СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Единственное и множественное число предметов

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Познакомить с именами  существительными, употребляющимися только  в единственном или только во множественном числе.

Просмотр содержимого документа
«Единственное и множественное число предметов»

ЕДИНСТВЕННОЕ И МНОЖЕСТВЕННОЕ ЧИСЛО ПРЕДМЕТОВ    АМОНОВА НАФИСА, СТУДЕНТКА 2 КУРСА НАПРАВЛЕНИЯ БАКАЛАВРИАТА «РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА». НАВОИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

ЕДИНСТВЕННОЕ И МНОЖЕСТВЕННОЕ ЧИСЛО ПРЕДМЕТОВ

АМОНОВА НАФИСА, СТУДЕНТКА 2 КУРСА НАПРАВЛЕНИЯ БАКАЛАВРИАТА «РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА». НАВОИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

ЦЕЛИ УРОКА  :   1.Образовательная . Познакомить с именами существительными, употребляющимися только в единственном или только во множественном числе.  2 . Развивающая. Формировать общее представление об именах существительных, употребляемых в единственном и множественном числах, их различии; сформировать умения правильного употребления в речи слов, обозначающих названия продуктов питания, качеств характера, ягод, фруктов, овощей, одинаковых предметов как одно целое , учить изменять имена существительные по числам; расширять кругозор.  3. Воспитательная . Воспитывать чувство гордости за свою Родину, ее богатства, бережное отношение к окружающему миру.

ЦЕЛИ УРОКА :

1.Образовательная . Познакомить с именами существительными, употребляющимися только в единственном или только во множественном числе.

2 . Развивающая. Формировать общее представление об именах существительных, употребляемых в единственном и множественном числах, их различии; сформировать умения правильного употребления в речи слов, обозначающих названия продуктов питания, качеств характера, ягод, фруктов, овощей, одинаковых предметов как одно целое , учить изменять имена существительные по числам; расширять кругозор.

3. Воспитательная . Воспитывать чувство гордости за свою Родину, ее богатства, бережное отношение к окружающему миру.

ХОД УРОКА    1. ОРГАНИЗАЦИОННОЕ  НАЧАЛО.  ПРОЗВЕНЕЛ УЖЕ ЗВОНОК,  НАЧИНАЕТСЯ УРОК….  - В каком настроении вы  начинаете урок?  (можно использовать сигнальные карточки с изображениями солнышка и тучки)

ХОД УРОКА

  • 1. ОРГАНИЗАЦИОННОЕ
  • НАЧАЛО.
  • ПРОЗВЕНЕЛ УЖЕ ЗВОНОК,
  • НАЧИНАЕТСЯ УРОК….

- В каком настроении вы

начинаете урок?

  • (можно использовать сигнальные карточки с изображениями солнышка и тучки)
2.АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ.  - С какой частью речи мы познакомились на прошлых уроках?  - Что вы знаете об именах существительных? (привести примеры)  - Сегодня мы продолжим работу с именами существительными.

2.АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ.

  • - С какой частью речи мы познакомились на прошлых уроках?
  • - Что вы знаете об именах существительных? (привести примеры)
  • - Сегодня мы продолжим работу с именами существительными.
ЧИСТОПИСАНИЕ  - Угадайте, о какой букве идёт речь?

ЧИСТОПИСАНИЕ

  • - Угадайте, о какой букве идёт речь?
Чистописание.

Чистописание.

 Всем вараны и верблюд  Вишни вёдрами везут.  Волк из вишни в воскресенье  Варит вкусное варенье.
  • Всем вараны и верблюд
  • Вишни вёдрами везут.
  • Волк из вишни в воскресенье
  • Варит вкусное варенье.
 воробьи верблюд волк варенье

воробьи верблюд волк варенье

 - А теперь запишем слова, начинающиеся с этой буквы.  воробьи, верблюд, волк, варенье  -Какое слово лишнее? (варенье - отвечает на вопрос что? - неодушевленное).  - На какие две группы разделим остальные слова? (птицы и звери, обозначают один предмет, два предмета и более предметов).  - Что мы можем сказать о предметах первой группы? (обозначают один предмет).  - Что мы можем сказать о предметах второй группы? (обозначают два и более предмета).
  • - А теперь запишем слова, начинающиеся с этой буквы.
  • воробьи, верблюд, волк, варенье
  • -Какое слово лишнее? (варенье - отвечает на вопрос что? - неодушевленное).
  • - На какие две группы разделим остальные слова? (птицы и звери, обозначают один предмет, два предмета и более предметов).
  • - Что мы можем сказать о предметах первой группы? (обозначают один предмет).
  • - Что мы можем сказать о предметах второй группы? (обозначают два и более предмета).
4. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛЕЙ УРОКА.  - Как вы думаете, какова тема нашего урока?  - Тема нашего урока: Единственное и множественное число предметов.- Чему будем учиться? - Сегодня на уроке мы будем учиться определять число имён существительных, изменять слова по числам.

4. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛЕЙ УРОКА.

  • - Как вы думаете, какова тема нашего урока?
  • - Тема нашего урока: Единственное и множественное число предметов.- Чему будем учиться?
  • - Сегодня на уроке мы будем учиться определять число имён существительных, изменять слова по числам.
 5. НАБЛЮДЕНИЕ НАД ИЗМЕНЕНИЕМ ЧИСЛА ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ   ВОЛК  ВОРОНА  ВЫДРА

5. НАБЛЮДЕНИЕ НАД ИЗМЕНЕНИЕМ ЧИСЛА ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ

  • ВОЛК
  • ВОРОНА
  • ВЫДРА
Выдра

Выдра

Что общего у этих слов? - Что общего у этих слов? (им.сущ-ные, одушевл., обозн. один предмет). - Какие из перечисленных животных вам неизвестны? ВЫДРА- животное, занесенное в Красную книгу. - Каких животных заносят в Красную книгу? - Почему? - Что вы знаете о Красной книге? - Изменить слова так, чтобы они обозначали два или более предмета. - Какое число употребляют для обозначения одного предмета? - Двух или более предметов? - Какой можем сделать вывод?

Что общего у этих слов?

  • - Что общего у этих слов? (им.сущ-ные, одушевл., обозн. один предмет).
  • - Какие из перечисленных животных вам неизвестны?
  • ВЫДРА- животное, занесенное в Красную книгу.
  • - Каких животных заносят в Красную книгу?
  • - Почему?
  • - Что вы знаете о Красной книге?
  • - Изменить слова так, чтобы они обозначали два или более предмета.
  • - Какое число употребляют для обозначения одного предмета?
  • - Двух или более предметов?
  • - Какой можем сделать вывод?
ВЫВОД:  Для обозначения одного предмета имя существительное употребляется в единственном числе; для обозначения двух или более предметов имя существительное употребляется во множественном числе.

ВЫВОД:

Для обозначения одного предмета имя существительное употребляется в единственном числе; для обозначения двух или более предметов имя существительное употребляется во множественном числе.

    ПЕРВИЧНОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ ПОЛУЧЕННЫХ ЗНАНИЙ.         ИГРА «Один - много», « Много - один».

ПЕРВИЧНОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ ПОЛУЧЕННЫХ ЗНАНИЙ.

ИГРА «Один - много», « Много - один».

«Один - много». Весло вёсла  окно  окна  весна  вёсны  снега снег  рукава  рукав ?  пальто

«Один - много».

Весло

вёсла

окно

окна

весна

вёсны

снега

снег

рукава

рукав

?

пальто

 «Много - один». Лёд Лёд Лёд Лёд Лёд Льды  лёд  воробей  воробьи листья  лист   дерево  деревья  крылья крыло  ножницы  ?

«Много - один».

Лёд

Лёд

Лёд

Лёд

Лёд

Льды

лёд

воробей

воробьи

листья

лист

дерево

деревья

крылья

крыло

ножницы

?

ВЫВОД  Как определить, в каком числе стоит слово? ( по окончаниям)

ВЫВОД

Как определить, в каком числе стоит слово? ( по окончаниям)

В русском языке есть имена существительные, которые употребляются только в единственном числе или только во множественном числе.
  • В русском языке есть имена существительные, которые употребляются
  • только в единственном числе или только во множественном числе.
Задание 1 Выделите существительные, которые употребляются только в единственном числе.  Капуста, картофель, виноград, пшеница, урюк, малина, айва, хурма, клубника, лук, перец; молоко, мясо, рис, горох, сахар, мука;  посуда, мебель, одежда; железо, серебро, золото, медь, нефть, сталь; аккуратность, правдивость, храбрость, терпение .

Задание 1

  • Выделите существительные, которые употребляются только в единственном числе.

Капуста, картофель, виноград, пшеница, урюк, малина, айва, хурма, клубника, лук, перец; молоко, мясо, рис, горох, сахар, мука;

посуда, мебель, одежда;

  • железо, серебро, золото, медь, нефть, сталь;
  • аккуратность, правдивость, храбрость, терпение .
ЗАДАНИЕ 2 Распределите существительные по их смысловым группам.  Малина, смородина, картофель, терпение, молодежь, активность, вежливость, золото, железо, медь, мясо, интеллигенция, капуста. Чеснок, кофе, шоколад, виноград, хурма, справедливость, сахар, честность, смелость, молоко, мука, бережливость, мебель, одежда, масло. 1 группа . Названия ягод, фруктов, овощей. 2 группа . Названия продуктов питания. 3 группа. Названия одинаковых предметов как одно целое. 4 группа. Названия качеств характера.

ЗАДАНИЕ 2

  • Распределите существительные по их смысловым группам.
  • Малина, смородина, картофель, терпение, молодежь, активность, вежливость, золото, железо, медь, мясо, интеллигенция, капуста. Чеснок, кофе, шоколад, виноград, хурма, справедливость, сахар, честность, смелость, молоко, мука, бережливость, мебель, одежда, масло.
  • 1 группа . Названия ягод, фруктов, овощей.
  • 2 группа . Названия продуктов питания.
  • 3 группа. Названия одинаковых предметов как одно целое.
  • 4 группа. Названия качеств характера.
ЗАДАНИЕ 3 Прочитайте существительные , которые употребляются только во множественном числе. Распределите их по группам.  Ножницы, щипцы, ворота, брюки, шашки, весы, очки, сутки, часы, каникулы, сапоги, ботинки, прятки, консервы, перчатки, макароны, шахматы, джинсы, сливки, дрожжи. 1 группа . Слова, обозначающие предметы, которые состоят из двух частей. 2 группа . Слова, которые обозначают продукты питания. 3 группа. Слова, которые обозначают отрезок времени 4 группа. Слова, которые обозначают игры.

ЗАДАНИЕ 3

  • Прочитайте существительные , которые употребляются только во множественном числе. Распределите их по группам.
  • Ножницы, щипцы, ворота, брюки, шашки, весы, очки, сутки, часы, каникулы, сапоги, ботинки, прятки, консервы, перчатки, макароны, шахматы, джинсы, сливки, дрожжи.
  • 1 группа . Слова, обозначающие предметы, которые состоят из двух частей.
  • 2 группа . Слова, которые обозначают продукты питания.
  • 3 группа. Слова, которые обозначают отрезок времени
  • 4 группа. Слова, которые обозначают игры.
ЗАДАНИЕ 4 Вставьтепропущенные окончания.  Точн… весы, остр… ножницы, спел… айва, нов… мебель, холодн… молоко, свеж… сливки, настенн.. часы, горьк… шоколад, тепл… носки, черн… брюки.

ЗАДАНИЕ 4

  • Вставьтепропущенные окончания.
  • Точн… весы, остр… ножницы, спел… айва, нов… мебель, холодн… молоко, свеж… сливки, настенн.. часы, горьк… шоколад, тепл… носки, черн… брюки.
 6. НАБЛЮДЕНИЕ НАД ИЗМЕНЕНИЕМ ФОРМЫ СЛОВА. -Отгадайте загадки.  -Записать отгадки в ед.числе и во мн.числе.  Зверька узнали мы с тобой,  По двум таким приметам:  Он в шубке серенькой зимой,  А в рыжей шубке летом.

6. НАБЛЮДЕНИЕ НАД ИЗМЕНЕНИЕМ ФОРМЫ СЛОВА.

  • -Отгадайте загадки.
  • -Записать отгадки в ед.числе и во мн.числе.
  • Зверька узнали мы с тобой,
  • По двум таким приметам:
  • Он в шубке серенькой зимой,
  • А в рыжей шубке летом.
 Шевелились у цветка  Все четыре лепестка.  Я сорвать его хотел,  Он вспорхнул и улетел.  Какая птица в лесу  обитает,  Всем своё имя называет.
  • Шевелились у цветка
  • Все четыре лепестка.
  • Я сорвать его хотел,
  • Он вспорхнул и улетел.
  • Какая птица в лесу
  • обитает,
  • Всем своё имя называет.
Белка – белки, бабочка – бабочки, кукушка – кукушки. - Что изменилось в словах? (окончание)
  • Белка – белки,
  • бабочка – бабочки,
  • кукушка – кукушки.
  • - Что изменилось в словах? (окончание)
ВЫВОД: Если в словах меняется окончание, то меняется форма слова. Если слово изменяется по числам, то меняется форма слова.

ВЫВОД:

  • Если в словах меняется окончание, то меняется форма слова.
  • Если слово изменяется по числам, то меняется форма слова.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА ДЛЯ ГЛАЗ .  7. ПЕРВИЧНАЯ ПРОВЕРКА ЗНАНИЙ.  (по группам) 1 группа – Изменить число им. сущ., вставить пропущенные буквы.    к-ровы с-бака  лоша-ь п-тухи

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА ДЛЯ ГЛАЗ . 7. ПЕРВИЧНАЯ ПРОВЕРКА ЗНАНИЙ.

  • (по группам)
  • 1 группа – Изменить число им. сущ., вставить пропущенные буквы.
  • к-ровы с-бака
  • лоша-ь п-тухи
 - Ребята, как могут изменяться имена сущ.?  - Сколько предметов обозначают им.сущ., употребляемые в ед.числе? - Сколько предметов обозначают им.сущ., употребляемые во мн.числе? - Считаете ли вы, что эти знания вам пригодятся в жизни? Почему? Когда? Зачем? 8. РЕФЛЕКСИЯ.
  • - Ребята, как могут изменяться имена сущ.?
  • - Сколько предметов обозначают им.сущ., употребляемые в ед.числе?
  • - Сколько предметов обозначают им.сущ., употребляемые во мн.числе?
  • - Считаете ли вы, что эти знания вам пригодятся в жизни? Почему? Когда? Зачем?

8. РЕФЛЕКСИЯ.

Интерактивное упражнение «Четыре предложения» На уроке мне было интересно... У меня получилось... Мне было трудно… Я хочу сказать спасибо однокласснику…, потому что…

Интерактивное упражнение «Четыре предложения»

  • На уроке мне было интересно...
  • У меня получилось...
  • Мне было трудно…
  • Я хочу сказать спасибо однокласснику…, потому что…
Составь синквейн на тему  «Имя существительное». Синквейн – японское пятистишие. 1 строка – одно существительное , выражающее главную тему cинквейна. 2 строка – два прилагательных , выражающих главную мысль. 3 строка – три глагола , описывающие действия в рамках темы. 4 строка – фраза , несущая определенный смысл. 5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).

Составь синквейн на тему «Имя существительное».

Синквейн – японское пятистишие.

1 строка – одно существительное , выражающее главную тему cинквейна.

2 строка – два прилагательных , выражающих главную мысль.

3 строка – три глагола , описывающие действия в рамках темы.

4 строка – фраза , несущая определенный смысл.

5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).