Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Республики Крым «Феодосийская санаторная школа-интернат»
Доклад по теме
«Роль патриотического воспитания в формировании гражданской позиции учащихся»
Воспитатель 8 класса
Зворыкина Е. В.
2022 г.
Мы живем в век компьютеризации, инноваций, новых технологий. Прогресс так быстро идет вперед, все так быстро меняется, и без сомнения это важно. Однако мы слишком увлеклись погоней за новыми инновациями, мало живем настоящей жизнью. В общественном сознании, особенно среди молодежи, увлеченной новомодными гаджетами, социальными сетями, компьютерными играми получили широкое распространение равнодушие, цинизм, немотивированная агрессивность, потере духовных ценностей, неуважительное отношение к исторической памяти, к государству в целом. Поэтому проблема воспитания подрастающего поколения остается одной из самых важных проблем на данном этапе времени. А проблема патриотизма – это одна из актуальных и серьезных проблем общества. Роль патриотического воспитания в формировании личности, в первую очередь, - её способности к противостоянию дурным природным, личным, семейным и родовым наклонностям, подчёркивал К.Д. Ушинский
Президент Российской Федерации В.В.Путин сказал в одном из выступлений: «Мы должны строить свое будущее на прочном фундаменте. И такой фундамент – это патриотизм».
Патриотическое и духовно-нравственное воспитание является основополагающим ориентиром современной образовательной системы. Так, согласно «Национальной доктрине образования в Российской Федерации до 2025 года», обучение должно обеспечивать:
воспитание высоких духовно-нравственных принципов и гражданской ответственности, любви и преданности своему Отечеству, готовности к достойному и самоотверженному служению обществу и государству;
формирование патриотических чувств и сознания молодежи на основе культурно-исторических ценностей, славных трудовых и боевых традиций российского народа, почитания святынь и ценностей многонационального государства;
изучение многовековой истории Отечества, места и роли России в мировом историческом процессе;
формирование глубокого понимания конституционного гражданского и воинского долга, развитие высокой культуры и образованности.
Тема патриотизма одинаково важна как для молодого человека, так и для людей среднего и пожилого возраста. Но патриотическое воспитание всегда являлось одной из важнейших задач школы, ведь детство и юность - самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине.
Без патриотического воспитания мы можем потерять страну. В слове патриотизм заключены высшие смыслы человеческого существования, связанные с историей державы, с памятью ушедших поколений и их славных дел. В моём понимании, патриотизм – это качество нравственное, это сокровенное чувство, которое находится глубоко в душе человека. И о патриотизме судят не по словам, а по делам человека.
Патриотическое воспитание – это дифференцированный процесс, с учетом возрастных особенностей учащихся, это совместные усилия школы, семьи, общественных организаций. За долгие годы существования школы-интерната накоплен значительный опыт работы по формированию у учащихся активной гражданской позиции, патриотических чувств и убеждений, поэтому в своей педагогической деятельности по патриотическому воспитанию учащихся опираюсь на этот опыт и те традиции, которые сложились на протяжении многих лет в нашей школе.
Применяю в своей работе как традиционные, так и инновационные формы работы.
Традиционные формы работы:
классные часы, с использование презентаций, круглые столы, беседы, викторины, уроки мужества, внеклассные мероприятия на патриотическую тему, выпуск стенгазет.
Инновационные формы работы:
Поисково-исследовательская и проектная деятельность, участие в социальных проектах, школьных конференциях, экскурсионная деятельность с посещением музеев, выставок, встречи с интересными людьми, с ветеранами ВОВ, воинами афганской и других локальных войн, встреч с ветеранами других городов России в формате Скайп-мостов, просмотр видеофильмов.
Каждое мероприятие – это результат сотрудничества общественных организаций, воспитателей, классного руководителя, учителей, родителей и детей. При выборе формы проведения и методов организации деятельности детей на всех этапах подготовки и проведения мероприятия я включаю в деятельность каждого ребенка с учетом его желания и способностей. Все мероприятия, проведенные в комплексе, способствуют воспитанию истинных патриотов своего Отечества.
Мои воспитанники входят в состав актива школьного Музея Боевой Славы, проводят экскурсии по экспозиции музея, выполняют поисково-исследовательскую работу, участвуют в городских мероприятиях (Открытие памятной доски А.Ф. Айдинову, митинг, посвященный выводу советских войск из Афганистана, «Поезд Победы», научно-практическая конференция «75 годовщина Керченско-Феодосийской десантной операции» и т.д.), встречи с ветеранами ВОВ других городов России в формате скайп-мостов.
Так участие в городских патриотических акциях направлены на осознание у воспитанников неповторимости Отечества, его судьбы, неразрывности с ней, формирование гордости и сопричастности к героическому прошлому предков и исторической ответственности за происходящее в обществе.
В сентябре 2019 г. мои воспитанники стали участниками патриотической акции «Живая память Победы». Ребята присутствовали на установке и торжественном открытии памятного камня к 75-летию Великой Победы, а затем возложили к нему цветы. Вместе с воспитателями школы-интерната и учителями принимали участие в высадке деревьев на Аллее Памяти. В этом году мы с ребятами стали участниками проекта «Феодосия. История. События. Судьбы», организованном Русской общиной г.Феодосии. В рамках данного проекта ребята приняли участие в мероприятии по открытию новой информационной площадки (так называемая "стена памяти") на территории историко-мемориального кладбища. А потом привели в порядок могилу (убрали листву с надгробия, поправили цветы) командира боевых кораблей Черноморского флота, участника Керченско-Феодосийского десанта Кожухаря Ивана Акимовича.
У детей чаще всего понятие Родина ассоциируется с местом, где они живут. От того, насколько они хорошо знают и любят историю своего края, зависит и глубина патриотического чувства у детей.
Приобщение школьников к поисковой и исследовательской деятельности пробуждает и воспитывает у них мировоззренческие, эстетические, нравственные, патриотические чувства и убеждения, позволяет им правильно осмыслить свое отношение к окружающему, выполнить свой долг и обязанности перед Родиной и обществом. т. е. помогает им становиться гражданами и патриотами своей страны. Мои воспитанники ежегодно участвуют в общешкольных поисково-исследовательских проектах, предлагаемых руководителем школьного Музея Боевой Славы Ефлеевой А.Н. – «Их именами названы улицы города Феодосия. Улица им. Маршала Ерёменко», «Их именами названы улицы города Феодосия. Улица им. Нельсона Степаняна», «История Феодосии в названиях улиц города. Улица Галерейная», «Знаменитые люди г.Феодосия. И.К. Айвазовский», «Знаменитые люди г.Феодосия. Семен Пивоваров». В этом году принимаем участие в Республиканском конкурсе социальных молодёжных проектов в сфере сохранения культурного наследия с проектом «Их именами названы улицы города Феодосия», который мы систематизировали и дополнили новыми интересными фактами.
Также главной составляющей патриотического воспитания в школе является вовлечение обучающихся в благотворительную деятельность – волонтёрское движение. Хорошая традиция, которая существует в нашей школе – это посещение ветеранов ВОВ на дому учащимися. Ребята поздравляют их с праздниками, юбилеями – вручают открытки, цветы, говорят теплые слова благодарности. С интересом и волнением, затаив дыхание слушают рассказы и воспоминания ветеранов о войне, задают вопросы. При таком живом общении происходит подлинное единение поколений.
Одним из методов работы по формированию активной гражданской позиции средствами патриотического воспитания является организация и работа Музея Боевой Славы. Это центр возрождения духовной культуры и патриотического воспитания. Здесь воспитанники встречаются с ветеранами ВОВ, интересными людьми, проводят экскурсии, защищают поисково-исследовательские проекты.
В школьном музее ученик является не только объектом, воспринимающим определенный объём информации, но и соучастникам исторического поиска и исследования. У ребят формируется потребность в развитии своих творческих способностей, познавательного интереса через практическую, созидательную деятельность.
В заключение хочется сказать, что патриотическое воспитание учащихся – процесс сложный и многогранный. Воспитать человека любящим свою землю, свой народ, быть готовым к защите своей Родины – очень непростая задача. Но она, безусловно, осуществима, если мы, педагоги, будем выполнять ее с любовью и добротой, не забывая мудрых слов: «Ученик – это не сосуд, который нужно наполнить знаниями, а факел, который нужно зажечь!»
Всё то, что вкладываем мы в наших детей сегодня, завтра даст соответствующие результаты. Сегодня мы воспитываем патриотов, деловых людей, значит, можно быть уверенными в развитии и становлении нормального общества и сильной державы.