Дятловская Л.В.
Формирование финансовой грамотности у обучающихся начальной школы.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
города Тулуна «Средняя общеобразовательная школа №19»
Финансовая грамотность занимает немаловажное место в структуре функциональной грамотности современного человека. Изучение вопросов финансовой грамотности в настоящее время вводится в содержание всех уровней образования, реализуемых в нашей стране, согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации».
Необходимость внедрения уроков финансовой грамотности в школах обусловлена еще и тем, что современные дети достаточно активно самостоятельно покупают товары, пользуются пластиковыми картами, делают покупки . То есть, они с раннего возраста оперируют денежными знаками и являются активными участниками торгово-финансовых взаимоотношений, что требует от них определенного уровня финансовой грамотности.
Обращаясь к «Банковской энциклопедии», финансовая грамотность – это способность человека управлять своими доходами и расходами, принимать правильные решения по распределению денежных средств (жить по средствам) и грамотно их приумножать.
В обновленных ФГОС НОО определены требования к результатам обучения финансовой грамотности через учебные предметы: окружающий мир, математика.
На уроках математики обучение элементам финансовой грамотности входят в содержание предмета. Это:
- упражнения на различение монет, купюр разного достоинства; на перевод рублей в копейки и обратно;
- упражнения на расчет стоимости покупки: цена, количество, стоимость), на подсчет сдачи от покупки;
- упражнения на ориентировку в ценах некоторых товаров (школьный обед, продукты питания, канцелярские принадлежности, транспорт и др.) и способах экономии денег.
Формированию финансовой грамотности способствует как наличие этих умений у младшего школьника, так и способность увидеть среди разнообразных житейских задач с математическим содержанием те, для решения которых эти умения могут потребоваться. Школьник либо сам самостоятельно применяет имеющиеся знания для решения какой-либо проблемы, либо обращается за помощью, это говорит о том, что предпосылки и действия финансовой грамотности формируются.
В обновленном ФГОС НОО определены планируемые результаты и по окружающему миру в п.43.5 пп.9 определено: формирование навыков здорового и безопасного образа жизни на основе выполнения правил безопасного поведения в окружающей среде, в том числе знаний о небезопасности разглашения личной и финансовой информации при общении с людьми вне семьи, в сети Интернет и опыта соблюдения правил безопасного поведения при использовании личных финансов.
Так, включение элементов финансовой грамотности в содержание предмета «Окружающий мир» возможно в следующие темы: «Моя семья» (Что нужно семье), «Зачем нужны автомобили» (Сколько стоит автомобиль), «Опасные незнакомцы» (Кто такие мошенники), «Опасные места» (Когда рискуешь деньгами), «Что такое экономика и для чего она нужна» (Как разумно делать покупки), «Семейный бюджет» (Зачем семье сбережения), «Что такое деньги» (Из истории денег, денежные единицы, способы обмена товара), «Путешествия по городам и странам» (Деньги в разных странах), «Человек и информация» (Где можно делать покупки), «Путешествие по России» (Как пользоваться банковской картой) и другие темы.
На уроках русского языка и литературного чтения происходит обсуждение ситуаций, связанных с прочтением произведений, в которых упоминаются различные социальные и финансовые ситуации, деньги в литературных произведениях, а также ребусы, анаграммы, пословицы.
На уроках технологии обучающиеся знакомятся с элементами финансовой грамотности. Учебные материалы и задания при этом важно подбирать в соответствии с возрастными особенностями детей и включать задачи, практические задания на построение графиков и диаграмм, игры, мини-исследования и проекты.
Кроме урочного времени, отведенного на изучение финансовой грамотности, можно изучать финансовую грамотность и через внеурочную деятельность и курсы школьного компонента.
Очень интересно проходят в нашей начальной школе уроки курса учебного плана, формируемого участниками образовательных отношений «Секреты финансовой грамотности». Натальи Григорьевны Калашниковой, выпущенный издательством «Просвещение». Программа одобрена решением Федерального учебно-методического объединения по общему образованию (Протокол от 19.11.2021 г. №5/21 ). Курс обеспечен методическим пособием для учителя и учебниками, включенными в федеральный перечень . Общее количество учебных часов на весь период обучения во 2 – 4 классах, составляет 102 ч., по 34 часа в каждом классе.
Задания, предлагаемые в учебном пособии весьма разнообразны. Достаточно интересно проходят учебные диалоги, в процессе которых дети знакомятся с примерами народной мудрости – крылатыми выражениями, пословицами и поговорками. Младшие школьники понимают, что пословицы о деньгах, об отношении к ним людей содержат глубокий поучительный смысл, отражают нормы морали:
- Копейка рубль бережет
- Деньги что каменья: тяжело на душу ложатся.
Разговор о бережном отношении к деньгам тоже может сопровождаться примерами из фольклора. Они знакомы детям с самого раннего возраста и принимаются как примеры правильного отношения к финансовым средствам: «Копейка рубль бережет», «Гроша ломаного не стоит», «Уговор дороже денег».
Основной метод формирования финансовой грамотности младших школьников – дидактическая и сюжетно-ролевая игра, игровые сценки.
Дидактические игры будут связаны с экономным распределением средств, оценкой конкретной финансовой ситуации человека, решением математических задач на вычисление, подсчеты и другие операции. В процессе сюжетно-ролевых игр дети моделируют ситуации, разыгрывают роли членов семьи, сотрудников магазинов, сберегательных касс и банков, применяют полученные знания при совершении воображаемых финансовых операций (оплачивать, получать, копить, брать кредит, обменивать валюту). Дети строят бюджет семьи, подсчитывают доходы и возможные расходы, рассматривают варианты экономного отношения к тратам, примеры взятия в долг или оказания финансовой помощи. Все это должно воспитывать ответственное отношение к деньгам, нравственную позицию человека: нужно уметь ценить деньги, считать их, экономить и сберегать. Ну и конечно, дети должны осознать нравственный закон отношения к деньгам: никогда не завидуй богатству другого, старайся своим трудом достичь финансового благополучия.
Формы работы при этом могут быть разнообразные: индивидуальная, парная, групповая
Так очень интересно и оживленно прошла у нас сюжетно- ролевая игра «встреча бабушки и дедушки» ,приготовление праздничного обеда
- составили меню для праздничного обеда
- список продуктов
-поход в магазин за продуктами
-изучили прейскурант цен по таблице
-определили в каком магазине выгоднее сделать покупку
- знакомились со скидочными картами разных магазинов
- работали с чеком
Все подсчеты дети делали в маршрутных листах, на эту игру мы потратили два урока.
Очень оживленно прошла игра-викторина «Знатоки финансовой грамотности», где дети зарабатывали деньги интеллектуальным трудом (получали монетки за задания).В конце игры подсчитали общий бюджет, выбирали товар, который могли бы купить ( учащимся предлагался товар разной стоимости).
В свои занятия по финансовой грамотности я почти на каждом уроке включаю мультфильмы , в которых герои рассказывают в доступной форме, что такое деньги, безналичные деньги, кредиты, как можно экономить и др. Это Азбука финансовой грамотности со Смешариками, уроки Тетушки Совы.
Эффективным методом формирования основ финансовой грамотности являются мини проекты. Выполняем их индивидуально или в паре. Это в основном рисунки, где в наглядной форме ребята раскрывают ту или иную тему.
Так же на своих занятиях я использую тренажер для школьников «Функциональная грамотность», раздел финансовая грамотность.
Сделаем вывод. Игровая деятельность, моделирование ситуаций, которые могут возникнуть в повседневной жизни, развивают у обучающихся способность переносить усвоенное на конкретные жизненные обстоятельства, возникающие в их жизни. Это обеспечивает предпосылки формирования устойчивых форм правильного финансового поведения.
Получив финансовые знания, ребенок сможет более осознанно подумать о своем будущем. При управлении личными финансами он сможет принимать разумные решения, формировать у себя правильные финансовые привычки и использовать свои знания на практике.
Список используемых источников:
1. Бойко М. Азы экономики. М.: Издатель «Книга по требованию», 2015. 470 с. Режим доступа: http://azy-economiki.ru.
2.Повышение финансовой грамотности населения: международный опыт и российская практика / А. В. Зеленцова, Е. А. Блискавка, Д. Н. Демидов. М.: ЦИПСиР, КНОРУС, 2012.
3. Примерные программы начального общего образования. В 2 ч. Ч. 1. – М.: Просвещение, 2012. – 317 с.
4.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (Приказ Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373, зарегистрирован в Минюсте России 22 декабря 2009 г., регистрационный №15785).
5.Финансовая грамота для школьников / А. Горяев, В. Чумаченко. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.azbukafinansov.ru/.
6.Функциональная грамотность- тренажер для школьников. М .В. Буряк,С.А. Шейкина.-М.: Планета, 2023.- 112с.- ( Учение с увлечением).