СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование вычислительных навыков учащихся начальной школы – один из способов овладения универсальными учебными действиями.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выступление на тему "Формирование вычислительных навыков учащихся начальной школы- один из способов овладения универсальными учебными дейсивиями. материал включает теоретическую и практическую часть.

Просмотр содержимого документа
«Формирование вычислительных навыков учащихся начальной школы – один из способов овладения универсальными учебными действиями.»



Формирование вычислительных навыков учащихся начальной школы – один из способов овладения универсальными учебными действиями.


Обучение математике является важнейшей составляющей начального общего образования.


Обеспечение достижения планируемых результатов начального общего образования по  учебному предмету «Математика» зависит  от уровня сформированности  вычислительных навыков учащихся. При переходе на ступень основного общего образования обучающийся обязан освоить навыки устного и письменного сложения, вычитания, умножения и деления натуральных чисел до 1000000.


Устные вычисления (счет в уме) – самый древний и простой способ вычисления. Хорошо развитые у учащихся навыки устного счета – одно из условий успешного обучения, как основа обучения математике.


СЛАЙД Устные вычисления формируют универсальные учебные действия:

- личностные (отношение к выполнению учебного задания, поведение, самооценка, взаимооценка, мотивация);

- регулятивные (постановка учебных целей, составление плана, последовательности действий, контроль внимания, оценка учебной деятельности, коррекция и прогнозирование результата);

- познавательные (анализ задания, перевод текста на язык математики, установление отношений между данными и вопросом, составление плана решения, моделирование, проверка и оценка выполнения задания);

- коммуникативные (учёт позиции собеседника, согласованность совместной деятельности, передача информации другим).


    Учителю надо обращать внимание на устный счёт с того самого момента, когда учащиеся приходят в начальную школу.

              Не научим считать в этот период – будем и сами в дальнейшем испытывать трудности в работе.


Учащимся 4 класса задала вопрос «Зачем считать в уме, если можно на калькуляторе?». На что ребята ответили: счёт в уме повышает интеллект ребёнка, развивает его способности, можем применить на практике ( посчитать сдачу в магазине), вести подсчет в уме, не искать листочки для подсчёта, разминка перед уроком.





Анализируя работы детей по формированию предметных умений выявилась проблема:  учащиеся начальных классов систематически допускают  типичные ошибки: СЛАЙД

- в сложении и вычитании натуральных чисел;

- в умножении и делении натуральных чисел;

- вычислительные ошибки в ходе выполнения различных заданий.


Что же может являться причиной? СЛАЙД

- возрастные и индивидуальные особенности младших школьников:

- незнание состава чисел в пределах 10, 20;

- незнание таблицы умножения;

- неумение пользоваться математическими алгоритмами, правилами;

- невнимательность учащихся;

- низкая мотивация обучения.

Для решения данной проблемы уделяю большое внимание практике устного счёта, который активизирует мыслительную деятельность, развивает память, знания об окружающей действительности, внимание, логическое мышление, автоматизирует вычислительные умения, то есть переводит их в вычислительный навык- т.е. какие операции и в каком порядке следует выполнять, чтобы найти результат арифметического действия, и выполнять эти операции достаточно быстро.


Навыки формируются при помощи целенаправленных упражнений. Для того, чтобы сформировался вычислительный навык нужно несколько раз повторять действия для сознательного запоминания. Многократное решение упражнений способствует понятию алгоритма вычислительного приёма.

Упражнения для устного счёта предлагаю учащимся как в устной (основанные на слуховом восприятии), так и в письменной форме (основанные на зрительном восприятии), используя элементы занимательности.

Важнейшими вычислительными умениями и навыками, которыми должны овладеть учащиеся начальной школы является:

* таблица сложения чисел в пределах 10 и 20 , соответствующие случаи вычитания;

* таблица умножения однозначных чисел и соответствующие случаи деления на уровне автоматизированного навыка;

* арифметические действия в пределах 100, 1000 ;

* действия с величинами.







Какими дидактическими играми я пользуюсь?

1* Даётся готовая картинка и нужно раскрасить её части в зависимости от ответа, который получается при вычислении. В интернете большое количество таких картинок. СЛАЙД 6

2* Это математические пазлы. (работают учителя)

3* Заполни пропуски: СЛАЙД 7


* 6 =

25 : 5 =

- 14 =


4*  «Подбери ответ» СЛАЙД 8 решают учителя




5* «Кто быстрее»,    


6* Игра в снежки.


7* Найди пару (играют учителя.


8* «Математический биатлон».

Читается задача и предлагается три варианта ответов.

Когда я с братом пришёл в спортзал, там уже были четверо наших ребят и тренер. Сколько теперь человек в спортзале? 9 8 7










9* Математический кроссворд


10* Расшифруй слово


11* Не скажу!

Учащиеся считают "цепочкой"от 1 до 40 по одному. Вместо чисел, которые, например, делятся на 2, они говорят "Не скажу!” В игре происходит целенаправленное формирование механизма произвольного переключения внимания.


12* Делится - не делится?

Учитель называет различные числа, а ученики поднимаются руку или хлопают в ладоши, если число делится, например на 3 (или другое) без остатка.



13* Умножение на 9 с помощью пальцев обеих рук.

14* Умножение на 9

Достаточно его умножить на 10 и вычесть из полученного умножаемое число. Сравним, что быстрее: 37*9=37*10 - 37=370-37=333













15* Умножение двузначного числа на 11. При умножении двузначного числа на 11, нужно между цифрой единиц и цифрой десятков вписать сумму этих цифр, причем, если сумма цифр больше 10, то единицу нужно прибавить к старшему разряду (первой цифре). Например: 23·11=253, т.к. 2+3=5, поэтому между 2 и 3 ставим цифру 5; 57·11=627, т.к. 5+7=12, цифру 2 ставим между 5 и 7, а к 5 прибавляем 1, вместо 5 пишем 6

А как бы вы прибавляли 38 к числу? Чтобы прибавить 38, надо сначала к числу прибавить 40, а затем вычесть 2 из полученной суммы.

16* Хочу предложить задания для устного счёта по теме: «Величины»

1. Крот может выкопать тоннель длиной до 300 метров, за одну ночь. Сколько выкопает за три ночи? 900м
2. Рыба-парусник является самой быстрой рыбой . За 4 часа она может проплыть 440 км. С какой скорость она плавает? 110км/ч
3. Зубр- самое тяжелое и крупное наземное животное. Высота зубра 200 см.Какой высоты зубр в м?
4. В козьем молоке в 5 раз меньше жира, чем в коровьем. Коровье молоко усваивается 80 минут, козье – 20 минут. Во сколько раз козье молоко усваивается быстрее? В 4 раза
5. Волки могут съесть 120 кг мяса за шесть приемов пищи. Сколько кг съедают за 1 прием пищи? 20 кг
6. Зуб слона  может весить до девяти килограмм. Вырази в г. 9000 г
7. Кенгуру, когда спасается бегством, прыгает на 300 см.Сколько это м? 3 м
8. У ужа родились детёныши длиной 20 см. Какой длины детёныш в дм? 2 дм


После проведения устного счёта обязательно устанавливаю обратную связь между учителем и учащимися. С этой целью при контроле, взаимоконтроле и самоконтроле использую различные средства отслеживания правильности проведённых вычислений: «Светофор, «Лесенка достижений», «Шкала успеха», условные знаки (руки на парте – верно, подняты вверх – ошибка), при необходимости провожу рефлексию (Сегодня я…, Я уже знаю…, умею…, могу..., У меня ещё не получается…).


Считаю, что именно вычислительным навыкам необходимо учителю уделять большое внимание на каждом уроке, ни в коем случае не следует забывать, что эти умения используются везде и всегда и формировать их нужно постоянно.













Пожалуйста, не забудьте правильно оформить цитату:
Михайлова И. И., Мендыгалиева А. К. Формирование вычислительных навыков младших школьников на уроках математике в начальной школе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 17. – С. 701–705. – URL: http://e-koncept.ru/2016/46315.htm.



Ключевые слова

: вычислительный навык, математика, начальная школа.







Список использованной литературы


  1. Аргинская И.И. Математика в системе общего развития. Начальная школа ± 2000.

  2. Бантова М.А. Система формирования вычислительных навыков. Начальная школа. – 1993. - №11.

  3. Бантова М.А. Ошибки учащихся в вычислениях и их предупреждение. Начальная школа. – 1982. -№8.

  4. Бантова М.А., Бельтюкова Г.В. Методика преподавания математики в начальных классах. Просвещение, 1984.

  5. Беденко М.В. Математический биатлон. – «Вако», 2004.

  6. Воронцов А.Б. Педагогическая технология контроля и оценки учебной деятельности. М. Издатель А.И. Расехаров, 200

  7. Елисеева В.В. Сложение и вычитание в пределах 10. Начальная школа. – 1991.

  8. Истомина Н.Б., Шмырёва Г.Г. Формирование навыков сложения и вычитания в пределах 10. Начальная школа. – 1987. №10.

  9. Петерсон Л.Г., Липатникова Л.Г. Устные упражнения на уроках математики, 1 класс: Методические рекомендации. – М., 2002.

  10. Программно – методические материалы. Математика. Начальная школа. М. «Дрофа», 2000.

  11. https://infourok.ru/statya-o-preemstvennosti-po-matematike-2730803.html

  12. https://.ru/blog/osushchiestvlieniie-prieiemstviennosti-pri-pieriekhodie-uchashchikhsia-iz-nachal-noi-shkoly-v-osnovnuiu.html


Проблеме формирования у учащихся вычислительных умений и навыков посвящены исследования М. А. Бантовой [Бантова, М.А. Система формирования вычислительных навыков / М. А. Бантова // Начальная школа. – 1993. – №11. – С. 38-43.], А. В. Белошистой [Белошистая, А. В. Методика обучения математике в начальной школе / А. В. Белошистая. – М.: Издательский центр ВЛАДОС, 2007. – 455 с., Белошистая, А. В. Прием формирования устных вычислительных умений в пределах 100 / А. В. Белошистая // Начальная школа. – 2001. – № 7. – С. 44-49.], Т. Е. Демидовой [Демидова, Т. Е., Тонких, А. П. Приёмы рациональных вычислений в начальном курсе математики / Т. Е. Демидова, А. П. Тонких // Начальная школа. – 2002. – № 2., Демидова, Т. Е. Рациональное вычисление в курсе математики начальных классов / Т. Е. Демидова, А. П. Тонких // Начальная школа плюс до и после. – 2001. – № 7. – С. 15-22.], О. А. Ивашовой [Ивашова, О. А. О вычислительной культуре младших школьников / О. А. Ивашова. – СПб., 1999. – С. 53-56.], О. Н. Ильиной [Ильина, О. Н. Проблема формирования вычислительных навыков младших школьников в современных условиях / О. Н. Ильина // Начальная школа. – 2006. – № 8. – С. 21-25.] и др.