СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Экосистема. Конспект и карта урока 11 класс

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предоставлена технологическая карта и конспект урока на тему "Экосистема". 11 класс обще образования.

Просмотр содержимого документа
«Экосистема. Конспект и карта урока 11 класс»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

ФИО: Владыко Александра Евгеньевна

Класс: 11

УМК: по учебному предмету биология 10 – 11 класс профильный уровень 4 часа в неделю учебник А.В.Теремов Р.А.Петросова

Предмет: биология

Тема: «Экосистема в пробирке»

Тип урока: Комбинированный урок

Форма урока: Урок – проект «Создание экосистем в пробирке», групповая работа

Место и роль урока в изучаемой теме:

Урок "Экосистема в пробирке" занимает важное место в изучении темы экосистем и их особенностей, служа мостом между теоретическими знаниями и практическим опытом. В ходе занятия ученики погружаются в изучение динамики взаимодействий между биотическими и абиотическими компонентами в замкнутом пространстве, что позволяет наблюдать за экологическими процессами в реальном времени.

Экосистема в пробирке предоставляет возможность детально рассмотреть задачи устойчивости и изменения экосистем под воздействием различных факторов. Ученики могут анализировать влияние параметров окружающей среды, таких как свет, температура и уровень питательных веществ, на рост и развитие организмов. Это не только развивает критическое мышление, но и способствует пониманию сложных понятий, таких как биосфера и экосистемные услуги.

Таким образом, урок "Экосистема в пробирке" является неотъемлемой частью образовательного процесса, поскольку помогает учащимся осознать взаимосвязи в природе и важность сохранения экологического баланса, формируя у них устойчивое отношение к окружающей среде.


Цель и задачи урока: приобретение учащимися опыта осуществления исследовательской деятельности в группе

Оборудование для учителя: компьютер, проектор, презентация к уроку, карточки - инструкции

Оборудование для учеников: Прозрачные пластиковые бутылки (1,5-2 литра) — по одной на группу, почва (земля) — небольшие пакеты, маленькие растения (например, мхи, травы) или семена, вода, небольшие животные (например, улитки, мелкие насекомые) — по желанию и возможности, лупы или микроскопы для наблюдений, раздаточные материалы с инструкциями и вопросами для обсуждения, рабочие листы «Записки исследователя»





Образовательные

Развивающие

Воспитательные

- познакомить, что живая природа сложно организована, что экосистема - компонент биосферы;

- понять взаимосвязь между живыми организмами и окружающей средой.


- развить навыки наблюдения, экспериментации и работы в команде.


- формировать эмоционально-ценностное отношение к живой природе





Предметные знания, предметные действия

Универсальные учебные действия


регулятивные

познавательные

коммуникативные

личностные

- выделять  компоненты

экосистемы,

взаимосвязанные между собой;

- объяснять роль живых организмов в круговороте веществ;

- приводить примеры естественных и искусственных экосистем.

- умение ставить цели урока,

- планировать ход своей деятельности по достижении результата

- организовывают рабочее место

- поиск и выделение

необходимой информации,

- умение осознанно строить речевое высказывание, логические действия


- учебное сотрудничество с учителем и учениками,

- постановка вопросов, оценка и коррекция действий партнера.

- отвечают на вопросы, участвуют в обсуждениях, слушают речь других

- сформированность мотивациик обучению и целенаправленной деятельности, готовность к саморазвитию

- создают положительное отношение к уроку








ХОД УРОКА


Этап урока

Задача, которая должна быть решена

Формы организации деятельности учащихся

Действие учителя по организации деятельности учащихся

Действия учащихся

Результат взаимодействия учителя и учащихся по достижению планируемых результатов

Диагностика достижения планируемых результатов урока

1. Организационный момент, мотивация к учебной деятельности

(2 минута)

Создать благоприятный психологический настрой на работу, проверить готовность к уроку.

Фронтальная

Добрый день! Приступим к началу нашего урока, почувствуем себя сегодня исследователями. Кто такие исследователи? Это люди, которые стремятся понять окружающий мир, изучая его закономерности и взаимодействия. Сегодня у нас урок-исследование, в ходе которого мы окунемся в захватывающий мир экосистем.

Наше задание — создать экосистему в пробирке. Это увлекательный проект, который поможет нам увидеть, как живые организмы взаимодействуют друг с другом и со своей средой. Мы будем работать с различными элементами — водой, грунтом, растениями и маленькими животными.

- Давайте вспомним основные правила поведения и работы в группе.


- слушают речь учителя,

- отвечают на вопросы

- эмоционально настраиваются на урок

- понимают речь учителя

- отвечают на вопросы,

- повторяют основные правила работы в группе ,

- организуют рабочие места,

- обратная связь по ответам на вопросы

- наблюдение за настроением детей

2. Актуализация

знаний

(6 минуты)

Актуализировать опорные знания и способы действий



Фронтальная , индивидуальная

Сейчас я прочитаю вам стих, как вы думаете, о какой теме мы поговорим из стиха.


ХХХ

В лесу, где шепчет ветер нежно,

Тайна скрыта в каждом шорохе,

Светит солнце, пробиваясь ввысь,

Здесь природа — вечная жизнь.


На болоте, где туман стелется,

Лягушки поют, и вода светится,

Мох растет, как зеленый ковер,

Каждый шаг — это новый разговор.


Луг цветущий, как палитра яркая,

Здесь бабочки танцуют в воздухе,

Пчелы жужжат, собирая мед,

И весенний дождь природу ведет.


А пустыня, с песками золотыми,

Хранит тайны под солнцем палящим.

Здесь оазисы — как мечты в дали,

Где вода сверкает в тени пальмовых аллей.


Озеро тихое, как зеркало в небе,

Отражает облака и звезды в себе.

Каждый миг — это сказка, безмолвная,

В ней природа хранит свои тайны волшебные.


Так лес, болото, луг и пустыня,

Озеро с тайной — всё в сердце едином.

Природа зовет нас к себе на встречу,

В каждом уголке её — вечная мечта.



Учитель задаёт вопросы учащимся: О чём сегодня на уроке пойдёт речь? Что вы слышали уже о экосистемах? Какие компоненты входят в её состав?


Задумываясь о том, как сохранить экосистемы, мы задумываемся о нашем месте в этом великом круговороте жизни. Как вы думаете, что мы можем сделать, чтобы защитить нашу природу?


Вот теперь объединяемся в группы, проверяем рабочее место .

- слушаю стих, анализируют

- дают ответы на вопросы

- объединяемся в группы

- проводят взаимоконтроль в группе

- помогают друг другу справиться с возникшими проблемами


- проявляют познавательный интерес

- повторен пройденный материал

- выполнено задание

- отвечают вопросы

-созданы группы


- активность детей

- заинтересованность в предстоящей работе

3. Постановка учебной задачи и цели, проблемы исследования

(5 минут)


Подвести учащихся к постановке проблемы исследования, выдвижению гипотезы, постановке цели исследования.

Рассмотреть этапы исследования

Фронтальная, групповая

Предлагает спланировать работу на уроке.

- Итак, как звучит тема нашего сегодняшнего урока?

- Откройте тетради, запишите число, тему урока (учитель записывает тему урока на доске, а также высвечивает на слайде презентации).

- Исходя из темы урока, сформулируйте его главную цель. Что сегодня предстоит нам выяснить?

Помогает вспомнить правила работы в группе.

- формулируют тему урока.  

- учащиеся записывают тему урока в тетради.

- учащиеся формулируют цель урока.

- планируют свою работу на уроке.



- совместно с учащимися сформулирована цель деятельности на уроке

-через проблемную ситуацию ребята замотивированы на активную познавательную деятельность

- спланировали свою деятельность (Р4).

- даны ответы на вопросы учителя.

- зафиксировано задание для исследовательской работы в группах

4. Выбор источников информации и методов исследования

(2 минуты)


Обсудить различные источники информации. Выбрать необходимые источники для данного исследования

Фронтальная

- Что поможет нам узнать более подробно о Экосистемах и ее видах (текст учебника, иллюстраций, дополнительный материал)

В сотрудничестве с учителем и одноклассниками выбирают необходимые источники информации

В ходе обсуждения выбрали источники информации

По ответам детей на вопросы.


5. Проведение исследования.

«Открытие» детьми нового знания. Проверка гипотезы. (16 минут)

Наше задание — создать экосистему в пробирке. Это увлекательный проект, который поможет нам увидеть, как живые организмы взаимодействуют друг с другом и со своей средой.

Групповая

Контролирует. Помогает. Направляет. Консультирует.


«Создание мини - экосистемы» • Каждая группа получает бутылку и инструкции по созданию своей экосистемы:

Инструкция по созданию искусственных экосистем

1. На дно бутылки насыпать слой дренажа (камушки).

2. Добавить слой почвы.

3. Посадить маленькие растения или посеять семена.

4. Добавить немного воды.

5. По желанию добавить улиток или мелких насекомых для создания более сложной экосистемы.

6. Закрыть бутылку крышкой или пленкой, чтобы создать замкнутую среду

Каждая группа представляет свою экосистему, объясняет, какие компоненты они выбрали и почему, а также предполагаемые результаты наблюдений.


- выбирают руководителя исследовательской группы, который на протяжении всей работы управляет действиями одноклассников

- учащиеся работают в группе, проводят исследование.

- по ходу исследования выполняют заданий в рабочих листах.


- осуществлен поиск и фиксация необходимой информации; осуществлены операции анализа, сравнения, обобщения

- сделали обобщения и выводы на основе полученных результатов исследования

- руководитель исследовательской группы руководил работой группы.

Исследование проведено, рабочие листы заполнены.

6. Этап подведения итогов и самооценки и взаимооценки учебной деятельности на уроке. (5 минут)

Подвести итоги исследовательской работы, сообщить о продолжении работы над темой на следующем уроке. Выполнить самооценку и взаимооценку работы на уроке

Фронтальная , групповая, индивидуальная

Удалось ли нам ее достигнуть?

Какие затруднения возникали у групп?

Как вы их преодолели?

Всем ли удалось завершить свои исследования?

Если вы справились со всеми заданиями, выполнили все пункты плана, то успешно справились с работой.

А теперь давайте попробуем оценить свою работу на уроке. Перед вами лежат оценочные листы. Оценочный лист заполняем в группе, но оцениваем каждого участника. Сначала выслушиваем мнение человека о своей работе, а затем, если группа с чем-то не согласна, очень корректно высказывает свое мнение по работе одноклассника.

- называют цель урока.

- высказывают свое мнение.

- принимают участие в анализе достижения цели урока.

- выполняют самооценку и взаимооценку учебной деятельности по критериям.




- сохранили учебную задачу в течении урока.

- обсудили деятельность в ходе исследования

- оценили свою работу и работу членов команды. - проявили любознательность и интерес к дальнейшей деятельности

По ответам детей.

Заполнены листы самооценки. Интерес детей к последующей работе по теме. (по наблюдению учителя).

7. Этап рефлексии (2 минуты)

Высказать свое отношение к исследовательской деятельности на уроке


Фронтальная

Групповая.

Озвучивает задание, которое поможет учащимся отнестись к работе на уроке в качестве исследователя.

-Понравилось ли вам быть исследователями?

- Вижу, что вам было на уроке интересно, вы с удовольствием выполняли исследования.

Давайте теперь отнесемся к нашей работе на уроке, написав синквейн на тему «Исследователи»


- проводят рефлексию

- определяют своё эмоциональное состояние на уроке


Проведена деятельностная рефлексия

Хорошее настроение детей по окончанию урока. (по наблюдению учителя).

8. Информация о домашнем задании (комментирование), выставление отметок за урок (1минута )

Дифференцировать индивидуальную домашнюю работу.

Групповая

Учащиеся наблюдают за созданными экосистемами, записывают изменения, которые происходят в течение нескольких недель (например, рост растений, появление конденсата и т.д.).


• Написать краткий отчет о наблюдениях за своей мини-экосистемой в течение двух недель. Что изменилось? Какие выводы можно сделать?

- созданы условия для развития интереса к окружающему миру и продолжению работы по теме


Записи в дневниках (по наблюдению учителя).