СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование элементарных навыков научной грамотности учащихся младших и средних классов.

Категория: Завучу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сформировать экологическое сознание школьников, ограничиваясь рамками одного предмета «Человек и мир» невозможно, поэтому необходима интеграция научных знаний. Хочется отметить, что элементы экологического образования в начальных и средних классах имеют место на уроках русского языка и литературы, математики, трудового обучения.

Просмотр содержимого документа
«Формирование элементарных навыков научной грамотности учащихся младших и средних классов.»

Формирование элементарных навыков научной грамотности учащихся младших и средних классов.


Заместитель директора по учебной работе

ГУО «Боровская средняя школа Лепельского района»

Республика Беларусь

Микулёнок Жанна Юрьевна


Хочу подробнее остановиться на учебном предмете «Человек и мир» в 1-4 классах. Основной целью которого является формирование основ научного мышления ребенка в области природы и социума.

Достижение указанной цели предполагает решение следующих задач:

первоначальное знакомство ребёнка с методами естественных и социальных наук;

формирование элементарных понятий и представлений об объектах и явлениях природы и общественной жизни, подведение учащихся к элементарному пониманию связей в системе «природа-человек-общество» и осознание своего места в окружающем мире;

воспитание патриотизма, гуманного отношения ко всему живому, развитие потребности в познании природы и бережного отношения к ней;

формирование представления о том, что человек-часть природы и его здоровье и жизнь в значительной степени зависят от состояния окружающей среды;

формирование общеучебных и предметных умений, необходимых для дальнейшего овладения систематическими знаниями по биологии, географии, обществоведению, истории.

На астрономическом материале дети учатся строить развернутые гипотезы о небесных явлениях и проверять их в модельном эксперименте, в ходе которого они приходят к современным представлениям о Солнечной системе.

Систематическое рассмотрение некоторых исторических событий позволяет познакомить детей с общей конвой исторического развития родины от древности до современности.

Рассмотрение в историческом аспекте численности населения Земли, техники и технологии, использования энергетических ресурсов позволяет ученикам понять происхождение основных экологических проблем современности и определить собственную позицию по отношению к ним.

В основу содержательного компонента «Природа и человек» положена концепция экологического образования. Поэтому одна из важнейших задач учебного предмета «Человек и мир»- формирование у учащихся основ экологической культуры, что предусматривает усвоение ими определённых экологических знаний и умений.

В 1 классе в процессе наблюдений за сезонными явлениями учащиеся получают конкретные знания о растениях и животных. Во 2 классе элементарные знания о компонентах неживой природы- воздухе, воде, почве, их значение и свойствах служат основой формирования таких понятий как «живые организмы», «связь живой и неживой природы», «условия для жизни растений и животных».

В 3 классе знания о компонентах неживой природы расширяются в процессе знакомства с формами поверхности, водоёмами, полезными ископаемыми. Как и прежде, основными элементами знаний здесь являются знания о значении тех или иных компонентов природы, мерах по их охране.

В 4 классе учащиеся приступают к изучению содержательного блока «Мая Радзіма- Беларусь», который обеспечивает создание условий для перехода к систематическому изучению истории на II ступени общего среднего образования. Изучение этого блока ориентировано на осознание детьми своей принадлежности к белорусскому народу через ознакомление с важнейшими культурно-историческими ценностями Беларуси и примерами духовно-моральной деятельности исторических личностей. При усвоении блока «Мая Радзіма-Беларусь» предусматривается интегрирование природоведческих, географических знаний с литературными, обществоведческими, историческими.

Учебный предмет «Человек и мир» состоит из модулей естественно-научной и социально-гуманитарной направленностей и предусматривает изучение основ безопасности жизнедеятельности. На уроках отрабатывается навык обозначения событий во времени. Закрепление признания ребенком здоровья как наиважнейшей ценности человеческого бытия, умение заботиться о своем физическом здоровье и соблюдать правила безопасности жизнедеятельности. У учащихся есть возможность подготовить свой материал на заданную тему, а также свои вопросы и задания, что они делают с большим удовольствием.

Учебный предмет «Человек и мир» для 5 класса обеспечивает основу для усвоения учащимися в последующие годы фундаментальных закономерностей развития природы при изучении географии, биологии, астрономии. Цель данного учебного предмета в 5 классе- развитие интереса к естественным наукам, природе, ее изучение.

Достижение указанной цели предполагает решение следующих задач: формирование представлений о Вселенной и компонентах природы через их изучение; формирование умений вести наблюдения за природными объектами, явлениями и выражать результаты своих наблюдений; формирование умений разумного природопользования.

Учебный предмет «Человек и мир» в 5 классе обеспечивает преемственность в процессе перехода к изучению естественнонаучных дисциплин на основе обобщения знаний, полученных учащимися в 1-4 классах, дальнейшее развитие представлений о научной картине мира, качествах, свойствах компонентов природы, их взаимосвязи.

Содержание учебной программы представлено тремя разделами: «Земля и Вселенная», «Как люди открывали Землю», «Природа Земли».

В содержании учебной программы приоритетной является практическая деятельность учащихся, направленная на проведение опытов, наблюдений, изучения природных объектов своей местности, описания экологических последствий преобразования природы человеком.

В рамках внеклассной работы по учебным предметам в нашей школе проводится широкий спектр мероприятий, доказавших свой высокий научный потенциал. Формированию научной грамотности детей способствуют такие внеклассные мероприятия по учебным предметам, как детская научно-практическая конференция «Первые шаги в науку», Вернисаж исследовательских работ, веб-квест «Космос», интерактивная игра «Познай Беларусь», конкурс презентаций «Парад наук», конкурс докладов «Я познаю мир», предметные недели.

Подробнее хочется остановиться на некоторых мероприятиях

В феврале – марте 2016 года учащиеся 2 -4 классов приняли активное участие в сетевом проекте «Веб-квест. «Космос: вопросы и ответы».

Цели проекта: 

Формирование  у  школьников представлений о космическом пространстве, освоении космоса людьми.

Задачи проекта:

  • научиться работать в  сети Интернет

  • освоить приемы поиска информации

  • продолжать расширять представление детей о многообразии космоса

  • рассказать ребятам об интересных фактах и событиях космоса

  • дать детям знания об освоении человеком космического пространства, о значении космических исследований для жизни людей на Земле

  • познакомить с первым лётчиком-космонавтом Ю.А. Гагариным

Игра-исследование состояла из пяти этапов

I этап. Первый полёт в космос человека

Какая же задача стояла перед учителем?

Она состояла в том, чтобы организовать активную исследовательскую деятельность учащихся с источниками информации. Прежде чем совершить полёт в космос, детям необходимо было исследовать существующий опыт полетов в космос.

Основным продуктом деятельности учащихся на этом этапе стал лэпбук "Первый полёт человека в космос".

В лэпбук «Первый полет человека в космос» включены 9 элементов:

1. Мини-книжка «Юрий Гагарин - первый космонавт».

2. Кармашек с «космической едой».

3. Блокнотик «Требования к космонавтам».

4. Схема полета космического корабля «Восток».

5. Мини-книжка «Одежда космонавта».

6. «Характеристики полета».

7. Рисунок космического аппарата «Восток-1».

8. Круг «Первый полет».

9. Строение ракеты «Восток».

Ребята познакомились со следующими источниками информации:

Научно-производственному предприятию «Звезда» имени академика Г.И. Северина

Музей космонавтики

Государственный музей истории космонавтики имени К.Э. Циолковского 

Один день космонавта

После чего - исследовать/заполнить лэпбук.

Результаты работы на первом этапе были опубликованы в сообществе Google+.

II этап Предполётная подготовка

Второй этап веб-квеста был посвящен исследованию процесса подготовки космонавтов к старту и нослт соответствующее название -Предполётная подготовка.

Для участников (учащихся) была создана ситуация, когда необходимо собрать космический отряд для полёта и пройти подготовку.

На этом этапе предполагалось следующие направления организации деятельности учащихся: 

1. Исследование и изготовление шлема скафандра.

2. Исследование скафандра и изготовление бумажного космонавта.

3. Исследование и разработка собственной эмблемы полёта.

Форма промежуточной отчётности: совместное фото космического отряда/экипажа в шлемах с бумажным космонавтом (одним/несколькими) и эмблемой (одной/несколькими).

Подробнее о каждом направлении.

1. Исследование и изготовление шлема скафандра 

Исследовательская ситуация для детей: команде космонавтов необходимо сделать общее фото. Чтобы всем было ясно, что вы - космонавты, нужно использовать шлемы.

2. Исследование скафандра и изготовление бумажного космонавта: 

-исследование скафандра возможно провести, используя материалы/источники информации первого этапа и соответствующей части лэпбука

-с учащимися 3-4 класса после "посещения" выставки "Музей ОАО "НПП Звезда" 1952-2015" надо было составить интеллект-карту "Скафандр космонавта". Сервис для создания интеллект-карт bubbl.us.

III этап Запуск - Посадка

Третий этап веб-квеста был посвящен исследованию явлений запуска и посадки космических аппаратов и  проходил в русле инженерного образования учащихся.

Направлениями работы на этом этапе были:

Пневматическая система пуска ракеты                     

Амортизирующее устройство посадочного аппарата

Подробнее о каждой модели.

Пневматическая система пуска ракеты

Задача: спроектировать и собрать пневматическую систему пуска ракеты для запуска в космос. Последовательность работы: (1) разработка и сборка ракеты из трубочек (соломинок); (2) запуск ракеты с помощью воздушного шара; (3) улучшение/доработка ракет на основе результатов испытаний. 

Для работы использовали тетрадь наблюдений.

Обсуждали вопросы:

1. Как вы (дети) можете изменить ракету? Дети могут изменить: длину соломин, вес соломин; вес и форма спускаемого аппарата; количество и расположение рулей; количество воздуха в шаре.

2. Как добавление веса в область спускаемого аппарата или количество рулей влияют на полёт? Добавление веса к спускаемому аппарату или расположение рулей ближе к задней части помогает лететь ракете максимально прямо.

3. При запуске ракеты каким образом влияет угол запуска на место приземления?

После сборки устройства и запуска ребята анализировали удачные и неудачные запуски ракет. После чего вносили изменения в конструкции и снова запускали. Когда все проблемы были решены мы организовали соревнования, чья ракета быстрее летает; чья ракета точнее летает.

Сформулировали основные идеи испытания по следующим вопросам:

1. Какие особенности вашей конструкции помогли ракете поразить цель? 

2. После испытаний, какие изменения вы внесли в ваши ракеты и запуск? 

3. Как изменение угла запуска повлияло на полет вашей ракеты? 

После чего приступили к изготовлению амортизирующего устройства посадочного аппарата

Задача: спроектировать и собрать амортизирующую систему, которая будет защищать двух "космонавтов" во время приземления.

Последовательность работы: (1) разработка и сборка амортизирующий система из бумаги, соломин и мини-зефира (маршмэллоу); (2) провести испытания модели; (3) улучшение/доработка амортизирующего устройства на основе результатов испытаний.

Для работы использовали тетрадь наблюдений. В тетради амортизирующее устройство посадочного аппарата определяли как устройство мягкой посадки.

IV этап. Исследование солнечной системы

Четвертый этап веб-квеста был посвящен исследованию солнечной системы.

Познавательная деятельность учащихся направлена на подготовку к работе над итоговым продуктом этапа - диорама солнечной системе.

Следующие направления этапа:

1. Состав солнечной системы - Из чего состоит солнечная система?

2. Планеты солнечной системы: - Какие они, планеты солнечной системы?

3. Величины и порядок в солнечной системе - Если бы вместо..., то...?

Этот этап хорошо подошел для организации совместной творческой деятельности учащихся в группах.

1. Состав солнечной системы - Из чего состоит солнечная система?

 Задания:

- одновременно исследовать космические тела солнечной системы и заполнить "пробелы" в интеллект-карте "Солнечная система" 

- подписать космические теле на изображении солнечной системы

-подготовить по итогам работы (в группе) презентацию о космических телах солнечной системы

2. Планеты солнечной системы - Какие они, планеты солнечной системы?

Задания:

-исследовать планеты солнечной системы и заполнить (индивидуально) "Доклад о планете" 

3. Величины и порядок в солнечной системе - Если бы вместо..., то...?

Задания:

после анализа источников информации были предложены упражнения: расположить в порядке возрастания/ убывания размеров планет;

расположить в прямом/ обратном порядке планеты и т.п. 

диорама солнечной системы , которая должна включать солнце, планеты и минимум два других космических тела; каждый объект следует промаркировать.

После изготовления диорамы подготовили в группах презентации солнечной системы.

4. Написали отзыв на доске Padlet.com

V этап веб-квеста "Интервью с инопланетянами"

посвящен развитию у учащихся воображения, фантазии, творческих способностей; умению составлять рассказы, проводить интервью; развитию коммуникативных умений; умений совместной творческой деятельности.

1) Интервью с инопланетянами

 Порядок проведения:

-определить планету для приземления.

-изобразить инопланетян(ина) выбранной планеты/ изготовить бумажную модель 

-учащихся познакомить, что такое интервью и как его проводить

-предложить составить вопросы для интервью

-выбрать не менее трех вопросов и провести интервью

-оформить результаты

2) Представить себя журналистами-очевидцами:

-подготовить "новости" - новости космоса на основе реальных событий с изображениями (взяты с реальной новости на сайте) и 1-3 абзацев адаптированного для учащихся текста собственно новости

...и возвращаемся на Землю для подведения итогов полёта!

Каждая команда придумала название, девиз и эмблему. По итогам веб-квеста была сделана презентация всех участников проекта.

Еще одно важное мероприятие не могу оставить без внимания. Это научно-практическая конференция для учащихся 5-7 классов «Первые шаги в науку». Её задачи:

поддержание детей, проявляющих интерес к исследовательской деятельности;

содействие развитию интеллектуально-­творческих способностей учащихся, формированию исследовательского подхода к обучению;

повышение интереса младших школьников к творческой деятельности;

привлечение детей к работе с различными источниками (книги, Internet).

Темой ежегодной научно-практической конференции учащихся «Первые шаги в науку» в этом учебном году была экология.

Экологическое воспитание детей в условиях неблагоприятной экологической обстановки, которая сложилась у нас в республике после аварии на ЧАЭС, имеет свою специфику. Чтобы избежать новых проблем, связанных с взаимодействием общества и окружающей среды, необходимо у подрастающего поколения заложить основы экологической культуры, сформировать экологический стиль мышления.

Природное окружение является одним из факторов, влияющих на патриотическое воспитание. Любовь к природе у детей не приходит сама собой – ее нужно пробудить. А любовь к родной природе - это часть любви к Родине, значит это часть патриотического воспитания. Дети школьного возраста, включая старшеклассников, проявляют заботу и бережное отношение лишь к тем объектам природы, о которых имеют достаточно глубокие и разносторонние знания, в других случаях в их поведении проявляется нейтрально-безразличное отношение, а часто и просто отрицательное.

На сегодняшний день в мире существует множество экологических проблем, однако наиболее пристальное внимание уделяется глобальной проблеме загрязнения атмосферного воздуха планеты. К настоящему времени накопилось много научных данных о том, что загрязненность атмосферы достигла опасных для здоровья людей размеров

Учащиеся 5-7 классов выступили с исследовательскими работами экологической тематики. На нескольких работах хочу остановиться подробнее.

Целью исследовательской работы «Изучение загрязненности воздуха д. Боровка методом лихеноиндикации», выполненной учащимися нашей школы, являлось изучение степени загрязненности воздуха д. Боровка и проведение долговременных мониторинговых исследований качества воздуха в деревне. Практическая значимость работы заключалась в выявлении территорий с максимальным и минимальным загрязнением воздушной среды д. Боровка, а так же разработке рекомендаций по улучшению состояния воздуха.

Главным для выполнения работы был избран метод биоиндикации, в котором биоиндикаторами являются лишайники, произрастающие на деревьях данной территории, так как это широко распространенные организмы с достаточно высокой выносливостью к климатическим факторам и чувствительностью к загрязнителям окружающей среды. На технологическом этапе работы широко применялся метод измерения, который дал точные, количественно определенные сведения о частоте встречаемости и площади покрытия лишайниками деревьев. Полученные данные были проанализированы и на их основе давалась комплексная оценка состояния воздуха в д. Боровка, а так же прогнозировались возможные изменения в будущем. На основе полученных результатов была составлена карта « Степень загрязненности воздуха д. Боровка». Карта является основой для долговременного мониторинга состояния среды на данной территории.

В результате проведенных исследований было установлено, что на большей части территории д. Боровка воздух является чистым (балл оценки – 5) . Ухудшение качества воздуха наблюдается в районах автодорог и котельной, где балл оценки снижается до отметки 4 - 3. Максимально загрязненной является территория вокруг автодороги, расположенной в естественном понижении рельефа на юго – востоке населенного пункта, куда стекаются загрязненные потоки воздуха с вышележащих территорий и происходит застой вредных выхлопных газов.

В Боровской средней школе отношение к окружающей природе всегда было трепетным. Поэтому никто не был против посадки молодого плодового сада на школьном приусадебном участке. Да и дата - 65 – летие Великой Победы - пришлась как нельзя кстати. Так весной 2010 года в д.Боровке появился новый школьный сад. Он стал замечательным подарком выпускников ученикам и учителям школы, да и просто жителям всего поселка, а мы своей исследовательской работой способствовали его появлению. Сад прекрасен в любое время года: и когда набухают почки, и в пору цветения, и украшенный прекрасными плодами, когда ветки склоняются до самой земли. Каждый найдет в саду что-то для себя новое и необычное. И что очевидно уже сейчас – никто не останется к нему равнодушным.

Главный вопрос, который стоял перед всеми участвующими при закладке сада – какие плодовые деревья посадить и как не ошибиться с сортом. Их сейчас огромное количество, более 2000 только в Беларуси. Поэтому учащимися 6 классов под руководством учителя биологии Тухто Е.А. была проведена исследовательская работа по выбору сортов плодовых деревьев «Путешествие за сортом». Поэтому сперва определились с главными требованиями, чтобы сорт был ранним, ежегодным, с обильным пло­доношением, непри­хотливым к почвенным условиям и обладать достаточной зимостойкос­тью для нашей климатической зоны, не ронять своих плодов ни от действия засухи, ни от ветров, деревья должны хорошо развиваться, не быть слишком тре­бовательными к почвенной влаге и не поражаться паршой.

Таких идеальных сортов очень ма­ло, но, изучая многочисленные сорта, можно подобрать, к при­меру, из сотни один – два приемлемых. И это уже большой успех.

После долгих и серьезных изучений разнообразия сортов яблонь и груш, отвечающих установленным критериям, учащиеся выбрали лучшие. Учли и советы специалистов плодопитомника « Сад», где закупали саженцы яблонь и груш.

Проект «Путешествие за сортом» получил диплом 2 степени на областном конкурсе научно-исследовательских проектов учащихся Витебской области.

Сформировать экологическое сознание школьников, ограничиваясь рамками одного предмета «Человек и мир» невозможно, поэтому необходима интеграция научных знаний. Хочется отметить, что элементы экологического образования в начальных и средних классах имеют место на уроках русского языка и литературы, математики, трудового обучения.


Список литературы:

  1. Г.В.Трафимова. Человек и мир. 3 класс. О чем в учебнике не прочитаешь. Пословицы, загадки, интересные факты. Минск, Аверсэв, 2015, 208 с.

  2. Г.В.Трафимова. Мая Радзіма — Беларусь. 4 клас. Кніга для чытання. Минск, Аверсэв, 2015, 156 с.
  3. Г.В.Трафимова. Олимпиады по предмету «Человек и мир». 2 классы Минск, Аверсэв, 2014, 320 с.
  4. Г.В.Трафимова. Человек и мир. 1 класс. Чудеса родного края. Книга для чтения. Минск, Аверсэв, 2013, 176 с.
  5. Л.І Асіпчук. Мая Радзiма — Беларусь: тэматычныя распрацоўкi ўрокаў. 4 клас, Мазыр, Содействие, 2011, 108 с.
  6. Паноў, С. В. Мая Радзіма — Беларусь: 4-ты клас: рабочы сшытак: дапаможнік для вучняў устаноў агульнай сярэдняй адукацыі з беларускай і рускай мовамі навучання: дадатак да падручніка “Чалавек і свет”.Мінск, Аверсэв, 2014, 64 с.
  7. Учебные программы для учреждений общего среднего образования с русским языком обучения, 1-4 класс, 2012, 240 с.
  8. Н.И.Запрудский. Современные школьные технологии-2.Минск, Сэр-Вит, 2011, 252 с.
  9. Н.И.Запрудский.Контрольно-оценочная деятельность учителя и учащихся. Минск, Сэр-Вит, 2012,160 с.