СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Экологические основы выращивания растений.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Биологизация земледелия – использование биологической активности растений и животных организмов, влияющих на весь комплекс почвенных процессов. Вермитехнология – система организационно-технологических мероприятий  по культивированию дождевых компостных червей на разных субстратах  в конкретных экологических условиях, обработке и применению копролита и биомассы червей. 

Просмотр содержимого документа
«Экологические основы выращивания растений.»

Тема урока – Экологические основы выращивания растений.

Цель урока – Ознакомить учащихся с проблемами биологизации земледелия в частности цветоводства. Показать возможность вермикультивирования на небольших площадях (кабинет цветоводства).

Задачи урока: 1.Изучение новых терминов. 2.Дать определение терминам: биологизация, вермитехнология, вермикультивирование, вермикомпостирование. 3.Показать возможности применения технологии в кабинете. 4. Использование информационных технологий, как необходимое средство формирования абстрактного мышления, мировоззрения и личностного развития учащихся.

Материал и оборудование: использование компьютера, компьютерные программы. Дождевые черви, листовой опад, шагающая дорожка.

Ход урока:

Учитель: Здравствуйте!

Тема сегодняшнего урока – Экологические основы выращивания растений.

Повторим пройденный материал:

Учитель - Вы помните, что элементы окружающей среды способные оказывать влияние на живые организмы, называются экологическими факторами.

Учитель - Среди экологических факторов различают три группы:- назовите их.

Ученик - 1-абиотические факторы – факторы неживой природы

2-биотические факторы – факторы живой природы

3-антропогенный фактор- деятельность человека, приводящая к изменению среды обитания.

Учитель - Какие экологические факторы влияют на рост и развитие растений?

Ученик - это абиотические факторы - свет, температура, вода, почва

Учитель - На ваш взгляд, что является главными составляющими в работе цветовода?

Ученик - Знания правил выращивания растений, по отношению к экологическим факторам.

Учитель - Какой из факторов является основным?

Ученик – Все.

Учитель - Но сегодня мы поговорим о почве. Представьте, растению и светло и тепло, но оно стоит в воде, это черенок. Появились корни, мы не пересадили его в грунт Что будет? Растение в лучшем случае будет очень медленно расти или остановит свой рост, в худшем у него загниют корни.

Учитель - Для чего растению нужна почва?

Ученик - Для получения питательных веществ и для того чтобы растение удерживалось в вертикальном положении.

Учитель -Долгое время считалось общепризнанной истинной, что успех в земледелии всецело зависит от уровня его интенсификации, химизации – чем больше мы внесем химических удобрений, тем лучше, но оказалось, сто это не так.

В последние годы новые технологии направлены в основном на биотехнологии, биологизацию земледелия.

Биологизация земледелия – использование биологической активности растений и животных организмов, влияющих на весь комплекс почвенных процессов.

Как же можно рассмотреть процесс биологизации у нас в кабинете цветоводства?

Важным показателем плодородия почвы является структурированность почвы и ее заселенность микрофлорой и почвенными животными, в первую очередь червями. Продуктивность почвы определяется уровнем жизнедеятельности почвенных микроорганизмов и червей. На протяжении длительного времени именно они в естественных условиях формировали плодородный верхний слой почвы (гумус).

Поглощая вместе с растительными остатками и мириады микроорганизмов в них, черви повышают ее биологическую активность. Слайд (черви)

Ученик делает сообщение: О полезности дождевого червя говорил еще Аристотель, называя его «мировым желудком». Древние египтяне почитали червя как священное животное. Чарльз Дарвин сравнивал червей с плугом, называл их «искусными земледельцами», «архитекторами» плодородного слоя почвы.

Земляные черви – самые древние и крупные почвенные беспозвоночные животные, самые древние и многочисленные на земле. Большинство дождевых червей, распространенных на территории России, относится к семейству Lumbricidea, которое включает около 180 видов. В целом же наиболее массовым являются 15-16 видов, среди которых заметно доминирует вид Nikodrilus caliginosus. Обитает он обычно в распаханных почвах. Отсюда и название «пашенный червь».

Это их деятельностью создавались и создаются почвы. Они главные санитары земли, гаранты здоровья и благополучия всего живущего на ней. Питаются они мертвыми разлагающимися растительными тканями, поступающими в почву в виде опада, корневых и пожнивных остатков. Живут они на глубине 5-15 см. В средней полосе России зимой уходят в глубокие слои почвы и все холодное время находятся в состоянии анабиоза. Черви могут голодать 2,5 месяца. Они влаголюбивы, умеренно теплолюбивы Оптимальная температура для питания 20-25оС, для размножения 12-17о С. нуждаются в аэрации.

Средняя продолжительность жизни червя составляет 10-15 лет. Средний размер дождевого червя 9-13 см в длину (на Кавказе обитают черви длиной 45 см, а самый крупный червь в мире – Megascolides Australia – имеет длину 2,5 метра). Дождевые черви очень плодовиты. Половозрелая особь откладывает до 24 коконов, в каждом из которых находится от 2 до 20 яиц. Через 2-3 недели из кокона появляются молодые особи, а уже через 7-12 недель они способны приносить новое потомство.

Учитель -Дождевые черви – главные потребители мертвых растительных остатков (опада), микробов, грибов, водорослей, простейших нематод и т.д., переваривают их, выделяя с копролитами (копрос – испражнение, литос – камень) большое количество собственной кишечной микрофлоры, ферментов, витаминов, биологически активных веществ, которые обладают антибиотическими свойствами и препятствуют развитию патогенной (болезнетворной) микрофлоры, гнилостных процессов, выделению зловонных газов, обеззараживают почву и придают ей приятный запах земли.

В процессе переваривания растительных остатков в пищеварительном канале червей формируются гумусные вещества. Они отличаются по химическому составу от гумуса, образовавшегося в почве при участии только микрофлоры. В пищеварительной трубе червей развиваются процессы полимеризации низкомолекулярных продуктов распада органических веществ и формируются молекулы гуминовых кислот, которые образуют – гуматы лития, калия, натрия - растворимый гумус, гуматы кальция, магния, - нерастворимы гумус. Каждый червь пропускает через пищеварительный канал за сутки количество почвы, равное массе его тела.

Достаточно велико значение червей в облагораживании почв. Осознание этого предопределило большой интерес к искусственному их культивированию. Так, в результате многолетней селекционной работы, проведенной американскими исследователями, в 1959 г. в Калифорнии была выведена новая разновидность дождевого червя, получившая название «калифорнийский гибрид красного червя» или просто «красный калифорнийский червь».

Разведение дождевых червей с целью переработки органических отходов, получения органических удобрений и биологически активных веществ давно перешагнуло стадию опытных разработок и превратилось в широкомасштабный бизнес.

Россия обладает необходимым потенциалом для организации производства биогумуса. Многие страны и особенно государства Ближнего Востока готовы покупать100 тысяч тонн гумуса в год.

По отечественной патентованной технологии профессора А.М. Игонина. Еще в 1982 году профессор А.М.Игонин на кафедре биологии ВГПУ в результате селекции южной (Чуйской) и северной (Владимирской) популяции дождевых червей получил новый гибрид с уникальными свойствами.

В ОАО «Грин – ПИКъ» освоена технология промышленного производства гумуса (биогумуса, червекомпоста) на основе переработки органических отходов полеводства и животноводства. Эта технология позволяет переработать с помощью технологического червя «Старатель» до 1т компоста на площади 1м2 за 140 дней и произвести до 600кг биогумуса. Самое главное, что ПИКъ ставит себе заслугу – разработка уникального по своей простоте технологического процесса, который позволяет производить биогумус любителю.

Универсальные свойства дождевых червей позволяют, как свидетельствуют отечественные и зарубежные исследования, использовать их для разработки и внедрения безотходных технологических процессов. Одним из таких направлений, получившим наибольшую апробацию, является анаэробная переработка органических отходов, прежде всего отходов животноводческих комплексов и ферм, а также бумаги кожи и многих других промышленных отходов.

Специализированные предприятия имеют сеть по реализации биогумуса, спрос на который еще не удовлетворен. Емкость рынка в России очень велика, нужен не один десяток лет, чтобы удовлетворить потребности отечественного земледелия, не говоря о мировом рынке.

Учитель – запишите:

Вермитехнология – система организационно-технологических мероприятий по культивированию дождевых компостных червей на разных субстратах в конкретных экологических условиях, обработке и применению копролита и биомассы червей – развивается по двум направлениям:

  1. вермикомпостирование, главной целью которого является экологически безопасная переработка различных органических отходов и получение массы экскрементов дождевых компостных червей - копролита (синонимы: биогумус или вермикомпост) – ценного органического удобрения;

2) вермикультивтрование, при котором размножают компостных червей или получают их биомассу. Наиболее широко в вермикультивировании используют навозный червь Eisenia foetida , отличающийся высокой плодовитостью, всеядностью и способностью жить в неволе в малых объемах субстрата.

Учитель - Эта технология – одна из естественных технологий биологических систем, созданных самой природой.

В России не используется возможность применения вермигрунта в полной мере. Биогумус большими партиями отправляют за границу, где на нем выращивается экологически чистая продукция и мы ее покупаем по высокой цене.

Продолжают дело профессора А.М.Игонина, его коллеги из Московской

Но единая линия компостных червей не может подходить для всех регионов, условий и типов субстратов.

У нас в Государственной Белгородской сельскохозяйственной академии в Центре биотехнологических исследований, на основе гибрида «Старатель» и особей местной природной популяции, получен гибрид дождевого червя «Белгородский».

В нашем кабинете много различных видов цветочно-декоративных культур, которые мы выращиваем и изучаем. В любой области работы с растениями, собираются растительные остатки, нас очень заинтересовала возможность биологизации нашего цветоводческого хозяйства.

Нашей целью работы является изучение возможности переработки растительных остатков при помощи вермитехнологии, получение биогумуса и влияния его на рост и развитие цветочных культур в условиях кабинета цветоводства.

По результатам исследования разработан технологический процесс переработки растительных остатков (в виде измельченной сечки) посредством вермитехнологии, в условиях кабинета цветоводства.

Получен биогумус на основе листового опада, с высокой биологической активностью.

Выявлено преимущество вермигрунта по сравнению с другими видами удобрений в его биолоическом происхождении, позволяющее восстанавливать качество почвы и получать экологически чистые продукцию.

Обработка семян и опрыскивание цветочно - декоративных растений раствором вермигрунта, повышает иммунитет у растений и способствует более эффективному выращиванию летников в зимнее время.

Важным в этой технологии является то, что она позволяет организовать производство биогрунта в любых масштабах и является неисчерпаемым материалом для исследований в школьных кружках по экологии, Центрах дополнительного образования.

Показать- шагающую дорожку, копролит – на данный момент, копролит – готовый, опад- корм.

Теперь мы подведем итог нашего урока.

Учитель: Что нового узнали на уроке?

Ученик: Мы узнали сто такое вермитехнология

Ученик: Мы узнали, что такое вермикультивирование и вермикомпостирование.

Ученик: узнали на уроке как можно решать проблемы биологизации у нас в кабинете

Учитель: Молодцы, спасибо.

Домашнее задание.