«Диагностика уровня воспитанности младших школьников»
Вопросы воспитания детей на всех этапах развития общества являются важнейшими для современной педагогической науки и практики. От того, как мы воспитаем последующее поколение сегодня, зависит, как и в какой стране мы будем жить завтра. Такое серьезное отношение к проблеме воспитания не является новообразованием современности. Я. А. Коменский говорил о воспитании следующее: «Хотя человек, как и всякое существо, сам приобретает свой образ, всѐ же без предварительной прививки черенков мудрости, нравственности и благочестия, он не может стать существом разумным, мудрым, нравственным и благочестивым».
Сегодня общечеловеческая мораль и культура – это фундамент, на котором строятся стратегия, цели, задачи, содержание, средства, технологии воспитания. Освоение и присвоение общечеловеческих и личностных ценностей и составляет основное содержание современного воспитания, содействующее формированию личности, способной к творческой гармонии личностных и общественных интересов.
Результатом воспитания должна стать воспитанная личность. Следовательно, необходимо определиться с самим понятием воспитанности. В разные времена этот термин имел разное содержание. Всѐ зависело от того, какие критерии выступали в качестве определяющих. В словаре Д. Н. Ушакова: «Воспитанность – это знание правил поведения в обществе, приобретенное в результате "хорошего" воспитания». Современная трактовка воспитанности звучит так: «Воспитанность – способность следовать моральным правилам и поведенческим нормам, принятым в референтной группе». Но и это определение не может быть исчерпывающим, так как, помимо следования нормам, которое по большей части выражено внешне, есть еще и внутренняя сторона, связанная с явлениями, скрытыми от глаз – мотивами, убеждениями, планами, ориентациями ребенка.
Государство и общество ставит перед педагогами в области воспитания следующие задачи: формирование у детей коммуникативной компетентности, усвоение моральных норм и нравственных ценностей, эмоциональной отзывчивости и толерантности. И эти качества должны быть присвоены детьми не только внешне, но и стать частью их личности. В связи с этим очень важной проблемой является диагностика воспитанности, процедура ее проведения и показатели, по которым она должна проводиться. Также необходимо учитывать, что на каждом возрастном этапе воспитанность включает в себя разные содержания и измеряться должна по разным критериям.
В психолого-педагогической литературе ориентировочно выделяется 4 уровня воспитанности:
Очень низкий уровень характеризует нравственно отрицательный образ школьника: отрицательный опыт поведения, которое с трудом исправляется под влиянием педагогического воздействия, самоорганизация и саморегуляция не развиты.
Низкий уровень воспитанности характеризуется слабым проявлением положительного, еще не устойчивого опыта поведения, наблюдаются срывы, поведение регулируется в основном требованиями старших, другими внешними стимулами и побудителями, саморегуляция ситуативна.
Средний уровень – свойственно устойчивое положительное поведение, наличие регуляции и саморегуляции, хотя активная позиция по отношению к деятельности и поступкам товарищей по классу еще не проявляется.
Высокий уровень – наличие устойчивого и положительного опыта поведения, самоорганизация и саморегуляция наряду со стремлениями к организации и регуляции деятельности и поведения других людей, проявление активной позиции.
Воспитание детей – очень сложное, тонкое и ответственное дело. Каждый день оказываешься перед массой труднейших вопросов: как научить детей учиться, как воспитывать в каждом любовь к Родине, чувство доброты и справедливости, отзывчивость и непримиримость к злу.
От содержания, методики работы учителя во многом зависит, каким станет ребенок: добросовестным и честным работником, хорошим человеком, активным образцом за все лучшее или мелким, эгоистичным и даже откровенным носителем зла.
Воспитательная работа должна быть направлена на всестороннее развитие ребенка, основой развития является нравственное формирование личности.
Воспитание, формирование личности ребенка осуществляется каждый день в будничной жизни. Поэтому очень важно, чтобы повседневная жизнь и деятельность детей стала разнообразной, содержательной и строилась на основе самых высоких нравственных отношений. Радостным для учеников должен стать сам процесс приобретения новых знаний, познания мира с неизбежными трудностями, успехами и неудачами. Ни с чем несравнимую радость доставляет общение с товарищами, приобретение друзей, коллективные дела, игры, совместные переживания, приобщение к труду и общественно полезной деятельности. И педагоги, должны постараться сделать все, чтобы процесс воспитания был эффективным.
Начиная работу с диагностическими методиками, педагог должен выбирать те, которые предполагают на выходе конкретный результат. Любая диагностика - это исследовательская деятельность. Все результаты проведенных исследований не должны стать достоянием лиц, не имеющих отношения к делам данного класса. Результаты диагностики должны стать основой для внесения в план воспитательной работы соответствующих изменений. Педагог при проведении диагностических мероприятий должен объяснять учащимся для чего он это делает.
Для изучения детского коллектива прекрасно подойдут проверенные временем методики: наблюдение, опросники, проективные тесты, анкетирование, сочинения, графические и рисуночные темы.
Диагностические методики очень эффективны в процессе исследования не только нового классного коллектива, но и при изучении состояния уже знакомого класса на разных этапах его развития. Данный подход довольно информативен и не требует много времени от учеников. Классный руководитель с его помощью получает фактический материал, помогающий увидеть даже не слишком явные процессы и события, имеющие место в жизни детского коллектива.
Диагностика имеет большое значение для целенаправленного и эффективного осуществления воспитательно-образовательного процесса. Она позволяет путем контроля (мониторинга) и коррекции всей системы воспитания и обучения и составляющих ее компонентов совершенствовать процесс воспитания, обучения и развития детей.
Для диагностики воспитанности педагог должен использовать комплекс методов изучения личностных качеств. Применяемая система методов должна охватыватывать мотивы, знания и умения воспитанника. Спектр этих методов достаточно широк: опросные методы (анкетирование, тестирование, беседа и др.), наблюдение, проективное тестирование, изучение продуктов деятельности ребенка, метод независимых оценок и др. Многие из методов не только позволяют педагогу выявить особенности проявления того или иного качества, но и оказывают воспитательный эффект.
Критерий и показатели эффективности воспитательного процесса могут быть разработаны в каждой школе с учетом целей и задач проводимой работы, основных идей концепции, этапа развития воспитательной системы.
Без изучения уровней воспитанности школьников невозможно конкретизировать цели воспитания, осуществлять индивидуальный и дифференцированный подход к учащимся, преодолеть формализм в воспитательной работе.
Для младших школьников эффективным является метод диагностики воспитанности – метод воспитывающих ситуаций. Суть его состоит в том, чтобы ввести детей в ситуацию, в которой они должны поступить тем или иным способом. Причем создаваемая ситуация должна быть максимально приближена к реальной, дети не должны чувствовать себя неестественно, от этого зависит достоверность получаемых данных. Диагностические ситуации, как и критерии, предлагается черпать из сюжетов русских народных сказок. Для детей же это будет выглядеть как игра в сказку, а поскольку игровая деятельность в младшем школьном возрасте не теряет своей актуальности и является для детей интересным и комфортным занятием, они с удовольствием включаются в нее. Таким образом, ситуация выглядит для них естественно, что позволяет им в полной мере проявлять себя, свои мотивы, внутренние ориентации и установки. Еще один важный момент состоит в том, что, применяя метод воспитывающих ситуаций, можно диагностировать и позицию «умолчания» со стороны детей, тогда как при других методах диагностики она сложно выявляема. Как правило, такая пассивность со стороны детей не вызывает у учителей какой-либо тревоги и вопросов, наоборот, молчание и соглашательство со стороны воспитанников педагог воспринимает за воспитанность, что губительно для самого воспитательного процесса. При позиции «умолчания» со стороны детей, педагог лишен возможности правильно диагностировать их истинные мотивы, ориентации, установки и убеждения. А без подобной информации невозможно эффективно выстроить воспитательный процесс, вовремя произвести коррекцию своих воздействий и отношений с младшими школьниками. Помимо этого, воспитывающая ситуация является не только методом диагностики уровня воспитанности, но и выступает в качестве формирующего эксперимента. В ней дети не только демонстрируют внутренние качества личности, но воспитываются в процессе проживания этой ситуации. Этот метод может быть использован как при работе с отдельными детьми, малыми группами, так и в целом классе.
Сопоставив информацию, полученную разными диагностическим способами, можно получить наиболее объективную и достоверную картину, отражающую личность ребенка, а также уровень его текущей воспитанности, скорректировать, а возможно, и перенаправить воспитательные воздействия, спрогнозировать будущий уровень воспитанности, которого может достигнуть конкретный ребенок и детский коллектив в целом.