СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дошкольное воспитание :инновационный опыт, проблемы и перспективы.

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Дошкольное обучение является фундаментом  в жизни ученика. Цель моей работы - преодоление в психологическом развитии дошкольного возраста. 

Просмотр содержимого документа
«Дошкольное воспитание :инновационный опыт, проблемы и перспективы.»

Дошкольное воспитание: инновационный опыт, проблемы и перспективы.

Белоконь Надежда Витальевна КГУ СОШ № 65

Актуальность выбора темы «Дошкольное воспитание: инновационный опыт, проблемы и перспективы» обусловлена тем, что социальной возрастной и педагогической психологии особый интерес представляет проблема перехода ребенка с одного возрастного этапа на другой. Однако представляется весьма актуальным исследовать не только особенности познавательного и личностного развития ребенка, но и готовность ребенка дошкольника к обучению включающего инновационные технологии.

Объектом исследования выступает психическое развитие детей на границе младшего дошкольного и старшего дошкольного возраста.

Целью работы является выявление и преодоление в психологическом развитии ребенка дошкольного возраста.

Реализация цели достигается путем поэтапного решения следующих задач:

  1. изучить особенности личностного развития детей дошкольного возраста.

  2. проанализировать развитие познавательных процессов у детей дошкольного возраста.

  3. провести диагностическое исследование в психологических изменений в развитии ребенка-дошкольника.

4.дать рекомендации по преодолению психологической готовности к школе.

Гипотеза исследования сводится к следующему предположению – психологическая готовность дошкольников к обучению в школе формируется только к 6–7 годам, обеспечивая переход ребенка к позиции школьника, а своевременная диагностика позволяет выявить индивидуальные различия в психологической готовности детей к обучению в школе.

Методы исследования:

  1. Анализ научной литературы, учебников и пособий по психологии, педагогике, психодиагностике, коррекционной работе.

  2. Беседы, наблюдение, опрос.

Под дошкольным возрастом понимается период развития ребенка от 3 до 7 лет. В своей работе я хочу проанализировать готовность ученика (5-6лет) к инновационным требованиям в период развития зрелости и внимания, мышления и речи. Практической базой написания статьи является две методики, которые были проведены в Карагандинской средней школе № 65 в классе дошкольной подготовки. Первая методика – это методика изучения зрелости и внимания детей, поступающих в первый класс. Основная цель психологического обследования ребенка при приеме в школу – выявить из 7 детей, нуждающихся в специальной развивающей работе.

Результаты диагностирования будущих первоклассников с целью изучения их готовности к школьному обучению показаны в методике – оценка психосоцильной зрелости по тестовой беседе (табл. 1).


Таблица 1


Оценка психосоциальной зрелости и внимания по тестовой беседе.


Группа испытуемых детей

Набранные баллы

Чеканина Яна 5 лет

22 балла

Пузеева Полина 6 лет

25 баллов

Гура Анна 4 года

17 баллов

Шейхосламов Томас 6 лет

26 баллов

Грицкевич Александр 6 лет

28 баллов

Ковтунов Иван 6 лет

23 баллов

Бычков Артем 5 лет

15 баллов


На диаграмме 1 приведены результаты психосоциальной зрелости и внимания дошкольников.


Диаграмма 1



Исходя из указанных данных, мы можем сделать вывод, что "школьно-зрелыми" детьми оказались 3 ребенка – это Пузеева Полина, Шейхосламов Томас и Грицкевич Александр. Они набрали 25, 26 и 28 баллов. Чеканина Яна набрала 22 балла, и Ковтунов Иван,набрал 23 балла, что говорит о среднем уровне школьной зрелости. Гура Анна и Бычков Артем за свои ответы получила 17 баллов и 15 баллов. Это свидетельствует о неготовности к школьной жизни. Следующая методика – изучение мышления и речи.

Результаты этой методики рассмотрены в таблице 3.


Таблица2. Изучение мышления и речи


Группа испытуемых детей

Кол-во баллов

Кол-во допущенных ошибок

Чеканина Яна 5 лет

3 балл

1 ошибок

Пузеева Полина 6 лет

2 балл

4 ошибок

Гура Анна 4 года

1 балл

7 ошибок

Шейхосламов Томас 6 лет

3 балл

1 ошибок

Грицкевич Александр 6 лет

2 балл

3 ошибок

Ковтунов Иван 6 лет

1 балл

7 ошибок

Бычков Артем 5 лет

1 балл

8 ошибок


На диаграмме 2 приведены результаты анализа мышления и речи дошкольников.


Диаграмма 2

Итак, можно сделать вывод, что Гура, Бычков и Ковтунов сделали в задании 7-8 ошибок и набрали по 1 баллу. По результатам теста можно отнести их к низкому уровню развития мышления и речи, поэтому мы предложили бы для нее дополнительную работу по развитию речи (организация бесед, пересказ, лингвистические игры).

Александр и Полина допустили от 3-4 ошибок и получили по 2 балла, что свидетельствует о среднем уровне развития мышления и речи.

Итак, чтобы ребенок мог успешно учиться в школе и выполнять свои обязанности, он к моменту поступления в школу должен достичь определенного уровня физического и психического развития, так называемой школьной зрелости.

Анализ современного состояния проблемы школьной готовности и результаты исследования в работе с детьми дошкольного возраста позволяют сделать ряд важных, на наш взгляд, выводов.

1. Начинать формирование школьной готовности необходимо как можно раньше. Некоторые учебно-важные качества закладываются уже в первые месяцы жизни ребёнка. Наиболее важным в этом отношении является старший дошкольный возраст, так как именно в этот период происходит активная перестройка познавательных процессов, личности и деятельности ребёнка.

2. Подготовка к школе должна носить систематический, планомерный и целенаправленный характер, опираться на знание общих закономерностей развития детской психики и учет индивидуальных особенностей каждого ребёнка. Пpи этом особое внимание необходимо уделять формированию начальных форм учебной деятельности, адекватного отношения к школе и учению, развитию учебно-важных качеств, обеспечивающих эффективное усвоение учебного материала.

3. Задача формирования готовности детей к обучению в школе должна стать одной из основных в учебно-воспитательной работе в школе.



Список использованной литературы.

1.http://www.school2100.ru/program/program_pre-ml.html#m5

2.http://www.school2100.ru/program/program_pre-sr.html#m8

3. Особенности психического развития детей 6-7-летнего возраста. Под ред. Д. Б.Эльконина, А. Л.Венгера. – М., 1988., стр. 73.

4. Абрамова Г. С. Возрастная психология. – М.:1998., стр. 28



























Приложение


Методика №1. Оценка психосоциальной зрелости по тестовой беседе

В процессе беседы учитель получает сведения об общих представлениях ребенка, о его способности ориентироваться в простых жизненных ситуациях, о положении в семье. Беседа необходима для установления контакта с ребенком, создания атмосферы доверия в процессе обследования. Учитель, независимо от успехов ребенка, подает ему положительные, одобрительные оценки, подбадривает его.

Учителю лучше заранее знать состав семьи, наличие или отсутствие кого-либо из родителей.

По окончанию беседы анализируется вся информация, полученная при ответах на вопросы, особое внимание обращается на контрольные вопросы.

Тестовый материал

  1. Назови свои фамилию, имя, отчество

  2. Назови фамилию, имя, отчество папы, мамы

  3. Кем работает твоя мама (папа)?

  4. Где ты живешь, назови свой домашний адрес?

  5. Ты девочка или мальчик? Кем ты будешь, когда вырастешь: тетей или дядей?

  6. У тебя есть брат(сестра)? Кто старше?

  7. Сколько тебе лет? Сколько будет через год, через два года?

  8. Сейчас утро или вечер(день или утро)?

  9. Когда ты завтракаешь -вечером или утром? Обедаешь -утром или днем? Что бывает раньше – обед или ужин?

  10. Какое сейчас время года: зима, весна, лето или осень? Почему ты так считаешь?

  11. Когда можно кататься на санках –зимой или летом?

  12. Почему снег бывает зимой, а не летом?

  13. Что делают почтальон, врач, учитель?

  14. Зачем нужны в школе звонок, парта, портфель?

  15. Ты сам(а) хочешь пойти в школу? Почему?

  16. Какую руку поднимают ученики в школе, когда хотят ответить?

  17. Ты любишь рисовать? Какого цвета этот карандаш, ленточка, платье и т. д.?

  18. Покажи свой левый глаз, правое ухо. Для чего нужны глаза, уши?

  19. Каких зверей ты знаешь, каких птиц?

  20. Кто больше: корова или коза? Птица или пчелка? У кого больше ног: у собаки или у петуха?

  21. Что больше: 8 или5; 5 или 3? Посчитай от 6 до 9; от 5 до 3.

  22. Что нужно сделать, если нечаянно сломаешь чужую вещь?




Обработка результатов теста

За правильный ответ на все подвопросы одного пункта ребенок получает 1 балл. Например, при ответе на п. 5: «Я девочка. А когда вырасту, буду тетей», – начисляется 1 балл. Исключение составляют контрольные вопросы. Ребенок может получить 0,5 балла за правильные, по неполные ответы на подвопросы пункта.

Правильными считаются ответы, соответствующие поставленному вопросу и достаточно полные, например: «Папа работает инженером на «Азоте», «У собаки больше ног, чем у петуха, потому что у собаки их четыре, а у петуха – две».Ошибочными считаются ответы: «Мама Люда», «Папа работает на работе», а также, если ребенок путает времена года, их признаки, «больше – меньше» без наглядных примеров.

К контрольным относятся пункты-вопросы: 4, 7, 10, 22. Они оцениваются следующим образом:

Вопрос №4 – за полный домашний адрес с названием города – 2 балла;

Вопрос №7 – если ребенок может вычислить, сколько ему будет лет – 1 балл, если он отвечает с точностью до месяцев – 3 балла;

Вопрос №10 – за обоснованный ответ с перечислением признаков (не менее 3 признаков) – 2 балла, до 3 признаков – 1 балл; 14 – за каждое правильное указание применения школьной атрибутики – 1 балл;

Вопрос №22 -за правильный ответ «Попрошу прощения. Отдам свою* – 2 балла.

Пункт 15 оценивается совместно с п. 14 и п. 16. Если в п. 14 ребенок набрал 3 балла и дал положительный ответ в п. 15 или 16, то отмечается положительная мотивация к обучению в школе (за п. 14-16 надо набрать 4 балла).

Дети, желающие учиться, могут ориентироваться на саму учебу (что является наиболее благоприятным фактором), другие -на внешние атрибуты (красивые форма, портфель, веселые друзья и переменки и т.д.).

Нежелание детей идти в школу может быть связано с боязнью строгих правил, установленных в ней или критическим отношением к себе, а также нежелание расставаться с привычными условиями, с положением дошкольника, страхом перед новизной – все это отмечается в их высказываниях.

Общая оценка результатов методики

Итоговый балл вычисляется суммированием всех баллов, полученных ребенком по всем пунктам.

«Школьно-зрелыми «считаются дети, получившие в сумме 24-29 баллов,

средний уровень школьной зрелости определяется 20– 23 баллами,

условно-неготовыми к школьной жизни можно считать детей, получивших 15–19 баллов.

Следует отметить, что по результатам данной методики школьный учитель имеет право сделать только предварительные выводы, которые должны быть подтверждены и проверены результатами диагностики по другим трем методикам программы.

Дети с низким уровнем психосоциальной зрелости нуждаются в расширении кругозора, содержательном общении со взрослыми и сверстниками, обогащении жизненных впечатлений, стимулировании познавательного интереса. Адаптация таких детей может быть осложнена конфликтными отношениями со сверстниками, учителем из-за сохранения ребенком стремления, потребности в игре. Все это требует внимания учителя, психолога, родителей.


Методика 2. Мышление и речь

Выполнение заданий данной методики ребенком позволяет ориентировочно выявить понимание множественности предметов, наличие понятия «один – много», а также понятия о грамматических конструкциях на примере существительных множественного числа, правильное их использование в соответствии с ситуацией. Диагностика проводится в индивидуальной форме.

Инструкция. Учитель говорит ребенку: «Я буду называть тебе словом один предмет, а ты измени это слово так, чтобы оно обозначало много предметов. Например, я скажу «игрушка», а ты мне должен ответить – «игрушки». Ребенка можно спросить, понял ли он, как надо действовать, отвечать. Затем называется 11 существительных в единственном числе:

  • книга, лампа, ручка;

  • стол, окно, город;

  • стул, ухо, брат;

  • флаг, ребенок.

Если ребенок допускает ошибки в первых 2 словах, ему можно помочь, еще раз повторив правильный образец: «Игрушка – игрушки». Правильные ответы ребенка должны быть следующие (с соблюдением ударений):

  • книги, лампы, ручки;

  • столы, окна, города;

  • стулья, уши, братья;

  • флаги, ребята.

На обдумывание ответа ребенку дается до 10 секунд.

Обработка результатов методики

  • 3 балла – ребенок допустил не более двух ошибок;

  • 2 балла – допущено от 3 до 6 ошибок;

  • 1 балл – ребенок допустил более 7 ошибок.

Ошибками считаются как неверные слова, так и неправильное ударение в слове.

Дети, допустившие более 7 ошибок (1 балл), нуждаются в дополнительной работе по развитию речи (организация бесед, пересказ, лингвистические игры). Следует отметить также возможные ситуации, когда сверстники будут обращать внимание на ошибки в речи такого ребенка.