Областное государственное автономное общеобразовательное учреждение
«Центр образования «Ступени»
РАССМОТРЕНО Руководитель СППС _____________Т.А. Денисова «_____»__________ 20____ г. | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УМР _____________В.В. Неупокоева «_____»__________ 20____г. | УТВЕРЖДЕНА приказом по ОГАОУ «Центр образования «Ступени» от______________№_____ |
|
Рабочая программа
коррекционно — развивающего курса «Формирование речевого слуха и произносительной стороны устной речи» для обучающегося 1 класса
с
Составитель: учитель — логопед
Вильямова О.Н,
г. Биробиджан
2020 - 2021учебный год
Пояснительная записка
Формирование речевого слуха и произносительной стороны устной речи у слабослышащих детей тесно связаны между собой. Формирование устной речи происходит на слуховой и слухо-зрительной основе. В свою очередь, навыки восприятия речи на слух совершенствуются в процессе формирования произношения.
Цель занятий:формирование у слабослышащих детей восприятия и воспроизведения устной речи (с использованием стационарной электроакустической аппаратуры и / или индивидуальных слуховых аппаратов/ кохлеарных имплантов).
Задачи программы:
- формирование речевого слуха, создание и развитие на этой базе принципиально новой слухозрительной основы восприятия устной речи;
- формирование достаточно внятной, членораздельной речи, приближающейся по звучанию к к устной речи слышащих и нормально говорящих людей, умений
- осуществлять самоконтроль произносительной стороны речи, использовать в речевом общении естественные невербальные средства коммуникации; -формирование навыков пользования слуховыми аппаратами;
- активизация навыков устной коммуникации, речевого поведения, включая выражение мыслей и чувств в самостоятельных высказываниях (с учетом речевого развития) при наиболее полной реализации произносительных возможностей, сообщение партнеру о затруднении в восприятии его речи; -развитие мотивации обучающихся к овладению восприятием и воспроизведением устной речи, реализации сформированных умений в процессе устной коммуникации в различных видах учебной и внешкольной деятельности.
Программа коррекционного курса «Формирование речевого слуха и произносительной стороны устной речи» для обучающегося с нарушением слуха.
На изучение коррекционноо курса в 1 классе отводится 3 часа в неделю. Занятия проводятся индивидуально. Продолжительность занятий 30 минут. Учебный материал носит вариативный характер и подбирается педагогом самостоятельно в зависимости от уровня развития учащегося.
Планируемые результаты освоения курса
«Психомоторика и развитие деятельности»
Формирование речевого слуха
Восприятие на слух с помощью индивидуальных слуховых аппаратов и без них, или с помощью кохлеарного импланта речевого материала (слова, словосочетания, фразы) обиходно-разговорного характера и относящегося к организации учебной деятельности и к изучению общеобразовательных предметов.
Восприятие на слух с помощью индивидуальных аппаратов (кохлеарных имплантов) текстов, текстов - диалогов разных по объёму, по содержанию в зависимости от индивидуальных особенностей.
Проведение тренировки в восприятии на слух шепотной речи со слабослышащими детьми с I и II степенью тугоухости.
Восприятие речевого материала на слух в разных условиях:
- в условиях ситуации (в начале обучения подбирается тематически однородный
материал, объявляется тема слуховых упражнений, заглавие текста, предъявляется
картинка, иллюстрирующая текст, фразы или слова);
- вне ситуации;
- в условиях, близких к естественным.
Способы предъявления речевого материала – с голоса учителя, с голоса
обучающегося, с электронного носителя.
Восприятие неречевых звучаний и музыки.
II. Формирование произносительной стороны устной речи.
Развитие речевого слуха обучающихся проводится на речевом материале различной
степени сложности с использованием разных видов речевой деятельности и с применением
различных видов работ: ответы на вопросы; восприятие фразы и подбор нужной картинки;
работа по картине; составление или выбор из фразы словосочетаний по схеме; повторение предложения, подсчёт количества слов; дополнение предложений; запоминание слов, повторение в той же последовательности; определение пропущенного слова; нахождение ошибки в предъявленной фразе; запоминание первых букв в словах и составление из них нового слова; составление предложения с данными словами; различение в предложении слов с перемещающимся логическим ударением и воспроизведение их; различение разных предложений по интонации; составление плана рассказа; пересказ частей рассказа или всего рассказа, воспринятого на слух и др.
Формирование произносительной стороны устной речи в первую очередь ведется на основе подражания речи педагога, воспринимаемой на слухо-зрительной и слуховой основе.
При этом на занятиях используется такой методический прием, как фонетическая ритмика, а также специальные приемы вызывания звуков и коррекции произношения по отношению к тем фонетическим элементам, которые не усваиваются детьми (тем или иным учеником) на основе подражания. Работа по формированию произносительной стороны устной речи может проводиться с звукоусиливающей аппаратурой индивидуального пользования, с индивидуальными слуховыми аппаратами, с кохлеарными имплантами на разнообразном речевом материале
Выработка умения самостоятельно распределять дыхательные паузы, выделяя синтагмы при чтении, при пересказе текста, соблюдать подвижность ударения сообразно изменению формы слова, обнаруживать ошибки в словесном ударении, как в произношении своих товарищей, так и своем собственном и исправлять их.
Выработка умения самостоятельно распределять дыхательные паузы, выделяя синтагмы при чтении, при пересказе текста, соблюдать подвижность ударения сообразно изменению формы слова, обнаруживать ошибки в словесном ударении, как в произношении своих товарищей, так и своем собственном и исправлять их.
В 1 классе работа над произношением начинается:
- с развития подвижности речедвигательного аппарата;
- с развития мелкой моторики рук;
- с работы над дыханием;
- с работы над голосом.
Метапредметные результаты:
- способность пользоваться речью при решении коммуникативных и познавательных задач в различных видах деятельности; - умение слушать друг друга, исправлять ошибки; - готовность к оценке собственных действий;
- готовность к логическим действиям – анализу, сравнению, синтезу, обобщению, классификации; - развитие психических процессов обучающихся: памяти, мышления, внимания, пространственных и временных отношений;
- реализация сформированных умений и навыков в устной коммуникации во внеурочное и внешкольное время при общении с разными людьми.
Предметные результаты:
- умение на слух и слухо-зрительно воспринимать речь окружающих, а также умение использовать ее при коммуникации; - контроль за собственным произношением; - освоение фонетически внятной, членораздельной, выразительной устной речи;
- соблюдение в речи словесного и логического ударений, правильной интонации, темпа и слитности, основных правил орфоэпии; - восприятие на слух (с аппаратами / кохлеарным имплантом) слов, словосочетаний и фраз обиходно-разговорного характера, материала, относящегося к организации учебной деятельности, а также связанного с изучением учебных предметов;
- достаточно свободное слухо-зрительное восприятие отработанного речевого материала, его воспроизведение внятно, выразительно и достаточно естественно, реализуя произносительные возможности; - освоение словарного запаса и грамматических средств для выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения;
- умение строить связные, грамматически правильно оформленные высказывания.
Предметные результаты:
- умение на слух и слухо-зрительно воспринимать речь окружающих, а также умение использовать ее при коммуникации; - контроль за собственным произношением; - освоение фонетически внятной, членораздельной, выразительной устной речи;
- соблюдение в речи словесного и логического ударений, правильной интонации, темпа и слитности, основных правил орфоэпии; - восприятие на слух (с аппаратами / кохлеарным имплантом) слов, словосочетаний и фраз обиходно-разговорного характера, материала, относящегося к организации учебной деятельности, а также связанного с изучением учебных предметов;
- достаточно свободное слухо-зрительное восприятие отработанного речевого материала, его воспроизведение внятно, выразительно и достаточно естественно, реализуя произносительные возможности; - освоение словарного запаса и грамматических средств для выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения;
- умение строить связные, грамматически правильно оформленные высказывания.