СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование навыков самоорганизации учебной деятельности у младших школьников

Нажмите, чтобы узнать подробности

Самоорганизация - это особый вид учебной деятельности школьника. характеризующийся целеустремлённостью, активностью. У учащегося происходит осознание своей учебной деятельности.

Просмотр содержимого документа
«Формирование навыков самоорганизации учебной деятельности у младших школьников»

 Формирование навыков самоорганизации учебной деятельности  у младших школьников   Гладышева Г.И.

Формирование навыков самоорганизации учебной деятельности у младших школьников

Гладышева Г.И.

  Самоорганизация — это особый вид деятельности человека, характеризующийся целеустремленностью, активностью, мотивированностью, самостоятельностью и ответственностью

Самоорганизация — это особый вид деятельности человека, характеризующийся целеустремленностью, активностью, мотивированностью, самостоятельностью и ответственностью

Цель:  осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

Условия для развития навыка «самоорганизация»   Постоянная поддержка учителем самоорганизации у детей в активном состоянии. Желание обучающихся организовать себя: на работу, на выполнение договоренностей с собой и другими, на достижение своих целей. Учёт времени и точность – основа самоорганизации.

Условия для развития навыка «самоорганизация»

  • Постоянная поддержка учителем самоорганизации у детей в активном состоянии.
  • Желание обучающихся организовать себя: на работу, на выполнение договоренностей с собой и другими, на достижение своих целей.
  • Учёт времени и точность – основа самоорганизации.
 Основные этапы развития самоорганизации у детей:   Дети действуют по готовому образцу с помощью взрослых, старших, копируя их действия (этап подражания). Например, работа по алгоритму. Учащиеся в состоянии выполнить самостоятельно часть работы, находят некоторые способы их осуществления (этап частичной самоорганизации). Работа по памятке . Памятка - инструкция, в которой даются указания о необходимости конкретных действий (шагов), но учащиеся имеют возможность перестановки одного-двух действий или даже пропуска одного из них. Младшие школьники выполняют определенную работу самостоятельно в повторяющихся ситуациях, наиболее знакомых видах деятельности (этап более полной с самоорганизации).

Основные этапы развития самоорганизации у детей:

  • Дети действуют по готовому образцу с помощью взрослых, старших, копируя их действия (этап подражания). Например, работа по алгоритму.
  • Учащиеся в состоянии выполнить самостоятельно часть работы, находят некоторые способы их осуществления (этап частичной самоорганизации). Работа по памятке . Памятка - инструкция, в которой даются указания о необходимости конкретных действий (шагов), но учащиеся имеют возможность перестановки одного-двух действий или даже пропуска одного из них.
  • Младшие школьники выполняют определенную работу самостоятельно в повторяющихся ситуациях, наиболее знакомых видах деятельности (этап более полной с самоорганизации).
Навык самоорганизации учебной деятельности включает: определение цели выполнения учебного задания; планирование выполнения учебного задания; выполнение учебного задания; контроль результатов выполнения учебного задания; оценивание результатов выполнения учебного задания.

Навык самоорганизации учебной деятельности включает:

определение цели выполнения учебного задания;

планирование выполнения учебного задания;

выполнение учебного задания;

контроль результатов выполнения учебного задания;

оценивание результатов выполнения учебного задания.

 Развитие навыка «самоорганизация»   Целеполагание (небольшие цели). Анализ ситуации (в каких условиях будет развиваться навык «самоорганизация». Планирование детьми своих действий. Пошаговое руководство учащимися своих действий. Волевая регуляция (способность совершать действия вне зависимости от субъективных факторов: лени, несобранности и т.д.). Самоконтроль – контроль собственных действий.

Развитие навыка «самоорганизация»

  • Целеполагание (небольшие цели).
  • Анализ ситуации (в каких условиях будет развиваться навык «самоорганизация».
  • Планирование детьми своих действий.
  • Пошаговое руководство учащимися своих действий.
  • Волевая регуляция (способность совершать действия вне зависимости от субъективных факторов: лени, несобранности и т.д.).
  • Самоконтроль – контроль собственных действий.
Повышается качество работы.  Ученик, способный организовать себя и свою деятельность, использует достаточное количество времени для выполнения работы, выполняет ее поэтапно и планомерно, лучше сосредотачивается на выполняемых действиях.

Повышается качество работы. 

Ученик, способный организовать себя и свою деятельность, использует достаточное количество времени для выполнения работы, выполняет ее поэтапно и планомерно, лучше сосредотачивается на выполняемых действиях.

Деятельность становится более упорядоченной.  У организованного человека деятельность подчинена определенному распорядку, являющемуся для него наиболее оптимальным. Это позволяет не забывать о важных делах, делать все качественно и вовремя, четко представлять цели и задачи, планировать результаты.

Деятельность становится более упорядоченной. 

У организованного человека деятельность подчинена определенному распорядку, являющемуся для него наиболее оптимальным. Это позволяет не забывать о важных делах, делать все качественно и вовремя, четко представлять цели и задачи, планировать результаты.

Экономятся время и силы.  Хорошая самоорганизация позволяет хорошо планировать время — работа выполняется планомерно, отсутствует спешка, нервозность, множественные переделки работы.

Экономятся время и силы. 

Хорошая самоорганизация позволяет хорошо планировать время — работа выполняется планомерно, отсутствует спешка, нервозность, множественные переделки работы.

Для эффективного развития самоорганизации  необходимо, чтобы сам ученик принимал участие в планировании, выражал свои пожелания, вносил уточнения в план 

Для эффективного развития самоорганизации

необходимо, чтобы сам ученик принимал участие в планировании, выражал свои пожелания, вносил уточнения в план 

Работа над предложением (индивидуальная или парная ) Выглянуло раннее солнце и осветило верхушки деревьев. Учитель проговаривает задания к предложению. Учащиеся должны запомнить количество заданий и их порядок выполнения. Запоминая очерёдность заданий, одновременно идёт подсчёт заданий. Повторение заданий. Повторить задания друг другу (работа в парах) Самостоятельная работа. Самоконтроль.

Работа над предложением (индивидуальная или парная )

Выглянуло раннее солнце и осветило верхушки деревьев.

Учитель проговаривает задания к предложению.

  • Учащиеся должны запомнить количество заданий и их порядок выполнения. Запоминая очерёдность заданий, одновременно идёт подсчёт заданий.
  • Повторение заданий.
  • Повторить задания друг другу (работа в парах)
  • Самостоятельная работа. Самоконтроль.
Выглянуло раннее солнце и осветило верхушки деревьев. Прочитать предложение. Устно назвать орфограммы в каждом слове. Записать предложение. Записать характеристику предложения. Выделить грамматическую основу. Определить у существительных и прилагательных род, число, падеж. Выписать все словосочетания. Выполнить разбор слова деревьев  как часть речи . Количество заданий может как увеличиваться, так и уменьшаться.

Выглянуло раннее солнце и осветило верхушки деревьев.

  • Прочитать предложение.
  • Устно назвать орфограммы в каждом слове.
  • Записать предложение.
  • Записать характеристику предложения.
  • Выделить грамматическую основу.
  • Определить у существительных и прилагательных род, число, падеж.
  • Выписать все словосочетания.
  • Выполнить разбор слова деревьев как часть речи .

Количество заданий может как увеличиваться, так и уменьшаться.

Поэтапное выполнение Это еще один хороший способ для развития самоорганизации. Он состоит в том, что выполнение какой-либо деятельности разбивается на этапы, каждый из которых: - непосредственно связан с другими этапами. Другими словами, без выполнения данного действия невозможно перейти к выполнению следующего; - должен быть закончен к определенному времени; - контролируется и оценивается. Контроль может осуществляться как в процессе работы, так и после ее выполнения. Если контроль и оценка осуществляются учителем, важно помнить, что замечания и критика должны быть по существу и высказаны в мягкой форме.

Поэтапное выполнение

Это еще один хороший способ для развития самоорганизации. Он состоит в том, что выполнение какой-либо деятельности разбивается на этапы, каждый из которых:

- непосредственно связан с другими этапами. Другими словами, без выполнения данного действия невозможно перейти к выполнению следующего;

- должен быть закончен к определенному времени;

- контролируется и оценивается. Контроль может осуществляться как в процессе работы, так и после ее выполнения. Если контроль и оценка осуществляются учителем, важно помнить, что замечания и критика должны быть по существу и высказаны в мягкой форме.

Упражнение 44, стр.22 Прочитайте. Составьте из словосочетаний предложение. Назовите изученные орфограммы. Запишите предложение. Выделите грамматическую основу. Укажите над именами прилагательными падеж.
  • Упражнение 44, стр.22

Прочитайте.

Составьте из словосочетаний предложение.

Назовите изученные орфограммы.

Запишите предложение.

Выделите грамматическую основу.

Укажите над именами прилагательными падеж.

Практичная самоорганизация  - это такое выстраивание ситуации и такая организация обучения, когда все, что происходить должно, происходит легко и естественно, само собой.

Практичная самоорганизация - это такое выстраивание ситуации и такая организация обучения, когда все, что происходить должно, происходит легко и естественно, само собой.

 Что в себя включает практичная самоорганизация?   Управление временем. Девиз для детей «Я должен выполнить в срок!» Сделать привычкой. По мнению психологов привычка формируется на 21 день. Через три недели - это стало привычкой, стало естественным работать чётко по плану, а к сороковому дню привычка постепенно превращается в потребность. Составление плана работы – планирование – это образ предстоящей работы. Важно - все записать!

Что в себя включает практичная самоорганизация?

  • Управление временем. Девиз для детей

«Я должен выполнить в срок!»

  • Сделать привычкой. По мнению психологов привычка формируется на 21 день. Через три недели - это стало привычкой, стало естественным работать чётко по плану, а к сороковому дню привычка постепенно превращается в потребность.
  • Составление плана работы – планирование – это образ предстоящей работы. Важно - все записать!
Один из лучших способов приучить себя к порядку — это начать приучать к порядку кого-то, соседа по парте. Для формирования навыка «самоорганизация» используется парная работа. «Раз сказал — он не понял. Два сказал — не понял. Третий раз сказал — я уже сам все понял, а он все не понимает!»

Один из лучших способов приучить себя к порядку — это начать приучать к порядку кого-то, соседа по парте.

Для формирования навыка «самоорганизация» используется парная работа. «Раз сказал — он не понял. Два сказал — не понял. Третий раз сказал — я уже сам все понял, а он все не понимает!»

Навык самоорганизации доступен только тем учащимся, кого заранее к самоорганизации учитель приучил. Кто потратил силы и время заранее. Зато, уважаемые коллеги, когда приучите, к вам придет легкость и естественность в обучении детей. Творческих успехов!

Навык самоорганизации доступен только тем учащимся, кого заранее к самоорганизации учитель приучил.

Кто потратил силы и время заранее.

Зато, уважаемые коллеги, когда приучите, к вам придет легкость и естественность в обучении детей.

Творческих успехов!