СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Экология в настоящее время становится неотъемлемой частью нашей жизни. Развитие научно-технического прогресса неизбежно приводит к тенденции гармоничного взаимодействия человека и природы, как условия сохранения жизни на Земле, и зависит от уровня экологической грамотности будущих специалистов различных отраслей науки и производства. Поэтому так важно знание экологических основ многообразия и единства органического мира, всеобщей взаимозависимости всех жизненных форм на земле, места человека в природе, его положительного и отрицательного воздействия на окружающую среду, оценки масштабов этого воздействия на всех уровнях и разработки природоохранных мероприятий, направленных на поддержание рационального взаимодействия между деятельностью человека и окружающей средой.
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением
отдельных предметов № 3»
Принята на заседании педагогического совета Протокол №15 от 23.06.22г. | Утверждена приказом директора № 83/0 от 23.06.22г. Директор школы _________/И.П. Горяинова |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ
ПРОГРАММА ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
«ПРИРОДА И ЧЕЛОВЕК»
Стартовый, базовый уровни
Срок реализации – 2 года
Возраст учащихся – 16-18 лет
Педагог дополнительного образования
Рюмшина Инна Владимировна
Курск 2022
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Направленность программы «Природа и человек» – естественнонаучная.
Актуальность программы. Программа разработана в соответствии с нормативно-правовыми документами в сфере дополнительного образования:
- Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 21.12.2012, № 273-ФЗ (в ред. от 30.12.2021 г.);
- Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (Распоряжение правительства РФ от 31 марта 2022 года № 678-р);
- Приказ Министерства просвещения России от 09.11.2018 №196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (СП 2.4.3648-20 от 28.09.2020 г.);
- Приказ комитета образования и науки Курской области от 01.04.2022 №1-443 «О внесении изменений в приказ комитета образования и науки Курской области «Об утверждении моделей обеспечения доступности дополнительного образования для детей в Курской области» от 30.08.2021 г. №1-970»;
-Устав МБОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 3» (приказ комитета образования г. Курска от 25.04.2016 г. № 165);
- Положение об организации и осуществлении образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам в МБОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 3» (приказ от 04.12.2020 г. № 195/2).
- Положение о системе оценивания обучающихся форме, порядке и периодичности текущей, промежуточной и итоговой аттестации (приказ от 01.09.2020 г. № 90);
Экология в настоящее время становится неотъемлемой частью нашей жизни. Развитие научно-технического прогресса неизбежно приводит к тенденции гармоничного взаимодействия человека и природы, как условия сохранения жизни на Земле, и зависит от уровня экологической грамотности будущих специалистов различных отраслей науки и производства. Поэтому так важно знание экологических основ многообразия и единства органического мира, всеобщей взаимозависимости всех жизненных форм на земле, места человека в природе, его положительного и отрицательного воздействия на окружающую среду, оценки масштабов этого воздействия на всех уровнях и разработки природоохранных мероприятий, направленных на поддержание рационального взаимодействия между деятельностью человека и окружающей средой.
Понимание причинно-следственных отношений «природа и человек», в которых человек является причиной и следствием неразумной производственной деятельности, и осознание своей ответственности перед человечеством в самых малых проявлениях отношения к природе, является одной из задач экологического образования.
Следующий немаловажный аспект экологического образования заключается в формировании научного системного подхода к исследованию явлений природы в интеграции биологии, экологии, с такими науками, как химия, физика, математика, география, почвоведение, микробиология и др.
Научиться, зная биологические закономерности существования и нарушения целостности окружающего нас мира, чувствовать свою ответственность за этот мир и бережно хранить его гармонию и красоту - эта проблема поставлена перед нашим поколением самой природой и продиктована необходимостью сохранения жизни на Земле.
Одной из эффективных форм работы по изучению экологии является исследовательская деятельность, в ходе которой приобретаются навыки научного эксперимента, развивается наблюдательность. Исследовательские работы вызывают интерес к решению экологических проблем и, в особенности к изучению проблем своей местности; возникает чувство сопричастности за судьбу природных объектов, осознание значимости практической помощи природе родного края. Аккуратность в эксперименте, творческая закалка, полученные в процессе исследовательской деятельности, не пропадают бесследно. В вузах такие учащиеся, как правило, продолжают самостоятельную научно-исследовательскую работу, становятся активными членами студенческих научных обществ. Дополнительная общеобразовательная программа «Природа и человек» направлена на развитие интереса к исследованиям в области своего населенного пункта, проведения практических работ на местности, экскурсий на природные объекты.
Цель программы: воспитание экологической культуры учащихся, содействие становлению исследовательской деятельности школьников и развитие активной позиции в вопросах защиты окружающей среды.
В основе программы лежит методическая концепция, выражающая необходимость целенаправленной и систематической работы по формированию основ познавательной поисково-исследовательской деятельности учащихся: постановка учебной цели, задач, составление алгоритма работы, реализация проекта, анализ полученных результатов, самоанализ.
При реализации программы применяется разноуровневый подход к
освоению учащимися теории и практики учебного материала. Он включает в себя: диагностику стартовых возможностей учащихся, дифференцирование способов организации учебной деятельности (по степени самостоятельности, скорости выполнения заданий, характеру помощи в освоении учебного материала и др.), дифференцирование теоретического материала и практических заданий по уровню сложности в соответствии с выявленными возможностями и уровнем готовности учащихся к обучению.
Отличительные особенности программы. Программа относится к стартовому уровню. Данная программа в большей степени направлена на социализацию взаимоотношений природы и человека. Большое внимание уделяется проектной и исследовательской деятельности на основе междисциплинарного взаимодействия.
Ребёнком школьного возраста эффективно применяются и успешно запоминаются лишь те сведения, которые получены в результате самостоятельного исследовательского поиска. Программа позволяет обучающимся с помощью педагога или самостоятельно выбирать объект исследования. Находить и обрабатывать материал, анализировать и систематизировать полученную информацию. У учащихся, обучающихся по данной программе, вырабатываются элементарные навыки простейших экологических исследований.
Комплексный подход к освоению программы учащимися позволяет формировать ключевые компетенции.
Освоение программы способствует формированию и развитию ряда важных личностных качеств учащихся: ответственность, увлеченность, самостоятельность, любознательность, умение работать в группе, самокритичность, дисциплинированность, умение воспринимать конструктивную критику, умение радоваться своим успехам и успехам товарищей, дружелюбие, стремление к взаимопомощи, любовь к природе. Учебный материал программы содействует сближению учащихся с окружающей природной средой через развитие эмоционально-чувственной сферы, реализации детского творческого потенциала.
Дидактические принципы
Работа с учащимися строится на основе системы дидактических принципов.
– принцип развивающего и воспитывающего обучения;
– принцип дифференцированного обучения;
– принцип единства экологического и технологического подхода;
– принцип связи теории с практикой;
– принцип адаптивности;
– принцип социокультурного соответствия;
– принцип наглядности;
− принцип систематичности и последовательности;
– принцип сознательности и активности учащихся;
– принцип добровольности;
− принцип психологической комфортности в коллективе.
Адресат программы
Программа адресована учащимся старшего школьного возраста (16-18) лет.
Признаком возраста появление социального статуса школьника. Ведущей становится учебная деятельность. Появляется произвольность, внутренний план действия, самоконтроль, рефлексия, чувство компетентности. Для мотивационной сферы характерна учебная мотивация, внутренняя позиция школьника. Возраст характеризуется теоретическим мышлением, анализирующим восприятием, произвольной смысловой памятью и вниманием. Дополнительная общеобразовательная программа «Природа и человек» поможет им реализовать свои творческие и интеллектуальные способности, а также приобрести навыки исследовательской деятельности.
Объем программы
Программа «Природа и человек» рассчитана на 2 года обучения. Количество часов на первый и второй годы обучения – 36 часа.
Объем программы: 36+36=72 ч.
Формы обучения, виды и режим занятий
Формы обучения: очная групповая в учреждении; электронное обучение с применением дистанционных технологий. Программа адаптирована для реализации в условиях дистанционного обучения и включает работу на платформах ВКонтакте, Телеграмм, оффлайн-консультации в режиме электронной переписки, транслирование видеороликов с корректировкой в онлайн-режиме.
Виды учебных занятий: комбинированные (теория и практика), практические, мини-конференции, опыты и наблюдения, экскурсии, игровые (викторины, интеллектуальные игры, конкурсы, экологические сказки, познавательные игры, виртуальные путешествия).
Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу. Продолжительность одного академического часа – 45 минут. Наполняемость учебных групп – 10 -15 человек.
2. СТАРТОВЫЙ УРОВЕНЬ ПРОГРАММЫ
Первый год обучения
Цель: содействие становлению исследовательской деятельности школьников и развитие активной позиции в вопросах защиты окружающей среды.
Образовательно-предметные задачи:
- способствовать популяризации экологических знаний;
- познакомить с историей возникновения и значением международных и российских экологических акций;
- способствовать развитию познавательного интереса к природе;
- учить видеть и понимать красоту природы;
- изучать основы охраны природы и экологических знаний;
- формировать знания о системе живой природы, закономерностях ее развития, исторически быстром сокращении биологического разнообразия в биосфере, в том числе в результате деятельности человека;
- формировать основы экологической грамотности, способности оценивать последствия деятельности человека в природе; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, осознание необходимости действий по сохранению биоразнообразия и природных местообитаний видов растений и животных;
- формировать навыки исследовательской деятельности и составления проектов по экологии;
- изучать современные меры по охране живой природы и окружающей среды;
- формировать основы техники безопасности.
-наблюдать; договариваться и приходить к общему решению в коллективной работе;
-формировать навыки: чёткого изложения знаний; самостоятельного получения знаний;
-развивать познавательный интерес к изучению экологических проблем своей местности, к исследованию окружающей среды;
- научить определять виды растений и животных по иллюстрациям, насекомых по коллекциям;
- познакомить с видами, сроками, приемами сбора и хранения природных материалов;
- научить приемам и способам использования вторичных материалов;
- научить основам ведения экологического мониторинга;
- научить основам простейших тематических исследований и наблюдений за объектами живой природы;
- научить создавать экопроекты;
- познакомить с экологическими проблемами;
- формировать навыки простейших природоохранных действий в живой природе.
Развивающие задачи:
- развивать наглядно-образное мышление;
- развивать основы критического и логического мышления;
- развивать внимание, память, мелкую моторику;
- формировать основы целеполагания и планирования деятельности;
- формировать осознанные действия по заданному плану;
- развивать способности к анализу и оценке результатов учебной деятельности;
- формировать потребность в новых знаниях;
- развивать способности к восприятию и осмыслению новой информации из различных источников;
- развивать способность к продуктивному взаимодействию со сверстниками, взрослыми;
- развивать способность к компромиссному подходу в спорных ситуациях;
- развивать способность к доказательному изложению своей позиции, мнения;
- формировать адекватное восприятие мнения других людей в обучении, в быту.
Воспитательные задачи:
- воспитывать бережное отношение к природе;
- формировать культуру здорового образа жизни;
- формировать стремление к творческой самореализации;
- воспитывать дружелюбие, стремление к взаимопомощи;
- воспитывать увлеченность, любознательность;
- воспитывать ответственность, дисциплинированность, основы самостоятельности;
- воспитывать самокритичность, адекватное восприятие замечаний;
- формировать продуктивное взаимодействие в группе.
2.1. УЧЕБНЫЙ ПЛАН ПЕРВОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ
№ п/п | Название раздела, темы | Количество часов | Формы аттестации и отслеживания результатов | ||
Всего | Теория | Практика | |||
1 | Введение | 1 | 1 | | Беседа, опрос, самостоятельная творческая работа |
2 | Экологическая викторина | 1 | | 1 | Викторина, самостоятельная творческая работа |
3 | Учение о биосфере | 2 | 1 | 1 | Дискуссия, практическая работа |
4 | Взаимодействие живых организмов и окружающей среды | 5 | 3 | 2 | Тестирование, практическая работа |
5 | Экология популяций | 3 | 1 | 2 | Тестирование, практическая работа |
6 | Биотические сообщества | 4 | 2 | 2 | Опрос, практическая работа |
7 | Биотические взаимоотношения организмов | 5 | 4 | 1 | Викторина, практическая работа |
8 | Экологическая система | 3 | 1 | 2 | Опрос, практическая работа, тестирование |
9 | Антропогенное воздействие на биосферу | 6 | 2 | 4 | Практическая работа, подготовка докладов, тестирование |
10 | Научно-исследовательская работа | 6 | 1 | 5 | Конференция, защита проектов |
| ИТОГО: | 36 | 16 | 20 | |
2.2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПЛАНА 1 ГОДА ОБУЧЕНИЯ
Тема 1. Введение (1 час)
Форма занятия: комбинированное занятие (беседа, опрос, самостоятельная работа).
Теория: Предмет и задачи экологии. Понятия окружающей среды, природы. Основные свойства живой материи. Уровни биологической организации.
Материалы и оборудование: компьютер, проектор, экран.
Тема 2. Экологическая викторина (1 час)
Форма занятия: комбинированное занятие (викторина, самостоятельная работа).
Практика: «Экологическая викторина»
Материалы и оборудование: компьютер, проектор, экран.
Тема 3. Учение о биосфере (2 часа)
Форма занятия: комбинированное занятие (Дискуссия, практическая работа).
Теория: Учение Вернадского.
Практика: Дискуссия «Место человека в биосфере».
Материалы и оборудование: компьютер, проектор, экран.
Тема 4. Взаимодействие живых организмов и окружающей среды (5 часов)
Форма занятия: Тестирование, практическая работа
Теория: Взаимодействие живых организмов и окружающей среды. Экологические факторы, условия среды, экологические ресурсы. Общие закономерности влияния экологических факторов среды на организмы. Законы оптимума, минимума, лимитирующие факторы среды. Адаптация живых организмов к условиям внешней среды.
Практика: Биоиндикация атмосферного воздуха по хвое сосны. Лихеноиндикация атмосферного воздуха.
Материалы и оборудование: компьютер, проектор, экран.
Тема5. Экология популяций (3 часа)
Форма занятия: комбинированное занятие (Тестирование, практическая работа).
Теория: Экология популяций. Основные свойства популяций.
Статические и динамические показатели. Возрастная структура популяций. Кривые выживания, кривые роста популяций. Динамика популяций. Регуляция численности популяций.
Практика: Составление кривых выживания популяций.
Решение биологических задач.
Материалы и оборудование: компьютер, проектор, экран.
Тема 6. Биотические сообщества (4 часа)
Форма занятия: комбинированное занятие (Опрос, практическая работа).
Теория: Биоценоз. Видовое разнообразие биоценоза.
Пространственная структура фитоценоза. Трофическая структура биоценоза. Экологические пирамиды. Продуктивность сообщества.
Практика: Составление трофической структур луга, водоема. Составление пространственной структуры фитоценоза леса. Решение биологических задач
Материалы и оборудование: компьютер, проектор, экран.
Тема 7. Биотические взаимоотношения организмов (5 часов)
Форма занятия: комбинированное занятие (Викторина, практическая работа)
Теория: Биотические взаимоотношения организмов. Типы биотических взаимоотношений. Симбиоз. Конкурентные отношения хищник- жертва. Паразитизм. Экологическая ниша. Практика: Определение биотических взаимоотношений в биоценозе реки.
Тема 8. Экологическая система (3 часа)
Форма занятия: комбинированное занятие (Опрос, практическая работа, тестирование)
Теория: Экологическая система. Пространственная и трофическая структура экологической системы. Пастбищные и детритные цепи. Экологическая сукцессия. Природные и искусственные экологические системы. Агросистемы.
Практика: Решение биологических задач. Определение детритных и пастбищных цепей.
Материалы и оборудование: компьютер, проектор, экран.
Тема 9. Антропогенное воздействие на биосферу (6часов).
Форма занятия: комбинированное занятие (Практическая работа, подготовка докладов, тестирование)
Теория. Природные ресурсы и деятельность человека. Антропогенные экосистемы.
Реакция экологических систем на антропогенное воздействие. Загрязнение атмосферного воздуха. Основные загрязнители. Загрязнение поверхностных и подземных вод. Загрязнители и источники загрязнения. Загрязнение почв. Источники загрязнения.
Практика: Анализ состояния водных ресурсов Курской области. Химический контроль воды р.Тускарь. Исследование качества почв методами биоиндикации. Исследование атмосферного воздуха в г. Курске методом биоиндикации по хвое сосны.
Материалы и оборудование: компьютер, проектор, экран.
Тема 10. Научно-исследовательская работа (6 часов)
Форма занятия: комбинированное занятие (Конференция, защита проектов)
Теория: Методика исследовательской деятельности. Компьютерные технологии в исследовательской деятельности. Научная организация проектной работы.
Практика: Работа над исследовательскими проектами: «Проблема чистого атмосферного воздуха в г. Курске»; «Средства бытовой химии»; «Тяжелые металлы в почве»; «Химический контроль природных вод»; «Содержание витамина С в продуктах и наше здоровье»; «Чистая вода в нашем доме».
Материалы и оборудование: компьютер, проектор, экран.
2.3. ПЛАНИРУМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ
НА СТАРТОВОМ УРОВНЕ
Образовательно-предметные результаты
Учащиеся будут знать:
- правила безопасной работы на занятиях;
- понятия о науке экология, её значении; о методах научного исследования;
- способы ведения экологического мониторинга;
-экологические факторы среды, состав воздуха;
- основные понятия и законы экологии;
-видовой состав растений кабинета;
-факторы, влияющие на здоровье людей
- приемы и способы использования вторичных материалов;
-основы простейших тематических исследований и наблюдений за объектами живой природы;
- простейшие природоохранные действия в живой природе.
- основные экологические проблемы города Курска.
Учащиеся будут уметь:
- оформлять исследовательскую работу;
-написать реферат, тезис, доклад;
-выступать с сообщениями, с докладом;
-пользоваться лабораторным оборудованием.
- проводить простейшие исследования и наблюдения за объектами живой природы;
- проводить простейший экологический мониторинг;
- выполнять и представлять простейшие тематические проекты;
- создавать экологические проекты;
- выполнять простейшие природоохранные действия в живой природе.
Ключевые компетенции
Учащиеся приобретут ценностно-смысловые компетенции:
- стремление к творческой самореализации;
- бережное отношение к природе родного края;
- внимание к здоровому образу жизни.
Учащиеся приобретут учебно-познавательные компетенции:
- основы целеполагания и планирования деятельности;
- последовательные осознанные действия по заданному плану;
- основы анализа и оценки результатов учебной деятельности.
Учащиеся приобретут информационные компетенции:
- потребность в новых знаниях;
- осмысление новой информации из различных источников
Учащиеся приобретут коммуникативные компетенции:
- продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
- компромиссный подход в спорных ситуациях;
- доказательное изложение своей позиции, мнения;
- дружелюбное восприятие мнения других людей в обучении, в быту.
- продуктивное взаимодействие в группе.
Учащиеся приобретут компетенции личностного самосовершенствования:
- наглядно-образное мышление;
- основы критического и логического мышления;
- внимание, память, мелкая моторика;
- самокритичность, адекватное восприятие замечаний.
Учащиеся приобретут общекультурные компетенции:
- ответственность, дисциплинированность, основы самостоятельности;
- увлеченность, любознательность;
- дружелюбие, стремление к взаимопомощи.
2.4. Оценка результатов обучения на стартовом уровне
Для оценки результатов обучения на стартовом уровне проводится комплексный мониторинг и промежуточная диагностика в конце каждого полугодия.
Комплексный педагогический мониторинг включает в себя: мониторинг результатов обучения по программе (теоретическая подготовка, практическая подготовка) (Приложение 1); мониторинг уровня проявления ключевых компетенций (Приложение 2); сводную карту педагогического мониторинга (Приложение 3).
3. БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ ПРОГРАММЫ
Второй год обучения
Цель: содействие становлению исследовательской деятельности школьников и развитие активной позиции в вопросах защиты окружающей среды.
Образовательно-предметные задачи:
- познакомить с правилами безопасной работы на занятиях;
-сформировать понятия о науке, её значении; о методах научного исследования;
- познакомить с методами мониторинга окружающей среды;
- формировать умения работать с различной информацией, научной литературой, анализировать сведения, полученные от СМИ;
-наблюдать; договариваться и приходить к общему решению в коллективной работе;
-формировать навыки: чёткого изложения знаний; самостоятельного получения знаний;
-развивать познавательный интерес к изучению экологических проблем своей местности, к исследованию окружающей среды;
- научить определять виды растений и животных по иллюстрациям, насекомых по коллекциям;
- познакомить с видами, сроками, приемами сбора и хранения природных материалов;
- научить приемам и способам использования вторичных материалов;
- научить основам ведения экологического мониторинга;
- научить основам простейших тематических исследований и наблюдений за объектами живой природы;
- научить создавать экопроекты;
- познакомить с экологическими проблемами;
- формировать навыки простейших природоохранных действий в живой природе.
Развивающие задачи:
- развивать наглядно-образное мышление;
- развивать основы критического и логического мышления;
- развивать внимание, память, мелкую моторику;
- формировать основы целеполагания и планирования деятельности;
- формировать осознанные действия по заданному плану;
- развивать способности к анализу и оценке результатов учебной деятельности;
- формировать потребность в новых знаниях;
- развивать способности к восприятию и осмыслению новой информации из различных источников;
- развивать способность к продуктивному взаимодействию со сверстниками, взрослыми;
- развивать способность к компромиссному подходу в спорных ситуациях;
- развивать способность к доказательному изложению своей позиции, мнения;
- формировать адекватное восприятие мнения других людей в обучении, в быту.
Воспитательные задачи:
- воспитывать бережное отношение к природе;
- формировать культуру здорового образа жизни;
- формировать стремление к творческой самореализации;
- воспитывать дружелюбие, стремление к взаимопомощи;
- воспитывать увлеченность, любознательность;
- воспитывать ответственность, дисциплинированность, основы самостоятельности;
- воспитывать самокритичность, адекватное восприятие замечаний;
- формировать продуктивное взаимодействие в группе.
3.1. УЧЕБНЫЙ ПЛАН ВТОРОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ
№/п | Наименование раздела, темы | Количество часов | Формы аттестации и отслеживания результатов | ||
Всего | Теория | Практика | |||
1 | Введение | 1 | 1 | | беседа, опрос, самостоятельная работа |
2 | Основные принципы охраны окружающей среды и рационального природопользования | 3 | 1 | 2 | тестирование, практическая работа |
3 | Экологический мониторинг окружающей среды | 4 | 2 | 2 | тестирование, практическая работа |
4 | Защита животного и растительного мира | 2 | 1 | 1 | опрос, презентации |
5 | Природоохранные мероприятия. | 4 | 2 | 2 | тестирование, практическая работа |
6 | Становление социальной экологии. | 1 | | 1 | семинар-диспут, тестирование |
7 | Социально-экологическое взаимодействие. | 1 | 1 | | беседа, опрос, самостоятельная работа |
8 | Взаимоотношения природы и общества | 5 | 3 | 2 | семинар, практическая работа |
9 | Глобальные проблемы человечества | 4 | 2 | 2 | конференция |
10 | Поведение человека в естественной и социальной среде | 1 | 1 | | диспут, тестирование |
11 | Экология жизненной среды | 1 | | 1 | семинар, тестирование |
12 | Элементы экологической этики | 2 | 1 | 1 | семинар, тестирование |
13 | Научно-исследовательская работа | 7 | 2 | 5 | Конференция, защита проектов |
| Итого | 36 | 17 | 19 | |
3.2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПЛАНА 2 ГОДА ОБУЧЕНИЯ
Тема 1. Введение (1 час)
Форма занятия: комбинированное занятие (беседа, опрос, самостоятельная работа).
Теория: Повторение материала 1 года обучения. Характеристика биоценоза, экологической системы, антропогенного воздействия на биосферу.
Материалы и оборудование: компьютер, проектор, экран.
Тема 2. Основные принципы охраны окружающей среды и рационального природопользования (3 часа)
Форма занятия: комбинированное занятие (Тестирование, практическая работа).
Теория: Рациональное природопользование. Принципы охраны окружающей среды. Законодательство по охране природы.
Практика: Практическое знакомство законами по охране природы в РФ и в Курской области. Состояние окружающей среды в г. Курске.
Материалы и оборудование: компьютер, проектор, экран.
Тема 3. Экологический мониторинг окружающей среды (4 часа)
Форма занятия: комбинированное занятие (тестирование, практическая работа).
Теория: Экологический мониторинг окружающей среды. Системы экологического мониторинга. Экологическое нормирование: ПДК, ПДВ, ПДС, ПДЭН. Контроль окружающей среды.
Практика: Мониторинговые исследований качества окружающей среды биоиндикационными методами. Анализ мониторинговых исследований результатов биоиндикации по хвое сосны.
Материалы и оборудование: компьютер, проектор, презентация.
Тема 4. Защита животного и растительного мира (2 часа)
Форма занятия: комбинированное занятие (опрос, презентации).
Теория: Защита животного и растительного мира. Красная книга Курской области. Природоохранные территории. Природоохранные территории Курской области
Практика: Работа с определителями растений и животных. Презентация: Растения Красной Книги Курской области. Презентация: Животные Красной Книги Курской области
Материалы и оборудование: компьютер с возможностью выхода в интернет, принтер, ножницы, бумага, клей.
Тема 5. Природоохранные мероприятия (4 часа)
Форма занятия: комбинированное занятие (тестирование, практическая работа).
Теория: Природоохранные технические мероприятия: по восстановлению нарушенных земель, очистке воздуха производственных помещений, сточных вод промышленных предприятий. Восстановление природных ресурсов.
Практика: Знакомство с приборами и средствами контроля окружающей среды. Очистные сооружения в г. Курска
Тема 6. Становление социальной экологии (1 час)
Форма занятия: комбинированное занятие (семинар-диспут, тестирование).
Теория: Возникновение и развитие экологии как науки. Развитие экологических представлений людей с древнейших времен до наших дней. Отношение социальной экологии к другим наукам: биологии, географии, социологии.
Практика: Семинар-диспут: «Место социальной экологии в современном обществе.
Материалы и оборудование: компьютер, проектор, презентация, видеофрагмент.
Тема 7. Социально-экологическое взаимодействие (1 час)
Форма занятия: комбинированное занятие (беседа, опрос, самостоятельная работа).
Теория. Классификации компонентов среды человека. Социально-экологическое взаимодействие и его основные характеристики. Адаптация человека к окружающей среде.
Материалы и оборудование: компьютер, проектор, презентация.
Тема 8. Взаимоотношения природы и общества (5 часов)
Форма занятия: комбинированное занятие (семинар, практическая работа).
Теория. Человек и общество как субъекты социально-экологического взаимодействия.
Современные отношения природы и общества, биосфера и техносфера. Концепция устойчивого развития
Практика: Семинары: «Человек и ноосфера», «Современный экологический кризис и пути его преодоления»
Материалы и оборудование: компьютер, проектор, презентация, видеофрагмент.
Тема 9. Глобальные проблемы человечества (4 часа)
Форма занятия: конференция
Теория. Рост численности населения, «демографический взрыв». Ресурсный кризис: земельные ресурсы (почва, минеральные ресурсы), энергетические ресурсы. Возрастание агрессивности среды: загрязнение вод и атмосферного воздуха, рост патогенности микроорганизмов
Практика: Конференция: «Дом, в котором я живу»
Материалы и оборудование: компьютер, проектор, презентация, видеофрагмент.
Тема 10. Поведение человека в естественной и социальной среде (1 час)
Форма занятия: комбинированное занятие (диспут, тестирование).
Теория. Воздействие среды на человека. Адаптация человека в естественной и социальной среде, поведение в критических и экстремальных ситуациях.
Практика. Диспут «Поведение человека в условиях экологического бедствия»
Материалы и оборудование: компьютер, проектор, презентация, видеофрагмент.
Тема 11. Экология жизненной среды (1 час)
Форма занятия: комбинированное занятие (семинар, тестирование).
Теория. Элементы жизненной среды человека. Бытовая среда, трудовая (производственная) и рекреационная. Взаимоотношения человека с элементами его жизненной среды
Практика: Семинар: «Человек и жизненная среда, правовые основы отношения человека к природе»
Материалы и оборудование: компьютер, проектор, презентация, видеофильм.
Тема 12. Элементы экологической этики (2 часа)
Форма занятия: комбинированное занятие (семинар, тестирование).
Теория: Нравственность взаимоотношений человека и природы. Природа как ценность. Законы Коммонера. Экологическая культура.
Практика: Семинар: «Что такое экологическая этика и нравственное природопользование».
Материалы и оборудование: компьютер, проектор, презентация, видеофильм.
Тема 13. Научно-исследовательская работа (7 часов)
Форма занятия: конференция, защита проектов
Теория: Методика исследовательской деятельности. Компьютерные технологии в исследовательской деятельности. Особенности социального проекта. Основные этапы работы над проектом.
Практика: Работа над исследовательскими проектами: «Проблема чистого атмосферного воздуха в г. Курске», «Средства бытовой химии», «Тяжелые металлы в почве», «Флуктуирующая асиметрия листовой пластины древесных насаждений», «Исследование поверхностных вод в Курске», «Радиационная безопасность в г. Курске», «Листопад», «Хлеб своими руками» ,«Химический контроль природных вод», «Исследование экологической состояния р. Тускарь в черте города», «Чистая вода в нашем доме», «Витамины и здоровье человека»
Материалы и оборудование: компьютер, проектор, презентация, видеофильм
3.3. ПЛАНИРУМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ
НА БАЗОВОМ УРОВНЕ
Образовательно-предметные результаты
Учащиеся должны знать:
- о научной области экологии, предмете её изучения;
- что такое экологический мониторинг;
- основные экологические праздники, их историю появления и значение;
- правила экологически сообразного поведения в природе;
- о способах экологически безопасного образа жизни;
- о способах ресурсосбережения;
- о роли природы в сохранении и укреплении здоровья человека, удовлетворении материальных запросов и духовных потребностей человека;
- правила поведения в природе;
- природные и антропогенные причины возникновения экологических проблем;
- меры по сохранению природы и защите растений и животных.
Учащиеся должны уметь:
- владеть и самостоятельно реализовывать элементарные навыки рационального природопользования;
- правильно вести себя по отношению к окружающей природе и нести ответственность за свои поступки, понимать их последствия для окружающего мира;
- понимать ценность природных объектов;
- оценивать поведение людей с точки зрения их экологической допустимости;
- оценивать состояние городской среды и местных экосистем;
- проводить наблюдения в природе за отдельными объектами, процессами и явлениями; оценивать способы природопользования;
- работать с различными источниками информации;
- составлять презентацию, представлять свои знания;
- применять коммуникативные навыки.
Ключевые компетенции
Учащиеся приобретут ценностно-смысловые компетенции:
- стремление к творческой самореализации;
- бережное отношение к природе родного края;
- внимание к здоровому образу жизни.
Учащиеся приобретут учебно-познавательные компетенции:
- основы целеполагания и планирования деятельности;
- последовательные осознанные действия по заданному плану;
- основы анализа и оценки результатов учебной деятельности.
Учащиеся приобретут информационные компетенции:
- потребность в новых знаниях;
- осмысление новой информации из различных источников
Учащиеся приобретут коммуникативные компетенции:
- продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
- компромиссный подход в спорных ситуациях;
- доказательное изложение своей позиции, мнения;
- дружелюбное восприятие мнения других людей в обучении, в быту.
- продуктивное взаимодействие в группе.
Учащиеся приобретут компетенции личностного самосовершенствования:
- наглядно-образное мышление;
- основы критического и логического мышления;
- внимание, память, мелкая моторика;
- самокритичность, адекватное восприятие замечаний.
Учащиеся приобретут общекультурные компетенции:
- ответственность, дисциплинированность, основы самостоятельности;
- увлеченность, любознательность;
- дружелюбие, стремление к взаимопомощи.
3.4. Оценка результатов обучения на базовом уровне
Для оценки результатов обучения на стартовом уровне проводится комплексный мониторинг и промежуточная диагностика в конце каждого полугодия.
Комплексный педагогический мониторинг включает в себя: мониторинг результатов обучения по программе (теоретическая подготовка, практическая подготовка) (Приложение 1); мониторинг уровня проявления ключевых компетенций (Приложение 2); сводную карту педагогического мониторинга (Приложение 3).
Для оценки результатов обучения на базовом уровне проводится комплексный мониторинг и промежуточная диагностика в конце каждого полугодия.
Комплексный педагогический мониторинг включает в себя: мониторинг результатов обучения по программе (теоретическая подготовка, практическая подготовка) (Приложение 1); мониторинг уровня проявления ключевых компетенций (Приложение 2); сводную карту педагогического мониторинга (Приложение 3).
4. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
4.1. Календарный учебный график
Календарный учебный график является составной частью программы, содержащей комплекс основных характеристик образования и определяющей даты и окончания учебных периодов/этапов, количество учебных недель, сроки контрольных процедур, и составляется для каждой учебной группы.
Календарный учебный график
реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
«Природа и человек» на 2022-2023 учебный год
Срок реализации – 1 год, 36 часов, 1 час в неделю (1 занятие по 1 часу)
Начало учебного года – 5 сентября, окончание учебного года – 25 мая
Перечень видов образовательной деятельности по годам обучения (согласно учебному плану) | Формы и сроки проведения | Всего | ||||||||
Сентябрь | Октябрь | Ноябрь | Декабрь | Январь | Февраль | Март | Апрель | Май | ||
Учебные занятия: | ||||||||||
- теория | 2 час. | 2 час. | 2 час. | 2 час. | 2 час. | 2 час. | 1 час. | 2 час. | 1 час. | 16 час. |
- практика | 2 час. | 2 час. | 2 час. | 2 час. | 1 час. | 1 час. | 2 час. | 3 час. | | 15 час. |
Проектная работа | | | | | | | | | 5 час. | 5 час. |
ИТОГО: | 4 час. | 4 час. | 4 час. | 4 час. | 3 час. | 3 час. | 3 час. | 5 час. | 6 час. | 36 час. |
Календарный учебный график
реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
«Природа и человек» на 2023-2024 учебный год
Срок реализации – 1 год, 36 часов, 1 час в неделю (1 занятие по 1 часу)
Начало учебного года – 5 сентября, окончание учебного года – 25 мая
Перечень видов образовательной деятельности по годам обучения (согласно учебному плану) | Формы и сроки проведения | Всего | ||||||||
Сентябрь | Октябрь | Ноябрь | Декабрь | Январь | Февраль | Март | Апрель | Май | ||
Учебные занятия: | ||||||||||
- теория | 2 час. | 2 час. | 2 час. | 2 час. | 1 час. | 2 час. | 2 час. | 2 час. | 2 час. | 17 час. |
- практика | 3 час. | 3 час. | 2 час. | 2 час. | 2 час. | 1 час. | 2 час. | 4 час. | | 19 час. |
Проектная работа | | | | | | | | | 5 час. | 5 час. |
ИТОГО: | 5 час. | 5 час. | 4 час. | 4 час. | 3 час. | 3 час. | 4 час. | 6 час. | 7 час. | 36 час. |
4.2. Условия реализации программы
Материально-технические условия
Кабинет. Для занятий объединения используется просторное светлое помещение, отвечающее санитарно-эпидемиологическим требованиям к учреждениям дополнительного образования (СП 2.4.3648-20 от 28.09.2020 г). Помещение сухое, с естественным доступом воздуха, легко проветриваемое, с достаточным дневным и искусственным освещением, с проточным водоснабжением. Кабинет эстетически оформлен, правильно организованы рабочие места. Места хранения инструментов и материалов соответствуют технике безопасности.
Оборудование: столы и стулья ученические, доска настенная, компьютер, проектор, экран.
Инструменты и приспособления: Лабораторное оборудование (штатив, микроскопы, колбы, пробирки и т.п.) Химически реактивы (кислоты, щёлочи, индикаторы). ТСО. Банки для забора проб, универсальный индикатор, фильтровальная бумага, термометры, лупы.
Материалы: Таблицы: «Круговорот веществ в экосистеме», «Виды отходов», «Круговорот веществ в природе», «Экологические факторы среды», «Среды жизни на земле», «Характерные признаки светолюбивых и теневыносливых растений», «Смена березняка ельником». Диаграмма «Использование отходов». Графики: «Зависимость интенсивности фотосинтеза от температуры при различной освещённости», «Микроклимат в лесу». Фотографии учёных. 5.Кинофильм «Водохранилище». Растения– индикаторы. Карты физические и климатические. Гербарий и живые экземпляры растений Курской области.
Кадровые условия
Программу реализует педагог дополнительного образования, имеющий профессиональную подготовку по профилю деятельности и соответствующий профессиональному стандарту по должности «педагог дополнительного образования».
Методические условия
Учебные занятия обеспечены наглядными, раздаточными материалами по тематике разделов. Для каждого раздела программы определены формы занятий, составлен перечень оборудования и оснащения. Подготовка к конференциям, семинарам, выступлениям, открытым занятиям поддерживается интернет-ресурсами соответствующей тематики.
Формы занятий: комбинированное занятие (беседа, опрос, мини-лекция, самостоятельная работа, игра, конкурс, выставка, проект), практическое занятие, занятие-проект, занятие-игра, занятие-экскурсия, занятие-праздник, открытое занятие.
Методическое обеспечение программы
Методы обучения и воспитания | Формы организации образовательного процесса | Формы организации учебного занятия | Педагогические технологии |
Обучения: словесный; наглядный практический; частично--поисковый; объяснительно-иллюстративный; исследовательский проблемный; игровой. Воспитания: мотивация; поощрение; стимулирование | Групповая и индивидуально-групповая | Беседа, встреча с интересными людьми, игра, конкурс, конференция, практическое занятие, праздник, круглый стол, открытое занятие, экскурсия. акция, выставка, диспут, защита проектов, лабораторное занятие, лекция, презентация, семинар, спектакль, | Проектной деятельности, исследовательской деятельности, дифференцированного обучения, развивающего обучения, проблемного обучения, игровой деятельности, здоровье-сберегающие технологии |
4.3. Формы определения результативности обучения
Формы аттестации
Опрос, тестирование, практическая работа, самостоятельная творческая работа, защита проекта, выставка, конкурс.
Аттестация проводится дважды в течение учебного года: в конце первого полугодия, в конце второго полугодия.
Формы отслеживания
образовательных результатов
Журнал учета работы педагога, собеседование, наблюдение и дневник наблюдений, опрос, тестирование, самостоятельная работа учащихся, игра, доклад, защита работ, проектов, выставки и конкурсы; фотоматериалы (участие в выставках, готовые работы), мониторинг.
Формы демонстрации
образовательных результатов
Викторины, мини-выставки, проекты, защита работ, проектов, результаты мониторинга, грамоты, дипломы.
4.4. Методические материалы
Методические и дидактические материалы
Карточки тестирования (вводное тестирование, тесты диагностик, тесты по темам); вопросы для тематических опросов; тематические таблицы к разделам («Взаимодействие организмов и окружающей среды», «Экология популяций», «Биотические взаимоотношения организмов» и др.); географические карты Курской области и Курска, атлас Курска, планы пришкольных территорий; фото- и видеоматериалы (по темам занятий); тематический демонстрационный материал (гербарии, коллекции, презентации).
Методы обучения
В процессе реализации программы «Природа и человек» применяются общепедагогические и узкоспециальные методы и приёмы обучения.
Общепедагогические методы и приёмы:
- метод формирования интереса к учению (игра, создание ситуаций успеха, приёмы занимательности);
- словесный (рассказ, беседа, объяснение);
- практический (упражнения, опыты, проектно-исследовательская деятельность, декоративные композиции);
- наглядный (работа с наглядными материалами, фотоматериалами, тематические видеопросмотры);
- репродуктивный (повторение освоенных знаний и умений, самостоятельная работа);
- метод контроля (опрос, наблюдение, психологическая поддержка).
- метод самоконтроля (самоанализ, самостоятельное исправление недостатков в работе).
В сочетании применяются словесный, наглядный, практический методы как методы передачи и восприятия информации.
Узкоспециальные методы и приёмы:
- метод творческих заданий (включение учащихся в различные виды творческой деятельности);
- метод экологических сказок (сделанный детьми выбор в сказке, в значительной степени предопределяющий выбор в реальной ситуации).
Педагогические технологии
В образовательном процессе используются следующие инновационные педагогические технологии: технология развивающего обучения, технология группового обучения, технология дифференцированного обучения, технологии сотрудничества, технология коллективного взаимообучения, технология разноуровневого обучения, технология проблемного обучения, технология коллективной творческой деятельности, здоровьесберегающая технология, технология коллективных обсуждений, технология игровой деятельности, технология создания ситуации успеха.
Примерный алгоритм учебных занятий
I. Организационный этап
Приветствие учащихся. Подготовка рабочих мест к занятию. Повторение правил техники безопасности.
II. Основной этап
Теоретическая часть. Закрепление изученного материала, повторение. Сообщение и обсуждение нового материала. Тематическая беседа.
Практическая часть. Выполнение творческих заданий. Практическая работа. Выполнение проектов. Экскурсии.
III. Заключительный этап
Мини-выставки. Анализ и обсуждение работ, проектов. Саморефлексия учащихся. Подведение итогов занятия.
4.5. Рабочая программа воспитания
и план воспитательной работы
1.Введение
Программа «Природа и человек» разработана в рамках федерального проекта «Успех каждого ребенка».
Учебный материал программы содействует сближению учащихся с окружающей природной средой через развитие эмоционально-чувственной сферы, реализации детского творческого потенциала.
Программа имеет два уровня: стартовый, базовый. Срок реализации – 2 года. Д/О «Природа и человек» функционирует на базе МБОУ «СОШ № 3».
Возраст детей 16-18 лет.
Группы сформированы по возрастному принципу.
2. Цель: формирование познавательно-творческих способностей учащихся к окружающему миру, формирование экологической культуры личности, создание условий для саморазвития и самореализации личности.
3. Задачи:
- помочь сформировать позитивное отношение к окружающему миру, найти свое место в этом мире, научиться определять и проявлять активную жизненную позицию;
- включить учащихся в интересную и полезную для них деятельность, в ходе которой дети приобретут социально значимые знания, получат опыт участия социально значимых делах;
- привить стремление к проявлению высоких нравственных качеств, таких как уважение человека к человеку, вежливость, бережное отношение к чести и достоинству личности, душевная чуткость, отзывчивость, ответственность, любовь ко всему живому;
- нейтрализовать (предотвратить) негативное воздействие социума;
- развивать творческий потенциал.
4. Направления деятельности:
- духовно – нравственное;
- художественно – эстетическое;
- экологическое;
- здоровьесберегающее.
5. Формы, методы, технологии
Формы: викторина, семинар, экологический диспут, акция, беседа.
Методы воспитания
Для формирования и развития положительных личностных качеств учащихся необходимо применять методы воспитания: беседа, убеждение, поощрение, стимулирование, мотивация, создание ситуации успеха и др.
Технологии
- Технология проблемно – ценностной дискуссии
- Технология социально – образовательного проекта
- Игровые технологии
- Технологии диалогического взаимодействия (дискуссии, диспуты)
- Коллективная творческая деятельность
- Педагогическая поддержка
- Педагогика сотрудничества
6. Диагностика результатов воспитательной деятельности
Периодичность диагностики | Качества личности учащихся | Методы (методики) | Кто проводит | Итоговые документы |
2 раза в год (октябрь, апрель- май) | Уровень воспитанности самооценка нравственные ориентации | Методика М.И. Шиловой Методика Дембо- Рубинштейн в модификации А.М.Прихожан Методика «Закончи предложение» | Совместно педагог-психолог и педагог Педагог-психолог Педагог-психолог | заключение заключение заключение |
2 раза в год | Качества личности учащихся | Наблюдение | Педагог | протокол |
7. Планируемые результаты
- Культура организации своей деятельности;
- Умение взаимодействовать с другими членами коллектива;
- Толерантность;
- Активность и желание участвовать в делах детского коллектива;
- Соблюдение нравственно- этических норм (правил этикета, общей культуры речи, культуры внешнего вида).
Приложение 1
к рабочей программе воспитания
Календарный план воспитательной работы
на 2022-2023 учебный год
1. Воспитательные мероприятия в объединении
Сроки | Название мероприятия | Форма участия | Место проведения | Ответственный |
октябрь | Экологическая викторина | Праздник | МБОУ «СОШ №3» | Педагог |
декабрь | Экологический мониторинг состояния окружающей среды | Исследовательская работа | Сосновый лес | Педагог |
апрель | «Экологический десант» | Субботник | Побережье реки Сейм | Педагог |
2. Участие учащихся в воспитательных мероприятиях учреждения
Сроки | Название программы, мероприятия | Форма участия | Место проведения | Ответственный |
октябрь | Всероссийский урок «Экология и энергосбережение» в рамках Всероссийского фестиваля энергосбережения ВместеЯрче. | акция | МБОУ «СОШ №3» | Педагоги-организаторы |
ноябрь | Акция «Чистый город» | акция | МБОУ «СОШ №3» | Педагог |
апрель | Организация мероприятий, посвященных Дням защиты от экологической опасности. | акция | МБОУ «СОШ №3» | Педагог |
май | Акции, посвященные Всемирному дню охраны окружающей среды и Дню эколога. Беседы: «Они не должны исчезнуть», «Не оставляй в лесу костер!», «Береги природу!». | акция | МБОУ «СОШ №3» | Педагог |
3. Участие учащихся в городских воспитательных программах
Сроки | Название программы, мероприятия | Форма участия | Место проведения | Ответственный |
октябрь - март | «Покормите птиц» (ГВП «Миллион друзей») | Акция, дистанционно | Социальная сеть «ВКонтакте» сообщество ГВП «Миллион друзей» https://vk.com/public193976692 | Педагоги-организаторы |
март | «Жизнь в стиле ЭКО» | Творческий конкурс, дистанционно | ДДТ | Педагоги-организаторы |
апрель | Экологический марафон «Природа рядом с нами» | Конкурс, дистанционно | Социальная сеть «ВКонтакте» https://vk.com/wall-188212704_389 «Природа рядом с нами» | Педагог |
май | Акция «Международный субботник» | Акция | https://волонтерыпобеды.рф/ https://disk.yandex.ru/d/vjQDPI Hu3ZW9sw | Педагог |
4. Участие учащихся в жизни социума
Сроки | Название мероприятия | Форма участия | Место проведения | Ответственный |
март | Всероссийская акция «Час Земли» | Акция, дистанионно | Дом учащихся https://60.wwf.ru/ | Педагог |
апрель | Всероссийская акция «День птиц» | Акция, очно | МБОУ «СОШ №3» | Педагог |
5. Участие в Интернет-мероприятиях
Сроки | Название мероприятия | Форма участия | Место проведения | Ответственный |
октябрь | Олимпиада по экологии | дистанционно | Сайт «Инфоурок» | Педагог |
апрель | Х творческий экологический марафон «Птицы России» | Творческий конкурс, дистанционно | Социальная сеть «ВКонтакте» | Педагог |
6. Работа с родителями
Сроки | Название мероприятия | Форма проведения | Место проведения | Ответственный |
сентябрь | «Здравствуй, осень» | Родительское собрание, очно | МБОУ «СОШ №3» | Педагог |
октябрь | Индивидуальные консультации с родителями по вопросам организации образовательной деятельности в объединении | очно | МБОУ «СОШ №3» | Педагог |
апрель | Помощь в организации и проведении воспитательных мероприятий | очно | МБОУ «СОШ №3» | Педагог |
5. ЛИТЕРАТУРА
5.1. СПИСОК РЕКОМЕНДОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ПЕДАГОГОВАлексеев С. В., Груздева Н.В., Муравьев А.Г., Гущина Э.В. Практикум по экологии, уч. Пособие, М., 2016.
2. Ашихмина Т.Я., Школьный экологический мониторинг. М., “Агар”, 2010.
3. Беляев В. С., Василевская С. Д. "Изучаем природу родного края". М.: Просвещение, 2012.
4. Вебстер К., Жевлакова М.А., Кириллов П.Н., Корякина Н.И. От экологического образования к образованию для устойчивого развития. – СПБ.: Наука, САГА, 2015.
5.Горелов Экология, учебное пособие, М., «Юрайт», 2011.
6.Голубкина Н.А. Лабораторный практикум по экологии - 2-е изд., исп. И доп. – М.: ФОРУМ: НИЦ ИНФРА-М, 2013.
7.Глазачев С.Н., Козлова О.Н. Экологическая культура. М., 2007.
8. Криксунов Е.А., Пасечник П.П., «Экология», издательство «Дрофа», 2011.
9.Пасечник В.В. Школьный практикум по экологии, М., «Дрофа», 2015.
10.Степановских А.С. Охрана окружающей среды, М., «Юнити», 2017.
11. Атрохина В.Г. Лесная хрестоматия. М. Лесная промышленность. 1995 – 107с.
12. Арустамов Э.А. Природопользование. Дашков И.К. 2004 – 154с.
13.Ахметшина. Экологический мониторинг.
14.Миркин Б.М. Экология России. М. АОМДС 1996 – 75с.
15.Пономарёва И.Н. Экология растений с основами биогеоценологии. М. Просвещение. 1978 – 208с.
5.2. СПИСОК РЕКОМЕНДОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ДЛЯ УЧАЩИХСЯ
1. Криксунов Е.А., Пасечник П.П., «Экология», издательство «Дрофа», 2011г
2.Мансурова С.Е., Кокуева Г.Н. Следим за окружающей средой нашего города 9-11 класс, школьный практикум. М., ВЛАДОС, 2001.
3.Пасечник В.В., Школьный практикум. Экология, М: «Дрофа», 2008г.
4.Чернова Н.М. и др., Основы Экологии,10(11) М: Просвещение», 2002г.
5.Зверев А.Т. Экология. Сборник задач и упражнений. М. МИИГАиК. 1996 – 132с.
6.Лукашевич О.Д. Практические работы по экологии и охране окружающей среды. ТГАСУ Томск 2004 – 175с.
7.Михеев А.В. Охрана природы. М. Просвещение. 1981 – 160с.
8.Рянжин С.В. Экологический букварь. Санкт-Петербург. 1996 – 256с.
5.3. ЭЛЕКТРОННЫЕ ИНТЕРЕНЕТ-РЕСУРСЫ, РЕКОМЕНДОВАННЫЕ
ПЕДАГОГАМ И УЧАЩИМСЯ
1. http://www.plantopedia.ru (Сообщество ботаников).
2. http://www.tca77.narod.ru/index226.htm (Экологические сказки).
3. https://ru.wikipedia.org/wiki/Заглавная_страница (Энциклопедия).
4. http://www.zooclub.ru (Мир животных).
5. http://www.ebio.ru (Биология электронный учебник).
6. http://www.plantarium.ru (Определитель растений).
7. http://libed.ru/knigi-nauka/1070291-1-krasnaya-kniga-kurskoy-oblasti-centralno-chernozemniy-gosudarstvenniy-prirodniy-biosferniy-zapovednik-imeni-pr.php (Красная книга Курской области).
8. https://zoomet.ru/kyz/kyznesov_oglav.html (Бесплатная электронная биологическая библиотека).
9. http://zanimatika.narod.ru/Book6.htm (Занимательная биология).
10. http://ecology-of.ru/ekologiya-regionov/ekologiya-kurskoj-oblasti-bez-sushchestvennykh-problem (Экология Курской области).
11. Природа России: библиотека. htt: //www.priroda.ru /lib
12. Энциклопедия “Флора и Фауна”. htt://www.sci.aha.ru /biodiv/anim.htm
13. Редкие и исчезающие животные России и зарубежья. hht://www.nature.ok.ru
14. Природа и животные на Rin.ru. htt://zoo.rin.ru
15. Экология России. Энциклопедия растений. hht://www.eco.-net.ru
Приложение 1
МОНИТОРИНГ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ
ПО ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЕ
«Природа и человек»
Объединение «Природа и человек», 2022-2023 уч. год
Показатели (оцениваемые параметры) | Критерии | Степень выраженности оцениваемого показателя | Кол-во баллов | Способы отслеживания результатов |
1. Теоретическая подготовка | ||||
1.1.Теоретические знания (по основным разделам учебного плана программы) | Соответствие теоретических знаний ребёнка программным требованиям | Низкий уровень (учащийся овладел менее чем ½ объёма знаний, предусмотренных программой в конкретный период) | 1 | Тестирование, контрольный опрос |
Средний уровень (объём усвоенных учащимся знаний составляет более ½) | 2 | |||
Высокий уровень (учащийся освоил весь объём знаний, предусмотренных программой в конкретный период) | 3 | |||
1.2. Владение специальной терминологией | Осмысленность и правильность использования специальной терминологии | Низкий уровень (учащийся часто избегает употреблять специальные термины) | 1 | Собеседование, тестирование |
Средний уровень (учащийся сочетает специальную терминологию с бытовой) | 2 | |||
Высокий уровень (учащийся употребляет специальные термины осознанно, в полном соответствии с их содержанием) | 3 | |||
2. Практическая подготовка | ||||
2.1. Практические умения и навыки (по основным разделам учебного плана программы) | Соответствие практических умений и навыков программным требованиям | Низкий уровень (учащийся овладел программными умениями и навыками менее чем ½) | 1 | Контрольное задание, практическая работа |
Средний уровень (объём освоенных учащимся умений и навыков составляет более ½) | 2 | |||
Высокий уровень (учащийся овладел всеми программными умениями и навыками за конкретный период) | 3 | |||
2.2. Владение специальным оборудованием и оснащением | Отсутствие затруднений в использовании специального оборудования и оснащения | Низкий уровень (учащийся испытывает значительные затруднения при работе с оборудованием) | 1 | Контрольное задание, практическая работа |
Средний уровень (учащийся работает с оборудованием с помощью педагога) | 2 | |||
Высокий уровень (учащийся работает с оборудованием самостоятельно, без затруднений) | 3 | |||
2.3. Творческие навыки | Креативность в выполнении практических заданий | Низкий (элементарный) уровень (учащийся может выполнять лишь простейшие практические задания педагога) | 1 | Учебный проект, выставка |
Средний (репродуктивный) уровень (учащийся в основном выполняет задания на основе образца) | 2 | |||
Высокий (творческий) уровень (учащийся выполняет практические задания с элементами творчества) | 3 |
Критерии оценки результатов обучения учащихся:
- (Н) низкий уровень – 1 балл за каждый показатель;
- (С) средний уровень – 2 балла за каждый показатель;
- (В) высокий уровень – 3 балла за каждый показатель.
Примечание
Для показателей пунктов 1.1 и 2.1 оценивается каждый раздел учебного плана программы и высчитывается количество балов на основе среднего арифметического.
Приложение 2
МОНИТОРИНГ УРОВНЯ ПРОЯВЛЕНИЯ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ
ПО ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЕ
«Природа и человек»
Объединение «Природа и человек», 2022-2023 уч. год
Ключевые компетенции | Критерии | Уровень проявления оцениваемой компетенции | Способы отслеживания результатов |
3.1. Ценностно-смысловые компетенции | Нравственные ориентиры, понимание ценности здоровья, семьи, учения, внутренняя мотивация к обучению, соблюдение моральных норм в социуме | Низкий уровень (учащийся не воспринимает или слабо воспринимает ценностные установки по отношению к себе) | Наблюдение |
Средний уровень (учащийся осознает ценностные смыслы только в значимых для себя событиях) | |||
Высокий уровень (учащийся демонстрирует интериоризацию ценностных смыслов в любых ситуациях) | |||
3.2. Учебно-познавательные компетенции | Самостоятельная познавательная деятельность, умение ставить цель и планировать работу, анализировать, сопоставлять, делать выводы | Низкий уровень (учащийся затрудняется с целеполаганием, планированием, анализом, самооценкой, почти не проявляет познавательной активности) | Анализ практической, исследовательской работы |
Средний уровень (учащийся с помощью педагога определяет цель, план, результативность своей работы, проявляет познавательную активность к ряду разделов программы в конкретный период) | |||
Высокий уровень (учащийся самостоятельно определяет цель, составляет план работы, анализирует, сопоставляет, делает выводы, проявляет интерес и высокую познавательную активность ко всем разделам программы в конкретный период) | |||
3.3. Информационные компетенции | Овладение основными современными средствами информации, поиск, структурирование, применение новой информации для выполнения работы, для самообразования | Низкий уровень (учащийся слабо ориентируется в источниках информации, испытывает значительные затруднения в ее поиске, структурировании, применении) | Анализ практической, исследовательской работы |
Средний уровень (учащийся с помощью педагога выбирает, структурирует и применяет информацию, в том числе для самообразования) | |||
Высокий уровень (учащийся самостоятельно находит источники информации, выбирает новый материал для выполнения работы, для самообразования) | |||
3.4. Коммуникативные компетенции | Способы продуктивного и бесконфликтного взаимодействия в коллективе, речевые умения (изложить свое мнение, задать вопрос, аргументировано участвовать в дискуссии) | Низкий уровень (речевые умения учащегося выражены слабо, поведение в коллективе неуверенное или отстраненное, взаимодействие малопродуктивное) | Наблюдение |
Средний уровень (учащийся побуждается педагогом к коллективной деятельности, участвует в обсуждениях и дискуссиях выборочно, больше слушает, чем говорит сам) | |||
Высокий уровень (учащийся активно и доказательно участвует в коллективных дискуссиях, легко встраивается в групповую работу, поддерживает бесконфликтный уровень общения) | |||
3.5. Компетенции личностного самосовершенствования | Виды мышления, мыслительная деятельность, психосоматические способности, положительные личностные качества | Низкий уровень (мышление учащегося в основном образное, слабо выражены способности к анализу, синтезу, сравнению, классификации, психосоматические способности развиты незначительно, личностные качества направлены на реализацию своих интересов) | Наблюдение |
Средний уровень (мышление учащегося в целом ассоциативно-образное с элементами логического, абстрактного, пространственного мышления, психосоматические способности проявляются с помощью педагога, личностные качества частично транслируются в коллектив) | |||
Высокий уровень (мышление учащегося комбинированное с преобладанием сложных видов, психосоматика уверенная, самостоятельная, личностные качества позитивные и в целом транслируются в коллектив) | |||
3.6. Общекультурные компетенции | Культура общения в коллективе, в быту, самоконтроль эмоций и поведения, духовно-нравст-венные основы, расширение картины мира | Низкий уровень (учащийся не контролирует эмоции и поведение, духовно-нравст-венные основы неустойчивы и слабо осознаются) | Наблюдение |
Средний уровень (эмоции и поведение учащегося регулируются с помощью педагога, в разной степени выражены, частично расширена картина мира) | |||
Высокий уровень (учащийся полностью контролирует свои эмоции и поведение, духовно-нравственные представления ориентированы на социум, на позитивное мировосприятие) |
Условные обозначения
Н – низкий уровень
С – средний уровень
В – высокий уровень
Приложение 3
Сводная карта педагогического мониторинга
на 2022-2023 учебный год
Объединение «Природа и человек», группа 1
Ф.И.О. педагога дополнительного образования Рюмшина И.В.
Результаты обучения по программе «Природа и человек»
№ п/п | Фамилия, имя учащихся | Образовательно-предметные результаты | Итого | |||
Теория | Практика | |||||
Полугодия | ||||||
1 | 2 | 1 | 2 | |||
1 | Агапов Александр | | | | | |
2 | Богомолов Дмитрий | | | | | |
3 | Воробьева Татьяна | | | | | |
4 | Димчук Дарья | | | | | |
5 | Дмитриева Софья | | | | | |
6 | Колтырина Дарья | | | | | |
7 | Красников Алексей | | | | | |
8 | Курганская Светлана | | | | | |
9 | Пинти Дмитрий | | | | | |
10 | Праведникова Татьяна | | | | | |
11 | Хазеев Эмир | | | | | |
12 | | | | | | |
№ п/п | Фамилия, имя учащихся | Уровень проявления ключевых компетенций | |||||||||||
Ценностно-смысловые | Учебно-познавате- льные | Информационные | Коммуникативные | Личностного самосовершенствования | Общекультурные | ||||||||
Полугодия | Полугодия | Полугодия | Полугодия | Полугодия | Полугодия | ||||||||
1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | ||
1 | Агапов Александр | | | | | | | | | | | | |
2 | Богомолов Дмитрий | | | | | | | | | | | | |
3 | Воробьева Татьяна | | | | | | | | | | | | |
4 | Димчук Дарья | | | | | | | | | | | | |
5 | Дмитриева Софья | | | | | | | | | | | | |
6 | Колтырина Дарья | | | | | | | | | | | | |
7 | Красников Алексей | | | | | | | | | | | | |
8 | Курганская Светлана | | | | | | | | | | | | |
9 | Пинти Дмитрий | | | | | | | | | | | | |
10 | Праведникова Татьяна | | | | | | | | | | | | |
11 | Хазеев Эмир | | | | | | | | | | | | |
12 | | | | | | | | | | | | | |
32