Таранова О.В., учитель русского языка и литературы МКОУ «Дерезовская СОШ имени Героя Советского Союза Василия Прокатова» Верхнемамонского муниципального района Воронежской области
Обоснование выбора технологии:
1. Игра используется для решения комплексных задач усвоения нового, закрепления материала, развития творческих способностей, формирования общеучебных умений, даёт возможность учащимся понять и изучить учебный материал с различных позиций.
2. Ученики попадают в ситуацию, позволяющую им критически оценивать свои знания в действии, привести эти знания в систему.
3. Игра способствует созданию благоприятной психологической обстановки, снижению тревожности и расположению обучающихся к усвоению материала.
4. Игра формирует у детей необходимые для становления учебной деятельности качества, как общее положительное отношение к школе и учебному предмету.
5. В ходе игры происходит обогащение и закрепление у детей бытового словаря, связной речи, развитие памяти, внимания, наблюдательности через игру.
Оценка эффективности используемой технологии:
1. высокая мотивация к учению.
2. творческая активность обучающихся.
Тема: Деловая игра «Корректор»
Цели: познакомить с видами ошибок, учить детей исправлять ошибки
Задачи урока:
Образовательная:
формирование норм правильной литературной речи, совершенствование навыков правописания.
Развивающая: развитие орфографической и пунктуационной зоркости, логического мышления, внимания.
Воспитательная: воспитание наблюдательности и привычки к взаимопроверке, познавательного интереса к русскому языку.
Оборудование: словари, карта «Виды ошибок», презентация, карточки, мультимедийный проектор.
Мобилизующий этап.
расчеты, наблюдения? Ученый, закончивший исследование,
инженер, проделавший сложные вычисления, немедленно
берутся за перо, чтобы изложить на бумаге результаты своего
труда и сохранить их для будущих поколений.
И горько подумать, что одно неосторожное движение руки,
случайная описка или опечатка могут оборвать нить изложения, затемнить смысл, свести на нет или повредить
плоды напряженной работы мысли.
« До чего же это хрупкое и неустойчивое свойство – точность изложения наших мыслей на бумаге! Сколько надо повозиться,
чтобы подчинить своей воле беглые письмена или печатные знаки! Казалось бы, простое дело, а требует оно постоянного упражнения и настойчивого внимания, твердых навыков.
Надо развивать в себе эту полезную способность»,- так пишет в книге « У слова стоя на часах» Олег Рисс – корректор по профессии. (слайд)
Работа со словарем.
- Определим значение слов: корректор, корректура, корректировать.
- Давайте составим с этими словами словосочетания.
Постановка целей и задач урока.
А как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке?
- В течение урока каждый из вас будет выполнять обязанности корректора.
-Какими качествами должен обладать корректор?
- Сформулируйте цели урока.
Задания для корректировки.
1.Выпишите из загадки слова с орфограммами (слайд), обозначьте их, укажите вид, подсчитайте – сколько в тексте орфограмм.
(запись на доске)
На окне стоит горшок,
А в горшке растет цветок.
Посмотреть - не разберешь:
Не растение, а еж.
(Ж. Шахнович.)
2.Перед вами стихотворение болгарского поэта И. Босева (слайд). Это как бы письмо одной не очень грамотной девочки.
-Найдите в нем ошибки, исправьте их, определите, какие орфограммы не усвоила Оля.
Жалоба.
Дядя, пр…шу тебя, пом…ги
Твоей пл…мяннице Оле,
А то (не) будет ее н…ги
В эт..й пр…тивной школе.
Мне вчера за д…ктант на сл...ва
Учитель п…ставил два,
А сам сказал, что м…ю работу
Даже (не) смо… прочитать.
Попр…си его, дядя, исправить двойку
И п…ставить мне пять.
а) Найдите слова, которые проверяются с помощью словаря.
б) Найдите слова, которые проверяются изменением формы слова.
в) Найдите слова, которые проверяются с помощью других правил.
3.Верным помощником корректора является словарь.
С помощью словаря проверьте написание следующих слов:
Ф…ст..валь, пара…ели, а..орт…мент, а..игнование, д…фицит, р…нтабельность, ко…ерческий, д…тектив, р…клама, о…озиция.
Фестиваль - празднество, концерт.
Параллели - аналогия, уподобление.
Ассортимент - разнообразие товаров.
Ассигнование - выделение средств из бюджета.
Дефицит - нехватка, недостаток.
Рентабельность - продуктивность, доходность.
Коммерческий - торговля, торговый.
Детектив – произведение с убийством и расследованием
Реклама- афиша.
Оппозиция- противостояние.
Как – то компания литераторов отправилась в пригородный ресторан. Писатель А.И. Куприн посмотрел меню и заказал:
-Шесть порций орфографических ошибок.
-Этого подать не можем, не держим,- ответил официант.
-Однако в меню большой выбор ошибок на все вкусы,- сказал Куприн и зачитал злополучное меню.
-Чтобы не оказаться в таком же щекотливом положении,
оформите грамотно меню. Можно пользоваться словарем.
Бул…он кури…ый с фр…кадельками.
Ра…ольник с к…лбасой.
Котлеты сви…ые.
П…льмени.
Шамп…ньоны в яично… масля…ом соусе.
К…мпот груш…во алыч…вый.
Кисель клюкве…ый.
Коври…ка ржа…ая.
П…рожное б…сквитное.
10.П…рожки с печ…нкой.
4.Словарный диктант с взаимопроверкой.
-Известного французского писателя Марселя Пруста вызвал на дуэль безграмотный «писака». Вручая свою визитную карточку,
он сказал Прусту:
-Предоставляю вам право выбора оружия.
-Превосходно, - ответил Пруст,- предпочитаю орфографию.
Вы убиты.
-Проведем орфографическую дуэль. Пишем словарный диктант с взаимопроверкой.
Работа в парах.
Невысоко лететь, свежо дует, реальная ситуация, никому не преодолеть, ничего не возьмешь, не о чем расспрашивать, ничего не рассказывать, что бы прочитать, кое- что объяснить, не мог не сделать, рассердился кое на кого, чьи-то недостатки, какая-то речонка, кому-то не по себе, несколько плодово–овощных баз, ни перед кем не пресмыкается, подрастало со мной, кто-нибудь не местный, а иногородний, не проверенные вовремя сочинения, не глядя по сторонам, подойти вплотную, работать бок о бок, сделать точь-в - точь.
5. Работа по карточкам без знаков препинания.
-Расставьте знаки препинания. ( карточка )
6 . Проверка работы Ошибкина. (слайд)
-Помогите Ошибкину получить пятерку.
Светло и ярко солнце светит,
Но загрустил Ошибкин Петя.
Глядит мечтательно в тетрадь:
-Вот если б получить мне «пять».
1. В слове дуб 3 звука: д, у, бэ .
2. (На) желтых (листьях) – прилагательное, н.ф. - желтый, относительное, употреблено в род. падеже, мн. числа, м. р.
3. Разряды частицы: не - отрицательная, бы - модальная, пусть-формообразующая, разве - вопросительная, ни- модальная, лишь- ограничительная, вот – формообразующая.
7. Фрагмент сочинения.
Я участвовал в соревновании. Я шел под пятым номером. На повороте я и Петров вырвались вперед. Вдруг Петров упал. Он подвернул ногу.»Кто –нибудь придут на помощь», - подумал я. Митя Смирнов помог Петрову добраться до школы. Там ему оказали первую помощь.
8. «По следам моих ошибок».
(работа с картой «Виды ошибок»
Крестьянство страдали под гнетом крепостного права .- Г
Мальчик рос круглой сиротой. – Р
От радости летчик забыл о его трудном пути.- Р
В рассказе «Кукла» рассказывается о бывшем солдате Акимыче. – Р
Повесть А.С.Пушкина «Метель» интересна. В нем много захватывающих событий. – Р
Акимыч сказал, что я буду хоронить куклу.- Г
НЕ прикасайся меня.- Г
Уши у Фомы были навострены.- Р
Есть книги, в которых рассуждаются непонятные слова.- Р
9. Пословицы о грамотном письме.
Ребята, давайте вспомним пословицы и поговорки о грамотном письме.
На доске написана пословица «На ошибках учатся». Сегодня на уроке, анализируя свои и чужие ошибки, мы пытались овладеть нормами литературного языка, развивать у вас орфографическую и пунктуационную зоркость.
Продолжите, пожалуйста, эту работу дома. Определите виды ошибок в оставшихся словах
10. Самооценка
- Как ты оцениваешь свою работу на уроке? Подсчитайте количество набранных баллов, оцените свою работу по предложенной шкале
2 | 3 | 4 | 5 |
Менее 10 баллов | 10-14 | 15-19 | Более 19 баллов |
| | | |
- Поднимите руку те, кто поставил себе «5», «4», «3», «2»
(Выставление оценок )
11. Рефлексия
- Мне понравилось…
- Я узнал…
- Я научился ..
- Я теперь знаю, что..
- Мне было сложно …
- Мне нужно ещё поработать над …
12. Домашнее задание.
Классификацию ошибок в предложениях.
- Чтобы грамотно писать, нужно иметь не только зоркий глаз, но и зоркий ум. Он помогает увидеть в словах трудные места, говорят, что у них есть орфографическая зоркость, в чем - то эти люди похожи на грибников. Давайте вспомним, как собирают грибы. Одни ходят по лесу и ждут, когда им на глаза попадутся грибы. А другие знают, где любят расти грибы. Они находят их легко и быстро. «Грибное счастье» им улыбается. Тем, кто хочет писать грамотно, нужно знать «грибные места» для ошибок. Место, где может возникнуть пожар, называют огнеопасным. Место, где может произойти взрыв, называют «взрывоопасным». Место, где может возникнуть ошибка, называют «ошибкоопасным».