СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Физика в устном народном творчестве

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

Академик Л.Д. Ландау говорил:  «Грош цена вашей физике, если она застилает для вас все остальное: шорох леса, краски заката, звон рифм. Любая замкнутость прежде всего свидетельствует об ограниченности. Физик, не воспринимающий поэзии, искусства – плохой физик».

В последнее время много говорят об интеграции предметов естественно- математического цикла, в том числе и физики Интерес к физике надо стимулировать не только средствами физикой, но и другими средствами, в частности, элементами народного творчества, литературы, искусства.. Хотя физику можно интегрировать и с литературой, и искусством, так как  наука и искусство – две ветви познания и отражения реального мира. У них общий объект познания – природа. Только физика как наука отражает в сознании человека разумом реальный мир, а искусство – эмоциями. 

Просмотр содержимого документа
«Физика в устном народном творчестве»

Физика в устном народном творчестве

Физика в устном народном творчестве

 Объект исследования –   устное народное творчество  Предмет исследования – использование пословиц , поговорок, загадок на уроках физики  и во внеклассной работе

Объект исследования – устное народное творчество

Предмет исследования использование пословиц , поговорок, загадок на уроках физики и во внеклассной работе

 Цель исследования — установить связь устного народного творчества с физикой и попытаться объяснить эту связь. Задачи исследования  — — изучить литературу по теме; — проследить связь между физикой и устным народным творчеством; — использовать полученные результаты исследования на уроках и во внеклассной работе.

Цель исследования

установить связь устного народного творчества с физикой и попытаться объяснить эту связь.

Задачи исследования

изучить литературу по теме;

проследить связь между физикой и устным народным творчеством;

использовать полученные результаты исследования на уроках и во внеклассной работе.

Пословицы и поговорки широко употребляемые в речи, предложения, носящие поучительный, дидактический характер — это народная мудрость, свод правил, практическая философия. Встречаются пословицы, дающие философское осмысление жизни. «Вороне соколом не бывать» — пословица о неизменной сущности явлений. «Жгуча крапива, да во щи не сгодится» — о единстве противоположностей, о соотношении отрицательного и положительного .

Пословицы и поговорки широко употребляемые в речи, предложения, носящие поучительный, дидактический характер — это народная мудрость, свод правил, практическая философия. Встречаются пословицы, дающие философское осмысление жизни. «Вороне соколом не бывать» — пословица о неизменной сущности явлений. «Жгуча крапива, да во щи не сгодится» — о единстве противоположностей, о соотношении отрицательного и положительного .

Развивается наука - люди придумывают новые пословицы:

Развивается наука - люди придумывают новые пословицы:

"Кто с мирным атомом дружит, тот народу служит", "Кто атомом грозит, тот будет бит", "Воля народа сильнее атома и водорода". В этих пословицах подчёркивается взаимозависимость и обусловленность событий.

 Наблюдая явления, происходящие в природе, народ составлял пословицы и поговорки, которые передавали суть явлений. Не зная законов физики народ широко использовал их в пословицах и поговорках .  Очень много встречается пословиц и поговорок, в которых используют меры длины и веса.  Например: «Косая сажень в плечах», «Раньше мерили дорогу аршинами, а теперь автомашинами», «Здоровье выходит пудами, а заходит золотниками», «Семь раз отмерь, один отрежь» и другие.

Наблюдая явления, происходящие в природе, народ составлял пословицы и поговорки, которые передавали суть явлений. Не зная законов физики народ широко использовал их в пословицах и поговорках .

Очень много встречается пословиц и поговорок, в которых используют

меры длины и веса.

Например: «Косая сажень в плечах», «Раньше мерили дорогу аршинами, а теперь автомашинами», «Здоровье выходит пудами, а заходит золотниками», «Семь раз отмерь, один отрежь» и другие.

 Нашли свое отражение в пословицах и поговорках явления физики. Вот некоторые из них.

Нашли свое отражение в пословицах и поговорках явления физики. Вот некоторые из них.

Взаимодействие молекул.  Смачивание, поверхностное натяжение “ Прилип, как банный лист ” (  расстояние между молекулами тела и листа, сравнимы с размерами молекул, и поэтому между телами начинают действовать силы притяжения) “ Отрезанный ломоть к хлебу не приставишь ” “ Сухую грязь к стене не прилепишь” ( расстояние между молекулами много больше размеров молекул и силы притяжения очень маленькие.) “ С гуся вода, а с меня, молодца, небылые слова “ Как с гуся вода”  (бороздки перьев гуся, смазанные жиром, не смачиваются водой и образуют своеобразную сетку, которая не пропускает воду.)

Взаимодействие молекул. Смачивание, поверхностное натяжение

  • “ Прилип, как банный лист ” ( расстояние между молекулами тела и листа, сравнимы с размерами молекул, и поэтому между телами начинают действовать силы притяжения)
  • “ Отрезанный ломоть к хлебу не приставишь ”
  • “ Сухую грязь к стене не прилепишь” ( расстояние между молекулами много больше размеров молекул и силы притяжения очень маленькие.)
  • “ С гуся вода, а с меня, молодца, небылые слова
  • “ Как с гуся вода” (бороздки перьев гуся, смазанные жиром, не смачиваются водой и образуют своеобразную сетку, которая не пропускает воду.)
Давление “ Тупой серп режет пуще острого ”  p=F/S , S O , p  ∞ “ Иголка маленька да больно колется”

Давление

  • “ Тупой серп режет пуще острого ”

p=F/S , S O , p ∞

  • “ Иголка маленька да больно колется”
Движение под действием   силы трения  “ Не подмажешь- не по е дешь” “ Коси, коса, пока роса ; роса долой, и мы домой ” “ Корабли спускают, так с а лом подмазывают ”  ( смазывание надо для уменьшения   силы трения. )

Движение под действием силы трения

  • Не подмажешь- не по е дешь”
  • Коси, коса, пока роса ; роса долой, и мы домой
  • Корабли спускают, так с а лом подмазывают

( смазывание надо для уменьшения силы трения. )

Изменение внутренней энергии тел в процессе теплопередачи и совершений работы «Много снега — много хлеба»(русская),  «Снег — одеяло для пшеницы» (японская)  (Снег обладает плохой теплопроводностью и, подобно шубе, предохраняет озимые от  вымерзани  «Шилом моря не нагреешь» (Французская) «Каваль клешчы трымае, каб рук не папек  (тепло от детали, которую держат клещами на   длинных ручках будет передаваться медленно   и кузнец  не успеет обжечь руки.)

Изменение внутренней энергии тел в процессе теплопередачи и совершений работы

  • «Много снега — много хлеба»(русская),
  • «Снег — одеяло для пшеницы» (японская)

(Снег обладает плохой теплопроводностью и, подобно шубе, предохраняет озимые от вымерзани

«Шилом моря не нагреешь» (Французская)

  • «Каваль клешчы трымае, каб рук не папек

(тепло от детали, которую держат клещами на

длинных ручках будет передаваться медленно

и кузнец не успеет обжечь руки.)

«Соль мокнет — к дождю»,  «Табак сыреет — к сырой погоде».  ( Перед наступлением дождя вещества, впитывающие в себя влагу из воздуха, сыреют )  «Лучина трещит и мечет искры — к ненастью» «Если в поле далеко раздается голос, то будет дождь».   Физика в приметах  Человеку всегда важно знать, какая будет погода, поскольку она влияет на его самочувствие и деятельность. Наблюдая природу в ненастье, солнечным днем, в сумерки, ночью, люди замечали характерные признаки, предваряющие те или иные изменения погоды.
  • «Соль мокнет — к дождю»,
  • «Табак сыреет — к сырой погоде». ( Перед наступлением дождя вещества, впитывающие в себя влагу из воздуха, сыреют )
  • «Лучина трещит и мечет искры — к ненастью»
  • «Если в поле далеко раздается голос, то будет дождь».

Физика в приметах Человеку всегда важно знать, какая будет погода, поскольку она влияет на его самочувствие и деятельность. Наблюдая природу в ненастье, солнечным днем, в сумерки, ночью, люди замечали характерные признаки, предваряющие те или иные изменения погоды.

«Кольцо вокруг солнца — к ненастью», «Тусклый месяц — к мокрети, ясный — к суху» «Если звезды блестят ярко — к стуже», «Ясный Млечный Путь летом — к ведру», «Мало звезд на небе — к ненастью»  Пословицы, связанные с состоянием неба.
  • «Кольцо вокруг солнца — к ненастью»,
  • «Тусклый месяц — к мокрети, ясный — к суху»
  • «Если звезды блестят ярко — к стуже», «Ясный Млечный Путь летом — к ведру», «Мало звезд на небе — к ненастью»

Пословицы, связанные с состоянием неба.

Бодливые барашки. Они за дождиком в лесок По озеру идут, Но только ступят на песок - Вздохнут и упадут. Очень много физических явлений встречается в загадках
  • Бодливые барашки.

Они за дождиком в лесок

По озеру идут,

Но только ступят на песок -

Вздохнут и упадут.

Очень много физических явлений встречается в загадках

Влезет в окно,  Растянется, как сукно,  Не прогонишь ни пестом, ни шестом.  Пора придет сам уйдет  Ежедневно по утрам Он в окошко входит к нам, Если он вошел – Значит, день пришел
  • Влезет в окно,

Растянется, как сукно,

Не прогонишь ни пестом, ни шестом.

Пора придет сам уйдет

  • Ежедневно по утрам

Он в окошко входит к нам,

Если он вошел –

Значит, день пришел

Без рук, без ног, по полю рыщет, поёт да свищет,  Деревья ломает, к земле траву приклоняет . Раскрашенное коромысло  Через реку повисло.  Поднялись ворота –  Всему миру красота

Без рук, без ног, по полю рыщет, поёт да свищет,

Деревья ломает, к земле траву приклоняет .

Раскрашенное коромысло

Через реку повисло.

Поднялись ворота –

Всему миру красота

Литература 1. И.Я. Ланина. Не уроком единым. Развитие интереса к физике. М. Просвещение. 1991 г. с. 123-133, 133-140.   2. С.А. Тихомирова. Физика в пословицах и поговорках народов мира. М. 1993 г.   3. Физика. Еженедельная газета издательского дома «Первое сентября». № 1, 1998 г. (Физика в сказках) и др.   4. В.И. Сивоглазов, А.А. Плешаков. Природа и человек. Введение в естественные науки. 5-й класс. М. Просвещение. 1999

Литература

  • 1. И.Я. Ланина. Не уроком единым. Развитие интереса к физике. М. Просвещение. 1991 г. с. 123-133, 133-140.
  •  
  • 2. С.А. Тихомирова. Физика в пословицах и поговорках народов мира. М. 1993 г.
  •  
  • 3. Физика. Еженедельная газета издательского дома «Первое сентября». № 1, 1998 г. (Физика в сказках) и др.
  •  
  • 4. В.И. Сивоглазов, А.А. Плешаков. Природа и человек. Введение в естественные науки. 5-й класс. М. Просвещение. 1999