительно устойчивого приспособления. Организм реагирует на нагрузки с меньшим напряжением.

Продолжительность всего периода адаптации первоклассника варьируется от 2 до 6 месяцев в зависимости от индивидуальных особенностей ученика.

Социально-психологическая адаптация  Условно по степени адаптации всех детей можно разделить на три группы. Первая группа  детей адаптируется к школе в течение первых двух месяцев обучения. Основные показатели благоприятной социально-психологической адаптации ребенка: формирование адекватного поведения; установление контактов с обучающимися и учителем; овладение навыками учебной деятель­ности. Вторая группа  детей проходит более длительную адаптацию, период несоответствия их поведения требованиям школы затягивается. Лишь к концу первого полугодия реакции этих учеников становятся адекватными требованиям школы и учителя. Третья группа —  дети, у которых социально-психологическая адаптация связана со значительными трудностями. Именно на таких детей жалуются учителя, одноклассники, родители: они нередко

Социально-психологическая адаптация

Условно по степени адаптации всех детей можно разделить на три группы.

Первая группа  детей адаптируется к школе в течение первых двух месяцев обучения.

Основные показатели благоприятной социально-психологической адаптации ребенка:

формирование адекватного поведения;

установление контактов с обучающимися и учителем;

овладение навыками учебной деятель­ности.

Вторая группа  детей проходит более длительную адаптацию, период несоответствия их поведения требованиям школы затягивается. Лишь к концу первого полугодия реакции этих учеников становятся адекватными требованиям школы и учителя.

Третья группа —  дети, у которых социально-психологическая адаптация связана со значительными трудностями. Именно на таких детей жалуются учителя, одноклассники, родители: они нередко "третируют детей", "мешают работать на уроке", их реакции непредсказуемы. Проблемы, накапливаясь, становятся комплексными.

Важно следить за динамикой процесса адаптации, выявлять причины намечающейся дезадаптации  и проводить необходимую коррекцию выявленных отклонений в ходе «подстраивания» первоклассника к школьной жизни.   Факторы социальной адаптации Факторы физиологической адаптации Установлены новые формы отношений, новые коммуникативные связи. Сложились устойчивые способы взаимоотношения со сверстниками и взрослыми. Намечено направление дальнейшей личностной самореализации первоклассника в школе.   Факторы психологической адаптации Высокая работоспособность. Хороший сон и аппетит. Отсутствие симптоматических заболеваний.   Нет перепадов настроения и капризов. Присутствует положительная мотивация к обучению. Овладение основными навыками учебной деятельности. Готовность к самооцениванию.

Важно следить за динамикой процесса адаптации, выявлять причины намечающейся дезадаптации

и проводить необходимую коррекцию выявленных отклонений

в ходе «подстраивания» первоклассника к школьной жизни.  

Факторы социальной адаптации

Факторы физиологической адаптации

  • Установлены новые формы отношений, новые коммуникативные связи.
  • Сложились устойчивые способы взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.
  • Намечено направление дальнейшей личностной самореализации первоклассника в школе.  

Факторы психологической адаптации

  • Высокая работоспособность.
  • Хороший сон и аппетит.
  • Отсутствие симптоматических заболеваний.

 

  • Нет перепадов настроения и капризов.
  • Присутствует положительная мотивация к обучению.
  • Овладение основными навыками учебной деятельности.
  • Готовность к самооцениванию.
Правила Симона Соловейчика для первоклассников Не отнимай чужого, но и своё не отдавай. Попросили — дай, пытаются отнять — старайся защищаться. Не дерись без причины. Зовут играть -— иди, не зовут — спроси разрешения играть вме­сте, это не стыдно. Играй честно, не подводи своих товарищей. Не дразни никого, не канючь, не выпрашивай ничего. Два раза ни у кого ничего не проси. Будь внимателен везде, где нужно проявить внимательность. Из-за отметок не плачь, будь гордым. С учителем из-за отме­ток не спорь и на учителя за отметки не обижайся. Старайся все делать вовремя и думай о хороших результатах, они обяза­тельно у тебя будут. Не ябедничай и не наговаривай ни на кого . Старайся быть аккуратным. Почаще говори: давай дружить, давай играть, давай вместе пойдем домой. Помни! Ты не лучше всех, ты не хуже всех! Ты — неповтори­мый для самого себя, родителей, учителей, друзей!
  • Правила Симона Соловейчика для первоклассников
  • Не отнимай чужого, но и своё не отдавай.
  • Попросили — дай, пытаются отнять — старайся защищаться.
  • Не дерись без причины.
  • Зовут играть -— иди, не зовут — спроси разрешения играть вме­сте, это не стыдно.
  • Играй честно, не подводи своих товарищей.
  • Не дразни никого, не канючь, не выпрашивай ничего. Два раза ни у кого ничего не проси.
  • Будь внимателен везде, где нужно проявить внимательность.
  • Из-за отметок не плачь, будь гордым. С учителем из-за отме­ток не спорь и на учителя за отметки не обижайся. Старайся все делать вовремя и думай о хороших результатах, они обяза­тельно у тебя будут.
  • Не ябедничай и не наговаривай ни на кого .
  • Старайся быть аккуратным.
  • Почаще говори: давай дружить, давай играть, давай вместе пойдем домой.
  • Помни! Ты не лучше всех, ты не хуже всех! Ты — неповтори­мый для самого себя, родителей, учителей, друзей!