Заместитель директора по УВР
МКОУ «Миленинская ООШ»
Долгова И.А.
ДОКЛАД
«Воспитательное пространство образовательной организации как условие позитивной социализации учащихся и формирования условий для саморазвития личности».
Усиление воспитательной функции образования рассматривается как одно из базовых направлений государственной политики в области образования.
Воспитательная работа нашей школы реализуется на основе рабочей программы воспитания и социализации учащихся, которая построена на основе базовых национальных ценностей российского общества, таких, как Патриотизм, Гражданственность, Человек, Семья, Здоровье, Труд и Творчество, Наука, Природа, и направлена на развитие и воспитание компетентного гражданина России.
Главная роль воспитания состоит в создании в школе и ее среде благоприятных условий для того, чтобы каждый ребенок стал субъектом своего воспитания, обучения и развития, т.к. только интериоризированная часть культуры становится культурой ребенка и ведет к его развитию.
Школа сегодня обеспечивает не только качественное образование, но и индивидуальное развитие интеллектуальных и творческих способностей каждого обучающегося, которые должны становиться основой достижения социальной компетентности, ведь школьнику постоянно приходится утверждаться в своей личной позиции, общаясь в школьной среде и микросоциуме класса.
Воспитательная среда - это мощный фактор формирования, развития и самореализации личности. Процесс педагогизации среды жизнедеятельности школьника рассматривается нами как фактор повышения эффективности воспитательной системы массовой школы, построение которой обусловлено конкретными социальными и психолого-педагогическими причинами.
Воспитательное пространство школы включает не только школу, но и семью. Взаимодействие школы и семьи предполагает установление заинтересованного диалога и сотрудничества, перерастающего в активную помощь, направленную на обеспечение главной функции воспитательной системы – развитость, целостность личности. Каждое воспитание начинается с семьи. Поведение родителей, их характер, отношения к жизни, отношение между собой – все это отражается на поведении ребенка. Поэтому связь с семьей – это важнейшее звено в воспитании.
Школа и семья – это два социальных института, от согласованных действий которых зависит эффективность процесса воспитания ребенка. Сотрудничество школы и семьи начинается с изучения условий и микроклимата семейного воспитания, индивидуальных особенностей детей и родителей. Содержание этой работы включает три направления: повышение психолого-педагогической культуры семьи, индивидуальная работа с родителями учащихся, участие родителей в учебно-воспитательном процессе через совместные творческие дела.
Воспитательная среда школы - это многомерное социально-педагогическое явление, связанное в единое целое различными коммуникативными механизмами и оказывающее ситуативное влияние на личностное становление и развитие ценностных ориентаций личности. Она становится для моих учеников важнейшим фактором самореализации личности ребенка, так как я как заместитель директора по УВР стараюсь, чтобы:
- воспитательная среда носила личностно-ориентированный характер;
- была обеспечена высокая включенность учеников в социально-полезную деятельность;
- актуализировался личностный потенциал учеников посредством использования комплекса педагогических средств, интегрирующих влияние окружающей среды и собственную мотивацию обучающегося.
Воспитательная система охватывает весь педагогический процесс, сочетая учебные занятия, внеурочную деятельность, общение за пределами школы. Воспитательная компонента формирует позитивную модель поведения обучающихся и этим самым способствует нормальной адаптации ребенка и адекватного развития личности в обществе, государстве, мире.
Деятельностными компонентами воспитательной системы школы являются сферы деятельности, к ним относятся:
1. Воспитывающая среда:
Среда включает все то, что оказывает влияние на развитие человека, это Предметно-пространственное окружение школьника (обустройство помещений школы, классных комнат, учебных кабинетов, школьного двора, спортплощадок) создает психологический фон, на котором разворачиваются взаимоотношения всех, кто находится в здании школы.
2. Учебная деятельность:
-воспитание на уроке;
-проведение олимпиад, научных конференций;
-организация исследовательской деятельности школьников;
Учебный процесс несет большой воспитательный заряд. Обучение и воспитание тесным образом взаимосвязаны: педагог, воспитывая, образовывает, и образовывая, воспитывает учащихся. Урок - не только основная форма обучения, но и сфера, в которой происходит школьное воспитание. Воспитательное значение имеет специфическое содержание каждого урока, информация на уроке: представления человека о мире через литературные и исторические образы, поступки литературных персонажей и исторических героев, изображения их достижений и моральных просчетов, духовной жизни, стремлений и т.п. Наличие в уроке информации о фактах, явлениях, событиях, ситуаций из жизни не только насыщают урок тематическим материалом, но и через образцы подлинной нравственности, патриотизма, духовности, гражданственности, гуманизма воспитывают учеников.
Особое место в воспитательном пространстве школы занимает самообразовательное пространство (олимпиадное движение, конкурс индивидуальных проектов, научно-практические конференции). Через олимпиадное движение компетентные педагоги школы помогают способному ученику найти себя, поддерживать его высокий интеллектуальный уровень по предметам. Достаточно одаренные дети, которые еще не выбрали себе узкой специализации, имеют возможность участия не только в однопрофильных, но и в многопрофильных олимпиадах, интернет - олимпиадах.
На школьном этапе в сентябре - октябре приняли участие обучающиеся с 5 по 9 классы, учащиеся 4-х классов принимали участие в олимпиадах по русскому языку и математике. Школьная олимпиада является первым этапом Всероссийской олимпиады школьников. Участие в предметной олимпиаде – это итог работы педагогического коллектива с одарёнными учащимися не только на уроках, но и во внеурочной деятельности. Учащиеся показывают знания, полученные вне рамок школьной программы.
3. Внеурочная деятельность и дополнительное образование:
Развитию воспитательной системы способствует и введение в учебные планы школы часов внеурочной деятельности, цель которой - создание условий для реализации детьми и подростками своих потребностей, интересов, способностей в тех областях познавательной, социальной, культурной жизнедеятельности, которые не могут быть реализованы в процессе учебных занятий и в рамках основных образовательных дисциплин. Специфика внеурочной деятельности заключается в том, что в условиях общеобразовательного учреждения ребёнок получает возможность подключиться к занятиям по интересам, познать новый способ существования – безоценочный, при этом обеспечивающий достижение успеха благодаря его способностям независимо от успеваемости по обязательным учебным дисциплинам. В школе реализуются курсы внеурочной деятельности по основным направлениям:
- Общеинтеллектуальное,
- Общекультурное
- Социальное,
- Духовно-нравственное
- физкультурно-оздоровительное.
Ведущее место среди методов, позволяющих развивать творческую активность учащихся принадлежит сегодня методу проектов. Развитие познавательных интересов учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развивать критическое мышление.
Для учащихся 9 классов был организован курс внеурочной деятельности «Индивидуальный проект». Обучающиеся работают над проектами по предметам естественнонаучного, гуманитарного и технического циклов. Учащиеся работали над такими проектами как: "Создание игры в среде Scratch", «Решение задач при помощи кругов Эйлера-Вена", "Влияние темперамента на выбор профессии человека", "Глобализация английского языка» и др.
4. Внеклассная работа:
Ядром воспитательной системы и главным ее субъектом является общешкольный коллектив и уклад его жизни. Система воспитательной работы школы строится таким образом, что каждый класс может участвовать в жизни всего коллектива школы.
Содержание основных направлений деятельности:
Одними из главных направлений воспитательной работы школы является экологическое и трудовое воспитание.
Учащиеся школы ведут большую работу по охране природы на территории села. Учащиеся старших классов классов приняли участие в насаждении деревьев и кустарников на территории школы. В сентябре были организованы выставки поделок из природного материала и осенних букетов. В целях приобщение школьников к проблеме охраны окружающей среды в октябре-ноябре проводилась акция по сбору макулатуры "Бумажный бум", в которой принимали активное участие учащиеся и родители 1-9 классов.
Основное направление педагогической деятельности общеобразовательной школы является ее профилактическая составляющая, направленная на предупреждение проблем, возникающих у детей и подростков в процессе жизнедеятельности. В план воспитательной работы включен раздел "Профилактика безнадзорности и правонарушений". В рамках профилактики экстремистских проявлений проводятся классные часы «Профилактика экстремизма и терроризма», "Мы - против терроризма", "Трагедия Беслана", "Школа против террора", классные часы к Международному дню толерантности "Мы разные, но мы вместе!", "Сила России – в единстве народов", "Что такое толерантность", "Толерантность – путь к миру". В ходе классных часов рассматриваются правовые нормы и ответственность за их нарушение, также уделяется внимание воспитанию у обучающихся чувства уважения и толерантности к другим культурам, национальностям, религиям, убеждениям; формированию культуры поведения, обеспечивающей собственную безопасность и безопасность окружающих. В нашей школе 1 раз в полугодие проводятся общешкольные родительские собрания.
Большое внимание в школе уделяется социализации.
Социализация — становление личности — процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в обществе. Социализация человека начинается с рождения и продолжается на протяжении всей жизни. В её процессе он усваивает накопленный человечеством социальный опыт в различных сферах жизнедеятельности, который позволяет исполнять определенные, жизненно важные социальные роли. Социализация рассматривается как процесс, условие, проявление и результат социального формирования личности. Как процесс она означает социальное становление и развитие личности в зависимости от характера взаимодействия человека со средой обитания, адаптации к ней с учетом индивидуальных особенностей. Как условие — свидетельствует о наличии того социума, который необходим человеку для естественного социального развития как личности. Как проявление — это социальная реакция человека с учетом его возраста и социального развития в системе конкретных общественных отношений. По ней судят об уровне социального развития. Как результат она является основополагающей характеристикой человека и его особенностей как социальной единицы общества в соответствии с его возрастом. Ребенок в своем развитии может отставать или опережать своих сверстников. В этом случае социализация как результат характеризует социальный статус ребенка по отношению к его сверстникам.
Процессы воспитания и социализации протекают параллельно, и в то же время независимо друг от друга, они направлены на становление личности, нахождение человеком своего места в жизни, пути социального и профессионального самоопределения. По своей сути эти процессы разные.
Процесс воспитания | Процесс социализации |
Воспитание – это целенаправленный процесс | Социализация – процесс стихийный: мы не можем «отгородиться» от тех процессов, которые происходят в обществе |
Воспитание – дискретный процесс, который прерывается, потому что происходит в семье, дошкольных учреждениях, школе, учреждения дополнительного образования. | Социализация – процесс беспрерывный. |
Воспитание происходит в конкретной обстановке конкретными субъектами воспитания | Социализация происходит всю жизнь, начиная с рождения и не прерывается на протяжении всей жизни. |
Как же может воспитание целенаправленно влиять на стихийный, беспрерывный процесс социализации?
В данное время социализация все чаще определяется как двусторонний процесс. С одной стороны, индивидуум усваивает социальный опыт, входя в определенную социальную среду. С другой стороны, в процессе социализации он отображает систему социальных связей за счет активного вхождения в среду. То есть, человек в процессе социализации не только обогащается опытом, но и реализует себя. Но если приобретенный опыт не способствует жизненному и профессиональному самоопределению личности, знания остаются мертвым капиталом. В этом и заключается принцип гуманизации: обеспечить такой уровень мотивации учебной деятельности, когда учебный материал воспринимается как лично значимый и необходимый.
Как создать ситуацию успешности?
Развивать в учащихся поисковую активность, которая проявляется:
В познавательной и творческой активности
В самостоятельном поиске источников необходимой информации
В готовности к принятии решений в ситуации выбора
Возникшая на современном этапе цель обучения – развитие личности – не означает, что воспитание оказывается более значимым в сравнении с обучением. Меняется содержание учебной деятельности: усвоение знаний мы воспринимаем не как цель, а как один из методов, причем основной метод развития личности.
Переход в учебной деятельности от монологичных методов к диалогу, активизация учащихся через использование интерактивных методов, дифференциация и профилизация – все эти направления становятся методами развития личности.
Каждая образовательная область реализует потенциально определенные воспитательные возможности:
Естественно-математический цикл формирует мировоззрение, единую модель мира, развивает экологическую культуру личности.
Гуманитарные предметы способны влиять на развитие моральной культуры личности, структуру ценностей и потребностей.
Информационные технологии, обществознание, иностранные языки обеспечивают функциональную грамотность будущего специалиста в любой сфере деятельности, интегрированность системы знаний, самореализацию, конкурентоспособность и конкурентовозможность личности.
Предметы естественного цикла формируют человека культуры, способность воспринимать явления действительности с эстетической меркой, расширяют кругозор, способствуют эстетическому восприятию и обеспечивают реализацию творческого потенциала личности.
Сопоставление особенностей процесса социализации и возможностей воспитания позволяет определить конкретные функции воспитательной деятельности по управлению позитивной социализацией учащихся.
Компенсация недостатков первичной социализации, происходящей в семье. Именно тут складываются первые представления о мире добра и зла, ребенок осознает себя. В условиях социальной нестабильности растет уровень тревожности, конфликтности как среди взрослых, так и среди детей. В этих случаях компенсация недостатка семейного тепла должна осуществляться за счет гуманизации педагога. Необходимо, чтобы у ребенка был человек, которому он доверяет.
Управление процессом социализации личности – предупреждение или коррекция детских комплексов. Необходимо создать благоприятный морально-психологический климат в первичном коллективе, ситуацию успешности и восприятия личности окружающими.
Открытость, синергетичность (усиление) воспитательной системы основана на взаимодействии с социальной средой. Воспитание, в данном случае, выполняет функцию расширения социального опыта детей.
Проявляется корректирующая функция воспитания, направленная на обеспечение усиления моральной выдержки личности влиянию негативных факторов среды (телепередачи, вроде бы специально рассчитанные на утверждение бездуховности, эгоцентризма, унижения окружающих и т.д.). Не унижая, не критикуя низкие, на наш взгляд, увлечения или занятия учеников, приобщать их ко всем богатствам культуры, настоящим моральным ценностям.
Рекомендации по управлению процессом социализации детей.
Деятельность учителя | Деятельность ученика |
Социальная компетентность |
Рекомендует задания различного уровня, вариативные домашние задания, перечень тем творческих работ и докладов, список дополнительной литературы, варианты заданий для релейной контрольной работы, различные формы прохождения тематического оценивания. Организует групповую работу, предусматривает создание групп меньшего состава по принципам: Выбери тему Выбери команду, которая оптимально способна решить задание Создает проблемные ситуации. Рекомендует самооценку и взаимооценку, обеспечивает свободный выбор рецензента. | Выбирает уровень на тематическом оценивании, уровень домашней работы, тему для доклада из общего списка. Принимает решения, например: выполнять повторное оценивание или нет. Работает в группе. Дает самооценку своему ответу, выбирает рецензента на свой ответ. Определяет цель своей деятельности, цель урока. Оценивает социальные привычки, связанные со здоровьем, окружающей средой. Берет участие в самоуправлении. Ставит личностно-значимые цели. |
Поликультурная компетентность |
Предлагает достижения культуры. Воспитывает на примере видных людей. Использует в преподавании своего предмета художественную литературу и произведения искусства. Освещает значение учебной дисциплины для развития цивилизации. Мотивирует роль данного предмета в жизни учащихся. Сам является примером толерантного отношения к другим людям. | Привлекает к своему ответу или письменной работе информацию поликультурного характера. Определяет толерантное поведение к людям, которые отличаются по социальным, расовым, этническим, религиозным и другим характеристикам. |
Коммуникативная компетентность |
Использует диалогические методы. Организовывает дискуссии. Разрабатывает правила ведения дискуссий. Способствует высказыванию собственного мнения. Стимулирует получение аргументированных ответов. Учит правильно ставить вопросы и отвечать на них. Следит за культурой речи школьников и сам является образцом этого. Предлагает письменные работы в форма сочинения, эссе, письма к товарищу, отчета об экспедиции, стихов по определенной теме учебной дисциплине. Практикует защиту учениками творческих работ и проектов. Использует интерактивные методы обучения и приемы педагогической техники, коммуникативной нацеленности – мозговой штурм, деловые игры. | Высказывает собственное мнение, умеет аргументировано его доказать. Делает доклады. Умеет написать тезисы, план, реферат. Проводит защиту рефератов, проектов. Ставит вопросы ученикам и учителям. Отвечает на вопросы учеников и учителей. Способен на толерантность в общении: признает свои ошибки, избегает категоричности, придерживается культуры дискуссии, использует адекватную лексику. |
Информационная компетентность |
Предлагает задания, для выполнения которых необходимо обращение к альтернативным источникам информации – дополнительной литературе, компьютерным базам данным, интернету. Привлекает учеников к использованию дополнительной информации. Консультирует по вопросам тематики работ и поиску информации. Обучает учащихся сознательно сворачивать информацию, составлять план, тезисы, конспект. Стимулирует критическое оценивание информации. | Добывает информацию из различных источников – учебной, справочной, энциклопедической, научно-популярной, художественной литературы, периодической прессы, непечатных средств массовой информации, компьютерных баз данных, интернета. Выделяет главное из массива информации, объединяет различные источники информации. Упорядочивает свои знания. Опрашивает окружающих. Обрабатывает документы и классифицирует их. Умеет использовать новые информационные технологии и быстро адаптируется к переменам. Критически оценивает информацию. |
Компетентность саморазвития и самообразования |
Стимулирует самообразовательную деятельность учащихся. Руководит самостоятельной и самообразовательной работой учеников. Отслеживает динамику развития учеников. помогает создавать и выполнять программу самообразования и самореализации учеников. | Создает программу самообразования и активно реализует ее. Демонстрирует достаточную сформированность общеобразовательных умений. Имеет стойкие познавательные потребности и мотивации. Умеет самостоятельно добывать знания. |
Компетентность продуктивной творческой деятельности |
Стимулирует творчество учеников. Использует интерактивные методы. Проводит нестандартные уроки. Организовывает исследовательскую работу учеников. | Умеет видеть проблемы, искать пути их преодоления, генерировать идеи, спланировать и организовать свою деятельность. |
Под социокультурной средой понимают «конкретное... социальное пространство», посредством которого ребенок включается в культурные связи общества. Это и совокупность различных (макро- и микро-) условий его жизнедеятельности и социального (ролевого) поведения, это и его случайные контакты и глубинные взаимодействия с другими людьми, и конкретное природное, предметное окружение как открытая к взаимодействию часть социума. Социокультурная среда может быть оптимально благоприятной, нейтральной, враждебной для ребенка. Особенности среды должны учитываться педагогом (психологом), поскольку педагогическое влияние на ребенка всегда "опосредуется", т.е. воспринимается ребенком двояко: и как относительно автономным индивидом, и как частью вполне конкретной социокультурной среды. Под «образовательной средой» понимают «часть социокультурного пространства, зону взаимодействия образовательных систем, их элементов, образовательного материала и субъектов образовательных процессов». Образовательная среда также обладает большой мерой сложности, поскольку имеет несколько уровней - от государственного, регионального до основного своего первоэлемента - образовательной среды конкретного учебного заведения и класса.
Одной из наиболее глубинных потребностей человека является его стремление реализовать заложенные в нем творческие силы. Способность к самореализации как предъявление себя, своей индивидуальности, уникальности, потребность ''быть" определяет смысл жизни человека, значимость его личностного "Я" в глазах других людей. В этой связи одной из важных социально-педагогических проблем, решать которую предстоит учителю, является проблема воспитания способности учащихся к творческой самореализации.
Проблема самореализации не решается однозначно положительно. Самореализация, как реализация сущностных отношений, в которых резюмируются личностные качества ученика, по своей направленности может быть конструктивной, созидающей человеческое в человеке, и деструктивной, разрушающей личность человека.
Воспитание способности учащихся к творческой самореализации предполагает, что развиваемые у педагога ориентации на творческую самореализацию становятся ориентациями по воспитанию у учащихся способности к творческой самореализации. Это становится реальным, если вовлечение педагогов в поиск способов воспитания у учащихся способности к творческой самореализации и их реализация, вызывающая у детей встречную активность, сочетается с творческой самореализацией и учителя, и ученика.
Наиболее эффективными условиями становления развивающихся, самореализующихся педагога и ученика являются:
-моделирование педагогической деятельности, воссоздающей процесс воспитания способности ученика к творческой самореализации;
-создание интегрированных учебных курсов и их реализация с использованием новых технологий обучения;
-осуществление индивидуального и дифференцированного подхода к обучению учащихся через творчество, как в урочное, так и во внеурочное время, подходов, базирующихся на интересах, потребностях и индивидуальных особенностях детей при реализации формируемых у них сущностных отношений;
-обучение учащихся через творчество при их включении в работу творческих лабораторий и научного общества, преемственно связанных по содержанию работы с профессионально-ориентированным обучением в классе и становящихся полем творческой самореализации детей;
-овладение учителем способами воспитания способности учащихся к творческой самореализации, осуществляемое на основе имеющегося у него опыта творческой деятельности и педагогической рефлексии этого опыта в контексте реализации гуманистической функции образования.
Лишь факт творческой самореализации ученика является условием творческой самореализации педагога.
Проблема воспитания способности учащихся к самореализации - это социально-педагогическая проблема. Самореализация учащегося - это реализация его возможностей, его "Я", предъявление себя другим во взаимодействии с миром и людьми, реализация ценностных ориентации, раскрывающих смысл жизни ребенка, характер и направленность его деятельности, общения, межличностных отношений.Установлено, что наиболее развитым у учащихся является блок качеств "самостоятельности", наименее - "ответственности" (результаты оценки и самооценки в целом совпадают).
Роль учителя заключается в том, чтобы, включая учеников в деятельность посредством разнообразных способов воспитания и обучения, стимулировать у них развитие системы сущностных отношений.
Какие бы способы воспитания ни использовал педагог, речь идет не об односторонней направленности педагогической деятельности, а о вызываемой способами деятельности обучения и воспитания встречной активности учащихся, направленной на осознание ими тех отношений, в которые они включаются, которые ценностно опосредуют и реализуют.
Стремление учащихся реализовать заложенные (и сформированные) творческие силы и способности является одной из ведущих потребностей личности.
Таким образом, воспитание как целенаправленный процесс способно влиять на стихийный процесс социализации, способствующей самореализации подрастающего поколения при определенных условиях:
Гуманизация позиции педагога, способного принять ребенка, создать благоприятный морально-психологический климат в коллективе.
Создание целевой установки для всех участников образовательного процесса на обеспечение готовности к позитивной социализации в форма интеграции.
Определение общих и частных воспитательных задач с учетом психологических особенностей возрастного развития, потенциальных возможностей различных образовательных областей и сфер деятельности.
Повышение потребностей и структуры ценностей на основе воспитания заботливого отношения к истории, культуре и традициям народа.
Коррекция детских комплексов.
Расширение воспитательного пространства на основе связей с социальной средой.
Обеспечение моральной устойчивости воспитанников к влиянию негативных факторов социальной среды.
ПРОЕКТ РЕШЕНИЯ:
Педагогическому коллективу спланировать работу на новый учебный год с учетом возможностей решения задач социализации посредством учебных предметов
Учителям использовать интерактивные формы организации учебного процесса для активизации деятельности учащихся.
Создавать каждому ученику ситуацию успешности, включая его в деятельность, которая позволит ему самореализоваться.
Активизировать воспитательную работу с целью обеспечения успешной самореализации и закрепления навыков социализации.
15