Формирование и развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста через дидактическую игру.
"Родное слово является основой
всякого умственного развития
и сокровищницей всех знаний"
К.Д.Ушинский
Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сенситивный период развития. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее будет им пользоваться в дальнейшем. Часто общаясь с человеком, именно по содержанию речи, по ее грамотности мы судим о его культуре, воспитанности и общем интеллектуальном уровне. Чем лучше и понятнее для других говорит ребенок, тем ему легче общаться с людьми. В связной речи реализуется основная функция языка и речи - коммуникативная. Общение с окружающими осуществляется именно при помощи связной речи. В связной речи наиболее ярко выступает взаимосвязь умственного и речевого развития: формирование словаря, грамматического строя, фонематической стороны. Для того, чтобы успешно выполнить программу начального обучения, речь детей, поступающих в школу, должна отвечать требованиям современной школы. Среди них можно выделить содержательность детской речи, последовательность и опытность, точность и ясность изложенной мысли, выразительность. Поэтому развитие связной речи - одна из главных задач, которую ставит дошкольное образование.
Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка.
Значительную роль играют дидактические игры в развитие речи детей: пополняется и активизируется словарь, формируется правильное звукопроизношение, развивается связная речь, умение правильно выражать свои мысли.
Характерные особенности дидактических игр заключаются в том, что они создаются взрослыми с целью обучения и воспитания детей. Однако, созданные в дидактических целях, они остаются играми. Ребенка в этих играх привлекает прежде всего игровая ситуация, а играя, он незаметно для себя, решает дидактическую задачу. Дидактические игры выступают как средство всестороннего воспитания личности ребенка. Через эти игры осуществляется умственное, нравственное, трудовое, эстетическое воспитание детей. Значительную роль играют дидактические игры и в развитие речи детей: пополняется и активизируется словарь, формируется правильное звукопроизношение, развивается связная речь, умение правильно выражать свои мысли. Дидактические задачи многих игр составлены так, чтобы научить детей составлять самостоятельные рассказы о предметах, явлениях в природе и в общественной жизни.
Методы и приемы развития речи
Методика использует методы, разработанные в дидактике. Метод развития речи определяется как способ деятельности педагога и детей, обеспечивающий формирование речевых навыков и умений.
Выделяют три группы методов — наглядные, словесные и практические. Это деление весьма условно, поскольку между ними нет резкой границы. Наглядные методы сопровождаются словом, а в словесных используются наглядные приемы. Практические методы также связаны и со словом, и с наглядным материалом. Причисление одних методов и приемов к наглядным, других к словесным или практическим зависит от преобладания наглядности, слова или действий как источника и основы высказывания.
Дидактические игры относятся к практическим методам и направлены на применение речевых навыков и умений и их совершенствование.
Методические приемы развития речи традиционно делятся на три основные группы: словесные, наглядные и игровые.
Игровые приемы могут быть словесными и наглядными. Они возбуждают у ребенка интерес к деятельности, обогащают мотивы речи, создают положительный эмоциональный фон процесса обучения и тем самым повышают речевую активность детей и результативность занятий. Игровые приемы отвечают возрастным особенностям детей и поэтому занимают важное место на занятиях по родному языку в детском саду.
Работая в подготовительной группе , и проводя диагностические исследования, выявила средний и допустимый уровень развития связной речи. Дети затруднялись устанавливать причинно следственные связи, поэтому допускали содержательные и смысловые ошибки в пересказах, в самостоятельных рассказах, нуждались в постоянной помощи педагога.
Анализ диагностических данных показал: речь детей характеризовалась пропуском смысловых звеньев, нарушением логической последовательности повествования, длительными паузами. Дети были пассивны в ходе обсуждения текста. Таким образом, пришла к выводу, что необходимо использовать в своей работе практические методы, направленные на применение речевых навыков и умений и их совершенствование. К практическим методам относятся различные дидактические игры и упражнения. Они используются для решения всех речевых задач.
Предположение: Развитие связной речи детей дошкольного возраста осуществляется посредством использования дидактических игр и игровых приемов. Свою работу я разделила на два этапа:
I этап. Цель: усвоение детьми структуры сюжетного повествования.
Свою работу начала с метода совместных рассказывании, где использовала такой игровой прием «Я начну, а ты продолжи», «Закончи предложение».
Практическая часть:
- Выпал первый… .
-Утром дети …
-Девочка Маша играет… .
В процессе обучения планированию высказываний задавала схему, называя начало предложения, подсказывала последовательность, способы связи («Жила-была девочка. Однажды она. А навстречу ей. »). Этот прием направлен на совместное построение коротких высказываний, когда взрослый начинает фразу, а ребенок ее заканчивает.
Дидактическая игра : «Найди ошибку»
1Девочка ушиблась о камень.
Пол ударился о мячик.
2. Веревочка прыгала через девочку.
Девочки прыгали через веревочку.
3. Туча спряталась за солнце.
Солнце спряталось за тучу.
Далее давала свой образец рассказа - это короткое живое описание предмета или изложение какого-либо события, доступное детям для подражания и заимствования. В данном случае я использовала прием рассказывание по игрушкам, так как игрушка вызывает положительные эмоции, желание высказываться. На данном этапе использовала дидактические игры «Магазин игрушек», «Кто это? », «Чудесный мешочек», «Узнай по описанию», «Реклама».
В качестве наглядной опоры предлагала детям «Схему описания игрушек». Эти игры побуждали детей к активному речевому участию. С целью усложнения игры стала использовать загадки-описания. Так, сначала учила детей отгадывать загадки, а затем составлять загадки-описания. Здесь побуждала детей использовать схему самостоятельно.
Послушайте и догадайтесь, о чем идет речь. (Он красный, круглой формы, резиновый, им можно отбивать от пола или катать друг другу. Еще его можно забрасывать в корзину и играть на улице.) Составьте рассказ с опорой на схему по любой из игрушек.
На данном этапе работы использовала следующие виды игрушек: дидактические (матрешки, пирамидки) ; сюжетные (образные) : куклы, машинки, животные, посуда, мебель, транспорт; готовые наборы игрушек, объединенные одним содержанием: стадо, зоопарк, птичий двор; наборы, составленные воспитателем или детьми - мальчик, девочка, собака; девочка, домик, курица, кошка.
Также включала в работу и рассматривание сюжетных картин. Для рассказывания отобрала картины с упрощенным сюжетом и дала образец своего рассказа по картине. Необходимость образца объясняется недостаточным развитием связной речи, неумением последовательно излагать события, поскольку еще нет четкого представления о структуре повествования. Образец учит последовательности изложения событий, правильному построению предложений и соединению их друг с другом, отбору необходимой лексики.
В продолжение работы по развитию связной речи включила рассказывание по серии сюжетных картин (не более трех). Вместе с детьми рассматривали и описывали каждую картину из серии, а затем объединяли в один сюжет, выстраивая законченный рассказ. Здесь в процессе рассматривания выделили: начало, середина, конец рассказа.
Далее один из интересных приемов это «Работа с сюжетными картинками» (из трех частей) посмотрите на серию картинок. Давайте вместе составим рассказ.
В результате проведенной работы дети овладели умениями точно и правильно подбирать слова, характеризующие особенности предметов. С помощью взрослого находить существенные признаки предметов, определять и воспроизводить логику описательного рассказа. Дети стали внимательно выслушивать рассказы сверстников, замечать ошибки и исправлять их.
На II этапе своей работы усложнила все виды игр и игровых приемов. В совместном рассказывании использовала уже частичный образец - начало или конец рассказа, так как этот прием облегчает задачу самостоятельного создания детьми текста.
Игра «Реклама» с использованием схемы. Одному из участников завязывают глаза, он должен догадаться, о чем идет речь. Другой участник должен описать предмет не называя его.
Применяла при закреплении умения рассказывать или демонстрации детям вариантов творческого задания. Вместе с детьми анализировали образец рассказа, это побуждает детей к последовательному изложению и структуры рассказа. Этот прием подсказывает им план будущих рассказов. План рассказа сопровождался коллективным обсуждением. В процессе последовательного обсуждения плана, вместе отбирали наиболее интересные высказывания и объединяли в целостный рассказ.
Усложнила и содержание дидактических игр на описание их содержанием. В игре «Магазин игрушек» ребенок - покупатель должен описать игрушку, опираясь на схему- модель, а продавец - отгадать, какая эта игрушка и продать ее. Условием получения игрушки кроме описания поставила требование: назвать отдел, полку, на которой она стоит. В индивидуальной работе с детьми вносила соревновательный момент («Кто лучше расскажет об игрушке»).
В составлении рассказов по картине добивалась последовательного описания всех персонажей, их взаимоотношения, обстановку, используя разнообразные языковые средства, более сложные грамматические конструкции.
В работе по серии сюжетных картин использовала различные игровые приемы. Упражнение «Найди ошибку» - на доске выставляется набор картинок заведомо нарушенной последовательностью. Участники должны найти ошибку, исправить ее, придумать название рассказа и содержание по всем картинкам.
В задании «Продолжи рассказ» - вся серия картинок находится на доске, первая картинка открыта, другие закрыты. После описания первой открывается по порядку следующая и каждая картинка описывается. В конце дети давали название серии. Такой вариант развивает воображение, умение предвидеть развитее сюжета.
В упражнении «Что пропустили? » расположена серия картинок, часть (например, через одну) закрыта. Участникам дается задание придумать, что пропустили, и составить рассказ, дать название. Только после этого открываются закрытые картинки и опять составляется рассказ, и сравнивают рассказы между собой.
Каждый из вариантов решает ряд задач: формировать представления о композиции; развивать умения описывать сюжет, предвидеть его развитие; придумывать начало и середину, когда известен конец. Рассказы по серии сюжетных картин подготавливают детей к творческому рассказыванию по картине, к придумыванию начала и конца к изображенному эпизоду.
Обучение умению придумывать сказки начала с игры «Перевертыши» или «Сказка наоборот».
Игра «Перевертыши». Все вы знаете сказку «Красная шапочка». Сейчас я предлагаю вам сочинить сказку наоборот. Пусть она будет называться, допустим «Зеленый беретик», по аналогии сочиняется сказка, заменяя только персонажей сказки, но остается описание хода событий без изменений.
В игре «Сказочники» использовала различные виды театра, вместе с детьми сочиняли уже новые сказки. В своих сочинениях старались сохранить и описание, логичность повествования, кульминацию и развязку. Такую работу вела индивидуально и в подгруппах, чтобы активизировать речевую активность каждого ребенка. Использовала сказки о животных, так как у ребенка, с его наблюдательностью и любовью к животным, больше возможности мысленно представит их в разных условиях.
Развитие словесного творчества детей под влиянием русской народной сказки проводила поэтапно. На первом этапе в речевой деятельности активизируется запас известных сказок с целью усвоения их содержания, образов и сюжетов. Далее на втором этапе совместно с детьми осуществляли анализ схемы построения сказочного повествования, развития сюжета (повторность, цепная композиция, традиционный зачин и концовка). Вместе с детьми выбирали тему, называли персонажей - героев будущей сказки, продумывали план развития сюжета. На третьем этапе активизировала самостоятельное развитие сказочного повествования. Предлагала детям придумать сказку по готовой теме, сюжету, персонажами.
В результате речь детей стала грамматически правильная, расширился их словарный запас, дети легко пользовались схемами - моделями, свободно пользовались структурой сюжетного повествования. Речь детей стала логична и последовательна. Дети стали проявлять интерес к самостоятельному сочинению, отражать характерные особенности жанра; придумывая сказки, пользоваться свойственными жанру средствами выразительности и знаниями об особенностях сюжета, пользоваться разнообразными средствами выразительности. Безошибочно пользоваться обобщающими словами и понятиями.
Систематически проводя с детьми дидактические игры, можно не только развить умственные способности детей и хорошую речь, но и выработать у них нравственные черты характера, приучить к более быстрому темпу умственной и речевой деятельности.
В современной педагогической практике дошкольного воспитания роль взрослого в дидактической игре обычно крайне сужена. Она сводится к тому, что воспитатель объясняет игру и руководит её ходом, не участвуя в ней сам. Критерием хорошей дидактической игры считается самостоятельность детей. Однако задача взрослого состоит не только в том, чтобы донести до детей правило действия и контролировать его выполнение, но и в том (и то главное!), чтобы сделать его увлекательным, субъективно значимым, осмысленным. А это возможно только при непосредственном участии взрослого в игре. Предполагается, что критерием хорошей развивающей игры должна быть не самостоятельность, а активность, увлеченность ребёнка, которую на первых этапах знакомства с игрой может обеспечить только взрослый. Для этого он должен быть не руководителем, не контролером, но непосредственным участником игры, её эмоциональным центром, «заражающим» своей увлеченностью.