СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование универсальных учебных действий на уроках информатики

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье рассматриваются примеры заданий, направленных на формирование универсальных учебных действий на уроках информатики.

Ключевые слова: УУД, информатика, примеры заданий.

Просмотр содержимого документа
«Формирование универсальных учебных действий на уроках информатики»

Марфичева Инна Витальевна,

учитель математики МБОУ «Мгинская СОШ», п. Мга Кировского района Ленинградской области



Формирование универсальных учебных действий

на уроках информатики



Аннотация. В статье рассматриваются примеры заданий, направленных на формирование универсальных учебных действий на уроках информатики.

Ключевые слова: УУД, информатика, примеры заданий.



В истории развития человечества произошло несколько информационных революций – преобразований общественных отношений из-за изменений в сфере работы с информацией. Первая революция связана с изобретением письменности, при этом появилась возможность передачи знаний от поколения к поколениям. Вторая была вызвана изобретением книгопечатания. Третья была обусловлена изобретением электричества и появлением технических средств, позволяющих оперативно передавать и накапливать информацию в любом объеме. Четвертая связана с появлением компьютеров и телекоммуникационных сетей, что привело к лавинообразному увеличению количества информации, хлынувшего на каждого из нас [1].

Ориентироваться в этом, ежедневно обновляющемся, потоке становится все сложнее. Информация, которой владеет человек, требует постоянной коррекции. Мы должны не только обладать определенным набором знаний в той ли иной области, но и уметь применять их в повседневной жизни, анализировать и оценивать ход и результаты своей работы, обобщать и делать выводы, планировать будущую деятельность. На первое место выходит умение работать с информацией, обновлять, пополнять свои знания, используя все доступные источники и коммуникационные каналы, т. е. умение учиться. Эти умения формируются при изучении всех школьных предметов, но информатика в этом смысле предоставляет наиболее широкие возможности.

В качестве результатов школьного образования в области информатики сегодня рассматриваются не только предметные знания, но и универсальные учебные умения – действия, которые, в широком смысле, обеспечивают школьникам способность к саморазвитию и самосовершенствованию.

Универсальные учебные действия представляют собой целостную систему, в которой можно выделить следующие виды [2] (рис.1):


Рис. 1.


Школьная информатика предоставляет большие возможности для формирования УУД. Практические умения и навыки, формируемые на уроках информатики, необходимы каждому человеку для дальнейшей профессиональной деятельности.

Формирование и развитие УУД на уроках информатики происходит с помощью различных видов заданий [3] (таблица 1).

Таблица 1




Рассмотрим примеры задач, направленных на формирование универсальных учебных действий, которые можно использовать на уроках информатики.



  1. Задания для развития коммуникативных учебных действий.


    1. «Составь кроссворд».


Цель задания – формирование коммуникативных действий, направленных на усвоение основных понятий данной темы (умение сотрудничать в процессе создания общего продукта, умение точно и грамотно выражать свои мысли; выслушивать мнение членов команды, не перебивая, принятие коллективного решения).

Класс делится на группы по 8 человек. В группе каждая пара составляет кроссворд из слов, входящих в систему основных понятий по данной теме. Затем группы обмениваются кроссвордами, разгадывают их. В конце происходит взаимное оценивание.

Критерии оценивания:

  • количество слов;

  • качество формулировки вопросов;

  • правильность решения кроссворда.


Ниже приведены кроссворды созданные учениками 8 класса на обобщающем уроке по теме «Передача информации в компьютерных сетях». Кроссворды составлены так, чтобы в результате образовалось слово «интернет» (рис.2, 3):




Рис. 2.



Рис. 3.



1.2. «Интервью».


Цель задания – формирование коммуникативных действий, направленных на определение практического применения изучаемой темы (умение сотрудничать в процессе создания общего продукта, умение точно и грамотно выражать свои мысли, умение слушать собеседника, фиксировать, обрабатывать и анализировать полученную информацию).

Например, в 8 классе при изучении темы «Электронная почта и другие услуги компьютерных сетей» ученикам может быть предложено задание подготовить вопросы для интервью с родителями одноклассников и с учителями. Тема интервью: «Услуги компьютерных сетей». Затем результаты опроса должны быть обработаны и представлены классу в виде статьи, буклета или презентации.

Примеры вопросов:

  • Знаете ли вы, какие услуги предоставляются пользователям сети Интернет?

  • Какими услугами сети Интернет вы пользуетесь?

  • Как часто вы пользуетесь этими услугами?

  • Используете ли услуги сети Интернет в своей профессии?

  • Если используете, то как конкретно?

Критерии оценивания:

  • количество вопросов;

  • качество формулировки вопросов;

  • количество опрошенных участников;

  • качество фиксации информации;

  • качество представления результатов опроса.



  1. Задания для развития познавательных учебных действий.


2.1. «Конструктор».


Цель задания – поиск и выделение необходимой информации; анализ данных и синтез, как составление целого из частей.


В качестве примера приведу задания на конструирование объемных фигур с помощью графического редактора Paint[5]. Решение данных задач является пропедевтикой к изучению стереометрии. Они формируют у учащихся понятие объемной фигуры, умение строить эти фигуры и использовать их свойства при решении задач.


Рис. 4.



2.2. «Поиск лишнего».


Цель задания – поиск и выделение информации; анализ и синтез информации, построение логической цепи рассуждений, знаково-символическое моделирование.


В рамках изучения темы «Информационные процессы» в 5 классе учащимся можно предложить задание:


«Среди представленных предметов (рис.5) [4] найдите те, которые не являются:


а) носителями информации;


б) средствами передачи информации;


в) носителями информации или средствами передачи информации.


Рис. 5.


2.3. «Решение задач с помощью таблиц».


Цель задания – поиск и выделение информации; анализ и синтез информации, сравнение.


При изучении темы «Обработка информации» можно предложить следующие задачи [4] (рис.6 - 8):



Рис. 6.


Рис. 7.


Рис. 8.



  1. Задания для развития личностных учебных действий.


3.1. «Диетолог».


Цель задания – поиск и анализ информации, знакомство с рациональным режимом питания, формирование навыков здорового питания, актуализация сведений из личного жизненного опыта.


В ходе изучения темы «Электронные таблицы» в 9 классе может быть предложено задание:


«Калорийность рациона школьника 11-15 лет должна составлять в среднем 2500 Ккал в сутки. На завтрак приходится 35%, на обед - 40%, на полдник - 10%, на ужин - 15% калорийности суточного рациона. Найдите количество калорий, которые должны приходиться на каждый прием пищи школьника. Постройте круговую диаграмму по полученным данным» (рис.9).



Рис. 9.



Дополнительное задание для домашней работы: составьте меню (в виде ЭТ) на 1 день, учитывая калорийность на этикетке каждого продукта, или воспользовавшись таблицей калорийности продуктов, рекомендованных для питания школьников (на стенде в столовой).


3.2 «Тропинки памяти».


Цель задания – патриотическое воспитание, формирование интереса к культуре и истории родной страны и поселка, развитие умения применять математические знания в повседневной жизни.

Задача. Ежегодно 21 января наш поселок Мга отмечает годовщину освобождения от фашистских захватчиков. Расскажите о том, какие памятные места в нашем поселке повествуют о событиях Великой Отечественной войны.

*После того как учащиеся отвечают на вопрос, изображения памятников выводятся на экран (рис. 10).





Памятная табличка

на стене вокзала

поселка Мга


Рис. 10.



Далее предлагается задание: «В этот день мы с вами чтим память погибших и возлагаем цветы. Сколько маршрутов от нашей школы можно проложить, чтобы посетить 21 января все памятные места нашего поселка? Изобразите решение в виде графов с помощью программы MS Word».


Примеры выполнения задания на рисунке 11.


Рис. 11.



  1. Задания для развития регулятивных учебных действий.


4.1. «Найди ошибку».


Цель – формирование целевых установок учебной деятельности, выстраивание последовательности необходимых операций (алгоритм действий).


Например, в 9 классе, при изучении темы «Условный оператор в языке PascalABC» может быть предложено следующее задание (рис. 12)



Рис. 12.





4.2. «Диктант с взаимопроверкой».


Цель – развитие способности учащегося строить учебно-познавательную деятельность, учитывая все её компоненты, в том числе проверку, коррекцию и оценивание.


Предлагается 5 вопросов на тему «Системы счисления». После работы учащиеся обмениваются тетрадями. Учитель выводит на экран ключи и критерии оценки. Выполняется взаимная проверка работ и оценивание.


Вопросы и ключи (рис. 13 и 14):




Рис. 13.



Рис. 14.






Ссылки на источники

  1. Абдуллаев И. З. Информационное общество и глобализация: Критика неолиберальной концепции изд-во «Фан ва технология». – Т., 2006. – 191 с.

  2. Асмолов А. Г., Карабанова О. А. и др. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли: система заданий – М: Просвещение, 2010 – 159 с.

  3. Леухина Л. В. Формирование универсальных учебных действий на уроках математики // ТОП-ШКОЛА.РФ – URL: http://xn----8sb3aemcew1d.xn--p1ai/formirovanie-universalnyh-uchebnyh-dejstvij-na-urokah-matematiki [Дата обращения 27.02.2017]

  4. Босова Л.Л., Босова А.Ю., Информатика: рабочая тетрадь для 5 класса – М: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015 – 152 с.: ил.

  5. Босова Л.Л., Босова А.Ю., Информатика: рабочая тетрадь для 8 класса в 2 ч. Ч.2– М: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2017 – 88 с.: ил.

  6. Овсянникова Т.Ю., Сборник практических заданий по теме «Работа в графическом редакторе Paint» для учащихся 5 класса// URL.: https://infourok.ru/sbornik-prakticheskih-rabot-po-teme-graficheskiy-redaktor-paint-klass-1104204.html [Дата обращения 27.01.2018]