Карая Е.А.,
учитель начальных классов
МБОУ «СОШ №6»
г. Старый Оскол
Формирование коммуникативных учебных действий у младших школьников
Пусть в школе будущего
не будет мертвой тишины на уроках.
Каждый ученик
может высказать свое мнение,
доказать его,
поспорить с другими.
Зачем разделять обучение и общение?
Федеральные государственные образовательные стандарты начального общего образования ориентируют на развитие важнейших социальных компетентностей школьников, достижение ими не только предметных, но и личностных, метапредметных результатов.
Среди выделяемых федеральным стандартом метапредметных умений особое место занимают коммуникативные учебные действия. Общение является главным механизмом передачи социального опыта, а сформированные умения коммуникации – важнейшим условием и средством успешного освоения содержания образования и эффективного, плодотворного общения в целом.
Коммуникативные УУД делят на две условные подгруппы:
умения коммуникации – умение работать с информацией, выражать свои мысли в устной и письменной форме, слушать и читать с пониманием, формулировать вопросы на основании услышанного и прочитанного.
умения строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми в парах, группах, командах.
Для формирования коммуникативных УУД необходимо систематически включать каждого учащегося в соответствующие ситуации и организовывать рефлексию учащимися своих действий в этих ситуациях.
Рефлексия диалогична по своей природе, поэтому необходима организация учебного диалога в процессе обучения. В условиях учебного диалога появляется возможность для формирования у учеников встать на место другого человека, понять причины его действий, адекватно оценить себя и принять ответственность.
Приёмы формирования коммуникативных УУД:
давать учащимся время на обдумывание их ответов;
обращать своё внимание и внимание учеников на каждый ответ их товарищей;
не вносить своих исправлений и своего мнения (в зависимости от ситуации);
поддерживать все высказывания, независимо от того, верны они или нет;
предоставлять возможность учащимся задавать вопросы на понимание высказываний их товарищей, по поводу расхождений во мнении;
задавать уточняющие вопросы автору высказывания, если оно было выражено непонятно для учеников;
создавать атмосферу доброжелательности и уважения в общении.
Каковы же особенности деятельности учителя на учебных занятиях? Учитель постоянно следит за тем, чтобы собеседники понимали друг друга. Организует работу ученика в соответствии с алгоритмом выполнения задания, учит ставить задачу и определять последовательность действий. Отслеживает и корректирует порядок взаимодействия учащихся друг с другом. Учитель регулярно осуществляет рефлексивные остановки.
На уроках в начальной школе можно использовать методики коллективных учебных занятий, которые разработаны и усовершенствованы М. А. Мкртчяном. Методики названы коллективными не потому, что дети обучаются вместе, а потому, что основаны на разнообразных видах кооперации участников обучения.
Методика взаимообмена заданиями. В паре ученики обучают друг друга выполнению различных заданий. Учет выполнения учащимися заданий ведется в таблице.
Методика взаимотренажа. В паре выделяются две позиции: тренера и тренирующегося.
Методика взаимопроверки индивидуальных заданий. При работе в паре различаются две позиции: проверяющего и проверяемого. Достоинства данной методики: в ходе объяснения ученик может обнаружить свои ошибки, т. к. проверка осуществляется «здесь и сейчас».
Методика создания текстов в коллективной работе. Для раскрытия плана ученик выбирает себе напарника, с которым обсуждает возможное содержание.
Методика доводящих карточек (доводящие карточки – это набор вопросов и заданий, которые «доводят» ученика до понимания темы). Работа по данной методике проводится следующим образом. Разным ученикам даются разные карточки. Ученик самостоятельно изучает тему по своей доводящей карточке, а затем проверяет знания у учителя. Некоторых учеников может обучить учитель. Далее образуются пары. Новую карточку ученик изучает с помощью напарника, который ее знает. Дети выполняют роли: учитель – ученик.
На различных этапах урока учитель создаёт условия для самостоятельного поиска информации. На уроках возможна организация индивидуальной, парной, групповой работы.
Группы могут быть сформированы, исходя из пожеланий ребят или по предложению учителя, когда необходимо достичь равномерного распределения обучающихся по степени их подготовки. Можно работать в одних группах на всех уроках, можно формировать группы для каждого урока. При том и другом подходе есть свои плюсы и минусы, выбор зависит от эффективности работы группы, конкретных задач урока.
Приведем пример видов работ на уроках русского языка, направленных на формирование и развитие общих умений коммуникации:
1. Формирование и развитие умения слушать, вникать в суть услышанного и поставить вопрос к услышанному:
• интерпретация
• поиск верных и неверных утверждений
• анализ устного ответа товарища
•постановка вопросов, направленных на понимание или обсуждение слушаемого текста
• формулировка собственных выводов
2. Формирование умения оформить свои мысли в устный текст точно, компактно, без искажения:
• выступление с докладом от малой группы
• выступление заданного объема на определенную тему
• устный пересказ текста
• устный анализ текста
3. Формирование и развитие умения оформить свои мысли в письменный текст точно, компактно, без искажения.
• составление предложений, текстов по опорным словам или вопросам
• письменный пересказ (изложение)
• письменное изложение определенного вопроса заданного объема
• письменный анализ текста.
Главными показателями развития коммуникативного компонента УУД в начальной школе можно считать:
умение договариваться, находить общее решение практической задачи даже в неоднозначных и спорных обстоятельствах;
умение не просто высказывать, но и аргументировать свое предложение,
умение и убеждать, и уступать;
способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации спора и противоречия интересов,
умение с помощью вопросов выяснять недостающую информацию;
способность брать на себя инициативу в организации совместного действия,
осуществлять взаимный контроль и взаимную помощь по ходу выполнения задания.
владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Овладение учащимися коммуникативными УУД имеет особую значимость в образовательном процессе. Во-первых, коммуникативная компетентность влияет на учебную успешность обучающихся: если ученик при ответе испытывает дискомфорт, тревогу, то его ответ будет хуже имеющихся знаний, при этом его оценка, соответственно, ниже. Полученный негативный ответ может сказаться на последующей учебной деятельности.
Во-вторых, от коммуникативной компетентности во многом зависит благополучие в классном коллективе. Если ребёнок легко находит общий язык с одноклассниками, то испытывает психологический комфорт и удовлетворённость ситуацией. И напротив, неумение контактировать с ровесниками сужает круг друзей, вызывает ощущения неприятности, одиночества в классе, проявления враждебности и агрессии по отношению к сверстникам. Овладение учащимися коммуникативными УУД способствует не только формированию и развитию умения взаимодействовать с другими людьми, с объектами окружающего мира и его информационными потоками, отыскивать, преобразовывать и передавать информацию, выполнять разные социальные роли в группе и коллективе, но и является ресурсом эффективности и благополучия их будущей взрослой жизни.