Муниципальное Бюджетное Общеобразовательное Учреждение
«средняя школа №24» а.Шенджия
Тахтамукайского района Республики Адыгея
Классный час
«Энергосбережение и энергоэффективность»
работу подготовила
учитель географии
Хараху С.А.
2015
Пояснительная записка
Тема классного часа «Энергосбережение и энергоэффективность » актуальна тем, что с каждым годом на бытовые нужды расходуется всё большая доля электроэнергии, газа, тепла, воды; в огромных масштабах растёт применение бытовой электрифицированной техники. Между тем, многие месторождения в обжитых местах уже исчерпаны, а новые приходится искать и обустраивать в труднодоступных районах Сибири и Дальнего Востока. Обходится всё это очень недёшево. Поэтому именно экономия становится важнейшим источником роста производства. Расчёты показали, а практика подтвердила, что каждая единица денежных средств, истраченных на мероприятия, связанные с экономией электроэнергии, даёт такой же эффект, как в два раза большая сумма, израсходованная на увеличение её производства. На фоне экономического (и энергетического) кризиса в нашей стране этот факт, как мне кажется, стоит принять во внимание.
На подготовительном этапе проведения классного часа проводилось анкетирование «Энергосбережение в быту». После чего 4 учащимся были предложены следующие темы для подготовки доклада:
1. Галогенные лампы.
2. Люминесцентные лампы.
3. Энергосберегающие лампы.
4. Светодиодные лампы.
Во время проведения классного часа учащиеся выступили со своими докладами, выступил гость классного часа
Цель:
Развить экологическое мышление учащихся, вовлечь их в реальную деятельность по изучению окружающей среды и её охране, привлечь внимание к использованию энергии, экономии энергии и энергоресурсов, привить навыки экологически безопасного стиля жизни.
Задачи:
Помочь школьникам осознать важность экологии, как науки, научить бережно обращаться с ресурсами Земли, воспитывать доброжелательное отношение к окружающей среде, научить принимать верные решения по вопросам окружающей среды и принимать осмысленные действия.
Вступительное слово учителя . Ребята! Сегодня у нас классный час на тему «Энергосбережение и Энергоэффективность». Мы пригласили к нам в гости
В недалеком прошлом маломощные электростанции работающие на угле и нефти с трудом обеспечивали потребности человека. Но и потребности были очень скромные. Естественно и речи не было, что Земля может исчерпать свои ресурсы. Но численность жителей Земли растет в геометрической прогрессии и тем самым увеличивается потребность в энергии. Ученые пытаются решить эту проблему. Международные конференции, научные книги, исследования посвящены поиску дешевых, доступных, экологически безопасных решений. Вот и сегодня на уроке мы поговорим на эту тему. Как мы понимаем эту проблему, что можем сделать для сохранения богатств нашей планеты?
Перед классным часом я раздала вам анкету, в которой вы должны были дать ответы «ДА» или «НЕТ» на утверждения, посвященные энергосбережению в быту. Результаты (Приложение 2) данного анкетирования показывают, что не все умеют экономить энергию. А ведь энергия – общая количественная мера движения и взаимодействия всех видов материи. Энергия является не только необходимым помощником в нашей жизни, но и источником серьезных, все возрастающих проблем. Энергопотребление влияет на окружающую среду. Эффективное использование энергии в промышленности и быту, ее экономия является ключом к повышению жизненного уровня, сохранению окружающей среды, стимулом для развития экономики. Как же организовать свою деятельность так, чтобы экономно расходовать энергию? Чтобы ответить на этот вопрос мы сегодня проведем семинар, который называется «Энергосбережение».
Учитель: Что такое энергетика? ( учащиеся отвечают.)
Энергетика- это отрасль хозяйства, охватывающая энергетические ресурсы , выработку, преобразование, передачу и использование различных видов энергии.
Около 500 тыс. лет назад, человек впервые освоил энергию огня- тепловую энергию от сгорания древесины.10 тыс. лет назад с возникновением земледелия, потребность в энергетических ресурсах возросла, и человек стал строить мельницы, работающие на энергии воды и ветра.
Но с ростом промышленного производства и увеличения численности населения Земли ,человек строит теплоэлектростанции работающие на основе каменного угля, нефти и природного газа. Широко осваивается энергия рек- гидроэлектростанции. В конце 20 века освоена атомная энергия, но и это уже не удовлетворяет потребности человека.
В ноябре 2009 года Государственная Дума и Совет Федерации одобрили закон "Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности", который подписал президент Дмитрий Медведев. Целями введения закона является повышение энергетической эффективности и стимулирование энергосбережения в Российской Федерации. Согласно закону, меры государственного регулирования в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности осуществляются путем установления:
ограничений в области производства в целях реализации на территории РФ и оборота в РФ
энергетических устройств, допускающих непроизводительный расход энергетических ресурсов;
требований учета производства, передачи и потребления энергетических ресурсов;
требований к содержанию и срокам проведения мероприятий по энергосбережению в жилищном фонде, в том числе для граждан – собственников квартир в многоквартирных домах;
требований обязательного распространения информации в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
В развитых странах уже не одно десятилетие ведется разработка проектов энергоэффективных технологий. И в этой области есть значительные продвижения в лучшую сторону.
Как сообщают центры энергоэффективности, на сегодняшний день энергоемкость российской экономики вдвое выше, чем мировой экономики в целом, и в три раза больше, чем в странах Евросоюза и Японии. Это происходит потому, что энергоэффективность и энергосбережение в России еще не развито на должном уровне.
Например, большие потери происходят в процессе передачи электричества по российским электросетям – самым протяженным в мире (более 2 млн. км). Из-за высокой степени износа и медленной модернизации технологий, только в сетях общего пользования они достигают 12%.
Эта цифра почти в два раза превышает среднемировой показатель (В электросетях США, Евросоюза и Китая благодаря энергоэффективным технологиям потери составляют около 7%).
Энергосбережение - реализация правовых, организационных, научных, производственных, технических и экономических мер, направленных на эффективное использование энергетических ресурсов и на вовлечение в хозяйственный оборот возобновляемых источников энергии.
Энергосбережение — важная задача по сохранению природных ресурсов.
Каждый из нас является потребителем электроэнергии. Можем ли мы внести вклад в решение проблемы, поставленной Президентом Дмитрием Медведевым? Можно ли снизить потребление электроэнергии, не снижая уровня комфорта?
Потребление энергии неудержимо растет, запасы ископаемого топлива столь же стремительно сокращаются. Необходимо срочно изыскивать новые, по возможности дешевые, обильные (вечные), достаточно мощные и экологически чистые источники энергии.
Потребность в электроэнергии постоянно увеличивается. Удовлетворить её можно двумя способами. С одной стороны можно увеличить число электростанций. Однако их строительство требует времени и затрат. Кроме того, на ТЭС возрастает потребление невозобновляемых природных ресурсов: угля, нефти и газа. Одновременно эти станции наносят большой ущерб экологическому равновесию на Земле.
Передовые технологии позволяют удовлетворить потребности в электроэнергии другим способом. Приоритет должен быть отдан увеличению эффективности использования электроэнергии, а не росту мощности электростанций.
Гидроэнергетика (ГЭС)
Достоинства: не загрязняется атмосфера; создаются новые водоемы; увлажняется атмосфера, меняется микроклимат; гидроресурсы не надо добывать или как-то обрабатывать.
Недостатки: затапливаются огромные пространства, создаются водохранилища; разрушается естественная среда обитания флоры и фауны; отчуждаются плодородные пойменные земли; плотины отрицательно влияют на ценные породы промысловых рыб; по мнению некоторых ученых, последствия строительства ГЭС является «наведенная сейсмичность» в зоне расположения мощных гидроузлов и больших по объему водохранилищ.
Теплоэнергетика (ТЭС)
Более 80% всей электроэнергии в нашей стране вырабатывается ТЭС на всех видах природного топлива.
Гелиоэнергетика
Солнце – источник всех остальных видов энергии на планете. Так как абсолютно чистой атмосферы нет, до поверхности Земли доходит лишь 50% энергии. И даже это количество грандиозно и превышает все другие виды энергии. Всю солнечную энергию использовать нельзя – часть ее переходит в тело морей и океанов, часть обеспечивает круговорот воды в природе, часть идет на фотосинтез. Кроме того, 30% отражается поверхностью Земли и возвращается в космос.
СЭС не загрязняет атмосферу; солнечные киловатты бесплатны.
проблема связана с циклическим характером поступления; под солнечные батареи используется большая площадь Земли; КПД солнечных установок пока очень низок (около 10%); плотность солнечной энергии низкая, требуются большие средства на ее улавливание и хранение.
Ветроэнергетика
Попытки использовать силу ветра своими корнями уходят в далекие времена. Силу ветра можно реально считать базой развития будущей энергетики.
АЭС
В мире существует около 420 атомных реакторов. У нас в стране 14% всей энергии вырабатывается АЭС. Первая в мире АЭС была пущена в 1954 году в СССР в Обнинске. Достоинства: небольшая площадь под АЭС; при отсутствии утечек – никакого загрязнения атмосферы; относительная независимость от местоположения сырья.
Приливные электростанции
Энергия морских приливов огромна. Однако практическое использование затруднено, поэтому моря и океаны могут удовлетворить только 1% мировой энергопотребности.
Геотермальная энергетика
Геотермальная энергия – это теплота, которая генерируется внутри Земли в источники огромной силы (внутренняя энергия Земли).
Предоставим слово нашему гостю:
Учитель: К словосочетанию «альтернативное энергоснабжение» привыкли, но ведь есть ещё и «альтернативное энергопотребление» — новые технические и технологические решения, позволяющие существенно, в несколько раз (до десятков раз!) уменьшить удельный расход энергии и удельный ущерб природной среде при использовании этой энергии на производственные и коммунально-бытовые нужды.
К примеру, электроосвещение. Все знают, как раскаляются привычные электролампы накаливания — то есть в световую энергию они превращают лишь крайне малую долю потребляемого электричества. Но главное направление энергосбережения — это экономия тепла, расход которого на коммунально-бытовые цели раза в три, а то и больше превышает расход электричества.
Первая – это уменьшение расхода энергии за счет не только новых технических средств, но и элементарных мероприятий организационного характера – не требующих затрат и сразу же дающих очевидный эффект.
Известно, что школа – наш второй дом. А какие мероприятия вы предложили провести в школе для сбережения энергии?
В школе постепенно заменять лампочки на экономные;
Учитель:
Правильно, будучи в 10 раз дороже обычных, они расходуют в 5 раз меньше энергии и служат в 10 раз дольше - до полутора лет непрерывного свечения. К тому же они миниатюрны ,отличаются практическим отсутствием нагрева и очень приятным «тембром» света без слепящего эффекта раскаленной нити.
2. Улучшение тепловой изоляции стен, пола и чердака, автоматизация систем отопления и освещения, замена рам в холодных помещениях на европакеты или утепление оконных проёмов, покраска кабинетов в более светлые тона.
3. Утепление окон с помощью уплотняющих материалов.
4. Снятие с батарей декоративных ограждений, перекрывающих поток тёплого воздуха.
5. Установка теплоотражающих экранов за батареями.
Учитель:
Энергосбережение — это, прежде всего, вопрос культуры и сознания Как вы считаете, почему проблема энергосбережения возникла только в последние годы?
Ученик:
• неполное представление об энергетическом кризисе на планете;
• низкая мотивация к энергосбережению, обусловленная дешевизной электроэнергии, малой информированностью ;
• отсутствие доступной информации о способах добычи, выработки, использования энергии и возможных подходах к энергосбережению в РФ;
• недостаточное количество подготовленных преподавателей;
• отсутствие образовательных программ по энергосбережению, недостаток информационных материалов и др.
Не впору ли задаться вопросом: будем жить, как живём, или позаботимся о будущем и начнём менять ситуацию в контексте принципов устойчивого развития?
Существует образное выражение, что мы живем в эпоху трёх «Э»: экономика, энергетика, экология. Энергосберегающие лампы соответствуют всем трём «Э».
ЭНЕРГОСБЕРЕГАЮЩИЕ ЛАМПЫ (или иначе, компактные люминесцентные лампы) обладают рядом преимуществ перед обычными лампами накаливания:
• экономичность. Потребляют в 5 раз меньше электроэнергии, что имеет особенное значение для масштабных организаций: школ, гостиниц, аэропортов, торговых центров. Экономия выливается в десятки тысяч рублей в год;
• долговечность. Срок службы в 8-12 раз больше, чем у ламп накаливания, соответственно, менять такие лампы придётся во столько же раз реже;
• высокая цветопередача и светоотдача (в 5-7 раз больше, поэтому одна 20-ваттная энергосберегающая лампочка заменяет традиционную лампу накаливания в 100 Вт), ровный свет без раздражающего мерцания, что значительно снижает усталость глаз;
• при работе практически не нагреваются, поэтому они могут работать в постоянном режиме в местах, где требуется освещение на протяжении всех суток (коридоры производственных помещений, аварийное, дежурное освещение и т.д.);
• пожаро- и электробезопасность. Ток, протекающий через электропроводку и установочные элементы, примерно в 5 раз меньше, чем для обычных ламп. В результате, электропроводка, патроны и другие элементы меньше разогреваются и разрушаются.
При этом полная замена ламп накаливания на энергосберегающие позволит снизить выбросы углекислого газа на 80% .
Учитель:
Как вы считаете, какие факторы тормозят развитие энергосберегающих технологий?
Ученик:
• относительно высокая стоимость энергосберегающей продукции;
• отсутствие пропаганды новейших технологий;
• отсутствие у потребителей расчётов экономии финансовых средств за счёт современных энергосберегающих технологий.
Сообщение учащихся о галогенных, люминесцентных, энергосберегающих лампах.
Советы по экономии электроэнергии в школе и дома
Согласно статистике российская семья тратит на оплату электроэнергии в среднем 20 % от всей стоимости коммунальных услуг. Правильная эксплуатация бытовых электроприборов позволит сэкономить электроэнергию.
Освещение. Вместо ламп накаливания используй люминесцентные энергосберегающие. Экономить можно и при включении света в комнатах, если пользоваться ступенчатым переключателем или светорегулятором с плавным изменением мощности светильника. В результате электролампа дольше служит, и потребитель экономит при этом до 20% электроэнергии. Посмотрите внимательно, везде ли вкручены в светильники лампочки нужной мощности?
Телевизор, компьютер. Приборы, оснащенные светящимися индикаторами, которые мерцают "в режиме ожидания", выключай из сети на ночь, а также уходя из дома.
Приготовление пищи. Несвоевременная замена неисправных конфорок приводит к перерасходу на 3-5%. Замена плит с 4-ступенчатыми регуляторами на 7-ступенчатые снизит затраты энергии на 5-12%.Накипь в электрочайнике увеличивает расход электроэнергии на 20%.
Стиральная машина. Чаще использовать экономичный режим. Если стирать при температуре не 40, а 30 0С, можно сэкономить до 40 % электроэнергии. Пользуйтесь режимом быстрой стирки, если это возможно. Машину надо загружать полностью. Учет рекомендаций дает экономию 20-25 кВтч энергии в месяц.
Холодильник – энергоемкий прибор. Он потребляет 500-1400 кВтч в год. Не ставить в холодильник горячие блюда, не открывать дверцу надолго. Холодильник, придвинутый плотно к стене, потребляет больше электричества.
Утюги лучше покупать с терморегулятором: он автоматически отключит прибор при достижении нужной температуры. Сортируйте вещи в зависимости от материала. Начинайте гладить с низких температур.
Пылесос. Заполненный более чем на две трети мешок для сбора пыли в пылесосе дает увеличение расхода электроэнергии на 40%.
Приобретайте приборы, по потреблению электроэнергии относящиеся к категории А. Внимательно изучайте этикетки! Ищите информацию не только о потребляемой мощности, но и о других параметрах.
Учитель: Хочется подытожить все сказанное ранее.
Итак, нам не хватает энергии, и чем дальше, тем острее. Нам не хватает ее ни тактически, ни стратегически. Не хватает потому, что мы пока что теряем ее на каждом шагу. Теряем на несовершенных технологиях производства и доставки энергии, теряем дома, не умея эффективно ее использовать.
А планета истощена. Она стучится к нам землетрясениями и ураганами, зимними ручьями и летними морозами. А мы все лежим на старой-престарой печи, ждем, пока над нами лично не грянет гром...
Но даже если представить, что мы вдруг чудесным образом отремонтировали все трубы, внедрили самые эффективные технологии, утеплились до невозможности... боюсь, нам все равно не хватит. Потому что одна проблема все-таки останется. Может быть, одна из самых главных. Это наш образ жизни.
Увы, в нашем бытии пока еще слишком много самых нерациональных и ненужных трат.
Как выстроить жизнь, чтобы нам тоже - хватало?
Для начала - задуматься, ведь все начинается с мысли. И если вы задумались, значит, наш урок прошел недаром. Спасибо за неравнодушие.
Но что дальше? "Вы что, всерьез думаете, что мы можем как-то изменить ситуацию в стране и в мире?"
Да, вполне всерьез. Ведь все без исключения великие дела в мире начинались с того, что однажды один-единственный человек, такой же, как мы, брал и закладывал первый кирпич будущего построения. Дорогу осилит идущий.
При превращении энергии из одной формы в другую качество ее в целом снижается. Это потери качественные. Потребляя все больше и больше энергии, мы соответственно всё больше ее теряем. Так можно, в конце концов, потерять ее всю! Мы далеко не первое поколение живущих на Земле и, будем надеяться, далеко не последнее. Но если наши предшественники могли не задумываться о последствиях своей деятельности, то мы не можем себе этого позволить. Стремительно растущее потребление энергии привело не только к истощению невозобновляемых природных ресурсов, но и нанесло такой вред природе, что она иногда становится непригодной для жизни. Пришло время задуматься: кто мы на Земле и что мы оставим после себя? Горы отходов и голое пепелище подобно беспечным туристам на пикнике, или, как рачительные хозяева, благоустроенный дом со всем необходимым для жизни наших потомков?
Активная политика энергосбережения позволяет очень существенно снизить потребление невозобновляемых источников энергии и свести к минимуму загрязнение окружающей среды. Это не красивые слова, в мире есть конкретные примеры успешного применения энергосберегающих технологий. Важно понять, что проводить политику энергосбережения необходимо на всех уровнях общества — от Организации Объединенных Наций и правительства стран до каждого гражданина.
Пожалуйста,прочитайте слова авторов доклада «Фактор четыре»: «Книга не может изменить направление прогресса. Это должны сделать люди — потребители и избиратели, руководители и инженеры, политики и журналисты. Люди не меняют своих привычек, если для этого нет достаточных оснований. Экологическое состояние мира требует незамедлительных действий. В противном случае мир могут подстерегать беспрецедентные беды и катастрофы».
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Анкета «Энергосбережение в быту»
№ Утверждения да нет
1. Мы записываем количество расходуемой нашей семьей электроэнергии
2. Мы выключаем свет в комнате, когда уходим из нее
3. Наш холодильник стоит в прохладной комнате
4. Мы не ставим мебель перед батареями отопления и обогревателями
5. Мы всегда на зиму утепляем входную дверь, вешаем плотные «зимние» шторы
6. Мы начали использовать энергосберегающие лампочки
7. Мы часто размораживаем холодильник
8. Когда мы пользуемся стиральной машиной, мы полностью загружаем ее
9. Мы часто используем местное освещение (настольную лампу, бра, торшер)
10. Мы проветриваем помещения быстро и эффективно: всего несколько минут за один раз
11. Мы зашториваем окна на ночь
12. Мы кладем крышку на кастрюлю, когда варим
13. Мы чаще принимаем душ, чем ванну
14. Мы чиним вещи, вместо того чтобы заменить их новыми
15. Мы пользуемся регулятором поступления тепла(на батареях и пр.), когда на улице теплеет или когда уходим из дома
16. Мы ходим пешком или ездим на велосипеде на небольшие расстояния (в школу, на работу, на почту и т.д.)
17. Мы стараемся покупать товары без лишней упаковки
18. Когда это возможно, мы моем посуду в тазике или раковине, а не под краном
Баллы
От 1 до 5 баллов: Вам еще многому надо научиться, так что начинайте прямо сейчас;
от 6 до 10 баллов: У вас много хороших привычек, которые могут служить основой для дальнейшей работы над собой
от 11 до 14 баллов: Вы являетесь хорошим примером всем остальным
Более 14 баллов: Кто-то в вашей семье должен стать руководителем природоохранных акций.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Результаты анкетирования «Энергосбережение в быту»
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 Итого
1
Да + + + + + + + + + + + 11
Нет + + + + +
2 Да + + + + + + + + + 9
Нет + + + + + + +
3 Да + + + + + + + + 8
Нет + + + + + + + +
4 Да + + + + + + + + + + + + + + 14
Нет + +
5 Да + + + + + + + 7
Нет + + + + + + + + +
6 Да + + + + + + + + 8
Нет + + + + + + + +
7 Да + + + + + + + 7
Нет + + + + + + + + +
8 Да + + + + + + + 7
Нет + + + + + + + + +
9 Да + + + + + + 6
Нет + + + + + + + + +
10 Да + + + + 4
Нет + + + + + + + + + + + +
11 Да + + + + + + + + + + + + + + 14
Нет + +
12 Да + + + + + + + + + + + + + + 14
Нет + +
13 Да + + + + + 5
Нет + + + + + + + + + + +
14 Да + + + + + + + + + + + 11
Нет + + + + +
15 Да + + + + + + + + 8
Нет + + + + + + + +
16 Да + + + + + + + + + 9
Нет + + + + + + +
17 Да + + + + + + + + + + + 11
Нет + + + + +
18 Да + + + + + + + 7
Нет + + + + + + + + +
Итого 7 10 9 9 9 8 11 10 10 6 13 12 7 12 13 14
10 учащихся имеют много хороших привычек, которые могут служить основой для дальнейшей работы над собой по проблеме энергосбережения.
Остальные 6 учащихся являются хорошим примером всем остальным по проблеме энергосбережения
Галогенные лампы
В последнее время получают распространение галогенные (в частности йодные) лампы, в которых баллон заполнен парами йода. Света от применения таких ламп получается больше. Йод способен соединяться с вольфрамом при низкой температуре, образуя йодид вольфрама. Это обеспечивает возврат вольфрама на нить и увеличивает срок службы нити. Галогенные лампы светятся ярче и дольше обычных. В настоящее время галогенные лампы находят широкое применение в прожекторах, на крыльях самолетов, в автомобильных фарах, а также в обычных светильниках и подсветках дома. Срок эксплуатации простой лампы накаливания составляет 1000 часов, галогенной - до 2000 часов.
Люминесцентная лампа
При работе люминесцентной лампы между двумя электродами, находящимися в противоположных концах лампы, возникает низкотемпературный дуговой электрический разряд. Лампа заполнена инертным газом и парами ртути, проходящий ток приводит к появлению УФ излучения. Это излучение невидимо для человеческого глаза, поэтому его преобразуют в видимый свет с помощью явления люминесценции. Внутренние стенки лампы покрыты специальным веществом — люминофором, которое поглощает УФ излучение и излучает видимый свет. Изменяя состав люминофора можно менять оттенок свечения лампы. Срок службы люминесцентных ламп может в 20 раз превышать срок службы ламп накаливания при условии обеспечения достаточного качества электропитания, балласта и соблюдения ограничений по числу включений и выключений. Наиболее распространена ртутная люминесцентная лампа. Она представляет собой стеклянную трубку с нанесённым на внутреннюю поверхность слоем люминофора, заполненную парами ртути.
Люминесцентные лампы нашли широкое применение в освещении общественных зданий: школ, больниц, офисов и т.д. С появлением компактных люминесцентных ламп с электронными балластами, которые можно включать в патроны E27 и E14 вместо ламп накаливания, люминесцентные лампы завоёвывают популярность и в быту. Люминесцентные лампы наиболее целесообразно применять для общего освещения, прежде всего помещений большой площади. Они широко применяются также и в местном освещении рабочих мест, в световой рекламе, подсветке фасадов, в подсветке жидкокристаллических экранов. Плазменные дисплеи также являются разновидностью люминесцентной лампы.
Энергосберегающая лампа: новый век – новый свет
На протяжении почти всего XX века у ламп Эдисона не было достойного конкурента. Прорыв в бытовом освещении был сделан только в 1976 году, когда изобретатель Эд Хаммер представил компании General Electric принципиально новую лампу, получившую впоследствии название энергосберегающая. Основной задачей, которую он решил – было придание длинной стеклянной трубке формы обычной лампы накаливания. Площадь поверхности энергосберегающей (люминесцентной) лампы намного больше площади поверхности нити накаливания, а значит, свет в комнате будет распределяться равномернее, что позволит снизить утомляемость глаз.
Во многих странах Европы дни ламп накаливания уже сочтены. Европейцы полностью откажутся от них в 2012 году. В России соответствующий запрет может быть наложен с 2014 года. Ожидается, что прибыль от перехода на энергосберегающие лампы только на жилом секторе составит порядка 10 миллиардов киловатт-часов, что равноценно мощности средней атомной электростанции. Благодаря механизму действия энергосберегающих ламп удаётся добиться снижения потребления электроэнергии на 80% по сравнению с лампами накаливания при аналогичном световом потоке. Незначительное тепловыделение позволяет использовать компактные люминесцентные лампы большой мощности в хрупких бра, светильниках и люстрах, в которых от ламп накаливания с высокой температурой нагрева может оплавляться пластмассовая часть патрона, либо сам провод. За свой век люминесцентная лампа экономит 1 тонну выбросов углекислого газа, 4 кг выбросов оксидов серы, 1 кг оксидов азота, 200 л нефти.
Устройство энергосберегающей лампы
Энергосберегающая лампа состоит из 3 основных компонентов: цоколя, люминесцентной лампы и электронного блока. Нити накаливания в такой лампе нет, что увеличивает ее срок службы от 6 до 15 раз.
Цоколь предназначен для подключения лампы к сети. Электронный блок (ЭПРА: электронный пускорегулирующий аппарат) обеспечивает зажигание (пуск) и дальнейшее горение люминесцентной лампы. ЭПРА преобразует сетевое напряжение 220 В в напряжение, необходимое для работы люминесцентной лампы. Благодаря ЭПРА энергосберегающая лампа зажигается без мерцания и работает без мигания свойственного обычным люминесцентным лампам.
Спектральный состав видимого излучения люминесцентных энергосберегающих ламп зависит от состава люминофора (2700 К – мягкий белый свет, 4200 К – дневной свет, 6400 К – холодный белый свет. Чем ниже цветовая температура, тем ближе цвет к красному; чем выше – тем ближе к синему. Цоколь энергосберегающие лампы имеют обычный, Е27, который подходит для всех стандартных бытовых светильников. Цоколь Е14 соответствует лампочкам с маленькими цоколями, устанавливаемыми в бра и другие малогабаритные светильники.
Светодиодные лампы
Помимо люминесцентных ламп существуют светодиодные лампы – абсолютный лидер по качеству света, безопасности и энергосбережения. Экономия электроэнергии достигает 50% по сравнению с люминесцентными лампами и 90% -по сравнению с простыми лампами накаливания.
Срок службы светодиода достигает 50 000 часов, что в 100 раз больше срока службы лампы накаливания и в 10 раз больше срока службы компактной люминесцентной лампы. Светодиод прочен и стоек к механическому воздействию и вибрации. Светодиодная лампа, в отличие от люминесцентных ламп, не содержит ртути и других вредных веществ и не требует какого-либо специального уничтожения после использования, не мерцает, как люминесцентная лампа. Кроме того, светодиод - низковольтный электроприбор, который почти не нагревается, а значит электро- и пожаробезопасный.