Демина Н.И.,учитель математики
МБОУ «Богатищевская СОШ» Каширского района Московской области.
Экологическая игра: «Сохраним нашу планету зеленой!»
Н. Пришвин.
Рыбе-вода, птице-воздух, зверям-лес, степь, горы.
А человеку нужна родина. И охранять природу - значит охранять Родину.
Раздел: внеклассная работа.
Цель:
1. Воспитательная: воспитывать любовь к природе, желание оберегать ее, охранять, формировать чувство личной ответственности за состояние окружающей среды,
2. Развивающая: развивать мотивацию на здоровый образ жизни, развивать познавательный интерес ко всему живому,
3. Образовательная: формировать экологическую культуру учащихся на основе
трудового, духовно-нравственного развития личности
Планируемые результаты
Личностные:
-желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом процессе;
-осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества.
Регулятивные:
-принимает и сохраняет учебную задачу;
-планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками) необходимые действия.
Познавательные:
-выполняет учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме;
-осуществляет для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, устанавливает причинно-следственные связи, делает обобщения, выводы.
Коммуникативные:
-умеет формулировать собственное мнение и позицию.
Оборудование: газеты, секундомер, материалы к конкурсам.
Плакаты:
«Пускай звенит повсюду смех
Грустить сегодня - тяжкий грех»,
«Смеяться, право не грешно
Над тем, что кажется смешно»,
«Улыбка-понятие растяжимое»,
«Знание-сила,
А сила есть - ума не надо»
Ход мероприятия:
Чтец 1:
М. Дудин.
Берегите Землю!
Берегите жаворонка в голубом зените,
Бабочку на стебле повилики,
На тропинке солнечные блики,
На камнях играющего краба,
Над пустыней тень от баобаба,
Ястреба, парящего над полем,
Ясный месяц над речным покоем,
Ласточку, мелькающую в жите.
Берегите Землю, берегите!
Чтец 2:
Берегите чудо песен,
Городов и полей,
Мрак глубин и волю поднебесий
Откровение земли и неба-
Сладость жизни, молока и хлеба.
Берегите молодые всходы
На зеленом празднике природы,
Небо в звездах, океан и сушу,
И в бессмертье верящую душу, -
Всех судеб связующие нити.
Берегите Землю, берегите!
Ведущий 1:
Добрый день, дорогие друзья! Мы рады приветствовать вас в этом зале! Сегодня мы будем говорить об очень серьезных вещах-охране природы, но с улыбкой на губах.
Ведущий 2:
Это чьи скрестились шпаги?
Кто затеял этот спор?
Кто горит огнем отваги?
И способен дать отпор?
Это знай не мушкетеры
Всем известного Дюма.
А умельцы и актеры
Люди острого ума.
Те, кто жизнь проводит в спорах
И не мыслит о другой
Кто мечтает о просторах
И дорожке беговой.
Ведущий 1:
Кому шуток-прибауток
Никогда не занимать,
Кому хватит трех минуток,
Чтобы ребус разгадать.
Будет бой сегодня грозный,
Но без шпаг и без рапир,
И веселый и серьезный
Он посеет только мир.
Ведущий 2:
Кто же победит сегодня? Об этом думают все. И только судьи серьезны и спокойны: они совершенно точно знают, кто победит в сегодняшней встрече. Давайте спросим их об этом.
Ведущий 1:
Уже готово все к сраженью.
Команды лишь сигнала ждут.
Одну минуточку терпенья-
Я вам представлю грозный суд.
(Ведущий представляет каждого члена жури. Это обучающиеся старших классов)
Слово жюри.
Условия: 1. За каждый конкурс-2 балла.
2. За правильный ответ-1 очко.
3. За подсказку снимается 1 очко.
Ведущие представляют команды. Оценивается название команд, эмблемы, девиз, приветствия.
Ведущий 1:
Чтобы игра прошла без заминки,
Мы начнем ее с разминки:
1. Чьи листья опадают зелеными?
(в саду-сирень, в лесу-ольха)
2. Что теряет лось каждую зиму?
(рога)
3. С какой стороны дерева надо искать грибы?
(с северной)
4. В какой стране полгода встречают весну?
(в нашей: на Кавказе-в феврале, за Полярным кругом-в июне)
5. Какая рыба носит имя человека?
(карп)
6. Слышит ли муха?
(нет)
7. Какой персонаж сказки Пушкина носит имя, отличающееся на одну букву от названия Сибирской реки? (Елисей, Енисей)
8. Какая часть света омывается 4 океанами?
(Евразия)
9. Куда зайцу бежать удобнее: в гору или с горы?
(в гору, т.к. задние ноги длиннее)
10. Самый маленький континент?
(Австралия)
Ведущий 2:
«Спасем природу-Родину спасем!» предлагаю жить под этим девизом. Будем помнить его, выполняя задания этого тура.
1. Участникам предлагается найти в школе самый «экологически грязный» и «экологически чистый предмет» (думают всю игру, результат предъявляют в самом конце)
2. Сочинить рассказ «Как не надо ходить на экскурсии» (готовятся 3-5 мин., учитывается юмор, знания экологии)
Музыкальная пауза 1:
«Родная песенка»
Муз. Ю. Чичкова, Сл. Синявского
(Ученики младшей школы)
1 куплет:
Льется солнышко веселое
Золотыми ручейками
Над садами и над селами,
Над полями и лугами.
Припев:
Здесь идут грибные дождики,
Светят радуги цветные,
Здесь простые подорожники
С детства самые родные
2 куплет:
И опять захороводили
стайки ласточек над домом
Чтобы снова спеть о Родине
Колокольчикам знакомым.
Припев.
3 куплет:
Тополиные порошицы
Закружились по опушке
И рассыпались по рощице
Земляничные веснушки.
Припев.
Ведущий 1:
Сейчас проводим конкурс «Цветочный хоровод»!
Ведущий 2:
Третий тур мы начинаем
Победителей узнаем.
Здесь загадки про цветы
Хорошо их знаешь ты?
Загадка 1:
Стоит кудряшка-белая рубашка,
Сердечко золотое, -что это такое?
(ромашка)
Загадка 2:
Кто живет весною с желтой головою?
Солнце ярче греет-голова белеет.
Ветер налетает-пух с нее срывает.
(одуванчик)
Загадка 3:
Строга и зла красавица,
Когда к ней прикасаются.
(роза)
Загадка 4:
Спит в землянке круглый год
Лишь весну встречать встает.
А проводит весну-и опять ко сну.
(подснежник)
Загадка 5:
Свой наряд люблю менять я,
Расцветая у болот,
За весну четыре платья
Я меняю каждый год
(медуница)
Загадка 6:
Стоит цвет-самоцвет,
Глазки - разноглазки.
(анютины глазки)
Загадка 7:
Колокол колышится,
А звону не слышится.
(колокольчик)
Ведущий:
На раздумье часа нет
Быстро нам давай ответ.
Предлагаются такие задания:
а)Составь новые слова :
сила+век (василек)
рок+маша (ромашка)
гарь+не (герань)
пан+тюль (тюльпан)
так+сук (кактус)
б)Отгадай ребусы:
с 3 ж (стриж)
р 1 а (родина)
40 А (сорока)
м=н ,8 (осень)
а
нас (ананас)
Чтец 3: А.Яшин.
Покормите птиц зимой,
Пусть со всех концов
К вам слетятся ,как домой,
Стайки на крыльцо.
Не богаты их корма,
Горсть зерна нужна
Горсть одна-и не страшна
Будет им зима.
Сколько гибнет их-не счесть.
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.
Разве можно забывать.
Улететь могли, А остались зимовать
Заодно с людьми.
Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.
Ведущий:
Пятый тур мы начинаем
И команды приглашаем.
Будут трудные задачи.
Пожелаем всем удачи
Предлагаются такие задания: (по 3-5 мин.)
1) Вспомнить песни, где есть названия растений (пример: «Что стоишь, качаясь, тонкая рябина?»...),
2) Вспомнить кинофильмы, где есть названия или имена животных (пример: «Ко мне, Мухтар!», «Четыре танкиста и собака»...
3) Вспомнить имена людей, связанных с названием цветов, рыб (пример: Лилия, Роза, Иван-чай, Иван-да -Марья, Вероника, Ромашка, Василек, Карп)
Кто больше?
Ведущий:
Новый тур мы начинаем
Всех опять мы забавляем.
Здесь про птиц загадки
Деревья, кочки, грядки.
Предлагается конкурс «Посели птиц в домики».
На доске «домики» на двух одинаковых плакатах: для аиста на крыше, пальма для попугая, льдина для пингвина, скворечник, болото, для грача, курятник...
Команды выстраиваются в линию. В руках у каждого члена команды жетон с изображением 1 птицы. Каждый бежит и крепит жетон в нужный домик. Ошибку исправляет следующий игрок. Учитывается скорость, правильность «поселения» жильца.
Музыкальная пауза 2:
Частушки.
На Волге мы построили
Каскад волжских ГЭС
Вместе с тем каскадом
Осетрам конец!
Исток Дона захломили
И засыпали землей.
Что бы нам сказал на это
Предок наш - Дмитрий Донской!
Воздух в Богатищево
Весь пропитан ядом.
Предприятия дымят.
Противогаз надеть велят!
Фабрика и завод
В Оку грязный сток дает
Каждый день и каждый час
Гибнет реченька у нас!
Раньше ели мы арбузы,
Были очень рады
А теперь нельзя их есть.
Говорят - нитраты!
Ведущий:
Если я сорву цветок,
Если ты сорвешь цветок,
Если мы: и я, и ты,-
Если мы сорвем цветы,
Не останется природы и не будет красоты!
Давайте увидим красоту в работах наших художников (3 мин.)
а) Придумать запрещающие знаки по охране природы.(пример: нельзя жечь костер...)
б) По одному художнику от команды. Надо нарисовать скворечник завязанными глазами.
Ведущий1:
Капитаны. Капитаны.
Вызов мы соперникам бросаем
И на жаркий бой их вызываем.
Мы сегодня драться будем смело.
Нам не привыкать к такому делу.
Ведущий 2:
«Вы стали министром по охране и преобразованию природы России. Какие приказы по охране и преобразованию природы вы отдадите в первую очередь? (3 мин.)
Ведущий:
А сейчас проверим домашнее задание.
1) Каждая команда придумала 3 загадки сопернику. Заслушиваем их.
2) Придумать по костюму на экологическую тему, прокоментировать их.
Примеры:
1) костюм «Вот и лето прошло»
Учащийся:
«Проплыла озоновая дыра, прошли нитратные дожди, привезли трансгенные арбузы. И вот - результат»
Входит хромой, грязный в лохмотьях, перевязанный ученик.
Учащийся:
1) «Мы видим, что после этого люди перестали расти, окривели, обезножили и покрылись пеплом. Это стало модным и вошло в обиход»
2) костюм «Гринпис предупреждает»
Учащийся:
«Стало трудно дышать, кругом одна радиация и невозможно жить. Взорвался очередной Чернобыль. Поэтому в моду стал входить этот костюм.»(Костюм с вариациями знака радиации.)
3) костюм «Человек-цветок».
Учащийся:
«Последний писк моды! Лучшая модель лета 2017 года! Цветок в кармане.
Входит ученик. Цветок в кармане, обвитый весь плющом.
Учащийся:
«Конечно, есть неудобства, но делать нечего. Все меньше стало зелени, засыхают листья, поэтому последняя капля озона должна быть при кармане. Вы знаете песню А. Варум «Человек-свисток»? А у нас-«Человек-цветок».
4) костюм: «Даешь натуральные материалы!».
Входят ученики:
а) газетах,
б) целлофане.
Конкурс болельщиков.
Ведущий 1:
Болельщиков предупреждаю,
Что будет встреча горяча,
И потому мы вам желаем,
Болеть без вызова врача.
1. У кого оба глаза на одном боку?
(камбала)
2. Какое море самое глубокое, соленое, теплое.
(саргасово) (красное)
3. Какая птица высиживает яйцо на весу?
(пингвин)
4. Где зимой теплее:в ельнике или березняке?
(в ельнике)
5. У кого рот на брюхе?
(акула)
6. Какая птица состоит из буквы и названия реки?
(иволга)
7. Самая большая птица?
(страус)
8. Самый маленький континент?
(Австралия)
9. На каком материке нет рек?
(Антарктида)
Ведущий:
Все закончили игру,
Подведем мы здесь черту.
Кто же лучше всех играл?
Кто частушки сочинял?
Кто трудился, веселился?
И в турнире отличился?
Предоставляется слово жюри. Подводятся итоги конкурса на «самый экологически грязный и чистый» предмет. Членами жюри выбирается «лучший знаток леса», «цветочный чемпион».
Вырабатываются заповеди «любителей леса».
До свидания! Всем счастья, солнца и добра!
☼