Отдел образования Лискинского муниципального района
Муниципальное казенное учреждение дополнительного образования
«Давыдовский Центр развития творчества»
Принята педагогическим советом МКУ ДО «Давыдовский ЦРТ»
от « __» _______2019г
Протокол №__
«Утверждаю»
Директор МКУ ДО
«Давыдовский ЦРТ»
_________________Н.В. Шеметова
Дополнительная общеразвивающая
общеобразовательная программа
«Калейдоскоп»
Направленность: социально-педагогическая
Срок реализации-9месяцев.
Возрастная категория: 7-16 лет
Составитель: Воронина И. Н., учитель МКОУ «Бодеевская СОШ»
г.п. Давыдовка
2019г
Пояснительная записка
Условия современной жизни достаточно чётко выявляют проблему организации досуга детей и подростков, формирования их способности ценить и правильно организовывать своё свободное время, свой досуг.
Данная программа даёт возможность обучающимся развиваться интеллектуально, эмоционально и духовно, самореализоваться. Программа включает в себя план досуговых мероприятий, принимаемых в начале каждого учебного года. Традиционными в этом отношении являются:
- праздничные программы, приуроченные к определенным календарным датам и организованные для обучающихся ДДТ и их родителей (День Матери, Новый год, 23 февраля, 8 марта, др.);
- мероприятия внутри объединения (игры-знакомства, конкурсы, викторины, беседы, экскурсии, просмотры видеофильмов, акции и др.);
Актуальность и новизна
Внеклассная работа в форме проведения праздников, экскурсий, разнообразных викторин и конкурсов, творческих мастерских и т.п. способствует развитию у детей навыков общения и совместной деятельности, проявлению их личностных качеств.
Программа «Калейдоскоп» раскрывает перед школьниками яркий спектр народной культуры, рождает эмоциональные реакции, чувство удивления и восторга красотой русского народного искусства в разных его проявлениях. Дети принимают участие в подготовке и проведении народных календарных праздников, знакомятся с основными религиозными праздниками и обрядами, изучают разнообразные ремесла русского народа.
Цель: Создание благоприятных условий для сплочения детей в объединении, развития творческой, любознательной, высоконравственной личности. Организации содержательного интересного и полезного досуга детей и их участия в мероприятиях по досуговой программе «Калейдоскоп».
Задачи программы:
Обучающие:
активизировать развитие творческих способностей детей и их двигательную активность;
Закреплять социальные нормы поведения и способствовать сплочению детского коллектива;
Воспитательные:
• содействовать развитию способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию в творческой области;
• способствовать формированию творческого мировоззрения;
• воспитать личность творца, способного осуществлять свои творческие замыслы;
• создать условия, чтобы жизнь детей была интересной и содержательной, наполнить её яркими впечатлениями, интересными делами и знаниями.
Развивающие:
• развивать умение определять способы действия в рамках предложенных условий и требований;
• развивать художественное и ассоциативное мышление;
• развивать культуру, память, воображение, артистические способности.
Программа способствует стимулированию познавательной деятельности обучающихся, а также поддерживает стремление к самостоятельной деятельности самообразованию.
Формы проведения досуговых мероприятий:
конкурсно – познавательные программы;
конкурсно - развлекательные программы;
конкурсно - игровые программы;
акции;
экскурсии;
выставки;
просмотр видеофильмов, использование аудиозаписей и технических средств обучения;
встречи с интересными людьми.
При реализации данной программы применяются современные педагогические технологии, созданные на основе усиления социально-воспитательных функций, гуманизации и демократизации отношений: личностно-ориентированные; дифференцированного подхода, а также коллективно-творческие, игровые.
Для решения задач досуговой программы используются различные формы в работе по подготовке и проведению мероприятий:
формы организации мероприятий: массовые, групповые, индивидуально-групповые.
основные формы в общении с детьми и подростками: монолог (в меньшей степени), диалог (в большей степени), дискуссия.
В воспитательной работе с детьми вариативно используются следующие методы:
метод воспитывающих ситуаций (формирование межличностных отношений);
соревновательный метод (используется в конкурсных мероприятиях различной направленности);
метод формирования познавательного интереса (развитие кругозора, тематические беседы и др.);
интерактивные методы (тестирование, презентация, сюжетно-ролевая игра).
При разработке мероприятий предусматривается многообразная и разносторонняя деятельность обучающихся (познавательная, интеллектуальная, экологическая, творческая, физическая), учитываются их возрастные и психофизические возможности. Познавательно- развлекательные программы и мероприятия разрабатываются с учетом возрастных психолого-педагогических особенностей детей. Заранее продумывается и предусматривается возможность внесения корректив в сценарии мероприятий путем включения в сюжет новых заданий, реквизита.
В педагогической деятельности используется демократический стиль воспитания, проявляется дружеская расположенность, терпение, тактичность, уважение к обучающимся. Атмосфера сотрудничества, сотворчества, которая преобладает на каждом мероприятии, позволяет активизировать творческие способности воспитанников.
Реализация программы осуществляется по следующим направлениям:
духовно-нравственное воспитание;
гражданско-патриотическое воспитание;
художественно-эстетическое воспитание;
Духовно-нравственное воспитание:
Цель: сохранение духовно-нравственного здоровья учащихся, приобщение их к нравственным и духовным ценностям.
Задачи:
Формирование духовно-нравственных качеств личности;
Воспитание человека, способного к принятию ответственных решений и к проявлению нравственного поведения в любых жизненных ситуациях;
Воспитание нравственной культуры, основанной на самовоспитании и самосовершенствовании;
Развитие детской инициативы по оказанию помощи нуждающимся в их заботе и внимании пожилым и одиноким людям, ветеранам войны и труда и т.д.;
Воспитание доброты, чуткости, сострадания, заботы и милосердия по отношению ко всем людям и прежде всего своим близким;
Приобщение к православным духовным ценностям;
Формирование потребности в освоении и сохранении ценностей семьи.
Гражданско-патриотическое воспитание:
Цель: обеспечить проведение комплексных мероприятий, направленных на формирование патриотизма и развитие чувства гражданского долга у обучающихся.
Задачи:
Воспитание гражданской ответственности, уважения к истории, культуре своей страны;
Сохранение традиций родного края, через изучение его истории, сбора информации о развитии района;
Создание условий для формирования социальной активности обучающихся ЦРТ;
Формирование патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, гордости за достижения своей страны, бережного отношения к историческому прошлому и традициям народов России.
Художественно-эстетическое воспитание:
Цель: создание условий для раскрытия творческих способностей обучающихся
Задачи:
Развитие эстетического вкуса;
Организация и проведение мероприятий, дающих обучающимся возможность реализовать свои возможности;
Воспитание духовных и эстетических ценностей, убеждений и моделей поведения, развитие творческих способностей обучающихся;
Формирование потребности в общении, творческой деятельности и самоорганизации;
Сохранение и развитие духовной культуры общества; передача семейных, народных традиций;
Условия реализации программы.
Адресат программы. Возраст учащихся в объединении предлагается от 10 до 12 лет. Состав группы постоянный. Младший школьный возраст – наиболее благоприятный период всестороннего развития ребёнка. В это время у детей активно развиваются все психические процессы: восприятие, память, внимание, мышление, воображение и речь. В этот же период происходит формирование основных качеств личности, начинают формироваться вкусы, интересы, определённое отношение к окружающему.
Объем программы и сроки реализации. Общее количество учебных часов, необходимых для освоения программы, составляет 36 часов.
Форма обучения – очная. В обучении применяется групповая форма с индивидуальным подходом. Программа разработана на 30 учащихся.
Режим занятий.
В год 36 часа по 1 занятию в неделю. Продолжительность занятий -1час. Форма обучения- очная.
Ожидаемые результаты освоения программы.
1. Личностные результаты:
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах обучающихся, которые они должны приобрести в процессе освоения программы:
- уважительное отношение к культуре и искусству актёрского мастерства
- сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
- сформированность эстетических потребностей — потребностей в общении с искусством,потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности;
- овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;
- умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
- Умение, применять знания, навыки и умения, полученные на занятиях в жизни и на сцене.
2. Метапредметные результаты:
Формируемые компетенции обучающихся:
- ценностно-смысловые;
- общекультурные;
- учебно-познавательные;
- информационные;
- коммуникативные;
- социально-трудовые;
- компетенции личностного самосовершенствования.
В результате освоения программы у обучающихся должны быть сформированы универсальные учебные действия:
- познавательные: обще учебные, логические действия, а также действия постановки и решения проблем;
- регулятивные: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, само регуляция;
- коммуникативные: планирование сотрудничества, постановка вопросов, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, разрешение конфликтов.
Учебно-тематический план
№ | Мероприятие | Время проведения | Форма |
1 | Вводное занятие | ноябрь | Презентация объединения, выставка работ. |
2 | «Мир моих прав и обязанностей» | ноябрь | Теоретические вопросы, практические занятия. Игровая программа. |
3 | День доброты | ноябрь | Беседа, конкурсы, акции. |
4 | День Матери «Мир и счастье для меня – мама» | ноябрь | Просмотр презентаций, видеороликов. Изготовление открытки. |
5 | День Неизвестного Солдата, День Героя Отечества, День Конституции, Международный день кино. | декабрь | Комплекс мероприятий: беседы, встречи, просмотр видеофильмов. Письмо неизвестному солдату. |
6 | «Моя семья - моё богатство» | декабрь | Беседы, встречи с интересными людьми. Фото челлендж «Моя семья» |
7 | День заказов подарков и написания писем Деду Морозу | декабрь | Изготовление поделок «Украсим ёлку» |
8 | Новый год . | декабрь | Конкурсы, выставки. Новогодний круглый стол. |
9 | «Христос рождается – славите!» | январь | Посещение выставки. Рождественская ёлка. |
10 | День заповедников и национальных парков России | январь | Тематическая беседа, викторины, конкурсы. |
11 | День освобождения города Воронежа | январь | Тематическая беседа, просмотр фильма. |
12 | День детских изобретений | январь | Беседа, изобретение подделок своими руками. |
13 | Всемирный день борьбы с раковыми заболеваниями | февраль | Тематическая беседа, просмотр презентации. |
14 | Международный день детей | февраль | Беседа, развлекательное мероприятие. |
15 | День Святого Валентина | февраль | Тематическая беседа, изготовление валентинок. |
16 | День защитников Отечества | февраль | Экскурсия в историю. Изготовление поделок. |
17 | Масленица, городска ярмарка. | март | Изготовление сувениров на ярмарку. |
18 | Международный женский день | март | Комплекс мероприятий: игровые, развлекательные мероприятия. |
19 | День счастья | март | Тематическая беседа, изготовление оберега. |
20 | День Земли | март | Беседа, коллективная творческая работа, просмотр фильма. |
21 | День настольного тенниса | апрель | Беседа, соревнование, игра в теннис. |
22 | День единения народов | апрель | Тематическая беседа, просмотр научного фильма. |
23 | День Пасхи | апрель | Тематическая беседа, экскурсия к храму. |
24 | День культуры | апрель | Тематические беседы, экскурсии в библиотеку. |
25 | День космонавтики» | апрель | Космический марафон. |
26 | Праздник весны и труда | май | Тематическая беседа, викторины, конкурсы. |
27 | День Победы | май | Тематические беседы, конкурсы, концертные программы, акции. |
28 | «Моя малая родина». | май | Беседы, экскурсии, фото, презентации. |
29 | День культуры и письменности | май | Тематическая беседа, викторина «Аз, буки, веди…» |
30 | «В гости к лету» | май | Конкурсная программа |
Содержание программы:
- презентация объединения.
- расширить кругозор учащихся;
- стимулировать интерес к православным традициям, обрядам;
- воспитать такие качества у детей как добро, смирение, милость, терпение.
- в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить;
- интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
- интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
- самостоятельность и личная ответственность за свои поступки;
- экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, здоровьесберегающего поведения;
Акции, коллективная работа.
-изготовление аппликации из бумаги, праздничных открыток, валентинок.
- сплочение коллектива, развитие воображения, положительное влияние на ребёнка.
Методическое обеспечение:
Материально-техническое оснащение:
1. Проектор
2. Экран
3. Компьютер
Дидактический материал
1. Тетради
2. Файлы с заданиями
3. Презентации по тематике
Литература.
1. Будет день и будет праздник.- Слуцкая Н.Б., Феникс 2005.
2. Бюллетень программно-методических материалов для учреждений дополнительного образования детей. – 2004. - № 4, 6.
3. Нетрадиционные праздники в школе.- С.А. Шмаков, Москва 2005
4. Патриотическое воспитание детей (Игры и программы). - М.: ГОУ ЦРСДОД, 2003. (Серия «Библиотечка для педагогов, родителей и детей»).
5. Степанов Е.Н., Лузина Л.М. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
6. Шлаков С.А. Игра и дети. – М., 1970;
7. Учебно-методическое пособие / О.Ю. Кожурова, Д.В. Григорьев. – Тула: ГОУ ДПО ТО «ИПК и ППРО ТО», 2011. – 84 с.
8. Сеть Интернет.