СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование речевого слуха 1 кл, слабослыщащий (пояснительная записка)

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Формирование речевого слуха 1 кл, слабослыщащий (пояснительная записка)»

Областное государственное автономное общеобразовательное учреждение

«Центр образования «Ступени»





РАССМОТРЕНО

Руководитель СППС

_____________Т.А. Денисова

«_____»__________ 20____ г.

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УМР

_____________В.В. Неупокоева

«_____»__________ 20____г.

УТВЕРЖДЕНА

приказом по ОГАОУ

«Центр образования «Ступени»

от______________№_____









Рабочая программа

коррекционно — развивающего курса «Формирование речевого слуха и произносительной стороны устной речи» для обучающегося 1 класса

с





Составитель: учитель — логопед




Вильямова О.Н,












г. Биробиджан

2020 - 2021учебный год


Пояснительная записка

Формирование речевого слуха и произносительной стороны устной речи у слабослышащих детей тесно связаны между собой. Формирование устной речи происходит на слуховой и слухо-зрительной основе. В свою очередь, навыки восприятия речи на слух совершенствуются в процессе формирования произношения.

Цель занятий:формирование у слабослышащих детей восприятия и воспроизведения устной речи (с использованием стационарной электроакустической аппаратуры и / или индивидуальных слуховых аппаратов/ кохлеарных имплантов).

Задачи программы:

- формирование речевого слуха, создание и развитие на этой базе принципиально новой слухозрительной основы восприятия устной речи;

- формирование достаточно внятной, членораздельной речи, приближающейся по звучанию к к устной речи слышащих и нормально говорящих людей, умений

- осуществлять самоконтроль произносительной стороны речи, использовать в речевом общении естественные невербальные средства коммуникации; -формирование навыков пользования слуховыми аппаратами;

- активизация навыков устной коммуникации, речевого поведения, включая выражение мыслей и чувств в самостоятельных высказываниях (с учетом речевого развития) при наиболее полной реализации произносительных возможностей, сообщение партнеру о затруднении в восприятии его речи; -развитие мотивации обучающихся к овладению восприятием и воспроизведением устной речи, реализации сформированных умений в процессе устной коммуникации в различных видах учебной и внешкольной деятельности.

    Место коррекционного курса в учебном плане

Программа коррекционного курса «Формирование речевого слуха и произносительной стороны устной речи» для обучающегося с нарушением слуха.

На изучение коррекционноо курса в 1 классе отводится 3 часа в неделю. Занятия проводятся индивидуально. Продолжительность занятий 30 минут. Учебный материал носит вариативный характер и подбирается педагогом самостоятельно в зависимости от уровня развития учащегося.

Планируемые результаты освоения курса

«Психомоторика и развитие деятельности»

  1. Формирование речевого слуха

Восприятие на слух с помощью индивидуальных слуховых аппаратов и без них, или с помощью кохлеарного импланта речевого материала (слова, словосочетания, фразы) обиходно-разговорного характера и относящегося к организации учебной деятельности и к изучению общеобразовательных предметов.

Восприятие на слух с помощью индивидуальных аппаратов (кохлеарных имплантов) текстов, текстов - диалогов разных по объёму, по содержанию в зависимости от индивидуальных особенностей.

Проведение тренировки в восприятии на слух шепотной речи со слабослышащими детьми с I и II степенью тугоухости.

Восприятие речевого материала на слух в разных условиях:

- в условиях ситуации (в начале обучения подбирается тематически однородный

материал, объявляется тема слуховых упражнений, заглавие текста, предъявляется

картинка, иллюстрирующая текст, фразы или слова);

- вне ситуации;

- в условиях, близких к естественным.

Способы предъявления речевого материала – с голоса учителя, с голоса

обучающегося, с электронного носителя.

Восприятие неречевых звучаний и музыки.

II. Формирование произносительной стороны устной речи.

Развитие речевого слуха обучающихся проводится на речевом материале различной

степени сложности с использованием разных видов речевой деятельности и с применением

различных видов работ: ответы на вопросы; восприятие фразы и подбор нужной картинки;

работа по картине; составление или выбор из фразы словосочетаний по схеме; повторение предложения, подсчёт количества слов; дополнение предложений; запоминание слов, повторение в той же последовательности; определение пропущенного слова; нахождение ошибки в предъявленной фразе; запоминание первых букв в словах и составление из них нового слова; составление предложения с данными словами; различение в предложении слов с перемещающимся логическим ударением и воспроизведение их; различение разных предложений по интонации; составление плана рассказа; пересказ частей рассказа или всего рассказа, воспринятого на слух и др.

Формирование произносительной стороны устной речи в первую очередь ведется на основе подражания речи педагога, воспринимаемой на слухо-зрительной и слуховой основе.

При этом на занятиях используется такой методический прием, как фонетическая ритмика, а также специальные приемы вызывания звуков и коррекции произношения по отношению к тем фонетическим элементам, которые не усваиваются детьми (тем или иным учеником) на основе подражания. Работа по формированию произносительной стороны устной речи может проводиться с звукоусиливающей аппаратурой индивидуального пользования, с индивидуальными слуховыми аппаратами, с кохлеарными имплантами на разнообразном речевом материале

Выработка умения самостоятельно распределять дыхательные паузы, выделяя синтагмы при чтении, при пересказе текста, соблюдать подвижность ударения сообразно изменению формы слова, обнаруживать ошибки в словесном ударении, как в произношении своих товарищей, так и своем собственном и исправлять их.

Выработка умения самостоятельно распределять дыхательные паузы, выделяя синтагмы при чтении, при пересказе текста, соблюдать подвижность ударения сообразно изменению формы слова, обнаруживать ошибки в словесном ударении, как в произношении своих товарищей, так и своем собственном и исправлять их.

В 1 классе работа над произношением начинается:

- с развития подвижности речедвигательного аппарата;

- с развития мелкой моторики рук;

- с работы над дыханием;

- с работы над голосом.

Метапредметные результаты:

- способность пользоваться речью при решении коммуникативных и познавательных задач в различных видах деятельности; - умение слушать друг друга, исправлять ошибки; - готовность к оценке собственных действий;

- готовность к логическим действиям – анализу, сравнению, синтезу, обобщению, классификации; - развитие психических процессов обучающихся: памяти, мышления, внимания, пространственных и временных отношений;

- реализация сформированных умений и навыков в устной коммуникации во внеурочное и внешкольное время при общении с разными людьми.

Предметные результаты:

- умение на слух и слухо-зрительно воспринимать речь окружающих, а также умение использовать ее при коммуникации; - контроль за собственным произношением; - освоение фонетически внятной, членораздельной, выразительной устной речи;

- соблюдение в речи словесного и логического ударений, правильной интонации, темпа и слитности, основных правил орфоэпии; - восприятие на слух (с аппаратами / кохлеарным имплантом) слов, словосочетаний и фраз обиходно-разговорного характера, материала, относящегося к организации учебной деятельности, а также связанного с изучением учебных предметов;

- достаточно свободное слухо-зрительное восприятие отработанного речевого материала, его воспроизведение внятно, выразительно и достаточно естественно, реализуя произносительные возможности; - освоение словарного запаса и грамматических средств для выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения;

- умение строить связные, грамматически правильно оформленные высказывания.

Предметные результаты:

- умение на слух и слухо-зрительно воспринимать речь окружающих, а также умение использовать ее при коммуникации; - контроль за собственным произношением; - освоение фонетически внятной, членораздельной, выразительной устной речи;

- соблюдение в речи словесного и логического ударений, правильной интонации, темпа и слитности, основных правил орфоэпии; - восприятие на слух (с аппаратами / кохлеарным имплантом) слов, словосочетаний и фраз обиходно-разговорного характера, материала, относящегося к организации учебной деятельности, а также связанного с изучением учебных предметов;

- достаточно свободное слухо-зрительное восприятие отработанного речевого материала, его воспроизведение внятно, выразительно и достаточно естественно, реализуя произносительные возможности; - освоение словарного запаса и грамматических средств для выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения;

- умение строить связные, грамматически правильно оформленные высказывания.