СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дефисное и слитное написание сложных прилагательных

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект к уроку по русскому языку для шестого класса составлен в соответствии с требованиями ФГОС. По данному плану на семинаре семинар в МБОУ ООШ № 22 «Использование современных средств обучения в образовательном процессе школы» проводила открытый урок.

Просмотр содержимого документа
«Дефисное и слитное написание сложных прилагательных»

Тема урока «Дефисное и слитное написание сложных прилагательных»

Цели урока:

1. Обучающая:

повторить условия употребления дефиса в сложных прилагательных; различение слитного и дефисного написания слов; научиться правильно писать сложные прилагательные.

2. Развивающая:

создать условия для развития умений производить классификацию прилагательных по слитному и дефисному написанию, умений устанавливать сходства и различия, умений делать обобщённые выводы.

3. Воспитывающая: формировать умение ставить цели в учебной деятельности и стремление добиваться их, воспитывать потребности давать самостоятельную оценку.

Тип урока: закрепление пройденного, отработка учебных умений и навыков.

Формы работы учащихся: индивидуальная, парная, коллективная.

Техническое оборудование: ПК, проектор.

Ход урока

  1. Организационный момент, мотивация к учебной деятельности.

Создание положительной эмоциональной направленности на уроке.

  1. Приветственное слово учителя (фрагмент из мультфильма «Крошка Енот») – звучит песня «От улыбки…»

  2. Добрый день, ребята!

- Давайте посмотрим друг на друга и улыбнёмся, ведь «от улыбки станет всем теплей». Я рада, что у вас хорошее настроение и надеюсь: мы сегодня с вами дружно и активно поработаем.

  1. Актуализация знаний.

Беседа.

  1. Какую часть речи мы сейчас с вами изучаем?

  2. Составление кластера (слайд №1)

- Составим кластер (с помощью ключевых слов, словосочетаний, предложений отразить основные теоретические сведения о прилагательном). Итак, в центре слово «имя прилагательное».

А) Имя прилагательное - … («самостоятельная часть речи, обозначающая признак предмета и отвечающая на вопросы какой? какая? какие?»).

Б) Изменяется по … («родам числам и падежам»).

В) Какими членами предложения могут быть? (Определениями и сказуемыми.)

3. Приём «Шаг за шагом».

- Встаньте, называя орфограмму, изученную при рассмотрении имени прилагательного, все дружно делайте шаг вперёд.

Ученики называют орфограммы:

- Н и НН в суффиксах прилагательных;

- НЕ с прилагательными;

- К и СК в суффиксах прилагательных;

- О-Е после шипящих и Ц в окончаниях и суффиксах прилагательных;

- дефисное и слитное написание сложных прилагательных.

- Молодцы, ребята! Видите, как полезно усердно учиться, тогда уверенно можно шагать всем дружно только вперёд.

III. Целеполагание и мотивирование.

  1. Приём «Урок без темы».

- Откройте тетради, запишите дату, тему урока…

Учитель выдерживает паузу.

- Ребята, извините, но моя рука отказалась написать тему урока, и, кажется неслучайно. Вам нужно выполнить ещё одно задание, чтобы самостоятельно

определить тему урока.

  1. Приём «Логические поисковые задания».

Задание №1.

Запишите слова, обозначьте орфограммы (слайд № 2).

Француз_кий

Орли_ый

Ситц_вый

(Жёлто) синий

Задание № 2.

Какое слово лишнее? Обоснуйте свой ответ.

Ответ ученика: «Жёлто-синий – сложное слово, состоящее из двух корней».

  1. Тема и цели урока.

- Если слово «жёлто-синий» лишнее, так какая у нас сегодня тема урока, сформулируйте, пожалуйста тему урока.

Учитель записывает на доске тему урока «Дефисное и слитное написание сложных прилагательных».

- Сформулируйте цели урока.

Ответы учеников:

  1. Закрепить условия правописания изученной орфограммы (употребление дефиса в сложных прилагательных).

  2. Различать слитное и дефисное написание сложных прилагательных.

  3. Научиться правильно писать сложные слова.

  1. Работа с текстом.

Продуктивное чтение.

  1. Задание № 1 (слайды).

Предположите по иллюстрациям, о чём этот текст.

Ответы учащихся: « О зимнем лесе, его сказочных обитателях, о сказочной красоте сказочного леса».

  1. Эмоциональный настрой на продуктивное чтение.

- Сейчас мы с вами будем читать текст, слушайте его внимательно, мы должны обязательно выяснить, что нового вы узнали для себя из этого текста. Он будет знакомый, но…

3. Чтение текста (музыкальное сопровождение).


Красив, чудесен русский лес зимой. Сверкают на солнце (бело)снежные сугробы. Над лесными тропинками кружевными арками согнулись под тяжестью инея стволы молодых (бело)ствольных берёз. Тяжёлыми шапками (сине)белого снега покрыты (серебристо)белые ветки высоких и маленьких ёлочек.

Жизнью полнится лес. Вот выстукивает барабанную трель (ярко)пёстрый дятел. Попискивают, возятся шустрые (чёрно)головые синички. (Красно)грудые клесты расселись на ветках ели. Стоишь и любуешься, как ловко они теребят (тёмно)зелёные шишки, добывают из них семена.

Празднично в лесу. И деревья, и птицы могут учить нас, людей, любить жизнь.

4.Беседа по прослушанному тексту.

- Что же нового вы для себя услышали?

(Зимой жизнь в лесу продолжается, не все птицы улетели, мы слышим стук дятла, попискивание синиц, свист клестов.)

- Какая же основная мысль этого текста? С какой целью он написан? Что хотел донести до нас автор?

(Этот текст о любви к природе, о любви к жизни.

Лес учит нас любить жизнь и беречь окружающую природу.)

  1. Выборочно-распределительный диктант.

  1. Как вы напишите слово «выборочно-распределительный». Обоснуйте свой ответ.

  2. Как вы будете выполнять данное задание?

  3. Какие прилагательные запишите в правый столбик, а какие – в левый?

  4. Задание. Выпишите сложные прилагательные вместе с существительными, раскройте скобки, обозначьте орфограммы.

  5. Проверка (слайд).

    Слитное написание

    Раздельное написание

    Белоснежные сугробы

    Белоствольных берёз

    Черноголовые синички

    Красногрудые клесты

    Сине-белого снега

    Серебристо-белые ветки

    Ярко-пёстрый дятел

    Тёмно-зелёные шишки


  6. Самооценка учащихся (слайд).

- После выполненного задания вы, ребята, зафиксируйте на полях особыми знаками свои достижения.

«!» - я дал правильный ответ.

«+» - я почти верно ответил.

«?» - я допустил ошибки.

«-» - мне не удалось верно ответить.

  1. Физминутка.

Учитель: «Вы, ребята, наверное, устали, давайте снимем наше утомление и повысим наш эмоциональный настрой с помощью физиологической физминутки».





Правила проведения физминутки.

«Если вы слышите сложное прилагательное, которое пишется слитно, то поднимаете руки вверх, через дефис – приседаете, если пишется раздельно, то ходьба на месте».


Слова для физминутки:

Физико-математический, общественно-политический, двухкомнатный, фабрично-заводской, голубоглазый, общественно полезный, зеленовато-серый, юго-восточный.

  1. Монологическое высказывание на лингвистическую тему «Дефисное и слитное написание сложных прилагательных».

Оцените свой ответ, прокомментировав свое высказывание, используя Памятку анализа устного высказывания.

Критерии самооценки устного ответа (слайд).

  1. Соответствует ли ответ заданному вопросу?

  2. Можно ли считать данный ответ полным и убедительным?

  3. Достаточно ли было приведено примеров, фактов для подтверждения изложенных положений?

  4. Были ли допущены ошибки, недочёты?

  1. Игра «Трансформеры».

Задания для первого варианта

Образуйте сложные прилагательные:

А) Бумажный и картонный комбинат – бумажно-картонный комбинат;

Б) Русский и английский словарь – русско-английский словарь.

Вывод: данные слова пишутся через дефис, потому что образованы путём сложения равноправных слов.

Задания для второго варианта

Образуйте сложные прилагательные от сложных существительных:

А) Северо-восток – северо-восточный;

Б) Алма-Ата – алма-атинский.

Вывод: данные слова пишутся через дефис, потому что образованы от существительных, которые пишутся через дефис.

  1. Дополнительные сведения об Алма-Ате.

- А где находится город Алма-Ата? Данную информацию об этом городе найдёт Крикотненко Илья (на сайте «Википедия»), а мы пока с вами выполним следующее задание.

X. Задание. Подберите к простым прилагательным сложные прилагательные-антонтимы.


Простые прилагательные

Сложные прилагательные

1.Главный

2. Серьёзный

3. Ленивый

4. Злой

1. Второстепенный

2. Легкомысленный

3. Трудолюбивый

4. Добродушный


XI. Тест.

Учитель: «Как вы думаете, хорошо ли мы научились определять, от чего зависит слитное и дефисное написание прилагательных? Хотите ли проверить свои знания?»


Тест (слайд)

  1. (Татаро)моногольска орда.

  1. (Сельско)хозяйственная литература.

  1. (Шахматно)шашечный турнир.

  1. (Девяти)летний ребёнок.

  1. (Рыбо)ловные снасти.

  1. (Бледно)розовое лицо.

  1. (Северо)западный ветер.

  1. (Разно)цветный ковёр.


А) Задание. Выпишите номера тех прилагательных, которые пишутся слитно.

Ответ: 2,4, 5,8.

Б) Сложите все цифры, в результате должно получиться число… (19).

В) Самооценка.

Учитель: «В ходе выполнения задания, ребята, на полях в тетради зафиксируйте особыми знаками свои достижения».

«!» - я дал правильный ответ.

«+» - я почти верно ответил.

«?» - я допустил ошибки.

«-» - мне не удалось верно ответить.

  1. Проверка индивидуального задания. Краткий экскурс.

Учитель: «Расскажи нам, Илья, что ты узнал про Алма-Ату?»

Ученик: «Крупнейший город Казахстана (до 1921 году – Верный, в средние века на территории города находилось поселение Алмату, сейчас известен как «Южная столица»). Население города – 1,5 млн. человек».


  1. Дополнения учителя.

  1. Показ слайдов, посвящённых городу Алма-Ата.

Волшебный город Алма-Ата, раскинувшийся у подножия Заилийского Алатау, воспет поэтами.

Алма-Ата – чудесный яблоневый рай,

Алма-Ата – фонтаны, площади и скверы,

Великий, благодатный, древний край,

Оплот моей судьбы, любви и веры.

Ануар Суртаев

Алма-Ата – важнейший культурный и научный центр, где находятся главные университеты страны, Академия наук, национальные театры, сотни памятников и фонтанов. Алма-Ата является и спортивной столицей Казахстана.

  1. Творческая лаборатория.

  1. Каждый учащийся получает лист с нераскрашенными рисунками (изображены на рисунках облака и солнце)

  2. Задание. «Придайте рисункам цвет», но только не кистью и карандашами, а словом. Впишите в части рисунка слова, обозначающие тот или иной цвет, используя сложные прилагательные.

  3. Ответы учащихся.

  4. Микроитог.

Учитель: «Избранная цветовая гамма зависит, конечно, от времени суток. Светло-розовые переливы, белоснежные, жемчужно-белые облака, светло-голубое, нежно-лазурное небо, если вы описываете утро (слайды). Багрово-красный, тёмно-алый, кораллово-красный закат, тускло-серые, пепельно-серые, медно-бронзовые сумерки (слайды)».

  1. Рефлексия.

  1. Итог урока. Цели урока.

- Какие задачи мы сегодня поставили на уроке?

(Закрепить условия употребления (написания) дефиса в сложных прилагательных; различать дефисное и слитное написание сложных прилагательных.)

- Решили мы поставленные задачи?

- Можем ли мы сказать, что научились писать сложные прилагательные?

2. Оценивание урока. Приём «Цветовой индекс».

У каждого ученика по три карточки разных цветов.

Карточка красного цвета обозначает: «Я удовлетворён уроком, урок был полезен для меня».

Карточка жёлтого цвета: «Урок был в определённой степени полезен для меня».

Карточка зелёного цвета: «Пользы от урока я получил мало, не понимал, о чём идёт речь».

3. Учитель: «Сдайте свои карточки. Это и будет вашим детским эмоциональным откликом».

4. Домашнее задание.

Для домашнего задания предлагаются разноуровневые задания (слайд).

А. Упражнение 335.

Б. Составьте диктант на тему «Дефисное и слитное написание сложных прилагательных».

В. Напишите сочинение на тему «Олимпийские игры», используя в творческой работе сложные прилагательные.

Слова для справок:

Светло-голубое небо, разноцветные кольца, лимонно-жёлтое кольцо на эмблеме, ярко-зелёное кольцо (символ Австралии), выпукло-вогнутое зеркало (им зажигают олимпийский огонь), конькобежный спорт, пятикилометровая дистанция, спортивно-оздоровительный бег, легкоатлетический кросс.

Домашнее задание распечатано для учащихся.

5. Эмоциональный настрой на творческую работу.

В нашей стране в городе Сочи началась долгожданная олимпиада (слайды). Мы с вами не можем не откликнуться на происходящие события. Мы любим своих русских спортсменов и переживаем за них.

Преклоняемся перед необыкновенным талантом Евгения Плющенко, радуемся за юную звёздочку Юлию Липницкую, плачем вместе с Антоном Шипулиным, когда последний роковой выстрел лишил этого известного биатлониста заветной медали (слайды).

Мы верим в наших спортсменов, болеем за них и желаем им успехов. Они – частичка нашей необъятной страны.

Напишите сочинение и наших чемпионах.