СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Экологический театр" внеурочная деятельность

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Рабочая программа включает в себя следующие структурные элементы: пояснительную записку, основное содержание программы, тематическое планирование, планируемые результаты, календарно-тематическое планирование, список литературы для педагога.

Просмотр содержимого документа
«"Экологический театр" внеурочная деятельность»

6


Пояснительная записка

Настоящая рабочая программа внеурочной деятельности «Экологический театр» для 6 класса составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, «Фундаментального ядра содержания общего образования», «Примерной программы основного общего образования. Биология. Естествознание», а также «Программы воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования».

Министерство образования и науки Российской Федерации ставит перед педагогами важную задачу перехода к школе, которая может подготовить выпускников способных решать проблемы самоопределения, обладающих экологическим мышлением.

Следовательно, цель нашей работы, как педагогов – формировать личность, обладающую экологическим сознанием, на основании которого развивается экологическое мышление и мировоззрение, реализуется в виде совокупности конкретных действий и поступков обучающихся, связанных с воздействием на природное окружение.

У большинства обучающихся отсутствуют системные представления об экологической безопасности, вследствие отсутствия учебного предмета. Следовательно, именно внеурочная деятельность способствует восполнению данных пробелов, а также предполагает неформальное общение педагогов и обучающихся, что даёт возможность для реализации особенностей детей, развития их индивидуальности. Данная программа помогает детям раскрыть таланты, открыть перспективы для будущего развития личности, дать возможность каждому ученику самоутвердиться.

Программа ориентирована на всестороннее развитие личности ребенка, его неповторимой индивидуальности.

Введение внеурочной деятельности особенно актуально сейчас, когда многие дети не умеют организовать свой досуг в свободное от уроков время. Важно показать, что познавать реальный мир не менее интересно, чем, например, виртуальный. Кроме того, внеурочная деятельность дает педагогу дополнительные возможности использования краеведческого материала, а как следствие – формирование гражданской идентичности. В программе систематизированы средства и методы театрально-игровой деятельности, обосновано использование разных видов детской творческой деятельности в процессе театральной деятельности.

Программа основана на следующем научном предположении: театральная деятельность как процесс развития творческих способностей ребенка является процессуальной. Важнейшим в детском творческом театре является процесс репетиций, процесс творческого переживания и воплощения. Поскольку именно в процессе работы над образом происходит развитие личности ребенка, развивается символическое мышление, двигательный эмоциональный контроль. Происходит усвоение социальных норм поведения.

Важно научить будущих граждан с раннего возраста заботиться об окружающей природе, т. е. не только использовать природные ресурсы, но и сохранять и возобновлять. Для этого необходим новый этап образования – экологическое образование в результате, которого значительно повысится уровень экологической культуры. Отсюда и вытекают цели и задачи реализации программы.

Цель программы – формирование основ экологической грамотности через творчество

Задачи:

  1. овладение обучающимися основными экологическими понятиями;

  2. развитие экологического мышления и формирование у обучающихся навыков здорового и безопасного для человека и окружающей его среды образа жизни;

  3. создание условий для развития личности, способностей, удовлетворения познавательных интересов, самореализации обучающихся, в том числе одаренных, для формирования ценностей обучающихся, основ их гражданской идентичности; понимание обучающимися отличий научных данных от непроверенной информации, ценности науки для удовлетворения бытовых, производственных и культурных потребностей человека.

4.Обучить каждого ребёнка осмысленной интонационной выразительной речи и чтению и превратить эти навыки в норму общения; развить познавательные и творческие способности обучающихся через искусство художественного слова,  театрализацию, практические занятия по сценическому мастерству.

Принципы реализации программы:

  1. Научность;

  2. Доступность;

  3. Целесообразность;

  4. Наглядность.

Формы организации занятий:

Агитбригада, акция, встреча, демонстрация, диспут, игра, , коллективно-творческое дело, журнал, экскурсия.

Место учебного курса в учебном плане

В соответствии с Учебным планом ДККК на 2017 – 2018 уч.год на внеурочную деятельность «Экологический театр» отводится 16 часов.

Включение обучающихся 6 класса во внеурочную деятельность «Экологический театр» направлено на достижение следующих результатов:

1.В направлении личностного развития:

  • знание основных принципов и правил отношения к живой природе;

  • сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы,

  • овладение интеллектуальными умениями: доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы.

  • сформированность эстетического отношения к живым объектам и любви к природе.

2. В метапредметном направлении:

  • формирование приемов работы с разными источниками информации: научно-популярной литературой, словарями и справочниками; находить биологическую информацию в различных источниках, анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую форму;

  • овладение способами самоорганизации учебной деятельности, что включает в себя умения: ставить цели, задачи и планировать личную учебную деятельность; оценивать собственный вклад в деятельность группы; проводить самооценку личных достижений;

  • способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе;

  • развитие коммуникативных умений и овладение опытом межличностной коммуникации, корректное ведение диалога и участие в дискуссии, участие в работе группы в соответствии с обозначенной ролью; умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.

3. В предметном направлении:

  • В познавательной (интеллектуальной) сфере:

расширение и систематизация знаний о многообразии объектов живой природы, формирование представлений о связях между живыми организмами, о редких и исчезающих растениях родного края;

приведение доказательств (аргументация) взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды; необходимости защиты окружающей среды;

объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы;

сравнение биологических объектов и природных процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;

выявление приспособлений организмов к среде обитания; типов взаимодействия различных видов в экосистеме;

  • В ценностно-ориентационной сфере:

формирование представлений о биологии как одной из важнейших наук, как важнейшем элементе культурного опыта человечества;

знание основных правил здорового и безопасного поведения в природе;

анализ и оценка основных правил поведения в природе, анализ и оценка последствий деятельности человека в природе.

  • В эстетической сфере:

овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы, овладевать приемами сценического искусства.







































Основное содержание учебного курса


1.Введение - 2 ч.

Краткая история экологии. Предмет экологии, структура экологии. Творческие задачи группы.

2.Экологические факторы и среды жизни организмов - 5 ч.

Экологические факторы: абиотические, биотические, антропогенный. Свет, вода, температура как абиотические факторы. Биологические ритмы. Растения-индикаторы. Среды жизни организмов: водная, наземно-воздушная, почва как среда жизни, живые организмы как среда обитания. Формирование рационального отношения человека к факторам через театральную деятельность



3. Редкие и исчезающие виды флоры Ростовской области - 5 ч.

Экологический подход к охране редких и исчезающих видов и мест их обитания. Красная книга. Виды растений Ростовской области, занесенных в Красную книгу. Реликты и эндемики флоры Ростовской области.

Практическая часть. Знакомство с реликтовыми, эндемичными, редкими и исчезающими видами растений края по гербариям, иллюстрациям и плакатам. Изучение Красной книги Ростовской области. Составление сценариев постановок с использованием краеведческого материала.

4. Особо охраняемые территории родного края - 4 ч.

Охраняемые территории, причины их организации и значение. Классификация заповедников. Заповедник Ростовской области.

Практическая часть. Работа с зоогеографической картой заповедника. Просмотр видеофильмов, работа со справочной литературой. Работа с Красной книгой. Использование теоретического материала для творчества и пропаганды сохранения природы родного края через литературно музыкальные композиции.


















Тематический планирование программы «Экологический театр».

№ п\п

Тема

Всего часов

Характеристика деятельности обучающихся

1.

Введение.

2

Работа со справочной литературой, просмотр журналов, видеофрагментов, обсуждение, работа в группах, чтение сценария

2.

Экологические факторы и среды жизни организмов.

5

Работа с дополнительной литературой, составление опорной схемы «Экологические факторы», Работа с атласами, зоогеографическими картами. Составление индивидуальных биологических ритмов, работа в группе, работа с различными источниками информации, просмотр и обсуждение презентации. Работа по составлению сценария и распределение ролей по сценарию, репетиции

3.

Редкие и исчезающие виды флоры Ростовской области

5

Работа с различными источниками информации, просмотр презентации и видеофрагментов, обсуждение после просмотра, написание эссе. Коллективно-творческое дело, работа в группах, творческий отчёт. Агитбригада, репетиция

Творческий отчёт.

4.

Особо охраняемые территории родного края.

4

Работа со справочной литературой, составление таблицы, работа с зоогеографической картой, сочинене сценария, стихов, диалогов, составление творческого отчета, репетиции Просмотр видеофильма.


ИТОГО:

16


Планируемые результаты изучения учебного курса.

В результате освоения программы внеурочной деятельности «Экологический театр» для 6 класса дети научатся:

  • составлять план текста; владеть таким видом изложения текста как повествование; изучать приемы сценического мастерства;

  • работать с различными источниками информации; составлять сценарии выступлений;

  • составлять сообщения на основе добытых знаний и дополнительной литературы;

  • получать биологическую информацию из разных источников; использовать ее для пропаганды экологического воспитания;

  • определять отношения объекта с другими объектами, определять существенные признаки объекта;

  • находить информацию о состоянии природы, анализировать и оценивать ее содержание, работать с полученной информацией;

  • оценивать с эстетической точки зрения представителей живого мира.

  • характеризовать среды обитания организмов; характеризовать экологические факторы; проводить фенологические наблюдения; соблюдать правила техники безопасности при проведении наблюдений;



Ученик получит возможность научиться:

  • соблюдать правила работы в кабинете биологии, с живыми объектами в природе;

  • выделять эстетические достоинства некоторых объектов живой природы;

  • осознанно соблюдать основные принципы и правила отношения к живой природе;

  • ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);

  • находить информацию о живых объектах в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, интернет ресурсах, анализировать, оценивать её и переводить из одной формы в другую;

Учебно-тематическое планирование



дата

Тема занятия

Основное содержание

Планируемые результаты

Характеристика основных видов деятельности

обучающихся

  1. Введение. (2 ч.)

1.

05.09

Предмет экологии, структура экологии.

Краткая история экологии. Предмет экологии, структура экологии.

Работа над сценарием экологической сказки «По щучьему велению»

Предметные: иметь представление об экологии, о многообразии растений и их значении

Личностные: мотивация учения.

Метапредметные: уметь работать с изобразительной наглядностью (П). Давать определение понятиям (П).Умение организовать свою деятельность для выполнения заданий учителя (Р). Уметь воспринимать разные виды информации, отвечать и задавать вопросы (К). Понимание

социальной значимости полученных знаний и

роли развития науки для благополучия человека (Л).

Работа со справочной литературой, просмотр журналов, видеофрагментов

2

12.09

Знакомство со сценическими приемами

Распределение ролей и обязанностей, работа над дикцией. Применение экологических знаний для использования их в сценарии

Практическая работа, в группах,

Отработка навыков выразительного чтения, скороговорки.

2. Экологические факторы и среды жизни организмов. (5 ч.)

3

19.09

Экологические факторы.


Экологические факторы: абиотические, биотические, антропогенный. Свет, вода, температура как абиотические факторы, их влияние на жизнь растений

Исследовательская работа. Влияние освещения, температурного режима и влажности на биологическое состояние комнатных растений. Репетиция спектакля: чтение по ролям; работа над художественным и музыкальным оформлением

Метапредметные: уметь работать с изобразительной наглядностью (П). Уметь структурировать учебный материал и давать определение понятиям (П). Уметь воспринимать разные виды информации, отвечать и задавать

вопросы (К). Умение взаимодействовать с одноклассниками при совместной работе (К).Умение планировать этапы работы, определять ее цель (Р).Применение полученных знаний в практической деятельности (Л).

Коммуникативные:

инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.

Личностные:

формирование основ гражданской идентичности личности

Работа с дополнительной литературой, составление опорной схемы «Экологические факторы», Работа с атласами, зоогеографическими картами.

4

26.09

Биологические ритмы.

Биологические ритмы.

Практическая работа «Составление индивидуальных биологических ритмов»

Репетиция спектакля: чтение по ролям; работа над художественным и музыкальным оформлением

Составление индивидуальных биологических ритмов, работа в группе,

5

03.10

Растения-индикаторы. Экскурсии. В лесополосу. Наблюдение за растениями - индикаторами. Жизненные формы растений.


Понятие растения-индикаторы, их виды. Наблюдение за растениями - индикаторами. Жизненные формы растений.

Наблюдение, оформление результатов

6

10.10

Среды жизни организмов.

Экологические проблемы

Среды жизни организмов: водная, наземно-воздушная, почва как среда жизни, живые организмы как среда обитания. Практическая работа Репетиция спектакля: чтение по ролям; работа над художественным и музыкальным оформлением

Просмотр и обсуждение презентации, работа с дополнительной литературой, картами, зоогеографическими картами

7

17.10

Работа над составлением сценического образа для доступного изложения экологической проблемы с состоянием сред жизни

Репетиция спектакля: чтение по ролям; работа над художественным и музыкальным оформлением

Решение экологических задач. Работа со справочной литературой.

3. Редкие и исчезающие виды флоры Ростовской области. (5 ч.)

8

24.10

Экологический подход к охране редких и исчезающих видов и мест их обитания.

Понятие о редких и исчезающих видах с позиции экологии, факторы, влияющие на вымирание видов растений. Роль человека и его жизнедеятельности на жизнь растений в природных условиях. Репетиция спектакля: чтение по ролям; работа над художественным и музыкальным оформлением

Познавательные: поиск и выделение информации; установление причинно-следственных связей;

моделирование.

Личностные:

уметь находить ответ

Коммуникативные:

инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.

Метапредметные: умение работать с понятийным аппаратом, развитие навыков устной и письменной речи (П). Умение

применять полученные знания на практике(Л). Умение работать с инструктивными карточками, выполнять здания по алгоритму(Р). Умение работать в малых группах.

Умение воспринимать устную форму информации (К).

Работа с различными источниками информации, просмотр презентации и видеофрагментов, обсуждение после просмотра, написание эссе «Человек и жизнь растений».

9

07.11

Красная книга. Виды растений и животных Ростовской области, занесенных в Красную книгу.

Красная книга России и Ростовской области. Виды растений, животных занесенных в Красную книгу Ростовской области, законодательство и охрана растений. Репетиция; изготовление костюмов, декораций.

Коллективно-творческое дело, работа в группах, творческий отчёт

10

14.11

Реликты и эндемики флоры и фауны Ростовской области.

Знакомство с реликтовыми, эндемичными, редкими и исчезающими видами растений по гербариям, иллюстрациям и плакатам.

Репетиция; изготовление костюмов, декораций.

Исследовательская работа "Реликтовые, эндемичные, редкие и исчезающие виды флоры Ростовской области".

11

21.11

Составление карты ареалов редких видов растений.

Практическая работа «Составление карты ареалов редких видов растений». Репетиция; изготовление костюмов, декораций.


Работа с дополнительной литературой, составление карты ареалов редких видов растений.

12

28.11

Охрана растений родного края.

Исследовательская работа "Реликтовые, эндемичные, редкие и исчезающие виды флоры и фауны Ростовской области".


Агитбригада

Творческий отчёт

4. Особо охраняемые территории родного края. (4 ч.)

13

05.12

Охраняемые территории, причины их организации и значение.

Заповедники, заказники и другие виды охраняемых территорий, причины их организации, значение для сохранения редких и исчезающих видов растений. Классификация заповедников

Личностные

Формирование гражданской идентичности.

Регулятивные

постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно.

Метапредметные: уметь выполнять задания по алгоритму (Р). Умение применять полученные знания на практике. Умение работать в малых группах. Умение эффективно взаимодействовать при совместном выполнении работы

Уметь работать изобразительной наглядностью. Умение проводить сравнение и делать выводы на основе полученной информации (П).

Работа со справочной литературой, составление таблицы «Виды охраняемых территорий и их значение

14- 15

12.12

19.12

Это должен знать каждый!

Правила поведения в природе.

Экскурсия в заповедник

Работа в группах, составление наказов и творческое их оформление.

16

26.12

Творческий отчет – выступление


Спектакль, творческий отчет





Список литературы для педагога.

1.В.В.Балабанова. Биология. Экология. Здоровый образ жизни. Волгоград, 2006г.

2.В. П.Зверев. Экологические игры. Москва, "Просвещение", 2001г.

И.Д.Зверев. Практические занятия по экологии. Москва, "Просвещение", 1996г.

3.А.С.Литвинович, С.В.Дегбер Пойми живой язык природы. Воронеж, 2006г.

4.И.П.Шипунова. Экологическое воспитание учащихся среднего и старшего звена школы. Новосибирск, 1995

5.Т.Б.Шипунова, С.А.Пивоварова. Занятия по экологии. Москва, "Просвещение", 2005г

6.Гурков А.Н. Школьный театр: классные шоу-программы. - Ростов-на-Дону, 2005

7.Григорьев Д.В. «Программы внеурочной деятельности. Москва «Просвещение» 2011.