СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад на педагогическом совете

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выступление по теме самообразования "Системно-деятельностный подход в рамках ФГОС в начальной школе"

Просмотр содержимого документа
«Доклад на педагогическом совете»

Выступление на педагогическом совете по теме самообразования.

Авторы концепции новых федеральных образовательных стандартов отмечают, что в начале XXI в. мир вступил в период глобальных изменений цивилизационного масштаба. Новой нормой становится жизнь в постоянно изменяющихся условиях, что требует умения решать постоянно возникающие новые, нестандартные проблемы. Сегодняшний ученик – это не ученик, послушно выполняющий задания и повторяющий учителя и учебник. У него есть свой особый менталитет, взгляды на изучаемый материал, свой субъективный опыт. Его уже не так легко заставить учиться, испугав плохой отметкой. В одном классе учатся дети с совершенно разными способностями, уровнем воспитанности, состоянием психического развития и уровнем усвоения программного материала. Учителю важно найти на уроке особый индивидуальный подход к учащимся: нужно не заставлять, а мотивировать его к учёбе

Изучив методологические основы познавательной деятельности учащихся, я поставила перед собой задачу решения проблемы повышения качества знаний учащихся, обратившись к теме: «Системно-деятельностный подход в начальной школе в условиях реализации ФГОС». Причиной этого явилось наблюдение общего снижения интереса школьников к учебной деятельности. Показателями этого являются несформированность умений работать с информацией, размещенной в различных источниках; неумение организовать самостоятельную деятельность по выполнению исследовательских работ, четко выражать свои мысли и анализировать способы собственной деятельности при работе с историческими данными. В результате у ребят со сниженным интересом не вырабатывается целостный взгляд  на мир, задерживается развитие самосознания и самоконтроля, формируется привычка к бездумной, бессмысленной деятельности, привычка списывать, отвечать по подсказке, шпаргалке.

  • Цель: применение технологии системно-деятельностного подхода

в обучении на уроках в начальной школе

Задачи:

  • изучить технологию системно-деятельностного подхода в обучении

  • обосновать возможности развития познавательной самостоятельности школьников посредством целенаправленного использования на уроках технологии деятельностного подхода

Перспективный план по самообразованию:

п/п

Этапы

Содержание работы

Сроки

Практическая деятельность

I

Диагностический

Изучение литературы по проблеме и имеющегося опыта.

Определение целей и задач темы


2016-2017

Курсы повышения квалификации учителей.

Изучение психолого – педагогической литературы

Участие в семинарах для учителей и студентов.

Создание рабочих программ по предметам в соответствии с ФГОС НОО.

II

Прогностический

Разработка системы мер, направленных на решение проблемы.

Прогнозирование результатов.

2017-2018

Работа по теме «Системно-деятельностный подход начальной школе в условиях релизации ФГОС»

Выступление на педсовете «Системно-деятельностный и компетентностный подход в реализации ФГОС»

III

Практический

Формирование методического комплекса.

Внедрение опыта работы.

Корректировка работы

2018-2019

Участие в работе МО учителей начальных классов. Проведение уроков для коллег. Подготовка публикации по теме. Мастер-класс «Эффективное использование системно - деятельностного подхода в подготовке к олимпиадам, конкурсам и конференциям».

IV

Обобщающий

Подведение итогов.

Мониторинг сформированности навыков учебного сотрудничества и рефлексивных умений младших школьников.

Самоанализ результатов работы.

2019-2020

Участие и результаты в муниципальных, областных и всероссийских конкурсах и олимпиадах

Оформление и издание научной статьи.

Транслирование своего педагогического опыта на КМО.

Сейчас я нахожусь на 3 практическом этапе работы над темой.

Что же такое системно-деятельностный подход обучения?

Подход в обучении, при котором ребенок сам добывает знания в процессе собственной учебно-познавательной деятельности называется системно – деятельностным.

Составляющие системно-деятельностного подхода

1. Учебный материал представляется в виде последовательных задач, которые решаются совместно с учащимися, формируются выводы, осуществляются на различных этапах логически допустимые обобщения и делается переход к следующим задачам.

2. Поэлементное формирование у учащихся умений осуществлять то или иное мыслительное или практическое действие.

Позиция учителя: к классу не с ответом (готовые знания, умения, навыки),

а с вопросом.

Позиция ученика: за познание мира, (в специально организованных для

этого условиях).

Характерная черта технологии способность ученика проектировать предстоящую деятельность, быть ее субъектом.

Типология уроков в дидактической системе деятельностного метода

  • уроки «открытия» нового знания

  • уроки рефлексии

  • уроки общеметодологической направленности

  • уроки развивающего контроля

Системно-деятельностный подход как нельзя лучше способствует тому, чтобы ученики работали на уроках самостоятельно, могли контролировать и анализировать свою работу, «добывать» и осмысливать знания в посильной самостоятельной работе. Дети  на уроках работают в соответствии со своими возможностями, участвуют в равноправном диалоге, осознают ценность своего участия в решении разных учебных  задач. Данная технология требует от обучающихся умения высказывать свое мнение, обосновывать его, выстраивать цепочку логических рассуждений. Учебный процесс протекает более эффективно, когда учитель говорит меньше, чем  его ученики. Использование данного метода в практике  позволяет грамотно выстроить урок, включить каждого обучающегося в процесс «открытия»  нового знания.  

 Построение урока в логике системно - деятельностного подхода значительно отличается от классического представления о типологии и структуре урока. Поэтому большое значение уделяю разработке урока. 

В начале урока включаю обучающихся в деятельность на личностно-значимом уровне. Организую мотивирование обучающихся к учебной деятельности:

- актуализирую требования со стороны учебной деятельности (“надо”);

- создаю условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность (“хочу”);

- устанавливаю тематические рамки (“могу”).

Для создания положительной мотивации в начале урока высказываю добрые пожелания детям,  предлагаю пожелать друг другу удачи, предлагаю детям подумать, что необходимо для успешной работы, дети высказываются; использую девиз, эпиграф .

Перед изучением нового материала организую повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого обучающегося через

возникновение проблемной ситуации, для этого использую методы постановки учебной проблемы:

- побуждающий, подводящий  диалоги;

- мотивирующий  приём  «яркое пятно» - сказки, легенды, фрагменты из художественной  литературы,  случаи из истории, науки, культуры, повседневной жизни, шутки и др.)

На следующем этапе урока обсуждаем затруднения («Почему возникли затруднения?», «Чего мы ещё не знаем?», «Предположите, о чем пойдет разговор. Определите тему урока», «Что хотелось бы узнать?», «Что необходимо, чтобы найти ответы на эти вопросы?» (наблюдать, сравнивать, слушать, читать, доказывать, открывать).

На данном этапе выявляем места и причины затруднения. Для этого учащиеся должны:

- восстановить выполненные операции и зафиксировать место - шаг, операцию, где возникло затруднение;

- соотнести свои действия с используемым способом действий (алгоритмом, понятием и т.д.) и на этой основе выявить и зафиксировать во внешней речи причину затруднения - те конкретные знания, умения или способности, которых недостаточно для решения исходной задачи.

На этапе открытия новых знаний учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий: ставят цель (целью всегда является устранение возникшего затруднения), согласовывают тему урока, выбирают способ, строят план достижения цели и определяют средства - алгоритмы, модели и т.д. Этим процессом руковожу я: на первых порах с помощью подводящего диалога, затем – побуждающего, а затем и с помощью исследовательских методов.

На этом этапе урока использую разнообразные приемы, такие как: приём «Ассоциация», приём «Исследование», приём «Ловушка», методический прием «Корзина понятий», метод «Чтение с пометами».

При первичном закреплении - проговаривание нового знания,  (запись в виде опорного сигнала), для этого использую фронтальную работу, работу в парах, комментирование, обозначение знаковыми символами.

На следующем этапе использую самостоятельную работу с самопроверкой по образцу (эталону), каждый обучающийся для себя делает вывод о том, что он уже умеет, письменно выполняется небольшая по объёму самостоятельная работа (2-3 задания), самоконтроль, самопроверка.

При включение нового знания в систему знаний и повторение - сначала предлагаю задания, которые содержат новый алгоритм, новое понятие, затем предлагаю задания, в которых новое знание используется  вместе с изученным ранее. В этот момент мне помогают познавательные игры на уроке:«Самый зоркий», Морфологические шарады, «Засели слово в домик», «Вратарь», «Самый внимательный», «Выбери вопрос», «Кто первый», «Редакторы», «Четвёртое лишнее», «Третий – лишний», «Добавь словечко», «Будь внимателен».

На заключительном этапе урока использую рефлексию учебной деятельности, подводим итог, на данном этапе происходит осознание обучающимися  своей учебной деятельности, самооценка результатов своей деятельности и всего класса. Использую вопросы:

- Какую задачу ставили на уроке?

- Удалось решить поставленную задачу?

- Каким способом?

- Какие получили результаты?

- Что нужно сделать ещё?

- Где можно применить новые знания?

- Что на уроке у вас хорошо получилось?

- Над чем ещё надо поработать? и другие.

Изучив теорию и применив на практике технологию системно-деятельностного обучения, были достигнуты следующие результаты:

Перспектива работы

Постепенно расширять рамки применения системно- деятельностного подхода в обучении, включая введение проблемно-диалогического обучения, приёмов ТРИЗ-обучения, методов технологии критического мышления.

ВЫВОД:Системно-деятельностный подход нацелен на развитие личности, на формирование гражданской идентичности;

Основная идея системно-деятельностного подхода состоит в том, что новые знания не даются в готовом виде, а учащиеся открывают их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности.