
«Формирование у учащихся мотивации
к регулярным занятиям физической культурой
и спортом через внеурочную физкультурно-оздоровительную деятельность»
из опыта работы учителя физической культуры
Турковой Нины Николаевны
Моя деятельность в качестве учителя физической культуры началась в 1978 году. За годы моей работы в школе я овладела методикой ведения уроков физической культуры, приобрела опыт организации внеклассной занятости учащихся спортом. Постепенно пришло понимание важности того, что я делаю; возникла необходимость осмыслить результаты своей деятельности, сформулировать ее основные принципы. В настоящее время образовательная политика государства и ФГОС направлены на эффективное использование ресурсов школы для занятий физической культурой и спортом, на формировании физически здоровой личности, способной активно использовать ценности физической культуры для укрепления собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности и организации активного отдыха. Много лет работая с детьми, я замечала снижение уровня положительной мотивации к занятиям спортом, из-за популяризации телевидения и интернета, возрастания объема учебной нагрузки, современные школьники все меньше двигаются, больше сидят за компьютерами, увеличивая нагрузку на глаза, усугубляя нарушения осанки, недостаточное количество времени проводят на свежем воздухе. Таким образом, у меня возникла необходимость изучения аспектов мотивации школьников, поиска и внедрения новых форм и методов обучения, которые позволили бы повысить интерес к урокам физической культуры, создать положительный эмоциональный фон, активизировать двигательную деятельность учащихся.
Я считаю, что эта проблема имеет особую актуальность, так как мотивационная сфера школьника является основным компонентом в процессе организации учебной деятельности. Она отражает интерес ученика к занятиям, его активное и осознанное отношение к ним. От того насколько развита мотивация к занятиям, во многом зависит эффективность обучения, уровень достигнутых учащимися результатов, а значит и их развитие в целом. Успешность решения этого вопроса во многом зависит от того, как организована работа учителя и учащихся на занятиях, от методов и средств, используемых учителем. Главная задача организовать урок, внеурочную и внеклассную деятельность так, чтобы вызвать интерес у детей к занятиям физической культурой и к окончанию школы подготовить физкультурно-образованных и хорошо физических развитых молодых людей.
Актуальность данной проблемы определила выбор темы моего педагогического опыта.
И я пришла к выводу, что внеклассная спортивно-массовая и оздоровительная работа – одно из важнейших направлений системы воспитательной работы школы по формированию мотивации к регулярным занятиям физической культурой.
Внеклассные занятия углубляют и расширяют знания, навыки и умения, полученные на уроке, повышают интерес к предмету, развивают личностные качества учащихся. Для меня внеклассные занятия помогают лучше узнать индивидуальные возможности своих учеников, выявить среди них одаренных учащихся, проявляющих интерес к занятиям физической культурой и любимому виду спорта, а также всячески направлять развитие этого интереса.
Основная цель внеурочной деятельности – приобщение детей к социальным и культурным ценностям общества, создание максимально благоприятных условий для умственного, нравственного, эмоционального и физического развития каждого школьника с учетом их индивидуальных склонностей и потребностей.
Для реализации этой цели я ежегодно разрабатываю план физкультурно-оздоровительных мероприятий в школе.
Своей главной задачей считаю не только научить обучающихся правильно двигаться, выполнять набор упражнений, но и понимать, как средствами физической культуры можно в течение всей жизни поддерживать организм в наилучшей форме.
В своей работе я использую разные образовательные технологии, но особое значение я уделяю здоровьесберегающим технологиям: создание условий для выполнения санитарно-гигиенических требований при организации образовательного процесса, инновационных форм учебно-воспитательной деятельности.
В школе созданы благоприятные условия для организации внеурочной деятельности физкультурно-оздоровительного направления. Успешно реализуются программы «Здоровье и образование».
Для проведения спортивно-массовых мероприятий школа имеет необходимое количество помещений, территорий и сооружений: два спортивных зала, стадион, спортивная площадка, лыжная база, актовый зал, кабинет для занятий ритмикой и хореографией, зал для занятий общефизической подготовкой. Имеется достаточное количество инвентаря. В школе проводятся соревнования по гимнастике, легкой атлетике, настольному теннису, баскетболу, футболу. Ежегодно проводится месячник спортивно-массовой и оздоровительной работы с охватом всех учащихся школы.
Данные спортивные мероприятия проводятся по возрастным группам с учетом состояния здоровья и уровня физической подготовленности занимающихся. Мероприятия проводятся как среди учащихся одной параллели, так и среди сборных команд.
Важнейшей составной частью моей внеурочной деятельности является участие в проведении предметной недели физической культуры, ставящей своей целью:
пропаганду предмета «физическая культура»;
вовлечение учащихся школы в кружковую и секционную деятельность;
выявление сильнейших спортсменов класса и школы;
пропаганду здорового образа жизни.
Во время предметной недели я демонстрирую свое мастерство и обмениваюсь опытом работы с коллегами, проводя открытые уроки и внеклассные мероприятия по предмету, организуя мастер-классы.
Неделя открывается выставкой дипломов, грамот, кубков, завоеванных в различных соревнованиях учащимися школы. В течение недели ежедневно проходят спортивные соревнования, охватывающие учащихся 3-11 классов. Заключительным мероприятием является спортивно-развлекательный праздник старшеклассников 10-11 классов, где участвуют сборные команды юношей и девушек. Подведение итогов и награждение победителей, вручение грамот и призов происходит по окончании проведенных мероприятий. Закрывает неделю общешкольная линейка, на которой подводятся общие итоги предметной недели, отмечаются лучшие спортсмены классов и классные руководители.
Совершенствовать двигательные навыки и умения, технические элементы и тактические взаимодействия в спортивных играх, гимнастике, настольном теннисе школьникам помогают занятия в спортивных секциях. В школе работает 7 спортивных секций, в которых занимается около 350 учащихся. Я веду занятия в секциях волейбола, баскетбола, которые посещает 60 школьников. На секциях я провожу подготовку школьников к участию в соревнованиях районной спартакиады, сдачи норм комплекса ГТО.
За последние три года значительно увеличилось количество занимающихся в спортивных секциях, что, несомненно, положительно отразилось на результатах школьной и районной спартакиад.
С 2009 по 2015 годы наша школа занимает 1 место в районной спартакиаде обучающихся.
Школа принимала участие в региональном этапе всероссийского конкурса «Олимпиада начинается в школе» и стала его призером.
Учащиеся школы показывают высокие спортивные результаты в соревнованиях по гимнастике, легкой атлетике, баскетболе, футболе.
Мои воспитанники регулярно принимают участие в соревнованиях областной спартакиады, «Президентские состязания», «Президентские спортивные игры» и достигают высоких результатов (2012 год – 2 место).
В школе регулярно проводятся конкурсы «Лучший спортивный класс» и «Лучший спортсмен школы», а также традиционные турниры по баскетболу и волейболу с участием учащихся и учителей, спортивные праздники старшеклассников «Спортивный ринг», «Путешествие по стране Спортландия», «Праздник волейбола», «Мисс спорта», фестиваль ГТО.
Большое значение я уделяю организации и проведению Дней здоровья в школе. Общешкольные массовые Дни здоровья приурочиваются к началу и окончанию учебного года, праздничным датам.
Это праздники спорта для всей школы, с олимпийской атрибутикой и марш-парадом всех учащихся школы с 1 по 11 классы, разнообразием видов соревнований (легкая атлетика, волейбол, баскетбол, футбол, туристическая эстафета, а также полоса препятствий). В этих мероприятиях принимают участие весь педагогический коллектив школы. Большинство учителей оказывают помощь в судействе соревнований.
Огромной популярностью пользуются спортивные праздники и встречи с олимпийскими чемпионами В. Чаплыгиным, с известными спортсменами области В. Ляховой.
В школе регулярно провожу олимпийские уроки.
Я большое значение уделяю профилактике вредных привычек. Использую разные формы работы, беседы, устные журналы, просмотр видеофильмов о здоровом образе жизни. В рамках этой работы ежегодно проводится акция «Спорт – против наркотиков».
Значимое место в работе по формированию мотивации к занятиям спортом я отвожу взаимодействию с семьями обучающихся. Начиная работу в начальных классах, на первом родительском собрании разъясняю родителям важность регулярных занятий физическими упражнениями, их профилактическое и лечебное значение, а также вовлечение детей в занятия спортивных секций. Между мной и родителями вырабатывается единство взглядов в отношении к здоровью и физическому развитию ребенка.
Наиболее эффективными формами сотрудничества с родителями в физическом воспитании детей стали семейные соревнования «Папа, мама и я – спортивная семья», совместные турниры, туристические подходы, поездки на соревнования.
Улучшение физической подготовленности учащихся, создание потребности в здоровом образе жизни, развитие личностных и спортивных качеств подростков возможно только при взаимосвязи урочных и внеурочных форм занятий, активного участия учащихся в спортивно-массовых мероприятиях школы и района. В результате укрепляется здоровье детей, формируется потребность систематически заниматься физической культурой, спортом, познавать свои физические резервы, добиваться успехов.
Я считаю, что комплексное решение образовательных, воспитательных и оздоровительных задач в урочной и внеурочной деятельности в соответствии с принципами дифференциации и индивидуализации являются основой формирования мотивации к занятиям физической культурой, развития двигательных умений и навыков, а также ведения здорового образа жизни. Данная система преподавания позволила мне со своими воспитанниками достигнуть высоких спортивных результатов в учебной и внеурочной деятельности.
7