Дидактический синквейн
Для оптимизации коррекционной работы в логопедической практике широко используются разнообразные традиционные и нетрадиционные методы и приёмы, применяются различные адаптированные технологии, эффективность которых определяется практикой. Одним из таких способов является составление синквейна.
Слово синквейн в переводе с французского языка – “стихотворение из пяти строк”. История возникновения синквейна сравнительно молода, по основной версии в начале двадцатого века этот жанр поэзии придумала американская поэтесса А. Крэпси. С конца 1990-х годов данная технология стала внедряться в отечественной педагогике. Основная задача синквейна – научить ребенка мыслить максимально емко, умению выражать свои мысли кратко, четко и понятно.
Актуальность технологии «дидактический синквейн» заключается в следующем:
Синквейн используется на занятиях по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями, а также с детьми с нормой речевого развития.
Составление синквейна проводится в рамках прохождения определенной лексической темы.
Синквейн в коррекционной работе с детьми с ОНР совершенствует словарную работу.
Учит определять грамматическую основу предложений.
Развивает языковое чутье, формируется фразовая речь, ассоциативное мышление.
Синквейн помогает анализировать информацию, кратко излагать идеи, чувства и представления в нескольких словах.
Составление синквейна наиболее уместно в работе с детьми старшего дошкольного возраста, когда у детей уже сформированы определенные знания и умения, дети должны иметь достаточный словарный запас в рамках темы, владеть обобщением, научиться правильно понимать и задавать вопросы, согласовывать слова в предложении, правильно оформлять свою мысль в виде предложения, знать понятия “слова-предметы”, “слова-признаки”, “слова-действия”.
Изучая данные понятия, дети соотносят их с общепринятыми графическими схемами, что в дальнейшем поможет при составлении синквейнов.
При обучении составления синквейна решаются следующие задачи:
Уточнение, расширение, активизация словаря;
Знакомство с понятиями: «слово, обозначающее предмет», «слово, обозначающее действие предмета», «слово, обозначающее признак предмета»;
Дети учатся: подбирать к существительному прилагательные, подбирать к существительному глаголы;
Дети знакомятся с понятием: предложение. Составляют предложения по предметной, сюжетной картине, используя схемы предложений;
Дети выражают своё личное отношение к теме одной фразой; а так же используют знания пословиц, поговорок по заданной теме;
Происходит формирование парадигматических и синтагматических связей слов, т.е. синквейн способствует успешному преодолению нарушений лексической системности, свойственных детям с общим недоразвитием речи.
Детям предлагается определённый алгоритм, предложенный автором данной технологии В. М. Акименко, который помогает составить рассказ на любую лексическую тему. Лексические темы, которые усваивают дети коррекционной группы, служат темами синквейнов.
Алгоритм составления синквейна:
Синквейн состоит из пяти строк его форма напоминает ёлочку:
1 строка – Название. Одно слово, обычно существительное, отражающее главную идею;
2 строка – Описание. Два слова, прилагательные, описывающие основную мысль;
3 строка – Действие. Три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы;
4 строка – Фраза из нескольких слов, показывающая отношение к теме, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту;
5 строка – Синоним названия темы. Одно слово-резюме, характеризующее суть предмета или объекта (обобщающее слово).
На первом этапе работы при обучении составления синквейна уточняется, расширяется и совершенствуется словарь дошкольников. Дети знакомятся с понятиями «слово, обозначающее предмет» и «слово, обозначающее действие предмета», тем самым готовится платформа для последующей работы над предложением.
Свои работы (синквейны) дети оформляют как в форме графических рисунков, которые помогают дошкольникам более конкретно ощутить границы слов и их раздельное написание, так и в виде устных сочинений с опорой на схему.
Учитывая, что ведущая деятельность у дошкольников — игровая, организовать процесс познания новых слов проще в игре. Уместно начинать на начальном этапе обучения детей составлению синквейна с использования дидактические игр и упражнений. Например, «Подбери определения», «Узнай предмет по определению», «Кто что делает?», «Что чем делают?», «Назови часть целого» и др.
Синквейн можно составлять как на индивидуальных, групповых занятиях, так и на занятиях с одной группой или в двух подгруппах одновременно.
На втором этапе продолжается работа по обогащению и активизации словаря; составлению предложения из нескольких слов, показывающая отношение к теме, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту, предметной (сюжетной) картине. На данном этапе очень важно научить детей выражать своё личное отношение к теме одной фразой; а так же использовать знание пословиц, поговорок по заданной теме.
Использование синквейна в коррекции ОНР способствует успешной коррекции всей речевой системы в целом: развивается импрессивная речь детей, обогащается и активизируется лексическая сторона речи, закрепляются навыки словообразования, формируется и совершенствуется умение использовать в речи различные по своему составу предложения, умение описывать предметы, составлять синквейн по предметной картинке (сюжетным) картинкам, по прослушанному рассказу или сказке.
Дидактический синквейн позволяет создавать условия для свободного выбора ребенком деятельности, принятия решений, выражения чувств и мыслей, благодаря ему возможна поддержка индивидуальности и инициативы каждого ребенка, а это, в свою очередь, создает социальную ситуацию для развития ребенка.
Пример синквейна:
Осень.
Золотая, дождливая.
Осыпается, льет, моросит.
Скоро будет голый сад.
Грусть.
Литература
Акименко, В.М. Новые педагогические технологии [Текст]: учебно-метод. пособие / В.М.Акименко. – Ростов н/Д изд. Феникс, 2008.
Акименко, В.М. Развивающие технологии в логопедии [Текст]: кн. для логопеда / В.М.Акименко. – Ростов н/Д; изд. Феникс, 2011.
Акименко, В.М. Речевые нарушения у детей [Текст]: кн. для логопеда / В.М.Акименко. – Ростов н/Д; изд. Феникс, 2008.
Гин А. Приемы педагогической техники [Текст]: М.:Вита-Пресс, 2003.
Лалаева, Р.И. Нарушения речи и их коррекция у детей с задержкой психического развития [Текст]: кн. для логопеда / Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова, С.В. Зорина. – М.: Изд-во ВЛАДОС
Селиверстов, В.И. Речевые игры с детьми [Текст]: кн. для логопеда / В.И. Селиверстов. М.: ВЛАДОС
Филимонова, О.Ю., Развитие словаря дошкольника в играх [Текст]: пособие для логопедов, воспитателей и родителей/ О.Ю. Филимонова. – СПб., “ДЕТСТВО-ПРЕСС”
Филичева, Т.Б., Чиркина, Г.В. Подготовка к школе детей с общим речевым недоразвитием речи [Текст]: кн. для логопеда / Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина. – М.: Просвещение
Филичева, Т.Б., Чиркина, Г.В.Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста [Текст]: практ. пособие / Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина. – М.: Айрис-пресс.
Шевченко С.Г. Особенности освоения элементарных общих понятий у детей с задержкой психического развития // Дефектология. – 1987. - №5.
Душка Н. Синквейн в работе по развитию речи дошкольников. // Журнал “Логопед”, - бю. 2005№5.
ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: Синквейн – один из эффективных методов развития речи дошкольника
Рисунок 1.
СХЕМА СОСТАВЛЕНИЯ СИНКВЕЙНА
5