Экспериментирование
с водой
группы общеразвивающей направленности
с 2 до 3 лет
Воспитатель Жаркова Д.О,


« Познакомимся с водой »
Побеседуйте с детьми о свойствах воды.
-вода разливается по поверхности стола.
-воду можно собрать губкой. Поупражняйте детей в собирании воды с помощью губки: положить губку в лужу, отжать воду из губки в ванну.
- вода бывает теплая и холодная. Принести холодной т горячей воды (проверьте с детьми температуру горячей воды через стенку ведерка, а холодную проверьте в ведерке.) Смешайте и сделайте теплую воду. Поиграйте в игру «купание куклы».
- Вода наливается в разные сосуды. Разлейте воду из большого сосуда в несколько маленьких. Дайте детям возможность самостоятельно налить воду.
«Ну-ка, вылови»
Поставьте на стол тарелку или ведро. В ванне с водой плавают мелкие предметы и игрушки. Предложите детям выловить их по одному ложкой и переложить в ведерко. В начале помогите ему, слегка направляя его руку. Следите, чтобы ребенок правильно держал ложку. Важно упражнение довести до конца: все предметы перенести в тарелку, а пролитую воду собрать губкой. Для повышения детского интереса к упражнению и усложнения действия, в следующий раз предложите ему ситечко, сачок вместо ложки.
«Кто быстрее нальет и выльет»
Предложите детям разной формы сосуды (бутылочки, кружки, баночки).Пусть дети набирают в них воду. Расскажите детям, что вода наливается в разные сосуды. Предложите наливать воду через воронку в сосуды разного размера.
« Жур - жур, кап-кап »
Выливая воду из бутылочки, предложите детям послушать, как журчит вода. Послушайте вместе с детьми, как капелька из пипетки ударяется о поверхность стола, железный поднос.
« Какие разные бутылочки »
Дайте детям бутылочки с разным диаметром горлышка. Пусть дети наполняют бутылочки одновременно. Так же одновременно дети пусть вылью воду. Подведите детей к пониманию того, что скорость наполнения бутылочки и выливания воды из нее зависит от размера горлышка.
«разноцветная вода».
В присутствии детей воспитатель окрашивает воду пищевым красителем. Пусть дети наливают «волшебную воду» в прозрачные емкости, вместе с ними выразите восхищение от увиденного. Доставьте детям радость, позволив им пускать в необычной воде рыбок, кораблики, лодочки из пенопласта и скорлупы грецких орехов. Покажите. Как палочкой можно направлять кораблик в нужную сторону.
« Какие разные бутылочки »
Дайте детям бутылочки с разным диаметром горлышка. Пусть дети наполняют бутылочки одновременно. Так же одновременно дети пусть вылью воду. Подведите детей к пониманию того, что скорость наполнения бутылочки и выливания воды из нее зависит от размера горлышка.
«Разноцветная вода».
В присутствии детей воспитатель окрашивает воду пищевым красителем. Пусть дети наливают «волшебную воду» в прозрачные емкости, вместе с ними выразите восхищение от увиденного. Доставьте детям радость, позволив им пускать в необычной воде рыбок, кораблики, лодочки из пенопласта и скорлупы грецких орехов. Покажите. Как палочкой можно направлять кораблик в нужную сторону.
«Волшебный камешек»
Рассмотрите с детьми сухие камешки. Опустите их в ванну с водой. Поговорите с детьми о том, что камешки тяжелые и они упали на дно. Достаньте камешки и сравните с сухими, вместе с детьми сделайте выводы. Что мокрые камешки изменили свой цвет.
« Надо, надо помогать»
Время от времени давайте детям поручения – умыть кукол, помочь вымыть кукольную посуду, игрушки, «постирать» кукольную одежду, помочь полить цветы.
«Что такое снег?»
Принесите в группу снег и опустите в ванну. Понаблюдайте с детьми за таянием снега. Сделайте вывод: снег – это замершая вода.
«Почему нельзя есть снег?»
Рассмотрите воду, появившуюся в ванне. Обратите внимание детей на грязь, появившуюся после таяния снега. Помогите детям сделать вывод, почему нельзя есть снег.
« Что такое лед?»
Принесите и положите в сухую ванну кусочки льда. Закройте ванну. Через некоторое время поищите лед в ванне. Побеседуйте с детьми о том, почему в ванне появилась вода, а кусочки льда стали маленькими. Сделайте вывод – лед растаял и превратился в воду. Продолжите опыт, вынеся воду в формочках на улицу в морозную погоду. Закрепите с детьми понятие, что лед – это замершая вода.
«Почему сосулька плачет?»
Прикрепите над ванночкой ситечко и положите в него сосульку. Понаблюдайте вместе с детьми, как через некоторое время из ситечка в ванну начнет капать вода. Подведите детей к мысли, что в тепле сосулька начала таять. А на улице ее согревает солнышко , и она начинает капать, «плакать».
«Тонет – не тонет»
Давайте детям разные предметы (деревянные, металлические, резиновые). Предложите их бросить в ванну. Посмотрите, какие из них утонули, какие плавают.
Вода поможет развеселить детей, доставить радость. Бутылочка с плотно закрывающейся крышкой может превратиться в забавную игрушку. Для этого в бутылочку наливается вода и помещаются пуговицы, бусинки, мелко нарезанная фольга. При переворачивании бутылочки предметы медленно опускаются вниз.
Детям раннего возраста полезно устраивать маленькие праздники. Устройте для своих малышей праздник мыльных пузырей. Взбейте в ванночке мыльную пену, с помощью соломинки пускайте пузыри, вместе с детьми полюбуйтесь разноцветным великолепием. Пусть пробуют поймать ладошками разноцветные пузыри. Прочитайте стихотворение Э Фарджен «Мыльные пузыри»:
Осторожно - пузыри…
- Ой, какие!
-Ой, смотри!
-Раздуваются!
-Блестят!
-Отрываются!
- Летят!
- Мой со сливу!
- Мой с орех!
- Мой не лопнул дольше всех.