Доклад на школьном методическом объединении
«Теория и методика обучения географии. Современные педагогические технологии и ИКТ»
(Работа с картой на уроках географии как условие реализации деятельностного подхода)
Подготовила: учитель географии
Волкова Татьяна Вадимовна
Юрга
Содержание
1.Введение ___________________________________2
2.Географическая карта, как средство обучения__ 3
3.Классификации карт в географии_____________ 4
4.Работа с картой как условие реализации деятельностного подхода 7
5.Заключение________________________________ 11
6.Список литературы__________________________ 12
Введение
Китайская мудрость гласит: «Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю». Как нельзя лучше данная мудрость подчеркивает специфику обучения детей. Что бы во взрослую жизнь вступил творческий, свободно мыслящий человек, нужно не пропустить становление его личности на школьном этапе. Чтобы научить ребёнка мыслить, исследовать, действовать, нужно научить его решать проблемы на каждом уроке. При грамотной организации работы, ученик перестаёт быть пассивным объектом, а становится активным участником образовательной деятельности. Новые знания, приобретённые самостоятельно, усваиваются глубоко и прочно.
География относится к одной из ведущих наук в обучении критическому мышлению и формированию исследовательской активности. Достичь результатов в этом направлении возможно с помощью развития познавательного интереса. На уроках учащиеся предпочитают выполнять такие задания, в которых они могут реализовать себя, показать на практике свои знания и умения.
Одним из главных средств обучения на уроках географии является карта - основа науки, ее второй язык. Роль карты в школьной географии очень велика, она выполняет и образовательные, и воспитательные функции. Учащиеся впервые знакомятся с картой в начальных классах и продолжают работать с ней на протяжении всех лет обучения. Хорошо изучив особенности содержания карты, школьник может использовать её как источник приобретения знаний.
Грамотно построенная работа с географической картой способствует умственному развитию школьников: развитию воображения, пространственных представлений, логического мышления.
Цель работы – раскрыть понятие «карта», как средство обучения; рассмотреть разнообразные классификации и выделить основные методы работы с картой для реализации деятельностного подхода на уроках географии.
2.Географическая карта, как средство обучения
Карта - построенное в картографической проекции (на плоскости) с использованием специальных условных знаков, уменьшенное и обобщенное изображение поверхности Земли, других небесных тел или небесной сферы.1
Учащиеся впервые знакомятся с картой в начальных классах школы, она служит наглядным пособием, объектом изучения и источником знаний. Лишь с помощью карты можно обозревать земную поверхность в целом, любую территорию или регион, можно выявлять связи и зависимости между объектами, определять местоположение объектов, их соотношение с другими, форму, величину объектов, устанавливать закономерности пространственного распределения явления, динамику и развитие явлений, давать характеристику любых объектов и территорий.
Работа с картой определяется тремя позициями: понимать, читать, знать карту.
Понимать карту - это знать, что такое карта, как изображаются объекты (условные знаки, легенда), как происходит уменьшение при изображении, что такое масштаб, чем отличается изображение земной поверхности на плоскости от изображения на глобусе, что такое градусная сетка, географические координаты, какие бывают карты в зависимости от масштаба, охвата территории, содержания.
Читать карту - это уметь определять направления расстояния и географические координаты по карте, давать характеристику объектов, явлений, регионов, стран по карте.
Знать карту - понимать, представлять по памяти расположение, относительные размеры и форму объектов. Хорошему знанию карты должно предшествовать ее понимание, а затем многократное упражнение в чтение карт.2
Для достижения высоких результатов учащийся должен освоить умение читать условные знаки, умение пользоваться картами любой проекции и любого масштаба, различного содержания, умение элементарно разобраться в картографической сетке карты, в масштабе, контурах, надписях, уметь определять географические координаты, расстояния, направления, размеры, формы и положение географических объектов, умение устанавливать взаимосвязи географических объектов.
3.Классификации карт в географии
Карты в географии классифицируются по признакам:
масштаба - мелкомасштабные (обзорные), среднемасштабные (обзорно-топографические), крупномасштабные (топографические) карты.
охвата территории - карты полушарий и мира, карты материков и океанов, карты отдельных частей материков (регионов, стран).
назначения - карты научно-справочные, учебные, туристические.
содержания карты - общегеографические и тематические.
Вначале изучают общегеографические карты, позже переходят к тематическим.
По способу изображения объектов выделяются следующие тематические карты:
1.Карты цветового фона (карты растительности, почв, природных зон и др.).
Цель изучения - выявление положения и границ выделенных частей.
2.Карты ареалов (области распространения отдельных видов животных, растений, сельскохозяйственных культур).
Цель изучения - определение границы ареалов.
3.Карты изолиний (климатическая).
Цель изучения - выявление особенности хода изолиний.
4. Карты линий движения (карты грузопотоков, направлений ветров и др.).
Цель изучения – выявление закономерностей движения.
5.Значковые карты (карты месторождений полезных ископаемых, размещения промышленных центров стран и регионов и др.).
Цель изучения - выявление наиболее крупного скопления объектов, и установление особенности отдельных регионов.
6. Картодиаграммы (соотношение частей целого на определенной территории).
Цель изучения - выделение размеров.
7. Картограммы (карты плотности населения, распределения осадков).
Цель изучения - выделение регионов с максимальной и минимальной выраженностью явления и закономерности в его географическом распространении.
8. Картосхемы.3
В школьной практике, кроме данных видов карт, широко используется классификация по месту и назначению в учебном процессе. Остановимся на ней более подробно.
1.Стенные карты — обзорные карты с высокой степенью обобщения и генерализации, с крупными шрифтами, яркими красками.
Стенная карта используется на каждом уроке, на различных его этапах. Карта должна занимать центральное место в классе. Ответ, объяснение сопровождаются показом объектов на карте.
Есть особый вид стенной карты — дежурная карта. Это обычная физическая или политическая карта, на которой учащиеся помещают текущую информацию за месяц или более длительный срок.
2.Настольные карты -
- учебные атласы - сборники учебных карт, пояснительных характеристик, таблиц, связанных единством назначения. Вся работа, которая ведется со стенными картами, сопровождается синхронной работой с соответствующими картами атласа. По ним учащиеся выполняют различные самостоятельные работы, индивидуальные задания.
- контурные карты – карты, где обозначены лишь контуры географических объектов, линии рек, границы стран, пунсоны некоторых городов, надписей нет и сопровождаются системой вопросов и заданий по работе, которые усложняют по мере обучения. Контурные карты используются с различной дидактической целью: при проверке знаний, изучении нового материала, его закреплении, обобщении и систематизации. По ним проводятся картографические диктанты.
- рельефные карты - объемное изображение земной поверхности, соблюдение соотношения горизонтального и вертикального масштабов.
- карты с усиленной реалистической наглядностью - иллюстрированные или картинные карты, на которых в перспективе даны изображения животных, растений, людей, пароходов, самолетов, городов в их контурах.
- топографические карты - подробное изображение части земной поверхности.4
Особым картографическим пособием является глобус - модель Земли. По сравнению с географической картой глобус имеет ряд достоинств: на нем земная поверхность изображается без искажений, выдерживается единый масштаб. Он используется наряду с картами, чтобы сформировать правильные представления о форме и величине географических объектов.
По содержанию глобусы бывают - физическими и политическими. По масштабу - большой демонстрационный глобус и малые ученические глобусы. Существуют так же - индукционные (служат для изучения географических координат) и проекционные глобусы (ознакомление с картографическими проекциями).
Но век технологий не стоит на месте. Сегодня активно используется новый вид карт – интерактивная карта.
Ее преимущества:
- возможность отображения отдельных участков для более подробного их изучения (на некоторые карты добавлен привязанный к территории дополнительный иллюстративный и текстовый материал);
- возможность отображения только необходимых на конкретном уроке подписей и условных обозначений карты, упрощая карту, делая ее более наглядной;
- возможность рисовать на карте и наносить на нее надписи.5
Использование интерактивных карт позволяет повысить качество обучения, сделать его динамичным, решать несколько задач – наглядность, доступность, индивидуальность, контроль, самостоятельность. Это дает учителю возможность сделать его урок более насыщенным, красочным и запоминающимся.
4.Работа с картой как условие реализации деятельностного подхода
Системно – деятельностный подход положен в основу Федеральных государственных образовательных стандартов. В рамках деятельностного подхода обеспечивается развитие личности посредством вовлечения ее в разнообразную самостоятельную целесообразную деятельность. На первый план здесь выходит деятельность, а знания являются условием выполнения дела.
Таким образом, на уроке географии учитель должен научить учащихся не только пользоваться картой, но и активно ее использовать. Деятельность ребенка на уроке должна быть направлена на создание картографического образа, необходимого для получения географических знаний.
Чтение карты — это визуальный способ изучения, в результате которого учащиеся получают определённый картографический образ изучаемой территории.
При работе с картой нужно ориентироваться на три уровня чтения карты.
Первый уровень — это элементарное чтение плана и школьной общегеографической карты в III—IV классах, когда учащийся работает с картой, опираясь на свой жизненный опыт. Он уясняет свойства объектов по их внешнему виду.
Второй уровень — к опыту подключаются полученные географические знания. Школьник должен с помощью карты рассказать о свойствах объектов, отображенных на ней, и воссоздать пространственные представления о размещении и взаимном расположении объектов. Изучение и анализ карты заканчиваются составлением географических описаний или характеристик.
Вначале учащиеся обучаются делать описание какого-либо одного компонента природы, хозяйства, затем переходят к более сложному описанию, описанию природных условий определенных территорий, к экономико-географическому описанию отдельных стран. Еще более сложные описания — характеристика природы, населения, хозяйства страны и сравнительное описание. При любом описании дается типовой план, инструкций. В основном вся информация берется с карт.
Третий уровень включает знание самой карты и ее возможностей как источника знаний, и на этом уровне широко привлекаются полученные географические знания. В совокупности появляется возможность составить комплексную характеристику территории: выявить ее пространственные и природные особенности, взаимосвязи и причинность явлений, характер деятельности человека.6
При работе с картой можно применять как классические, так и современные интерактивные приемы и методы.
1. Вычерчивание картосхем на доске. Она должна быть простой, отображать главное, не осложняться деталями. Ее задача — донести основной учебный материал до сознания школьника.
2. Выработка пространственных и масштабных ориентиров – они являются ориентирами для нахождения других объектов, определения их размеров, порядка величины, что дает возможность находить объекты на картах различного масштаба, различной тематики.
3.Моделирование. Учащиеся самостоятельно создают на контурной карте новую, и выводят из неё определённые зависимости, делают выводы.
4.Сравнение - условные знаки карты сравнивают с их изображением на рисунке и мысленно представлять его форму и положение на местности.7
5. Работа с дежурной картой. Учащиеся делают выписки из научной литературы, берут информацию из средств массовой информации, обрабатывают ее и помещают за рамками карты. От выписок с помощью нитей указываются на карте места происходящих событий. Оживлять дежурную карту можно иллюстративным материалом.
При работе с электронной картой можно:
приближать выбранные участки земной поверхности для более детального рассмотрения;
снимать часть обозначений, упрощая карту, делая ее более наглядной;
делать рисунки;
наносить надписи при помощи клавиатуры;
ряд карт можно совмещать, что позволяет выявлять причинно-следственные связи и закономерности;
на некоторые карты добавлен привязанный к территории дополнительный иллюстративный и текстовой материал.
Основываясь на таких возможностях интерактивной карты, возможно реализовывать следующие методы и приемы работы –
- отключать слой с градусной сетью, экватор, нулевой и 180 меридиан, полюсы Земли, северный и южный полярный круг, тропики.
- показать не только путь мореплавателя, путешественника, маршрут которого изучается в данный момент, но и его портрет, краткие сведения биографии.
- отключить все слои и превратить карту в контур, предлагая с помощью функции рисования и нанесения надписей обозначить крупнейшие горы и равнины мира. Это задание помогает ученикам адаптироваться к новому для них виду деятельности и успешно в дальнейшем выполнять практические работы на контурных картах.
- при изучении, например, природных зон, можно применять несколько функций одновременно - окно с панорамой климатической зоны, окно с климатической диаграммой, по которой дается характеристика климата, таблицы с почвами, растительностью, животным миром и так далее. При этом можно не только увидеть, но и услышать различных обитателей природных зон, посмотреть интерактивные видеоролики, иллюстрирующие их приспособленность к сложившимся природным условиям.
- при изучении политической карты мира возможны следующие задания: выключив слой надписей и увеличив масштаб, узнать страны мира по очертаниям; расставив вопросительные знаки на территории стран, предложить ученикам назвать их, указав столицы.
- В курсе экономической и социальной географии, обучающиеся при определении специализации экономических районов, изучают выпускаемую продукцию отдельных отраслей производства и информацию о ней, а затем, используя интерактивную карту, распределяют ее по экономическим районам, показывая их «лицо».8
Интерактивные карты находят своё применение и в организации практической работы, и в проверке знаний учащихся. Функция отключения информационных слоёв на карте позволяет учителю использовать её как материал для заданий, в которых ученику нужно нанести на карту границы областей, названия объектов.
С использованием сети Интернет, можно отправиться в виртуальное захватывающие путешествие по планете Земля. Оказаться в любом городе мира, на берегу самой большой реки или на вершине горы, побывать в жаркой пустыне или оказаться в центре бескрайнего океана.
Все это способствует развитию интереса к изучению географии, приближению учащихся к реальности и актуальности их знаний и открывает им мир возможностей реализации своих идей и фантазий.
Заключение
Карта, как средство обучения на уроках географии была, есть и будет основным источником знаний. Но время идет, в нашу жизнь все более прочно входят компьютерные технологи. Образование не должно оставаться в стороне.
Классификация печатных карт разнообразна, методы работы постоянно обновляются и совершенствуются. Но интерактивные карты обладают рядом преимуществ:
с одной стороны обладают свойствами географической карты, с другой стороны, у них появляется новое свойство – возможность изменения содержания;
живут намного больше печатных;
имеют возможность постоянно обновляться;
возможность составления разнообразных учебных заданий, что повышает уровень восприятия картографического номенклатурного материала;
демонстрационные возможности интерактивных карт существенно выше обычных.
Использование интерактивных карт на уроках географии существенно расширяет сферу учебной деятельности обучающихся и учителя, стимулирует познавательный интерес, готовность к продуктивным самостоятельным и ответственным действиям, формирует картографическую компетентность.
Но, не смотря на преимущества одних, печатные и интерактивные карты должны взаимодополнять друг друга. Ведь в обучении, для достижения деятельностного подхода, нужны как визуальные средства, так и средства для обучения кинестетиков.
Научить ребёнка мыслить, исследовать, действовать - дело трудное, однако, это путь творчества и развития.
Список литературы
1.Галай И.П.. Методика обучения географии - Минск: Аверсэв. 2006. 157 с.
2.Душина И.В. Методика преподавания географии - М., 1996. 192с.
3.Карплюк Л.В., Екеева Э.В.. Методика преподавания географии: учебно-методический комплекс– Горно-Алтайск: РИО ГАГУ, 2010. 110 с.
4.Крылова О.В., Крылов А.И., Корниенко П.А.. Методические рекомендации по работе с интерактивными наглядными пособиями по географии – М.: Дрофа. 2007. 150 с.
5.Методика обучения географии: учебник и практикум для академического бакалавриата / В. Д. Сухоруков, В. Г. Суслов. — М.: Юрайт. 2016. 359 с.
1Душина И.В. Методика преподавания географии - М., 1996. С. 89.
2Методика обучения географии: учебник и практикум для академического бакалавриата / В. Д. Сухоруков, В. Г. Суслов. — М.: Юрайт. 2016. С.96.
3Методика обучения географии: учебник и практикум для академического бакалавриата / В. Д. Сухоруков, В. Г. Суслов. — М.: Юрайт. 2016. С.97.
4Душина И.В. Методика преподавания географии - М., 1996. С. 107.
5Крылова О.В., Крылов А.И., Корниенко П.А.. Методические рекомендации по работе с интерактивными наглядными пособиями по географии – М.: Дрофа. 2007. С. 96.
6Галай И.П.. Методика обучения географии - Минск: Аверсэв. 2006. С.86.
7Карплюк Л.В., Екеева Э.В.. Методика преподавания географии: учебно-методический комплекс– Горно-Алтайск: РИО ГАГУ, 2010. С. 47.
8Крылова О.В., Крылов А.И., Корниенко П.А.. Методические рекомендации по работе с интерактивными наглядными пособиями по географии – М.: Дрофа. 2007. С. 102.