Дидактическое пособие по речевому развитию «Теремок»
Одним из методов решения проблемы может стать дидактическое пособие, которое обеспечит повышение звуковой культуры речи у старших дошкольников. Это игровое дидактическое пособие «Теремок».
Цель:
Развитие речевой активности детей.
Это дидактическое пособие способствует развитию речи, закреплению полученных речевых умений, позволит не только активизировать речь, но и будет способствовать развитию внимания, памяти, наглядно-образного и логического мышления, мелкой моторики и координации движений рук. Красочный вид наглядного дидактического пособия не только привлечет детей к игре, но и реализует развитие эстетического восприятия предметов окружающего мира.
Методика использования дидактического пособия «Теремок»
Использование пособия «Теремок» возможно индивидуально и малыми подгруппами и позволяет решать следующие задачи:
1. Активизировать речь детей, развивать фонематический слух, память, логическое мышление.
2. Развивать умения в употреблении порядковых числительных, пространственных представлений «слева», «справа» «вверху», «внизу», предлогов «над», «под», «между».
3. Совершенствовать навыки автоматизации звуков, высоты и тембра голоса,
4. Воспитывать у детей познавательный интерес к предметам окружения, сверстникам и взрослым, активнее взаимодействовать друг с другом.
Дифференцированный подход в реализации дидактических задач пособия позволит качественно отследить динамику развития речи у детей.
Дидактическое пособие «Теремок» представляет собой красочный домик с кармашками в виде окошек для расположения предметных картинок: изображения сказочных животных, карточек с буквами, слогами. Кармашки расположены в три этажа.
Речевое развитие детей происходит успешно при условии постоянного общения и корректирования недостатков речи, используя дидактические игры, которые решают определенные задачи по активизации речевой деятельности и автоматизации звуков.
Пособием может пользоваться воспитатель, родитель.
Материалы:
- картон;
- пенка (набор цветов);
- ножницы,
- клей;
- шаблоны фигур;
Технология изготовления:
Приготовила основу для домика из картона;

Вырезала окна;
Обклеила домик пенкой, добавила украшения;
Вырезала шаблоны персонажей. Наклеивала пенку на картон шаблонов;
Приготовила карточки с заданиями: кружочки, слоги, звук «ш»,
Пособие включает в себя:
1. Домик с окошками-кармашками
2. Предметные картинки: изображения сказочных животных и мультипликационных героев; изображения: буквы, слоги, звук «ш».

Пособие может использоваться:
• В совместной деятельности детей
• В ходе режимных моментов
• Индивидуально и подгруппами
Описание работы по предложенному материалу:
Варианты заданий: 1 задание. Д/и «Вспомни сказку»
Цель: развивать связную речь детей, упражнять в употреблении порядковых числительных.
Ребята, к нам в группу прилетела Сорока, она принесла весть на хвосте, о том, что на лесной опушке, стоит дом, а может и не дом, а может и дворец, а может не дворец. Он не низок, не высок. Полетала она вокруг этого дома, постучалась, да никто в нём ей не откликнулся.
Ребята, вы догадались, о каком доме говорит Сорока (ответы детей). Сорока нам покажет дорогу к теремку. А вот ребята, тот самый теремок. Кто же в нём будет жить? (дети перечисляют по порядку).
Вот так наши звери заселились в теремок.
Педагог показывает предметные картинки героев сказки.
- Угадай, из какой сказки пришли герои?
- Расскажи эту сказку (ребенок самостоятельно или с помощью логопеда рассказывает сказку).
- Кто первый нашёл теремок? Кто пришёл второй? Третий? Кто пришёл последним и сломал теремок?

2 задание. Д/и «Угадай, чей голосок?»
Цель: Развивать высоту и тембр голоса, интонационную выразительность речи.
Педагог изображает персонажей сказки: мышку, лягушку, зайку, лису, волка, медведя. Ребёнок отгадывает. Затем ребенок и педагог меняются ролями.
Жили звери дружно, и вот однажды, они решили пойти учиться в лесную школу. Первый урок у них был - музыки. Пока звери шли в школу, голоса у них перепутались. Давайте поможем им найти свои голоса. Дети слушают запись голосов животных: волка, лисы, зайца, медведя, лягушки, мышки).Затем отгадывают, а потом сами изображают голоса животных.

3 задание: Д/и «Кто, где живёт?»
Цель: Учить употреблять предлоги над, под, между.
Педагог размещает зверей в окнах-кармашках, предлагает внимательно посмотреть и отгадать, кто это?
Звери вернулись в свой теремок. (расставить зверей по окошкам ,дети говорят по очереди:
- Этот зверь живёт над волком. Это…
- Этот зверь живёт над лисой. Это …
- Этот зверь живёт под мышкой. Это …
- Этот зверь живёт под лягушкой. Это …
- Этот зверь живёт между волком и зайцем. Это…
- Этот - между мышкой и медведем. Это …
Затем ребёнок сам загадывает загадки проговаривая слова над, под, между

4.задание: Д/и «Посели жильцов» Цель: Закрепить пространственные представления слева, справа, вверху, внизу. Воспитатель раздает животных детям.
Педагог предлагает заселить зверей по квартирам. Я буду вам объяснять, кто где будет жить, а вы будете расставлять животных в окошки.
Мышка будет жить на третьем этаже слева.
Лиса – на втором этаже справа.
Медведь – на первом этаже слева.
Заяц на третьем этаже справа.
Лягушка – на втором этаже слева.
Волк – на первом этаже справа.
5 задание: Д/и «Подбери картинки с заданным звуком»
Цель: развивать фонематический слух, учить выделять заданный звук в составе слова, автоматизировать звук [ш] в словах.

Педагог ставит в верхнее окошко букву, обозначающую звук [Ш] (либо другой закрепляемый звук) и предлагает ребенку найти картинки с этим звуком.
Звук «Ш» заблудился в лесу. К жителям теремка пришли гости: Чебурашка, Петушок. Вам нужно найти зверей с этим звуком. ( Дети называют персонажей, где есть этот звук (Мышка, Лягушка, Петушок, Мишка, Чебурашка).
6задание: Д/и «Раздели на слоги» Цель: упражнять в делении слов на слоги.
Педагог размещает слоговые схемы в окна с правой стороны и предлагает ребёнку поселить жильцов с левой стороны в соответствии со схемой.
- Назови каждого жильца. Прохлопай в ладоши количество слогов в каждом
слове, и ты узнаешь, кто в какой квартире живёт.

7задание: Д/и «Слоговые песенки»
Цель: развивать фонематический слух, автоматизировать поставленные звуки в слогах.
Педагог: "Вечером все жильцы в "Теремке" устраивают концерт. Каждый поёт свою любимую песенку. Давайте петь вместе с ними! Слушайте внимательно и повторяйте песенки вместе с мышкой. А теперь вместе с лисичкой, а теперь с медведем. Постарайтесь не ошибаться!"

Заключение:
Дидактическое пособие «Теремок» помогает ребенку в речевой деятельности. При проведении игр с ним происходит активизация речи детей, развитие звуковой культуры речи, фонематического слуха, памяти, логического мышления. Дети совершенствуют навыки автоматизации звуков, высоты и тембра голоса, деления слов на слоги, использование предлогов в речи, закрепление пространственных ориентиров слева, справа, вверху, внизу. В результате проведенной работы, у детей повысится познавательный интерес к предметам окружения, сверстникам и взрослым, дети смогут формулировать вопросы и отвечать на вопросы взрослого, дети будут активнее взаимодействовать друг с другом в режимных моментах. В дальнейшем дидактическое пособие можно предложить родителям для
индивидуальной работы с детьми дома.