СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Эффективные техники личностного роста педагога, как условие успешности образовательного процесса.

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Эффективные техники личностного роста педагога, как условие успешности образовательного процесса.

Просмотр содержимого документа
«Эффективные техники личностного роста педагога, как условие успешности образовательного процесса.»




Эффективные техники личностного роста педагога, как условие успешности образовательного процесса





















Материал подготовил:

педагог-психолог ВКК МДОАУ № 99

Васильева Е.С.

« Каждому педагогу должно быть присуще чувство собственной ценности

и достоинства, способность направлять свою жизнь и двигаться

 в направлении личностного и профессионального роста».

(В. Э. Пахальян, профессор, кандидат психологических наук,

лауреата премии Президента РФ в области образования.)


Задача формирования самостоятельной, ответственной и социально мобильной личности, способной к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда определяет необходимость подготовки педагогов способных к личному самоопределению и саморазвитию, к постоянному личностному росту. Ученые отмечают, что у педагога есть три возможности или три пути в определении перспектив своего развития: путь адапта­ции, путь саморазвития и путь стагнации (распада деятельности, деградации личности). Адаптация дает возможность приспособиться ко всем требованиям системы образования, освоить все виды дея­тельности, овладеть ролевыми позициями. Саморазвитие позволяет постоянно самосовершенствоваться, изменяться, в конечном итоге полностью реализовать себя как профессионала. Стагнация наступа­ет тогда, когда педагог останавливается в своем развитии, живёт за счёт эксплуатации стереотипов, старого багажа. В результа­те профессиональная активность снижается, возрастает невосприимчивость к новому и, как итог, утрачивается даже то, что когда-то позволяло быть на уровне требований. Личностно-профессиональный рост и самосовершенствование на протяжении всего периода педагогической деятельности – непременное условие успешной деятельности педагога.

Профессии, предусматривающие работу с людьми, заключаются не только в возможности помочь другим, но и в самосовершенствовании себя. В чем заключается профессионализм педагога-психолога? Личностный рост и его аспекты. Какие техники наиболее эффективны для личностного роста? Как влияет рост личности на работу психолога и его профессионализм?

Личностный рост в широком смысле – чередование этапов развития человека от его рождения до старости, правильное прохождение этапа детства, отрочества, юности, молодости, зрелости, подготовка к старости.

Личностный рост в узком понимании может начаться только с того момента, когда у человека появляется личность как источник самостоятельного развития и выбора жизненного пути. Сказать, что эти вопросы волнуют всех – едва ли верно. Кого–то больше волнует выбор успешного или легкого жизненного пути, а не выбор пути своего, кому–то важно «брать от жизни все», а не развиваться. Однако множество людей хотят прожить жизнь свою, которую выбрали сами, и прожить ее ярко и сильно. Их волнует их личностный рост.

Таким образом, личностный рост – это интеграция деятельности субъекта, направленная на развитие характера, способностей и индивидуальности работника. Под профессиональным развитием понимается рост, становление, интеграция и реализация в педагогическом труде профессионально значимых качеств и способностей, профессиональных знаний и умений, приводящих к новому способу деятельности. В целом - это динамичный и непрерывный процесс самопроектирования деятельности педагога.

При личностном росте происходят изменения, как во внутреннем мире человека, так и в его взаимоотношениях с внешним миром. И, разумеется, это не может не коснуться и его профессии.

Более полное восприятие реальности, жизнь «с открытыми глазами», позволяют такому человеку лучше понимать других, принимать их такими, какие они есть, освобождаться от иллюзий и предрассудков. Человек, личность которого растет, стремится не просто к общению, а к взаимодействию, в контактах с другими он становится все более открытым и естественным, но при этом – более реалистичным, гибким, способным компетентно разрешать межличностные противоречия.

Главный психологический смысл личностного роста – освобождение, обретение себя и своего жизненного пути, самоактуализация и развитие всех основных личностных атрибутов.

В чем заключается личностный рост психолога?

Личность психолога – орудие его труда. При этом профессиональное осознание, выступает залогом успеха и хорошего результата. Эффективный психолог, за исследованиями многих мировых специалистов, это человек, который способен творчески мыслить, проводить самоанализ, работать в полном уединении, пользоваться новыми возможностями для получения опыта, легко адаптироваться и гибко мыслить. Это личность, способна по-новому сформировать эмоции человека и открыть новые. От этого зависит качество личностного роста не только клиента, но и самого специалиста.
Личностный рост психолога неотъемлемая составляющая его профессиональной оснащенности. Каждый специалист должен обладать необходимыми качествами, которые помогут сделать свою работу на высшем уровне:

  • Личная ответственность.

  • Толерантность к другим.

  • Проявлением инициативы.

  • Воспитанностью и тактичностью.

  • Разносторонностью интересов (оригинальные идеи, неординарные решение, находчивость).

  • Большое стремление к саморазвитию.

  • Умение сохранять тайны.

  • Владеть интуицией и уметь спрогнозировать ситуацию.

Личностный рост психолога заключается в следующем:

  • Изменение личностного направления. На этом этапе расширяется круг интересов и потребностей, постепенно возрастает желание дальше саморазвиваться, появляется больше желаний для достижений.

  • Возрастание квалификации и опыта. Поиск новых вариантов решения проблем, повышается компетентность, и расширяются навыки человека, креативность в деятельности занимает особое место.

  • Раскрытие личных сложных способностей.

  • Рост профессиональных качеств.

  • Рост психологической готовности к грядущим изменениям или сложностям.

Качество личностного роста психолога зависит от личностной ориентации и постоянной работы над собой. Чтобы стать профессионалом нужно начинать с себя.

Профессиональный рост личности педагога, как условие успешности образовательного процесса

Личностный рост психолога во многом зависит от специфики его деятельности. Существует много видов и способов, позволяющих личности психолога развиваться и расти. Это и тренинги по собственной программе или уже готовой, специальная литература, мотивирующая на действия, комплексный подход к личностному развитию. При правильном выборе способа саморазвития профессиональный рост личности будет успешным.
Личностный рост психолога прямо влияет на его профессиональную деятельность, которая складывается под воздействием множества мотивирующих факторов. Мотивация делает человека успешным и способствует быстрому выполнению поставленных заданий. Изучение работ ведущих психологов позволяют сделать следующие выводы по поводу профессионального роста личности:

  • Профессиональный рост дает возможность самоактуализироваться.

  • Личностный рост – основа профессионального роста и становления.

  • Вопреки своей индивидуальности и особенностям, становление профессиональной личности подлежит под конкретные особенности и закономерности.

  • Индивидуальность профессионализма зависит от внешних факторов: случайные события, влечения человека.

  • Знание особенностей профессионального развития позволяет создавать сою историю и проектировать жизнь.

Личностный рост педагога-психолога – кропотливая работа, влияющая на профессионализм его деятельности, а значит и на успешность образовательного процесса в целом. Настоящий профессионал своего дела будет искать способы для самосовершенствования, для создания новых методов развития человека.

Саморазвитие в жизни психолога: профессиональный подход

Саморазвитие человека позволяет сделать многое: начать новую жизнь, открыть для себя новые увлечения, познать свою сущность. Для психолога важно быть открытым для своих для воспитанников, родителей, педагогов и суметь вовремя помочь.

Саморазвитие заключается в следующих пунктах:

  • Самооздоровление. Здоровье человека позволяет сделать много. Если индивид обладает хорошими показателями здоровья, то и все цели будут достигаться без трудностей. Ведь суть состоит не только в достижении результата психологического, но и физического.

  • Самообщение. Данный пункт позволяет сделать переоценку своих действий и ценностей, обновить свое кредо и поставить новые цели. Подвергнуть критике отдельные случаи и представления о «хорошо и плохо».

  • Самобытность. Стремлением быть собой, не подражать стандартам. Индивидуальность и самобытность развивается не от того что вы пишите стихи или имеете несколько дипломов. Достаточно того, что вы делаете значительные успехи в достижении своих собственных целей.

  • Самообразование. Школьное образование или университетское – это не предел открывать и познавать новое. Постоянное питание своего мозга дает почву для размышлений и анализа, учит выбирать, расставлять приоритеты.

  • Открытость. Когда человек открытый, то и мир становиться открытым. Коммуникабельность, гибкость в общении позволяет расположить к себе окружающих и научит вас не бояться нового.

Направление и формы саморазвития профессиональной компетентности

1. Теоретическое направление:

  • изучение документов;

  • выбор курсов повышения квалификации, соответствующих плану саморазвития и профессиональным интересам.

2. Методическое направление:

  • участие в организации и проведении семинаров, мастер классов, открытых занятий муниципального, регионального уровня;

  • активное участие в курсах повышения квалификации;

  • посещение открытых занятий педагогов-психологов других образовательных организаций города;

  • выступления на ГМО детского сада, города, конференциях:

  • участие в вебинарах;

  • участие в конкурсах профессионального мастерства среди педагогов-психологов;

  • экспериментальная и инновационная деятельность;

  • проектная деятельность;

  • опубликовать печатные работы.

3. Психолого-педагогическое направление:

  • изучение психолого-педагогической литературы по вопросам работы с одаренными детьми, коррекционной работы, восприятия информации в современных условиях, профилактики разных форм девиантного поведения;

  • совершенствования умений использовать результаты психолого-педагогической диагностики в профессиональной деятельности.

4. Информационное направление:

  • совершенствовать умение создавать и редактировать тексты, электронные таблицы, презентации;

  • создание систематизированных подборок видеороликов и слайд-презентаций для просветительской и методической работы с воспитанниками, родителями и педагогами детского сада;

  • работа в режиме самостоятельного поиска по банкам психологической информации, в системе Интернет;

  • овладение умением размещать, систематизировать и хранить (накапливать) электронные методические, научные, научно-популярные материалы

  • создание собственного мини-сайта.

Педагогу-психологу необходимо:

  • Постоянно развиваться.

  • Уметь находить решение сложностей.

  • Принимать себя и других людей.

  • Уметь слушать.

  • Не останавливаться на достигнутом.

  • Профессионально расти.

  • Самостоятельно пройти через систему самосовершенствования.

  • Уметь помочь любому человеку с его проблемой.

  • Помочь само реализоваться.

Важным требованием в профессиональном развитии педагога является его профессиональное саморазвитие. Педагог должен стремиться к постоянному совершенствованию, как личностных качеств, так и профессиональных. По сути дела профессиональное развитие педагога – это когда он осознает ответственность и свое участие за все, что происходит с ним и его воспитанниками; когда он пытается активно способствовать или противостоять внешним обстоятельствам; когда он планирует и ставит цель своей профессиональной деятельности; когда он изменяет самого себя для достижения желаемого результата.

Подводя итог всего сказанного выше, хочется отметить, что личностный рост важен для педагога, не просто сам по себе, а как способность формировать свою жизненную стра­тегию. Такой педагог стремится привести жизнь в соответ­ствие со своим смыслом. И только педагог способный развиваться, постоянно самосовершенствоваться, может подготовить наших детей к будущей, сложной, интересной необычной и счастливой жизни.












Список используемых источников

1.Афанасенко И.В. Стратегии построения карьеры как компонент профессиональной Я-КОНЦЕПЦИИ // Сборник материалов III всероссийского съезда психологов. – СПб., изд-во Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина, 2005.

2.Виноградова Н.А. Методическая работа в ДОУ. Эффективные формы и методы/Н. А. Виноградова. - М.: Айрис-пресс, 2008.

3.Кузьмина Н. В. Профессионализм педагогической деятельности/Н. В.Кузьмина. - СПб., 1993. - 263 с.

4.Кухарев Н.В. На пути к профессиональному совершенству/Н. В. Кухарев. - М., 1990.- 96 с.

5. Основы педагогического мастерства. - М.: Просвещение, 1989. - 302 с.

6.Профессионализм современного педагога: методика оценки уровня квалификации педагогических работников.- М.: Логос, 2011.

7.Стеркина Р.Б. Дошкольное образование в России/Р. Б. Стеркина .- М.: АСТ, 2009.- 336 с.