СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование социокультурной компетенции на уроках английского языка и во внеурочной деятельности

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Презентация "ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ"

Просмотр содержимого документа
«Формирование социокультурной компетенции на уроках английского языка и во внеурочной деятельности»

МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ЭТАП КОНКУРСА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА «УЧИТЕЛЬ ГОДА – 2016» Плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить. – Адольф Дистервег УЧИТЕЛЬ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА СОКОЛОВА ЛЮБОВЬ ВЕНИАМИНОВНА МАОУ СОШ № 39 г. КАЛИНИНГРАД

МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ЭТАП КОНКУРСА

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА

«УЧИТЕЛЬ ГОДА – 2016»

Плохой учитель преподносит истину,

хороший учит ее находить. –

Адольф Дистервег

УЧИТЕЛЬ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

СОКОЛОВА ЛЮБОВЬ ВЕНИАМИНОВНА

МАОУ СОШ № 39

г. КАЛИНИНГРАД

Ф ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Ф

ФОРМИРОВАНИЕ

СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ

НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

УЧИТЕЛЬ УЧЕНИК Требования ФГОС РАЗВИВАЕТ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ И СОЗИДАТЕЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ МИРОВОЗЗРЕНИЕ, ОСНОВАННОЕ НА ДИАЛОГЕ КУЛЬТУР ТОЛЕРАНТНОЕ СОЗНАНИЕ И ПОВЕДЕНИЕ В ПОЛИКУЛЬТУРНОМ МИРЕ СУБЪЕКТ  МЕЖКУЛЬТУРНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

УЧИТЕЛЬ

УЧЕНИК

Требования ФГОС

РАЗВИВАЕТ

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ И СОЗИДАТЕЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ

МИРОВОЗЗРЕНИЕ, ОСНОВАННОЕ НА ДИАЛОГЕ КУЛЬТУР

ТОЛЕРАНТНОЕ СОЗНАНИЕ И ПОВЕДЕНИЕ В ПОЛИКУЛЬТУРНОМ МИРЕ

СУБЪЕКТ МЕЖКУЛЬТУРНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ 1 4 2 5 3

КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ

1

4

2

5

3

Актуальность педагогического опыта обусловлена кардинальными изменениями в социальной жизни в стране в связи с возрастанием интеграции стран Европы и отсутствием реального общения с носителями языка, представителями иноязычной культуры

Актуальность педагогического опыта

обусловлена кардинальными изменениями в социальной жизни в стране в связи с возрастанием интеграции стран Европы и отсутствием реального общения с носителями языка, представителями иноязычной культуры

глобализация современного мира противоречия   отсутствие реального общения с носителями языка в условиях  традиционной классно-урочной системы .

глобализация

современного мира

противоречия

отсутствие реального общения

с носителями языка в условиях

традиционной классно-урочной системы .

Условия возникновения и становления педагогического опыта   Требования к условиям реализации основной образовательной программы основного общего образования

Условия возникновения и становления педагогического опыта

Требования к условиям реализации

основной образовательной программы основного общего образования

Проблема  речевые ошибки неумение решать коммуникативные задачи незнание социокультурных реалий неумение представить культуру страны в ситуациях межнационального общения изучение языка в отрыве от жизненных ситуаций снижение мотивации к изучению предмета

Проблема

речевые ошибки

неумение решать коммуникативные задачи

незнание социокультурных реалий

неумение представить культуру страны в ситуациях межнационального общения

изучение языка в отрыве от жизненных ситуаций

снижение мотивации к изучению предмета

Решение проблемы ВИДИТ РАЗЛИЧИЯ УПОТРЕБЛЕНИЯ ЯЗЫКОВЫХ ЕДЕНИЦ РОДНОГО И ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА ЗНАЕТ АНГЛОЯЗЫЧНЫЕ НОРМЫ РЕЧЕВОГО ПОВЕДЕНИЯ УЧЕНИК ЗНАЕТ ФАКТЫ ИЗ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ РОДНОЙ СТРАНЫ И СТРАНЫ ИЗУЧАЕМОГО ЯЗЫКА ОРИЕНТИРУЕТЯС В СИТУАЦИЯХ МЕЖКУЛЬТУРНОГО РЕЧЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ Достойный представитель родной культуры в условиях международного общения

Решение проблемы

ВИДИТ РАЗЛИЧИЯ УПОТРЕБЛЕНИЯ ЯЗЫКОВЫХ ЕДЕНИЦ РОДНОГО И ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

ЗНАЕТ АНГЛОЯЗЫЧНЫЕ НОРМЫ РЕЧЕВОГО ПОВЕДЕНИЯ

УЧЕНИК

ЗНАЕТ ФАКТЫ ИЗ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ РОДНОЙ СТРАНЫ И СТРАНЫ ИЗУЧАЕМОГО ЯЗЫКА

ОРИЕНТИРУЕТЯС В СИТУАЦИЯХ МЕЖКУЛЬТУРНОГО РЕЧЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

Достойный представитель родной культуры в условиях международного общения

Теоретическое обоснование педагогического опыта    А.Л. Бердичевский, А .Я. Касюк, Р.К. Миньяр-Белоручев, С.Г. Тер-Минасова - поиск путей для взаимосвязанного обучения языку и культуре  А.А.Миролюбов - важность культурологической направленности в практическом овладении общением на иностранном языке М.А. Богатырева, В.В. Сафонова - особенности социокультуралистики В.В. Воробьев, Г.В. Елизарова и др. - Лингвокультурологический подход при формировании межкультурной коммуникации Л.Г. Веденина, Е.М. Верещагин - лингвострановедческий аспект преподавания иностранного языка  В.С.Библер Г. Нойнер, В.В. Хохлов - влияние родной культуры на формирование представлений о культуре страны изучаемого языка

Теоретическое обоснование педагогического опыта

 

  • А.Л. Бердичевский, А .Я. Касюк, Р.К. Миньяр-Белоручев, С.Г. Тер-Минасова - поиск путей для взаимосвязанного обучения языку и культуре
  • А.А.Миролюбов - важность культурологической направленности в практическом овладении общением на иностранном языке
  • М.А. Богатырева, В.В. Сафонова - особенности социокультуралистики
  • В.В. Воробьев, Г.В. Елизарова и др. - Лингвокультурологический подход при формировании межкультурной коммуникации
  • Л.Г. Веденина, Е.М. Верещагин - лингвострановедческий аспект преподавания иностранного языка
  • В.С.Библер Г. Нойнер, В.В. Хохлов - влияние родной культуры на формирование представлений о культуре страны изучаемого языка
Формирование социокультурной компетенции технологии методы критическое мышление проектная деятельность обучение в сотрудничестве метод ассоциативных связей «Mind Map»  типы уроков игровые технологии «критических инцидентов» «культурных капсул» урок-путешествие (экскурсия) развивающее обучение урок-викторина «craftworks» информационно-коммуникационные урок с применением сравнительно-сопоставительный компьютерных технологий творческие мастерские «Outdoors /Green School/» интегрированные уроки урок-пресс-конференция

Формирование социокультурной компетенции

технологии

методы

критическое мышление

проектная деятельность

обучение в сотрудничестве

метод ассоциативных связей «Mind Map»

типы уроков

игровые технологии

«критических инцидентов»

«культурных капсул»

урок-путешествие (экскурсия)

развивающее обучение

урок-викторина

«craftworks»

информационно-коммуникационные

урок с применением

сравнительно-сопоставительный

компьютерных технологий

творческие мастерские

«Outdoors /Green School/»

интегрированные уроки

урок-пресс-конференция

Цели и задачи педагогического опыта цель формирование социокультурной компетенции школьников через осуществление комплексного социокультурного подхода на уроках и во внеурочное время 1. Обосновать и выявить педагогические условия формирования социокультурной компетенции 2. Разработать методическую модель формирования социокультурной компетенции 3. Разработать алгоритм формирования социокультурной компетенции задачи

Цели и задачи педагогического опыта

цель

формирование социокультурной компетенции школьников через осуществление комплексного социокультурного подхода на уроках и во внеурочное время

1. Обосновать и выявить педагогические условия формирования социокультурной компетенции

2. Разработать методическую модель формирования социокультурной компетенции

3. Разработать алгоритм формирования социокультурной компетенции

задачи

Технология педагогического опыта - идея деятельностного подхода обучения - акцент на обучение через практику, продуктивную работу учащихся в малых группах - использование межпредметных связей - развитие самостоятельности учащихся и личной ответственности за принятие решений

Технология педагогического опыта

- идея деятельностного подхода обучения

- акцент на обучение через практику, продуктивную работу учащихся в малых группах

- использование межпредметных связей

- развитие самостоятельности учащихся и личной ответственности за принятие решений

Единая система «урок-внеклассная работа» Диапазон опыта Выявление педагогических условий, способствующих достижению оптимального уровня сформированности социокультурной компетенции  Новизна  Комплексная работа по формированию социокультурной компетенции учащихся на уроках и во внеклассной работе по предмету, в тематическом расширении учебных ситуаций общения , в разработке дидактических материалов для урочной и внеклассной работы

Единая система «урок-внеклассная работа»

Диапазон опыта

Выявление педагогических условий, способствующих достижению оптимального уровня сформированности социокультурной компетенции

Новизна

Комплексная работа по формированию социокультурной компетенции учащихся на уроках и во внеклассной работе по предмету, в тематическом расширении учебных ситуаций общения , в разработке дидактических материалов для урочной и внеклассной работы

проанализирован генезис проблемы развития социокультурной компетенции школьников в методике, педагогике и психологии ; проведена диагностика (первичная и промежуточная) сформированности социокультурной компетенции у школьников и определена динамика личностного роста Результат изменений подобраны методы и система упражнений по формированию и развитию социокультурной компетенции у школьников по предмету и во внеурочное время); рост положительной мотивации к изучению предмета даны и проанализированы открытые отчетные уроки и проекты по теме исследования рост качества знаний обучаемых

проанализирован генезис проблемы развития социокультурной компетенции школьников в методике, педагогике и психологии ;

проведена диагностика (первичная и промежуточная) сформированности социокультурной компетенции у школьников и определена динамика личностного роста

Результат изменений

подобраны методы и система упражнений по формированию и развитию социокультурной компетенции у школьников по предмету и во внеурочное время);

рост положительной мотивации к изучению предмета

даны и проанализированы открытые отчетные уроки и проекты по теме исследования

рост качества знаний обучаемых

Требования к результатам обучения в области социокультурной компетенции Иметь представление о сходствах и различиях в традициях своей страны и страны изучаемого языка Знать особенности речевого, неречевого поведения в своей стране и стране изучаемого языка Ученик Быть готовыми к общению и сотрудничеству с людьми иной культуры Соблюдать принципы толерантности, речевого и социокультурного такта

Требования к результатам обучения в области социокультурной компетенции

Иметь представление о сходствах и различиях в традициях своей страны и страны изучаемого языка

Знать особенности речевого, неречевого поведения в своей стране и стране изучаемого языка

Ученик

Быть готовыми к общению и сотрудничеству с людьми иной культуры

Соблюдать принципы толерантности, речевого и социокультурного такта

Результативность Осознает себя как носителя русскоязычной культуры и межкультурной коммуникации Знает коммуникативные тактики ученик Чувствует ответственность за свою страну Понимает как использовать язык с учетом социокультурных факторов Может сопоставить явления из культуры родной страны и англоязычных стран Интересуется англоязычной и родной культурой Имеет расширенный словарный запас Личностные результаты Метапредметные результаты Предметные результаты

Результативность

Осознает себя как носителя русскоязычной культуры и межкультурной коммуникации

Знает коммуникативные тактики

ученик

Чувствует ответственность за свою страну

Понимает как использовать язык с учетом социокультурных факторов

Может сопоставить явления из культуры родной страны и англоязычных стран

Интересуется англоязычной и родной культурой

Имеет расширенный словарный запас

Личностные результаты

Метапредметные результаты

Предметные результаты

Диссеминация педагогического опыта  /механизм внедрения, распространения/      педагоги любой квалификации и любой предметной области Адресная направленность особенности развития социокультурной компетенции как способа формирования иноязычной коммуникативной компетенции Трудоемкость Условия реализации медиа -ресурсы принцип диалогической организации образовательной среды  технологии проектного обучения, информационно-коммуникативных

Диссеминация педагогического опыта /механизм внедрения, распространения/  

педагоги любой квалификации и любой предметной области

Адресная направленность

особенности развития социокультурной компетенции как способа формирования иноязычной коммуникативной компетенции

Трудоемкость

Условия реализации

медиа -ресурсы

принцип диалогической организации образовательной среды

технологии проектного обучения, информационно-коммуникативных

Требования к отбору материалов Аутентичность используемых материалов Учет интересов, увлечений, предпочтений учащихся Соответствие речевых высказываний литературной норме изучаемого ия Отбор и использоване учебных материалов с учетом принципа доступности и посильности

Требования к отбору материалов

Аутентичность используемых материалов

Учет интересов, увлечений, предпочтений учащихся

Соответствие речевых высказываний литературной норме изучаемого ия

Отбор и использоване учебных материалов с учетом принципа доступности и посильности

источники

1. Бердичевский А.Л. Содержание обучения иностранному языку на основе базовой культуры личности / А.Л. Бердичевский // Иностр. яз.в шк. – 2004. - №2.- С. 17-20

2. Бондаренко О.А. Формирование социокультуроведческой компетенции учащихся старших классов школ с углубленным изучением иностранного языка: ( на материале англ. яз. ): Автореф. дис. канд. пед. наук/ О.А. Бондаренко. – Н. Новгород: Издательство Нижегород. гос. лингвист. университета, 2000.– 23 с.

3. Булкин А.П. Социокультурная динамика образования/ А.П. Булкин. – Дубна: Феникс, 2001. – 208 с.

4. Воробьев Г.А. Развитие социокультурной компетенции будущих учителей иностранного языка (поиск эффективных путей) / А.Г. Воробьев//Иностранные языки в школе. – 2003. - №2. – С. 30-36

5. Соловова Е.Н, В.Г. Апальков, Развитие и контроль коммуникативных умений: традиции и перспективы. - М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2010

6. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования, 2012г

7. Цветкова, Т.К. Обучение иностранному языку в контексте социокультурной парадигмы / Т.К. Цветкова // Вопросы филологии. 2002. - № 2.-С. 109-115. 8. Цетлин, B.C. Реальные ситуации общения на уроке / B.C. Цетлин // Иностранные языки в школе. 2000. - № 3. - С. 24-27

Проект «Green school»

Проект «Green school»

Проекты социальной направленности

Проекты

социальной направленности