Методические рекомендации по формированию и развитию универсальных учебных действий на уроках информатики
Информатика – предмет, где традиционная составляющая (книга) и электронная (компьютер) позволяют учителю перенести акцент на самостоятельную работу учащихся, это означает, что от традиционных объяснительно-иллюстративных технологий легко перейти на личностно-ориентированные технологии. При этом создаются условия для обеспечения собственной учебной деятельности обучающихся с учетом и развитием их индивидуальных особенностей. Урок информатики дает шанс каждому проявить себя.
В основе своей работы я руководствуюсь УМК Босовой Л.Л.
Применяю в своей работе метод проблемных ситуаций, метод проектов, метод ролевых игр.
Метод проектов является естественным при изучении информационных технологий. Проектная деятельность позволяет развить исследовательские и творческие способности учеников. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы. Информационные технологии интегрируются с любым учебным предметом, поэтому возможен выбор темы проекта по любой школьной дисциплине. Проекты предполагают привнесение знаний из различных школьных дисциплин, будь то литература, биология, география в единый обучающий процесс. Такой проект позволит ученику систематизировать, интегрировать и применить полученные знания. Для приобретения навыков публичных выступлений необходимо, чтобы каждый учащийся защитил свой проект. Возможна и взаимооценка учащимися работ друг друга. Желающим ученикам предлагаю самостоятельно разработать тему проекта. Каждый может проявить себя в наиболее интересных для него областях.
Создание творческого проекта « Моя малая Родина»
Цель: формирование коммуникативных действий, направленных на структурирование, объяснение и представление информации по определённой теме и умение сотрудничать в процессе создания общего продукта совместной деятельности. Развитие образного мышления и творческих способностей. Формирование умений и навыков работы за ПК.
Форма выполнения задания: работа в группах по 2 человека.
Инструкция: учащимся необходимо сделать подбор иллюстраций, текстового сопровождения и договориться о дизайне слайдов в презентации.
При изучении графического редактора даю задание сделать красивый титульный лист для книги со вставкой картинки, сделанной в графическом редакторе Paint. Ученики выбирают название книги и создают разнообразные рисунки. Например, оформление титульного листа к Азбуке – ребенок в Paintе кисточкой цветной краской выводит «немного корявые» буквы, и затем вставляет в титульный лист, выглядит великолепно. красивые шрифты для названия книги, их цель – выровнять заголовки по центру, данные об ученике по правому краю. Каждый занимается творчеством, равнодушных не остается.
При изучении темы «Создание движущихся изображений»
д
аю задание: средствами графического редактора Paint , программы PowerPoint изменить картинку пешеходного перехода, добавив человечков, автомобили, которые могут двигаться, светофор.
Цель: формирование умения связывать и анализировать различные виды объектов, развивать образное мышление и творческие способности.
Применяю коллективное взаимообучение. В современном деловом обществе важны не только личные качества, но и умение работать в команде. Компьютерный класс можно сделать и мощным средством для организации групповой работы. Часто ученикам кажется, что работать вместе легче, чем одному. Они с радостью встречают любое предложение групповой работы. В процессе работы выясняется, что это совсем не просто, моя задача способствовать тому, чтобы такой вид работы был продуктивным и оставил яркие впечатления. Важным моментом при организации групповой формы работы является:
Деление учащихся на группы (по уровню знаний, интересам, способностям);
Разработка и подбор заданий в соответствии с выявленными уровнями знаний, интересами, способностями учащихся;
Оценивание деятельности учащихся.
Класс делится на пары или четверки. Каждой группе дается свое задание, изучают его, делят на части. У каждого ученика своя задача, которую он выполняет (есть задачи потруднее, есть полегче), на следующем уроке проводят взаимообучение, каждый своей части.
На уроках также использую занимательные задания.
Головоломка – это сложная, трудноразрешимая загадка, задача. Головоломки делятся на :
языковые (загадки, анаграммы, криптограммы, ребусы, кроссворды);
графические (оптические иллюзии, геометрические, лабиринты);
логические (на дедукцию, противоречия, парадоксы);
математические (магические квадраты, алгебраические задачки, крипто-загадки);
игры с элементами головоломок (игры на перестановки, механические и сборные игры, настольные игры, игры с картами и костями).
Применение головоломок на уроках информатики дает возможность, и повысить мотивацию учащихся, и дать им знания.
Загадка – мудреный, замысловатый вопрос, в котором то, что загадано, всегда скрывается под «маской», на предмет загадывания лишь делается намек. Загадка – это средство воспитания, обучения, развития детей, упражнение в рассуждении, в умении доказывать.
При повторении темы «Компьютер-универсальная машина для работы с информацией» отгадать загадки
Для чего же этот ящик? Он в себя бумагу тащит, И сейчас же буквы, точки, Запятые – строчка к строчке. Напечатает картинку Ловкий мастер Струйный ... (принтер) | В ней записаны программы И для мамы, и для папы! В упаковке, как конфета, Быстро вертится ... (дискета) | Компьютеры порой Говорят между собой, Но для этого одна Им штуковина нужна. К телефону подключил – Сообщение получил! Вещь, известная не всем! Называется ... (модем) |
Анаграмма (от греч. anagrammatismos – перестановка букв), слово или словосочетание, образованное перестановкой букв другого слова или словосочетания
Цель: формирование умения строить слова из отдельных элементов (по определённым правилам), формирование умения выделять и сравнивать стратегии решения задачи.
Взяв из слов только вторые слоги, составьте новое слово.
Соловей, потолок
Змея, рама
Пуговица, молоток, лава
Укор, бузина, тина
Поворот, пороша, канава
Взяв из слов только последние слоги, составьте новое слово
Мебель, ружьё
Соломка, пора, мель
Лиса, письмо, перелет
Пуловер, пальто, полет
Молоко, реле, лассо
В криптограмме предложение или высказывание зашифровано с помощью самой простой технологии: каждая буква алфавита заменена какой-нибудь другой буквой. Например, "Привет" может быть "Бнефид", где "Б" заменяет "П", "Н" заменяет "Р", "Е" заменяет "И", "Ф" заменяет "В", "И" заменяет "Е" и "Д" заменяет "Т". Особенность криптограмм в том, что чем они длиннее, тем легче их расшифровать. Обычно процесс начинают с поиска слов, состоящих из одной буквы, они могут значить «и» и «в», двухбуквенных слов, часто это «на», «по». Если фраза начинается с трехбуквенного слова, это может быть «что».
Кроссворды
По смыслу эта головоломка напоминает викторину с подсказкой. Кроссворды можно разбить по разным признакам на такие группы:
По специфике используемых вопросов (стандартные, занимательные).
Если в кроссворде вопрос ставится в необычной форме, например, выполнен в виде рисунка, в форме занимательной задачи, загадки, это занимательный кроссворд, иначе стандартный
Для активизации деятельности (познавательные, мотивационные, актуализирующие, развивающие). Если в кроссворде через вопросы предполагается сформировать у обучаемых новые знания, то это кроссворд познавательного характера .Если вопросы призваны привлечь обучаемых к изучению нового материала или направлены на повышение интереса к предмету, то это мотивационный. Если же через них с опорой на изученный материал предполагается подготовить учащихся к восприятию нового материала, то это актуализирующий кроссворд.
Для контроля знаний (кроссворды для текущей, тематической или обобщающей проверки). Кроссворды для текущей проверки направлены на проверку базовых знаний обучаемых по текущему материалу. Кроссворды для тематической проверки направлены на проверку базовых и дополнительно полученных знаний по определенной теме . Кроссворды для общей проверки знаний по большому блоку материала (за четверть, полугодие, год)
Кроссворды позволяют одновременно актуализировать и приобрести новые знания. Кроссворды расширяют кругозор, решение кроссвордов тренирует память, оттачивает сообразительность, учит работать со справочной литературой, побуждает интерес к углублению знаний, вырабатывает умение довести начатое дело до конца.
Кроссворды на уроках повторения учащиеся решают самостоятельно, но если у них возникают трудности, то они могут посоветоваться друг с другом и вместе находить решения, тем самым активизируется процесс общения, и совершенствуются коммуникативные навыки.
На уроках возможны короткие проверочные работы в виде решения кроссвордов.Такая работа требует от учеников хороших теоретических знаний. Если кроссворд разгадан полностью, то учащийся получает оценку «5». Если какие-то слова остаются неразгаданными, то учащимся даётся возможность воспользоваться тетрадью, литературой.
Задание на составление кроссвордов даю и в качестве домашнего задания. Выполняя задание, ученики работают с литературой, повторяют изученные на уроках понятия и знакомятся с новыми.
В процессе работы с кроссвордами у ребят формируется логическое, творческое мышление, вырабатываются такие качества как терпение, аккуратность, сосредоточенность.
Ребусы
Ребус – это загадка, в которой искомое слово или фраза изображены в виде комбинации фигур, знаков, букв, т.е. «предметов». Одна из главных трудностей при разгадывании ребусов – умение правильно назвать изображённый на рисунке предмет и понять, как соотносятся между собой фрагменты рисунка. Необходимо учитывать наличие синонимов, буквенная «дробь» может быть прочитана по-разному. Кроме знания правил, нужны еще смекалка и логика. Ребусы использую на этапе определения темы урока учащимися и в качестве творческого домашнего задания. Учащимся нужно не только составить ребус, но и грамотно оформить его. Детям нравится такая работа. Она активизирует творческое мышление, пробуждает фантазию.
Оптические иллюзии – ошибки в зрительном восприятии, вызванные неточностью или неадекватностью процессов неосознаваемой коррекции зрительного образа (неверная оценка длины отрезков, величины углов или цвета изображённого объекта, иллюзии движения, «иллюзия отсутствия объекта» – баннерная слепота, и др.), а также физическими причинами («сплюснутая Луна», «сломанная ложка» в стакане с водой)
К занимательным логическим мини-задачам относятся короткие по формулировке задачи; обычно состоящие из единственного предложения-вопроса, где ключевые (как кажется на первый взгляд) данные явно или неявно уводят в сторону от правильного ответа.
Задача 1. Сколько символов может содержаться в сообщении из двухсимвольного алфавита?
Задача 2. Какой масштаб следует установить в текстовом редакторе, чтобы вывести текстовый документ на печать?
Задача 3. Сколько раз следует нажать клавишу Enter, чтобы в текстовом документе поставить пять пробелов подряд?
Занимательные задачи- рисунки
Задание учащимся: Кто-то устроил беспорядок на столе. Из каких устройств состоит этот «беспорядок»?
Задачи-шутки
Задача 1. С помощью чего быстрее набрать текст – 2-кнопочной мыши или 102-клавишной клавиатуры?
Задача 2. По характеру это устройство похоже на собаку: всегда услужливо и покладисто, но, когда ест, его лучше не трогать, иначе может поднять скандал. Что это за устройство?
Задача 3. Когда на уроках информатики при работе за компьютером используется ластик?
Задача 4. От имени какого европейского математика произошло слово «алгоритм»?
Задача 5. Какой линейный алгоритм с командой повтора вы можете привести в качестве примера?
При повторении темы «Компьютер-универсальная машина для работы с информацией» использую задачи с неполным условием. Суть их следующая: ведущий описывает некую (лучше всего реальную) ситуацию, где часть исходных данных неизвестна; задавая ведущему наводящие вопросы, требуется найти недостающие звенья решения. При этом сами эти вопросы ставятся так, чтобы ведущий имел возможность давать либо односложные («да»/ «нет»), либо нейтральные («вопрос задан некорректно», «не имеет значения» и пр.) ответы. Ориентируясь на такие ответы, отгадывающий должен определить и объяснить описанную в задаче.
Учащимся раздаются листочки, на которых они записывают любое устройство компьютера. По очереди каждый выходит к доске и отвечает на вопросы класса ответами «ДА» или «НЕТ». Класс пытается догадаться, что за устройство загадал ведущий.
Например, загаданное слово джойстик
Оно находится в системном блоке? (Нет)
Это устройство ввода? (Да)
Оно работает с бумагой? (Нет)
Оно работает со звуком? (Нет)
Это мышка? (Нет)
Это джойстик? (Да)
загаданное слово жесткий диск
Оно находится в системном блоке? (Да)
Это устройство как-то связано с памятью? (Да)
Это оперативная память? (Нет)
Это жесткий диск? (Да)
Практические работы с элементами занимательности – одна из форм организации деятельности учащихся, способствующая формированию устойчивых навыков использования компьютера в учебной деятельности.
При изучении темы «Работаем с графическими фрагментами».
З
ЗЗадание 1: используя имеющийся фрагмент, создать человечка. Дополнить рисунок до сюжета: акробат на арене цирка.
Задание 2: изобразить всевозможные способы, которыми три человека могут надеть три шляпы.
При изучении темы «Способы кодирования информации» учащиеся знакомятся с различными таблицами кодировками, выполняют упражнения по кодированию и декодированию информации. Урок проходит в форме игры «Кодировщик». Класс делится на две команды. Игра проходит в форме соревнования.
Задание 1. Кодирование информации направлениями «что это за предмет?»
От начала движения (•) проведите линию:
3 клеточки вправо;
3 клеточки вниз;
1 клеточка влево;
6 клеточек вниз;
3 клеточки влево;
2клеточки вверх;
1 клеточка вправо;
1 клеточка вверх;
1 клеточка вправо;
3 клеточки вверх;
1 клеточка влево;
3 клеточки вверх.
Задание 2. Кодирование информации цифрами.
- Что означает надпись? Ключ к заданию:
1 | 2 | | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | | 8 | 9 | 3 | 10 | 5 | | 8 | | 5 | 8 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 3 |
М | Ы | | Е | Х | А | Л | И | | В | Ч | Е | Р | А | | В | | А | В | Т | О | Б | У | С | Е |
Задание:
Задание 3. Ребусы.
Этот .конкурс даст ключ к следующему заданию. Отгадав ребус, вы узнаете, как называется задание 4.
Задание 4. Расшифруй пословицу.
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1 | сканер | до | думает | и | печать |
2 | не | компьютер | кормит | бумага | а |
3 | человек | но | шифр | решает | принтер |
Задание: (2;2)(4;3)(5;2)(1; 3)(3; 1).
Задание 5. Загадки.
Что за чудо-агрегат
Может делать все подряд –
Петь, играть, читать, считать,
Самым лучшим другом стать?
(Компьютер.)
То-то радость, то-то смех:
На бумаге, без огрех,
Из какой коробки лезет
Текст на удивленье всех?
(Принтер.)
По ковру зверек бежит,
То замрет, то закружит,
Коврика не покидает,
Что за зверь, кто угадает?
(Мышка.)
Думает, как голова, железный, а не нож, электрический, а не чайник. (Компьютер.)
Без крыльев, а летит, без языка, а говорит. (Письмо.)
Задание 6. Отгадай ключевое слово кроссворда.
Задание 7. .Найдите выход из запутанного положения и ответьте на вопрос «сколько всего рыб и птиц?»
Задание 8. Странное письмо.
1-д; 2-н; 3-с; 4-о; 5-в; 6-ч; 7-!; 8-е; t-х; A-р; B-ы;C-т.
Письмо:14245bt53ca867
В качестве домашнего задания на этом уроке ученикам предлагается закодировать текстовое сообщение. Работу принести не в тетради, а на отдельном листочке, чтобы на следующем уроке, предварительно собрав и перемешав листочки, выдать учащимся для декодирования. Такую работу дети охотно выполняют и с нетерпением ждут результаты декодирования, т.к. оценка зависит не только от расшифрованного сообщения, но и от правильного кодирования работы, выполненной дома.