СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Экспериментировать – познавательно, легко, просто, увлекательно и интересно!»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Маленькие «почемучки» ежедневно задают огромное количество вопросов. Им интересно абсолютно все: почему идет дождик, почему дует ветер, почему светит солнце. Стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведенья о мире — важнейшие черты нормального детского поведения. Исследовательская, поисковая активность — это естественное состояние ребёнка. Детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически, ведь всякий здоровый ребёнок уже с рождения — исследователь. Он настроен на познание мира, ему интересно его узнать, понять те процессы и преобразования, которое происходят на его глазах. Маленький человек еще не осознает сущности всех явлений, но уже знает, что не все в мире одинаково и хочет узнать еще больше об окружающем его пространстве. Именно это внутреннее стремление к познанию порождает исследовательское поведение. Ребенок в детском саду является исследователем, проявляя интерес к различным видам деятельности. Интерес и внимание привлекает детей, когда педагог показывает опыты и проводит экспериментирования.

Эксперимент обогащает память, мышление детей, так как совершаются операции анализа и синтеза, сравнения, обобщения.

Просмотр содержимого документа
««Экспериментировать – познавательно, легко, просто, увлекательно и интересно!»»

«Экспериментировать – познавательно, легко, просто, увлекательно и интересно!»

Мир вокруг ребёнка удивителен и бесконечно разнообразен. Поэтому необходимо ребенку постоянно получать новые впечатления о живой и неживой природе. В процессе постижения новых знаний у детей должно развиваться умение анализировать различные явления и события, сопоставлять их, обобщать свои наблюдения, логически мыслить и составлять собственное мнение обо всем наблюдаемом. Маленькие «почемучки» ежедневно задают огромное количество вопросов. Им интересно абсолютно все: почему идет дождик, почему дует ветер, почему светит солнце. Стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведенья о мире — важнейшие черты нормального детского поведения. Исследовательская, поисковая активность — это естественное состояние ребёнка. Детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически, ведь всякий здоровый ребёнок уже с рождения — исследователь. Он настроен на познание мира, ему интересно его узнать, понять те процессы и преобразования, которое происходят на его глазах. Маленький человек еще не осознает сущности всех явлений, но уже знает, что не все в мире одинаково и хочет узнать еще больше об окружающем его пространстве. Именно это внутреннее стремление к познанию порождает исследовательское поведение. Ребенок в детском саду является исследователем, проявляя интерес к различным видам деятельности. Интерес и внимание привлекает детей, когда педагог показывает опыты и проводит экспериментирования.

Эксперимент обогащает память, мышление детей, так как совершаются операции анализа и синтеза, сравнения, обобщения. В детском саду экспериментирование оказывает положительное влияние на эмоциональную сферу ребенка; на развитие творческих способностей, на укрепление здоровья за счет повышения общего уровня двигательной активности. В ходе экспериментирования дети приобретают самостоятельные исследовательские умения, учатся ставить проблему, собирать и обрабатывать информацию, с удовольствием проводят различные эксперименты, охотно анализируют полученные результаты.

Экспериментально — исследовательская деятельность в дошкольном учреждении может осуществляться в разных формах:

‒ Познавательное занятие или часть занятия;

‒ Совместная исследовательская деятельность (опыты, эксперименты);

‒ Наблюдение, труд в уголке и на участке;

‒Совместная деятельность взрослого с детьми по преобразованию рукотворного мира (художественно-продуктивная деятельность).

Теоретические основы проведения опытно-экспериментальной деятельности во второй младшей группе ДОУ

В возрасте трёх лет ребёнок испытывает один из кризисов личностного становления. Ребёнок жаждет проявлять самостоятельность, а сталкивается с гиперопекой взрослых или испытывает недостаток накопленных умений и навыков, чтобы быть независимым во всех видах деятельности. На занятиях в детском саду педагог помогает в создании новых отношений между ребёнком и взрослыми, в основе которых лежит элемент сотрудничества. Детям не передаётся опыт в готовой форме, а показывается возможность его получения.

Развитие познавательной деятельности детей является одним из основных направлений работы педагога согласно Федеральному государственному образовательному стандарту. Расширение кругозора, усвоение знаний о предметах окружающего мира, их качествах и свойствах должно осуществляться через формирование опытно-экспериментальных навыков.

Возрастные особенности детей 3–4 лет

В младших дошкольниках кипит любознательность, в совместной с педагогом исследовательской деятельности у воспитанников формируются умения и навыки опытной деятельности, на самостоятельных занятиях ребята будут их совершенствовать. Открытие информации постигается методом проб и ошибок, важно не оставлять без похвалы успехи маленьких экспериментаторов и научить не останавливаться, если что-то не получилось с первой попытки.

Для организации экспериментирования педагог учитывает возрастные особенности воспитанников второй младшей группы (3–4 года):

  • Любознательность. Дети активно изучают новые предметы и с интересом расширяют представления о знакомых явлениях и объектах.

  • Проявление самостоятельности. Педагог должен поощрять стремление детей к приобретению новых знаний.

  • Образность и непроизвольность памяти. Дети лучше всего запоминают то, что вызвало наибольший интерес и положительные эмоции. Однако долго удерживать внимание пока сложно, поэтому педагог учитывает потребность дошкольников в частой смене исследуемых предметов или видов изучения.

  • Формирование образного мышления. Способность воспроизведения образов вне прямого контакта с объектами исследования даёт возможность привлекать новые для детей виды обучения во время занятия: прослушивание тематических стихотворений и сказок, отгадывание загадок, проведение бесед.

  • Высокая эмоциональность. Ребёнку важно получать одобрение и похвалу. Педагог прогнозирует ситуацию успеха при подготовке будущего занятия.

  • Активное развитие речевой деятельности. Во время исследования предметов и наблюдений проводится работа по развитию речи и пополнению словарного запаса.

Цель и задачи опытно-экспериментальной деятельности

Целью опытно-экспериментальной деятельности во второй младшей группе является формирование и расширение представлений у детей об объектах окружающего мира через практические действия. Экспериментирование способствует активному развитию мыслительных способностей: наблюдая за объектами опыта, ребёнок анализирует, обобщает полученные сведения, сравнивает их, делает элементарные выводы. Исследовательские качества проявляются в различных режимных моментах (на занятиях, во время прогулок, в самостоятельной деятельности), дети 3–4 лет стремительно познают мир.

Опытно-экспериментальная деятельность во второй младшей группе направлена на решение ряда задач:

  • Образовательные:

- расширение представлений о свойствах и качествах объектов живой и неживой природы;

- формирование способности самостоятельного исследования предметов;

- обучение умению использовать приборы в исследованиях (лупу, лампу, весы, магниты).

  • Развивающие:

- совершенствование мелкой моторики и координации движений;

- развитие визуального, слухового, сенсорного восприятия;

- развитие внимания и памяти;

- развитие речевых способностей.

  • Воспитательные:

- создание положительной мотивации к самостоятельному экспериментированию;

- создание дружеской атмосферы в группе во время проведения исследований, воспитание взаимопомощи внутри коллектива;

- развитие самоконтроля и саморегуляции, воспитание усидчивости и аккуратности;

- развитие умения следовать поручениям взрослого.

Виды опытно-экспериментальной деятельности

Виды детского экспериментирования во второй младшей группе можно выделить по характеру познавательной деятельности воспитанников:

- Иллюстративное экспериментирование: детям известен результат какого-либо процесса или действия над предметом, и опыт подтверждает знакомые факты. Например, дети знают, что снег тает на улице весной, когда воздух начинает прогреваться. Опыт «Что такое снег?» иллюстрирует переход воды из твёрдого состояния в жидкое при плюсовой температуре.

- Поисковое экспериментирование: результат названных действий над объектами неизвестен, его предлагается получить опытным путём. Дети могут не знать, из каких материалов предметы точно утонут, а какие останутся на поверхности воды. Опыт «Поплывёт или утонет» покажет, что металлические и каменные изделия пойдут ко дну, а деревянные и пластиковые способны плавать.

- Решение познавательных задач: на занятии создаются такие учебные условия, при которых воспитанники подбирают способы исследования для поиска ответов. В начале занятия в группу приходит Ёжик и жалуется ребятам, что в сказочном лесу поселилась фея дождя. Ливни по прогнозу будут идти до конца месяца. Ёжик хочет смастерить новый большой зонт, чтобы гулять под ним с ежатами, но он не знает, какой материал можно использовать для зонта. Перед ребятами — образцы бумаги, тканей, полиэтилена, клеёнки, они должны придумать способ проверки водонепроницаемости материалов.

Таблица: подборка практических занятий по видам экспериментирования

Иллюстративное экспериментирование

  • «Попробуй собери»: собрать разлитую воду при помощи салфетки, тряпочки, губки.

  • «Попробуй вылови»: выловить плавающие в миске с водой игрушки при помощи ложки, половника, сачка.

  • «Как получается лёд?»: разлить воду по формам, заморозить на улице.

  • «Строим горку из песка»: наносить кучку влажного песка в песочнице, слепить горку.

  • «Лепим снеговика»: скатать из мокрого снега шарики, сделать снеговичков.

Поисковое экспериментирование

  • «Тонет или нет»: опускать в воду предметы и наблюдать, какие из них останутся на поверхности, а какие пойдут ко дну.

  • «Как надуть пузырь»: экспериментирование с мылом, водой и воздухом.

  • «Почему плывёт кораблик»: игра-экспериментирование с игрушечными парусниками (передвигать их, дуя в сторону паруса).

  • «Как достать фигурки из воды»: процеживание воды решетом, сачком.

  • «Зачем растениям свет?»: поставить веточки (с почками или бутонами) в стаканы с водой, расположить на солнечной стороне группы и в тени, оценить результат через несколько дней.

Решение познавательных задач

  • «Как достать фигурки из кубиков льда»: растапливание льда различными способами.

  • «Как получить нужный цвет»: смешивание красок или разноцветной воды в стаканчиках.

  • «Раскопки»: в песочнице спрятаны фигурки, нужно раскопать их при помощи игрушечного экскаватора, грабелек, совка.

  • «Чем украсить рисунок?»: разорвать лист бумаги на маленькие кусочки, приклеить их к картинке («Падает снег», «Листопад», «Дождик кап-кап»).

Виды занятий в рамках опытно-экспериментальной деятельности

В рамках опытно-экспериментальной деятельности с воспитанниками второй младшей группы можно проводить:

- Игры-эксперименты. Для возрастной группы 3–4 лет игра является основным видом деятельности. Изменяется психологический характер игры: она становится базой для поиска ответов об объектах окружающей действительности и благоприятным условием для общения и совместных действий. Первые занятия по экспериментированию проводятся в игровой форме. В группе присутствует сказочный персонаж, который даёт ребятам задания или просит о помощи в проблемной ситуации. Возможно создание игровой ситуации, где дети будут действовать в фантастических условиях («Путешествие на дно морское», «В гости к фее воздуха», «Поможем капельке вернуться на небо»).

- Моделирование. Дети воспроизводят модели реально существующих в природе явлений: айсберг, вулкан, северное сияние, вихрь. Воспитатель учитывает возрастные особенности младших дошкольников, модель должна быть понятной и доступной. Дети 3–4 лет способны смоделировать вихрь из кусочков бумаги и создания воздушного потока (дуют), буруны в стакане при помощи пластиковой трубочки. Во время зимней прогулки дети моделируют явления природы: снегопад — набрать в миску сухой снег и медленно его высыпать, буран — набрать в варежку пушистый снег, сдувать его сильным выдохом.

- Опыты и эксперименты. Собственно экспериментирование позволяет в наглядной форме объяснить физические и природные явления на занятиях по окружающему миру. Самостоятельное проведение опыта вызывает восторг у детей (эксперименты чем-то напоминают ребятам фокусы) и откладывается в памяти. Младшие дошкольники экспериментируют с водой (в твёрдой и жидкой формах), воздухом, различными видами почвы, магнитами, тканью, бумагой.

Исходя из уровня самостоятельности каждого воспитанника в процессе экспериментирования, одним ребятам можно давать задания на выполнение опыта без помощи педагога. Другой группе дошкольников следует предоставить подробный инструктаж, проговорить последовательность выполнения действий. Для ребят, неуверенно выполняющих практические действия, рекомендуется провести показ действий педагогом или одним из воспитанников. В младшей группе допускается совместная практическая деятельность воспитателя и ребёнка, когда взрослый направляет движения воспитанника.

Опытно-экспериментальное занятие во второй младшей группе

Во второй младшей группе занятие в рамках опытно-экспериментальной деятельности строится с учётом возрастных особенностей детей 3–4 лет и по нормам САНПиН длится не более 15 минут. Структура занятия сочетает в себе разнообразные формы для профилактики переутомления у воспитанников и поддержания позитивного настроя: развлекательные, подвижные и дидактические игры, физкультминутки и пальчиковую гимнастику, познавательные и дидактические беседы, разучивание стишков, разгадывание загадок, прослушивание музыкальных фрагментов и исполнение песенок, рассматривание иллюстративных материалов.

Перспективное планирование опытов и экспериментов

Сентябрь

1. «Узнаем, какая вода»
Цель: выявить свойства воды (прозрачная, без запаха, текучая, в ней растворяются вещества).

2. «Игры с веерами и султанчиками»
Цель: познакомить детей с одним из свойств воздуха-движением; движение воздуха-это ветер.

3. «Поиграем с солнышком»
Цель: определить, какие предметы нагреваются лучше (светлые или темные), где это происходит быстрее (на солнышке или в тени).

4. «Свойства песка»
Цель: познакомить со свойствами песка (состоит из песчинок, рыхлый, мелкий, легко сыплется, пропускает воду, на песке остаются следы, слипается, мокрый темнее сухого).

Октябрь

1. «Чудесный мешочек»
Цель: познакомить с органами чувств и их назначением.

2. «Поиграем с ветерком»
Цель: обнаружить движение воздуха в природе.

3. «Что в коробке»
Цель: познакомить со значением света, с источниками света (солнце, фонарик, свеча, лампа), показать, что свет не проходит через непрозрачные предметы.

4. «Почему осенью бывает грязно»
Цель: познакомить с тем, что почва по-разному пропускает воду.

Ноябрь

1. «Волшебные дощечки»
Цель: определить с помощью пальцев форму, структуру поверхности.

2. «Легкий - тяжелый»
Цель: показать, что предметы бывают легкие и тяжелые, научить определять вес предметов и группировать предметы по весу.

3. «Найди по звуку»
Цель: определять и различать издаваемые шумовые звуки.

4. «Глина, ее качества и свойства»
Цель: научить узнавать предметы, сделанные из глины, определять качество глины (мягкость, пластичность, степень прочности) и свойства (мнется, бьется, размокает).

Декабрь

1. «Горячо-холодно»
Цель: научить определять температуру веществ и предметов.

2. «Чудесный мешочек»
Цель: познакомить с предметами, проводящими тепло; определять на ощупь самый твердый предмет.

3. «Окрашивание воды»
Цель: выяснить свойства воды (вода прозрачная, но может менять свою окраску, когда в ней растворяются окрашенные вещества).

4. «Снег, какой он?»
Цель: познакомить со свойствами снега во время снегопада (белый, пушистый, холодный, липкий, тает в тепле).

Январь

1. «Игры с соломинкой»
Цель: дать представление о том, что люди дышат воздухом, вдыхая его легкими; воздух можно почувствовать и увидеть.

2. «Снег. Какой он?»
Цель: познакомить со свойствами снега в морозную погоду (холодный, блестящий, сверкающий, рассыпчатый, плохо лепится)

3. «Как из снега получить воду»
Цель: формировать простейшие представления о свойствах снега (тает в тепле).

4. «Как воду превратить в лед»
Цель: познакомить со свойствами воды (превращается в лед при низких температурах).

Февраль

1. «Изготовление цветных льдинок»
Цель: познакомить с одним из свойств воды.

2. «Мороз и снег»
Цель: закрепить знания о свойствах снега в зависимости от температуры воздуха.

3. «Свойства льда»
Цель: познакомить со свойствами льда (лед-это твердая вода, в тепле лед тает), учить устанавливать простейшие закономерности.

4. «Ветер по морю гуляет»
Цель: познакомить детей с таким природным явлением, как ветер, научить различать его силу.

Март

1. «Плавает-тонет»
Цель: учить детей определять легкие и тяжелые предметы (одни остаются на поверхности воды, другие тонут)

2. «Бумага, ее качества и свойства»
Цель: научить узнавать предметы, сделанные из бумаги, определять ее качества (цвет, гладкость, толщину, впитывающую способность) и свойства (мнется, рвется, режется, горит).

3. «Посадка лука»
Цель: уточнить представления о луковице, показать необходимость наличия света и воды для роста и развития растений.

4. «Поплывет не поплывет»
Цель: развивать представление о весе предметов.

Апрель

1. «Здравствуй, солнечный зайчик»
Цель: дать представление о том, что «солнечный зайчик»- это луч солнечного света, отраженного от зеркальной поверхности.

2. «Веточка березы»
Цель: наблюдать за появлением листочков на веточках, поставленных в воду.

3. «Древесина, ее качества и свойства»
Цель: учить узнавать предметы, изготовленные из древесины, определять ее качество (твердость, структуру поверхности; толщину, степень прочности) и свойства (режется, горит, не бьется, не тонет в воде).

4. «Что в пакете»
Цель: дать детям понятие о том, что воздух находится вокруг нас, он может быть холодным, теплым, влажным.

Май

1. «Спрячь пуговку»
Цель: способствовать накоплению представлений о свойствах воды (жидкая, прозрачная, бесцветная), вода изменяет цвет.

2. «Пирожки для Мишки»
Цель: расширять знания о свойствах песка, развивать умение с ним обращаться, сравнивать, делать выводы.

3. «Сравнение песка, почвы и глины»
Цель: познакомить со свойствами песка, почвы и глины.

4. «Ткань, ее качества и свойства»
Цель: учить узнавать вещи из ткани, определять ее качество (толщину, степень прочности, мягкость) и свойства (мнется, режется, рвется, намокает, горит).


 

Картотека игр.

Картотека игр с водой.

1. «Познакомимся с водой».

- Вода разливается по поверхности стола (у нее нет формы, она жидкая).

- Воду можно собрать губкой.

- Вода бывает теплая и холодная.

- Вода наливается в разные сосуды.

2. «Рыбалка»

Материал: таз с водой, сачок, ситечко, игрушечный дуршлаг, мелкие игрушки.

Ход игры - эксперимента

Художественное слово  

- Рыболов, какую рыбку
Ты поймал нам на обед?
Отвечает он с улыбкой:
- Это вовсе не секрет!
Я сумел поймать пока
Два дырявых башмака!

Налейте в тазик воды и дайте малышу сачок для ловли аквариумных рыбок, небольшое ситечко с ручкой или игрушечный дуршлаг. В воду бросьте несколько мелких игрушек. Они могут плавать на поверхности или же лежать на дне. Предложите малышу выловить сачком эти игрушки. Можно попросить его выловить какие-нибудь конкретные игрушки: «Поймай синий шарик, поймай красную рыбку» и т.д.

3. «Кто быстрее нальет и выльет?»

Предложить детям сосуды разной формы (бутылочки, кружки, баночки и т.д), пусть дети набирают в них воду, опуская сосуд в воду, предложить налить воду в сосуды через воронку.

4. «Кап-кап-кап…»

Выливая воду из бутылочки, предложить детям послушать, как журчит вода; предложить послушать, как капелька из пипетки ударяет о поверхность стола или железный поднос.

5. «Разноцветная вода»

Окрашивание воды пищевым красителем, гуашью

6. «Волшебный камешек»

Рассмотреть с детьми разноцветные сухие камешки (лучше всего декоративные), опустить их в тазик с водой. Поговорить с детьми о том, что камешки тяжелые и они упали на дно. Достать камешки из воды и сравнить их с сухими. Сделать вывод о том, что мокрые камешки изменили свой цвет.

7. «Надо, надо помогать!»

Поручения: умыть куклу, помочь помыть игрушечную посуду, игрушки, «постирать» кукольную одежду.

8. «Что такое снег?»

Принести в группу снег и положить его в тазик, вместе с детьми понаблюдать за таянием снега и сделать вывод, что снег – это замерзшая вода.

9. «Почему нельзя есть снег?»

Рассмотреть воду, появившуюся в тазу после таяния снега (можно при помощи лупы) и обратить внимание детей на грязь на дне тазика. Помочь детям сделать вывод о том, почему нельзя брать снег в рот.

10. «Что такое лед?»

Принести и положить в тазик кусочки льда, через некоторое время поискать лед в тазике. Побеседовать с детьми о том, почему в тазике появилась вода и сделать вывод, что это растаял лед. Закрепить с детьми понятие, что лед – это замерзшая вода.

11. «Почему плачет сосулька?»

Прикрепить над тазиком ситечко и положить в него сосульку. Понаблюдать вместе с детьми, как через некоторое время из ситечка в тазик станет капать вода. Подвести детей к мысли, что в тепле сосулька тает.

12. «Тонет – не тонет»

Дать детям разные предметы (деревянные, металлические, пластмассовые, резиновые, камешки); предложить бросить их в воду в тазике. Посмотреть какие из них утонули, а какие нет.

13. «Пенный замок»

Материал: мелкая ёмкость с мыльной водой, соломинки, резиновая игрушка.

Ход игры – эксперимента

Художественное слово

У нас из пены на глазах
Замок вырастит сейчас,
Мы подуем с вами в трубочку
Заиграет принц на дудочке. 

«В небольшую ёмкость налейте немного средства для мытья посуды, добавьте воды и размешайте. Возьмите широкую коктейльную трубочку, опустите в миску и начинайте дуть. Одновременно с громким бульканьем на глазах у ребёнка вырастет облако переливающихся пузырей.
Дайте ребёнку трубочку и предложите подуть сначала вместе с вами, затем самостоятельно. поставьте внутрь пены пластмассовую или резиновую игрушку – это «принц, который живёт в пенном замке».

14. «Волшебная бутылочка»

Бутылочка с плотно закрывающейся крышкой может превратиться в забавную игрушку: для этого в бутылочку наливают воду и помещают пуговицы, бусинки, мелко нарезанную фольгу. При переворачивании бутылки предметы медленно опускаются вниз.

15.«Как вода гулять отправилась»

Материал: поролоновая губка, пластмассовый шприц без иглы, резиновая груша, ванночка с водой.

Ход игры – эксперимента

Художественное слово: «Налили водичку в тазик и забыли про неё. Через некоторое время водичка заскучала: «Вот сижу я тут и ничего не вижу, а вокруг, наверное, столько интересного!» Хотела она из тазика вылезти, да не получилось - ручек и ножек у воды нет. Хотела кого-нибудь позвать, но голос у водички в тазике тихий - никто её не услышал. А потом пришла мама и подумала: «Зачем это здесь вода стоит?» взяла и вылила её в раковину. Полилась водичка по трубам и попала в большую реку, в которой было много другой воды. И потела наша водичка вместе с большой рекой по городу, мимо красивых домов и зелёных садов. «Как красиво, как чудесно! - думала водичка. - А сидела бы я в своём тазике и этой красоты не увидела бы!»
Возьмите поролоновую или другую впитывающую губку, резиновую грушу и пластмассовый шприц (без иглы). Налейте воду в небольшой тазик, приготовьте несколько пустых ёмкостей (чашек, мисок и т.п.). Попросите ребёнка опустить губку в воду и покажите, как нужно отжать её в чашку. Потом наберите воду резиновой грушей и перелейте её в другую ёмкостью То же самое проделайте и со шприцом».

16. «Водопад»

Материал: пустой таз, ковш с водой, воронки, желобки из половины пластиковой бутылки, из картона, изогнутого в виде лесенки.

Ход игры – эксперимента

Художественное слово
Льётся водичка с большой высоты,
Брызги летят на траву и цветы.
Детки вокруг оживлённо галдят,
Громче ребяток шумит водопад.

Предложите детям поиграть с воронками и желобками. Пусть они попробуют наливать воду в тазик через воронки, а теперь по пластиковому желобку и по картонному желобку, изогнутому в виде лесенки. Объедините эти предметы: лейте воду на желобки через воронки. Обратите внимание детей, на то, что вода движется. Спросите их, что получится, если мы будем держать желобки по-другому (направление движения воды изменится).

Картотека игр с песком.

1. «Здравствуй, песок!»

Цель: снизить психофизическое напряжение, закрепить знания о свойствах песка.

Воспитатель просит детей поздороваться с песком разными способами, не повторяя действий другого:

— дотронуться до песка пальцами поочередно одной, потом другой руки, затем двух рук одновременно;

— сначала легко, потом с напряжением сжать кулачки с песком и медленно высыпать его в песочницу;

— дотронуться до песка всей ладошкой;

— перетереть песок между ладонями.

Затем дети описывают, какие ощущения у них возникли: тепло, холодно, песок шершавый, влажный, сухой и т.д.

2. «Маленький исследователь»

Цель: познакомить с компонентом неживой природы — сухим песком.

Дети рассматривают небольшую горсть сухого песка на листе белой или черной бумаги. Воспитатель предлагает рассмотреть песок через лупу, потрогать его. Затем задает детям вопросы (можно усложнить задание):

— Какого цвета песок? (Можно предложить детям выбрать из коробки с цветными карандашами соответствующие цвета.)

— Расскажите о песчинке (можно с детьми придумать несколько сказок о песке и песчинках).

— Легко ли сыплется песок? Показать детям и дать возможность пересыпать горсть песка с листа на лист, из ладони в формочку и т.д.

3. «Узоры на песке»

Цели: развивать творческое воображение, закреплять сенсорные эталоны.

Воспитатель показывает детям, чем и как можно рисовать на песке: кисточкой, палочкой, пальцем, струйкой воды, можно выкладывать узоры камешками, пуговицами.

Воспитатель. Давайте нарисуем на песке цветы струйкой воды.

Из маленькой леечки дети поливают песок, образуя лепестки, середину, стебель, листья. Воспитатель предлагает сюжеты и помогает детям рисовать на песке разными способами.

4. «Песочный дождик»

Цель: регуляция мышечного напряжения, расслабление.

Воспитатель в образе «песочной феи»: в колпаке с золотистым узором, с ведерком, разными формочками.

Песочная фея. Моя страна вся из песка, в ней может идти необычный песочный дождь и дуть песочный ветер. Давайте посмотрим, как это происходит.

Дети постепенно, убыстряя темп, ссыпают песок из своего кулачка в песочницу, в формочку, на свою ладонь, на ладонь взрослого.

Дети сидят с закрытыми глазами, положив ладошки на лист с песком. Воспитатель сыплет песок на какой-нибудь палец, а ребенок называет его. Воспитатель играет с каждым ребенком.

5. «Отпечатки»

Цель: научить выполнять действия в соответствии с устной инструкцией.

Используются формочки, изображающие животных, цветы, транспорт, геометрические фигуры и т.д. Воспитатель и дети по очереди делают отпечатки на мокром песке. Затем каждый ребенок, следуя словесной инструкции, изготавливает серию отпечатков, комментируя процесс: «Возьму формочку с машинкой, наберу песок, постучу, переверну».

6. «Подсказки»

Цель: обучить порядковому счету.

Воспитатель делает несколько куличиков из песка, в одном из которых спрятана игрушка.

Воспитатель (подсказывает). Игрушка в пятом куличике. Игрушка между третьим и пятым куличиком.

Тем самым воспитатель стимулирует ребенка считать и искать игрушку. Игра проводится с каждым из детей.

7. «Песочная страна»
Задачи, выделить свойства песка: сыпучесть, рыхлость, из мокрого можно лепить; познакомить со способом изготовления рисунка из песка.
Материалы: песок, вода, лупы, листы плотной цветной бумаги, клеевые карандаши.
Описание. Воспитатель предлагает детям рассмотреть песок: какого цвета, попробовать на ощупь (сыпучий, сухой). Из чего состоит песок? Как выглядят песчинки? С помощью чего мы можем рассмотреть песчинки? (с помощью лупы.) Песчинки маленькие, полупрозрачные, круглые, не прилипают друг к другу. Можно ли из песка лепить? Почему мы не можем ничего сменить из сухого песка? Пробуем слепить из влажного. Как можно играть с сухим песком? Можно ли сухим песком рисовать?
•        На плотной бумаге клеевым карандашом детям предлагается что-либо нарисовать (или обвести готовый рисунок), а потом на клей насыпать песок. Стряхнуть лишний песок и посмотреть, что получилось. Все вместе рассматривают детские рисунки.

 

Игры со светом и тенями.

    1. «Солнечный зайчик»

Выбрав момент, когда солнце заглядывает в окно, поймайте с помощью зеркальца лучик и постарайтесь обратить внимание малыша на то, как солнечный «зайчик» прыгает по стене, по потолку, со стены на диван и т.д. Предложите поймать убегающего «зайчика». Если ребёнку понравилась игра, поменяйтесь ролями: дайте ему зеркало, покажите, как поймать луч, а затем встаньте у стены. Постарайтесь «ловить» пятнышко света как можно более эмоционально, не забывая при этом комментировать свои действия: «Поймаю- поймаю! Какой шустрый зайчик – быстро бегает! Ой, а теперь он на потолке, не достать… Ну-ка заяц, спускайся к нам!» и т.д.

Смех ребёнка станет вам самой лучшей наградой.

    1. «Тени на стене»

Включите настольную лампу и направьте её на стену. При помощи кистей рук вы получите на стене тень лающей собаки, летящей птицы и т.д. Можно использовать различные предметы и игрушки.

    1. «Свет повсюду»
      Материалы: иллюстрации событий, происходящих в разное время суток; картинки с изображениями источников света; несколько предметов, которые не дают света; фонарик, свеча, настольная лампа, сундучок с прорезью.
      Описание. Педагог предлагает детям определить, темно сейчас или светло, объяснить свой ответ. Что сейчас светит? (Солнце.) Что еще может осветить предметы, когда в природе темно?(Луна, костер.) Предлагает детям узнать, что находится и «волшебном сундучке» (внутри фонарик). Дети смотрят сквозь прорезь и отмечают, что темно, ничего не видно. Как сделать, чтобы в коробке стало светлее? (Открыть сундучок, тогда попадет свет и осветит все внутри нее.) Открывает сундук, попал свет, и все видят фонарик. А если мы не будем открывать сундучок, как сделать, чтобы а нем было светло?Зажигает фонарик, опускает его в сундучок. Дети сквозь прорезь рассматривают свет.


 4. «Свет бывает разный»

Педагог предлагает детям разложить картинки на две группы: свет в природе, искусственный свет — изготовленный людьми.   Что светит ярче — свеча, фонарик, настольная лампа? Продемонстрировать действие этих предметов, сравнить,  разложить в такой же последовательности картинки с изображением этих предметов. Что светит ярче — солнце, луна, костер? Сравнить по картинкам и разложить их по степени яркости света (от самого яркого).

5. «Свет и тень»
Задачи: познакомить с образованием тени от предметов, установить сходство тени и объекта, создать с помощью теней образы.
Материалы: оборудование для теневого театра, фонарь.
Описание. Приходит медвежонок Миша с фонариком. Воспитатель спрашивает его: «Что это у тебя? Для чего тебе нужен фонарик?» Миша предлагает поиграть с ним. Свет выключается, комната затемняется. Дети с помощью воспитателя освещают фонариком и рассматривают разные предметы. Почему мы хорошо все видим, когда светит фонарик?
Миша перед фонариком помещает свою лапу. Что видим
на стене? (Тень.) Предлагает то же проделать детям. Почему
образуется тень? (Рука мешает свету и не дает дойти ему   
до стены.) Воспитатель предлагает с помощью руки показать
тень зайчика, собачки. Дети повторяют. Миша дарит детям 
подарок.        

  1. «Теневой театр».

Воспитатель достает из коробки теневой театр. Дети рассматривают оборудование для теневого театра. Чем необычен этот театр? Почему все фигурки черные? Для чего нужен фонарик? Почему этот театр называется теневым? Как образуется тень? Дети вместе с  медвежонком Мишей рассматривают фигурки животных и  показывают их тени.
Показ знакомой сказки, например «Колобка», или любой другой.

Воздух  

  1. «Что в пакете?»

Цель: Обнаружить воздух в окружающем пространстве.

Игровой материал: Полиэтиленовые пакеты.

Ход игры: Дети рассматривают пустой полиэтиленовый пакет. Взрослый спрашивает, что находится в пакете. Отвернувшись от детей, он набирает в пакет воздух и закручивает открытый конец так, чтобы пакет стал упругим. Затем показывает наполненный воздухом закрытый пакет и вновь спрашивает, что в пакете. Открывает пакет и показывает, что в нем ничего нет. Взрослый обращает внимание на то, что когда открывает пакет, тот перестал быть упругим. Объясняет, что в нем был воздух. Спрашивает почему, кажется, что пакет пустой (воздух прозрачный, невидимый, легкий).

  1. «В поисках воздуха»
    Задачи, обнаружить воздух в окружающем пространстве и выявить его свойство — невидимость.
    Материалы, воздушные шарики, таз с водой, пустая пластмассовая бутылка, листы бумаги.
    Описание. Галчонок Любознайка загадывает детям загадку о воздухе.
    Через нос проходит в грудь И обратно держит путь. Он невидимый, и все же Без него мы жить не можем.
    (Воздух)
    Что мы вдыхаем носом? Что такое воздух? Для чего он нужен? Можем ли мы его увидеть? Где находится воздух? Как узнать, есть ли воздух вокруг?
    • Игровое упражнение «Почувствуй воздух» — дети машут листом бумаги возле своего лица. Что чувствуем? Воздуха мы не видим, но он везде окружает нас.
    • Как вы думаете, есть ли в пустой бутылке воздух? Как мы можем это проверить? Пустую прозрачную бутылку опускают в таз с водой так, чтобы она начала заполняться. Что происходит? Почему из горлышка выходят пузырьки? Это вода вытесняет воздух из бутылки. Большинство предметов, которые выглядят пустыми, на самом деле заполнены воздухом.
    •        Назовите предметы, которые мы заполняем воздухом. Дети надувают воздушные шарики. Чем мы заполняем шарики? Воздух заполняет любое пространство, поэтому ничто не является пустым.

    3. «Воздух работает»
    Задача: дать детям представление о том, что воздух может двигать предметы (парусные суда, воздушные шары и т.д.).
    Материалы: пластмассовая ванночка, таз с водой, лист бумаги; кусочек пластилина, палочка, воздушные шарики.
    Описание. Воспитатель предлагает детям рассмотреть воздушные шарики. Что внутри них? Чем они наполнены? Может ли воздух двигать предметы ? Как это можно проверить ? Запускает в воду пустую пластмассовую ванночку и предлагает детям: «Попробуйте заставить ее плыть». Дети дуют на нее. Что можно придумать, чтобы лодочка быстрее плыла? Прикрепляет парус, снова заставляет лодочку двигаться. Почему с парусом лодка движется быстрее? На парус давит больше воздуха, поэтому ванночка движется быстрее.
    Какие еще предметы мы можем заставить двигаться? Как можно заставить двигаться воздушный шарик? Шарики надуваются, выпускаются, дети наблюдают за их движением. Почему движется шар? Воздух вырывается из шара и заставляет его двигаться.
    Дети самостоятельно играют с лодочкой, шариком.

4. «Почему кораблики не плывут»

Материал: бумажные и пенопластовые кораблики, ванночка с водой.                                
     Ход игры - эксперимента

Художественное слово

Стоят кораблики в синем море и никак не могут поплыть. Стали капитаны Солнышко просить: «Солнышко! Помоги нашим кораблям поплыть!» Солнышко им отвечает: «Я могу воду в море нагреть!» Нагрело Солнышко воду, стала вода тёплая, а кораблики всё равно не плывут. Наступила ночь. Появились на небе Звёзды. Стали капитаны их просить: «Звёздочки! Помогите нашим корабликам поплыть!» Звёзды им отвечают: «Мы вам можем дорогу указать, куда плыть нужно!» Обиделись капитаны: «Куда плыть, мы и сами знаем, только не можем с места сдвинуться!» Вдруг подул Ветер. Капитаны стали его просить: «Ветерок! Помоги нашим корабликам отправиться в путь!» «Это очень просто!» - сказал Ветер и стал дуть на кораблики. И кораблики поплыли. 

Предложите детям опустить кораблики в ванночку с водой, спросите плывут ли кораблики, почему? Что нужно сделать, чтобы кораблики поплыли? Выслушать предложения детей, подвести к тому, что нужен ветер. Где «взять» ветер? Дети дуют  на кораблики, создают ветер.


Бумага, ее качества и свойства

  1. «Знакомство с бумагой»

Цель: Научить узнавать вещи, сделанные из бумаги, вычленять ее качества (цвет, белизна, гладкость, степень прочности, толщина, впитывающая способность) и свойства (мнется, рвется, режется, горит).

Игровой материал: Бумага, ножницы, емкости с водой, алгоритм описания свойств материала.

Ход игры: Дети рассматривают бумагу, взрослый побуждает их к выделению качественных характеристик материала, задавая вопросы о том, какая эта бумага; как определить, гладкая она или шершавая, толстая или тонкая. Дети гладят листы бумаги ладонью, ощупывают ее, отвечая на вопросы. Затем взрослый предлагает детям смять лист бумаги (мнется); разорвать его на несколько кусочков (рвется); потянуть за края в разные стороны (нарушается целостность листа; следовательно, материал непрочный); разрезать лист ножницами (режется хорошо); положить бумагу в емкость с водой (намокает).

  1. «Снежки» (дети комкают бумагу, делают «снежки» и бросаются ими);

  1. «Блестящие комочки» (дети ком­кают тонкую фольгу, делают разные комочки и играют с ни­ми); 

  1. «Бумажный вихрь» (дети нарезают ножницами кусочки цветной тонкой бумаги и сдувают ее с помощью «ветра», со­здаваемого листом плотной бумаги, веером или дыханием, на­блюдают за «полетом»).




Сказки для детей 3-4 лет

Сказка про то, как медвежонок Паддингтон ловил воздух

Сказка про то, как медвежонок Паддингтон ловил воздух. Вы, верно, знакомы, с этим медвежонком?

Да? Тогда вы, наверняка, знаете, что больше всего на свете медвежонок Паддингтон любит бутерброды с джемом, а однажды…но обо всём по-порядку.

Как-то осенним деньком Паддингтон сидел на крылечке своего дома и читал книгу. Книга была настолько интересная, что Паддингтон не мог оторваться и забыл обо всём на свете. Когда же закончил читать, то обнаружил, что очень проголодался. Ну, ничего, ведь всегда в саквояже есть любимые бутерброды с джемом! Паддингтон открыл саквояж, но там не было ни одного бутерброда! Даже крошек не было!

Что же случилось? Кто мог украсть бутерброды?

В это время мимо проходил сэр Генри, и Паддингтон кинулся к нему.

- Сэр Генри, у меня бутерброды украли! – закричал он – В саквояже ничего нет!

- Совсем ничего?

- Да вы сами посмотрите, — сказал Паддингтон и открыл саквояж, — ничего нет!

- Ну, не совсем ничего. Там есть воздух, — улыбнулся сэр Генри.

- Где?!

- Он улетел! – засмеялся сэр Генри и пошёл дальше по своим делам.

А Паддингтон сел на ступеньку и задумался. Значит, это Воздух украл его бутерброды, а потом улетел. Надо его найти и поймать, пусть отдаёт то, что взял.

И Паддингтон отправился ловить воздух.

Шёл он шёл по тропинке, а подойдя к речке, увидел рыбку. Она беспомощно барахталась на берегу. Увидев медвежонка, она стала умолять его бросить её снова в воду, что Паддингтон с готовностью и сделал.

- Спасибо тебе, медвежонок! – поблагодарила его рыбка, — А то мне на берегу уже не хватало воздуха. Ещё немного и я бы совсем задохнулась.

- А разве Воздух живёт в воде? – удивился Паддингтон.

- И в воде он тоже есть. Он растворён в воде, а я через жабры им дышу, – подтвердила рыбка.

- Да, в воде мне его не поймать, я же плавать не умею, — подумал медвежонок, — наверное, это какой-то другой Воздух. У меня в саквояже сухо, и никакой воды нет.

Медвежонок шёл вдоль берега дальше. Вдруг он увидел мальчика, который надувал воздушные шарики. Было очень красиво.

- Что ты делаешь? – спросил медвежонок.

- Наполняю шары воздухом, — ответил мальчик.

- Значит, внутри шара он и спрятался! – воскликнул Паддингтон и попросил, — дай мне, пожалуйста один шарик.

- Держи, — и мальчик протянул ему красный шар.

Паддингтон немного отошёл в сторону.

- Вот ты и попался, Воздух! – завопил он. – Зачем ты украл мои бутерброды с джемом? Признавайся!

- Да ты что, -  услышал он вдруг голос из шара, — я не могу есть бутерброды, а зачем тогда их красть? У меня и рта – то нет, рук и ног тоже нет. Я невидимый!

- А что у тебя тогда есть? – уже с интересом начал расспрашивать Воздух Паддингтон.

- Что есть-то, — задумался Воздух, — есть моя легкость. Я очень легкий, легче камня и даже легче воды. Я улетел бы вверх, но этот тяжёлый шарик, внутри которого я сижу, меня держит.

- А если я тебя выпущу? – Паддингтон развязал шарик, и тот тут же сдулся. – где ты теперь, Воздух?

- Я везде! Я вокруг тебя! Ты меня вдыхаешь и выдыхаешь! – так щекотно, — засмеялся Воздух.

- С кем это ты разговариваешь? – услышал Паддингтон голос возвращающегося сэра Генри.

- С Воздухом. Мы с ним подружились! – радостно сообщил медвежонок, — и он не брал мои бутерброды, как я сначала подумал.

- Конечно, не брал, — засмеялся сэр Генри, — а ты на свой рот посмотри.

Паддингтон подошёл к стеклянной двери веранды и посмотрел на своё отражение. Весь рот его был в джеме!

- Значит, это я сам его съел! – воскликнул медвежонок растерянно, — так зачитался, что и не заметил…

- Так что на Воздух ты зря думал. Еда – это не для него. Хотя силы ему не занимать. Воздух очень сильный и поднять может многое! А может и выстрелить.

С этими словами сэр Генри вновь заспешил по тропинке прочь от Паддингтона, оставив медвежонка в раздумьях.







Жизнь и превращение снеговичка

Жил был маленький снеговичок. Вернее, раньше он был большой, даже очень большой. Зимой, когда дети со своими родителями его слепили, он был ростом почти с машину! А теперь, когда наступила весна, он начал таять и становился все меньше,  и меньше. Снеговичок сам не понимал, почему так происходит. Таял он не один. Все вокруг тоже таяло: и ледяной каток, и горка, и даже сосульки на крышах. Снеговик стал уже ростом всего лишь со скамейку!

- Нет, так дело не пойдет! Скоро от меня совсем ничего не останется! – плакал и причитал он.

- Да что тут плакать? – вдруг прокаркала ворона на дереве, — весной снег тает. Так всегда было, есть и будет. Солнце начинает светить ярче, греет больше. Снег и лед тоже греются. А когда снег становится совсем теплым, он превращается в воду. Вот та-а-к!

- Что же мне делать? Я не хочу таять. Мне так жалко снег, жалко и себя.

- Тогда тебе нужно спешить в лес. Там весна наступает гораздо позже. Я вот только что оттуда прилетела погреться. В лесу настоящая зима. Как ты любишь: снег, лед, холод. Брр-р!

- Ух ты, здорово! – восхитился снеговичок, — а почему так?

- Понимаешь, в лесу столько деревьев, что солнечный свет не сразу сквозь них проберется. Воздух в ямах и низинах стоит и не движется. А стоя на одном месте и не согреешься!

И снеговичок решил отправиться в лес. Наступила ночь, люди ушли спать, и солнце тоже уснуло. Тогда он поднялся и пошёл.

Он очень спешил, чтобы успеть до восхода солнца, которое его неприятно грело. Несколько раз падал прямо в грязь, и поэтому, когда почти добрался до леса, был весь в земле. Теперь он был похож уже не на снеговика, а на ёжика: весь в земле, палки какие-то, как колючки, торчат…

И тут начало всходить солнце. Похожее на большое красное яблоко, оно медленно поднималось из-за леса и,  еще не грело так сильно, но снеговичок прибавил шагу и уже почти бежал. Когда же солнце поднялось повыше, стало из красного желтым и выпустило лучики с миллионом горячих светиков, снеговичок почувствовал, что тает еще быстрее, чем в городе, во дворе, где он стоял раньше. Он очень расстроился и обиделся на ворону. Значит, она его обманула!

От расстройства он не смотрел куда идёт, поскользнулся,  и кубарем полетел с горки.

- Ой-ой-ой! – вскрикивал снеговичок.

Он катился довольно долго, а когда остановился, то оказался весь облепленный толстым слоем прошлогодних листьев. Они образовали на нем толстую шубу, сквозь которую совсем не было видно снега.

- Теперь я точно растаю! – захныкал снеговичок, — в шубе-то зимой греются.

Перестав хныкать, он почувствовал вдруг, что ему больше совсем не жарко. Он даже таять перестал! Наверное, листья попались волшебные? Нет, что вы, листья были самые обыкновенные. Просто снеговичок не знал, что шуба (любая, и лиственная тоже) работает как термос. То есть горячее сохраняет горячим, а холодное холодным. В шубе даже мороженное не растаяло бы! Ведь воздух изнутри шубы не выходит, новый туда не попадает. Так шуба своего хозяина защищает.

С каждым днем становилось всё теплее, но снеговичок даже не замечал этого. Шуба его надежно от тепла сохраняла и берегла его природный снежный холод. Одно плохо, никто с ним не разговаривал, да его просто на просто никто и не видел под толстым слоем листьев.

Снеговичок очень скучал по веселому смеху детей, которые играли с ним зимой, и даже по чириканью воробьев.

А однажды он вдруг снова услышал смех. Забыв об осторожности, он сбросил с себя шубу и…

- Ха-ха-ха! – еще громче и явственнее услышал снеговичок и понял, что это смеется ручеек. Он бежал вприпрыжку, перескакивая через камушки, и пел песенку.

- Что ты смеешься? – недоуменно спросил снеговичок, — и почему тебе так весело? Мне вот как раз скучно и грустно. Стою себе здесь все один да один, — и он глубоко вздохнул.

- Как можно скучать весной! Смотри, какие деревья и облака красивые, голубое глубокое небо! А какое весёлое солнышко. Оно посылает мне много-много своих солнечных зайчиков. Мы вместе играем и это так здорово! Правда и щекотно немного!

И ручеек побежал дальше, заливаясь своим счастливым смехом.

И тут снеговичок понял, что в тот момент, когда он сбросил шубу, солнце озарило и его ярким-ярким светом, и ему стало щекотно, и почему-то весело. Он таял, но больше не боялся этого, а уже спешил растаять побыстрее, чтобы догнать того веселого ручейка и  поиграть, посмеяться вместе…

Сказка «Тень и отражение»

Двое друзей ежик и кролик сидели вечером на берегу озера и о чем-то разговаривали. Они сидели так каждый вечер. И каждый вечер в воде пруда появлялись их отражения, а в солнечную погоду на лужайке еще и тени.

Как разговаривали между собой кролик и ежик, так же разговаривали друг с другом их тень и отражение.

- Посмотри, в каком красивом, прозрачном пруду мы живем, — шептало отражение.

- А я на травке лежу,  благодаря Солнышку получаюсь, — говорила тень, — часть солнечных лучей, которая на наших хозяев попадает, на них и остается, а за ними получается тень.

- Я тоже благодаря Солнышку получаюсь, — говорило отражение, — его горячие лучи отражаются от воды, от наших хозяев, а некоторые внутрь проходят.

- А с помощью теней можно “силуэты” рисовать. Обвел тень — вот и почти фотография! — важно заявила тень.

- Тоже мне, фотография! Ни цвета, ни образа, — фыркнуло отражение, — да и размер такой фотографии все время разный. Солнце садится, тени удлиняются, днем укорачиваются. Вот я — настоящая фотография. Лишь чуточку бледнее оригинала...

Ночью, когда ежик пришел к пруду один и долго смотрел на лунную дорожку, его тень и отражение снова встретились. Но теперь они были бледные-бледные. Их почти не было видно. И только одна луна ярко светила и отражалась в пруду.

- Да, вот это красотища, — хором проговорили тень и отражение, тоже залюбовавшись лунной дорожкой.

- А ведь лунная дорожка — это отражение луны в ряби пруда, — хвастливо сказало отражение ежика.

- Зато тень Луны видна при солнечном затмении, — не осталась в долгу тень ежика. — Она такая большая-большая. Накрывает всех. Это очень необычное и редкое явление природы. Тень Луны бежит по поверхности Земли, как сейчас я побегу догонять ежика.

Ежик действительно уже уходил. И тень кинулась за ним вдогонку. Ведь тени и отражения всегда немного отстают от своих хозяев, а потом догоняют их.

Список использованной литературы

  1. Горошилова Е.П. Опытно-экспериментальнаядеятельность дошкольников 3-7 лет. Перспективное планирован

  2. Ермолаев С. Д. «Опытно-экспериментальная деятельность в ДОУ. Конспекты занятий в разных возрастных группах».

  3. Лазарев В. С. «Опытно-экспериментальная работа в образовательном учреждении. Практическое пособие для руководителей».

  4. Марудова Е. В. «Ознакомление дошкольников с окружающим миром. Экспериментирование».

  5. Москаленко В. В. «Опытно-экспериментальная деятельность. Программа развития, проектная технология (из опыта работы)».

  6. Наварро П., Химинес А. «Тайны звука», «Тайны света», «Тайны электричества и магнетизма», «Тайны жидкости».

  7. Нищева Н.В. Опытно-экспериментальная деятельность в ДОУ. Конспекты занятий в разных возрастных группа

  8. Рыжова Л. В. «Методика детского экспериментирования».

  9. Сучкова, Мартынова: Организация опытно-экспериментальной деятельности детей