СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование теоретических знаний у учащихся основного уровня образования по физической культуре посредством инновационных технологий

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Опыт Высоцкой И.Н. может быть применен в общеобразовательных учреждениях любого типа, использован преподавателями, работающими по общеобразовательной программе, по программе для профильных классов, по адаптированным программам для детей с ОВЗ,  а также во внеурочной деятельности для учащихся основного уровня образования.

Просмотр содержимого документа
«Формирование теоретических знаний у учащихся основного уровня образования по физической культуре посредством инновационных технологий»

Высоцкая Ирина Николаевна

Управление образования администрации

Старооскольского городского округа

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Основная общеобразовательная школа №17»












«Формирование теоретических знаний учащихся основного уровня образования по физической культуре посредством инновационных технологий»
















Высоцкая Ирина Николаевна,

учитель физической культуры,

МБОУ «ООШ №17»








Старый Оскол

2016


Содержание

Раздел I. Информация об опыте 3

Раздел II. Технология опыта 6

Раздел III. Результативность опыта 8

Библиографический список 10

Приложения 13


Раздел I. Информация об опыте

Тема опыта.

«Формирование теоретических знаний по физической культуре у учащихся основной школы с применением инновационных методов обучения».

Опыт по данной теме отвечает требованиям современного образования, является актуальным, так как повышение образованности в области физической культуры является одной из важных задач в концепции развития физической культуры и спорта в Российской Федерации. Реализация задач физического образования не возможна в полной мере без получения школьниками специальных знаний по предмету "Физическая культура".

Формирование знаний о физической культуре – непременное условие сознательного овладения учащимися двигательными умениями и навыками. Практика свидетельствует, что чем больше у детей знаний о физической культуре, чем больше развивается у них мыслительный компонент двигательной деятельности – тем выше результаты в освоении умений и навыков, воспитании двигательных способностей, привитии интереса к  занятиям физической культурой и спортом, формировании потребности в них. Отсутствие понимания такого единств является одной из причин низкой физкультурной активности школьников и отсутствия должного ее проявления в их образе жизни.  В связи с этим возникает необходимость формирования у подрастающего поколения соответствующих знаний.

Условия возникновения, становления опыта.

Свою педагогическую деятельность автор осуществляет в муниципальном общеобразовательном учреждении «Основная общеобразовательная школа № 17» города Старый Оскол Белгородской области. Школа расположена в микрорайоне Жукова в северо-восточной части города. Данное учреждение функционирует на протяжении 36 лет, имеет свои традиции обучения и воспитания, основанные на личностно-ориентированном подходе.

Контингент учащихся по уровню здоровья и уровню физической подготовленности разнороден. Но с каждым годом растет процент учащихся, отнесенным к подготовительной и специальной медицинским группам. Появляются учащиеся, освобожденные от практической части урока физической культуры, увеличивается количество учащихся обучающихся на дому по состоянию здоровья. Это заставляет учителя пересматривать методы организации обучения в направлении усиления инструктивной функции урока.


Актуальность опыта.

В ходе модернизации образования, одной из основных задач в преподавании предмета «физическая культура» становится освоение знаний о физической культуре и спорте, их истории и современном развитии, роли в формировании здорового образа жизни.

Ведущая педагогическая идея опыта заключается в создании необходимых условий для формирования теоретических знаний по физической культуре у учащихся основной школы с применением инновационных технологий.

Длительность работы над опытом

Работа над опытом осуществлялась в несколько этапов.

Ι этап – начальный (констатирующий) – 2013– 2014 учебный год.

ΙΙ этап – основной (формирующий) – 2014 – 2015 учебный года.

ΙΙΙ этап – заключительный (контрольный) – сентябрь 2015 – декабрь 2015 года.

На первом этапе изучались инновационные методики формирования знаний у учащихся основной школы в обучении предмету «физическая культура». Анализировалась научно-методическая и учебно-методическая литература по исследуемой проблеме. Были разработаны тестовые задания для контроля за уровнем развития теоретических знаний учащихся 5-9 классов. Была проведена диагностика по выявлению уровня теоретических знаний.

На втором этапе осуществлялось внедрение современных инновационных методов обучения для формирования теоретических знаний на уроках физической культуры, в ходе выполнения которых, осуществлялась оценка эффективности их применения.

На третьем этапе осуществлялось обобщение результатов деятельности, проведена повторная диагностика уровня теоретических знаний, корректировалась разработанная система занятий.

Диапазон опыта.

Используемые автором методы и приемы организации учебного процесса прослеживаются в системе уроков и внеурочных мероприятиях по предмету.

Теоретическая база опыта.

Обобщенный опыт специалистов в области физической культуры, исследовавших проблему формирования знаний у учащихся на уроках физической культуры, доказывает важность дальнейших исследований в этом направлении [5]. О целесообразности и необходимости осознанного отношения занимающихся к своему здоровью, физическому состоянию начал говорить еще П. Ф. Лесгафт [6]. Принципы, на которых должен строиться процесс физического воспитания и в частности процесс формирования знаний в настоящее время, сформулированы создателями современной теории физической культуры Н.И. Пономаревым (1975 г.), Л.П. Матвеевым (1979 г.), В.И. Столяровым (1984) и др. О значении формирования знаний по физической культуре у учащихся существует значительное количество публикаций (В.К. Бальсевич -1987-1999 г. Л.К. Завьялов — 1990-1999, Виленский М.Я. - 1990 г. и др.).

Наиболее полно подошел к проблеме путей формирования теоретических знаний старшеклассников Ю.В. Менхин (2003), который отметил, что комплекс требований, в представленном виде отсутствовал в системе физического воспитания школьника, еще не осмыслен педагогами и не вошел в образовательный стандарт. Весь представленный набор знаний и умений сам по себе не возникает даже у одаренных детей. Он должен быть развит и сформирован в ходе специально организованного учебно-педагогического процесса в системе физического воспитания учащихся общеобразовательной школы [12].

Вместе с тем, как показывают результаты исследований (А.П. Матвеев, 1997; H.A. Герасимова, 2003; В.П. Лукьяненко, 2007 и др.) в настоящее время уровень теоретической подготовленности учащихся старших классов остается очень низким [11,2,7,8]. Особенно плохо знают старшеклассники «Медико-биологические основы физической культуры» и «Базовые виды физкультурно-спортивной деятельности», причем девушки имеют знания на порядок ниже по уровню, чем юноши. Вместе с тем, исследований, посвященных разработке проблемы формирования знаний у учащихся старших классов очень мало. Так, например, группа авторов (Ф.И. Собянин, В.В. Сокорев, А.Ф. Куликов, И.П. Куликов, 2004) исследовали уровень теоретической подготовленности учащихся старших классов[15,16], особенности преподавания теории физической культуры в школе, В.А.Курочкин (2004) исследовал освоение школьниками знаний по физической культуре как средство формирования у них положительной физкультурной мотивации, Е.В. Макаревич (2000) также рассматривал знания учащихся в сфере физической культуры в связи с их здоровым образом жизни. [9,10]

Анализ литературы показывает, что в теории и методике преподавания физической культуры в школе еще практически не использован огромный потенциал новых педагогических технологий. Современные методы обучения — активные методы формирования компетенций, основанные на взаимодействии обучающихся и их вовлечении в учебный процесс, а не только на пассивном восприятии материала.

Новизна опыта заключается в определении наиболее эффективных средств и методов формирования знаний у учащихся основной школы на уроках физической культуры и во внеурочное время с применением инновационных методов обучения

Условия реализации опыта

Опыт может быть применен в общеобразовательных учреждениях любого типа, использован преподавателями, работающими по общеобразовательной программе, по программе для профильных классов, а также во внеурочной деятельности для учащихся основной школы.


Раздел II. ТЕХНОЛОГИЯ ОПЫТА

Повысить образовательную функцию урока на современном этапе одними только традиционными технологиями уже не представляется возможным в полной мере. Поэтому автор обратился к современным образовательным технологиям. Использование широкого спектра современных педагогических технологий дает возможность продуктивно использовать как учебное, так и внеурочное время и добиваться высоких результатов в обучении учащихся


Цель: определить средства и методы применения инновационных технологий обучения в комплексе с другими средствами для повышения уровня теоретической подготовленности учащихся 5-9 классов по дисциплине «Физическая культура».

Задачи:

  1. Выявить уровень теоретической подготовленности по дисциплине «Физическая культура» у учащихся 5-9 классов;

  2. Создать условия для овладения обучающимися на уроках и во внеурочной деятельности проектно-исследовательскими умениями;

  3. Использовать наряду с традиционными формами интерактивных форм уроков, направленных на формирование умений и навыков самостоятельного поиска научных знаний.


Организация образовательного процесса.

В настоящий момент в школьном образовании применяют самые различные педагогические инновации. Тем не менее, для повышения уровня знаний учащихся, можно выделить наиболее характерные инновационные технологии.


Технология уровней дифференциации

Под дифференцированным физкультурным образованием понимается целенаправленное физическое формирование человека посредством развития его индивидуальных способностей.

Технология дифференцированного формирования знаний и методических умений предполагает:

- выявление уровней обученности школьников с помощью теоретических тестов (служит основанием для выявления учащихся с высоким и низким уровнем мотивации на обучение);

-деление содержания программы.

В зависимости от уровня мотивации на обучения учащимся предлагаются задания разные по сложности, содержанию, объёму. Это могут быть: небольшие сообщения, более развёрнутые доклады, рефераты, проектная деятельность (презентации), составление комплекса разминки и т. д.

Информационно - коммуникативные технологии

Информатизация системы образования – одно из приоритетных направлений модернизации образования. Богатейшие возможности для этого предоставляют современные информационные компьютерные технологии. Сегодня компьютерная грамотность учителя и ученика достаточна для того, чтобы свободно работать на персональном компьютере и получать необходимую дополнительную информацию из различных источников.

Наиболее популярными областями применения информационных технологий в обучении является получение новых знаний, контроль знаний и самообразование.

Уроки физической культуры включают большой объём теоретического материала, на который выделяется минимальное количество часов, поэтому применение электронных презентаций позволяет эффективно решать эту проблему.

Целью презентации может быть:

- актуализация знаний;

- сопровождение объяснения учителем нового материала;

- первичное закрепление знаний;

- обобщение и систематизация знаний.

Использование презентаций целесообразно на любом этапе изучения темы и на любом этапе урока. Данная форма позволяет представить учебный материал как систему ярких опорных образов, что позволяет облегчить запоминание и усвоение изучаемого материала. Подача учебного материала в виде презентации сокращает время обучения, высвобождает ресурсы здоровья детей.

Многие объяснения техники выполнения разучиваемых движений, исторические справки и события, биографии спортсменов, освещение теоретических вопросов различных направлений не могут быть показаны ученикам непосредственно. С этой целью применяются демонстрационные средства (слайды, картины, анимации, видеозаписи), что способствует формированию у детей образных представлений, а на их основе — понятий. В этом могут участвовать сами учащиеся, им задаются домашние задания такого же плана. Они самостоятельно, используя различную литературу, сеть интернета, видео фрагменты готовят компьютерную презентацию.

Другой формой использования ИКТ явилось применение тестирующих программ. Использование компьютерных тестов на уроках физической культуры даёт возможность:

- осуществлять реальную индивидуализацию и дифференциацию обучения;

- вносить обоснованные изменения в учебный процесс;

- достоверно оценивать качество обучения и управлять им.

Компьютерные тесты могут содержать неограниченно количество разделов и вопросов, что позволяет варьировать тесты под непосредственные нужды и конкретных участников тестирования. Тесты используются на любом этапе обучения. Компьютерные тесты предусматривают как работу с подсказкой ответов, так и без них, на каждый вопрос даётся 3-4 варианта ответа. Использование тестов  при подготовке к олимпиадам по физической культуре позволяет объективно оценить теоретические знания учащихся. Тестовый контроль и формирование умений и навыков с помощью ИКТ предполагает возможность быстрее и объективнее, чем при традиционном способе, выявить у учащихся знание и незнание  материала.

Другой из важных форм работы современного учителя является создание и использование личного интернет-сайта. Сайт может быть важнейшим инструментом организации учебно-познавательной деятельности учащихся вне урока. Главное его назначение – помочь ученикам через тематические странички сайта получить дополнительные материалы к урокам, зачётам. Использование интернет-сайта учителя помогает формировать информационную компетенцию учащихся, повышает эффективность обучения, сайт учителя экономит время и средства на подготовку к уроку, позволяет использовать материалы сайта для домашних заданий и работы на уроках, для подготовки к экзамену по предмету. Использование ИКТ позволяет учителю повысить уровень владения предметной информации, развить имеющиеся и приобрести новые навыки работы с информацией в условиях постоянного совершенствования компьютерного оснащения, перейти от объяснительно – иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ученик становится активным субъектом учебной деятельности.

Деятельностные технологии. Проектная деятельность

Проектная технология на уроке физической культуры позволяет строить обучение на активной основе, через целенаправленную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом. Составляя проект, он превращается из объекта в субъект обучения, самостоятельно учится и активно влияет на содержание собственного образования. Такая работа дает возможность осознать, что уроки физической культуры развивают не только физически, но и интеллектуально. Проектная деятельность – это создание проблемных ситуаций, активизация познавательной деятельности учащихся в поиске и решении сложных вопросов, требующих актуализации знаний, построения гипотез. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся (индивидуальную, парную, групповую), которую они выполняют в отведенное для этой работы время (от нескольких минут урока до нескольких недель, а иногда и месяцев).

В качестве краткосрочных заданий можно использовать составление кроссворда из 5-6 слов по пройденной теме. Один учащийся или группа составляют такой кроссворд (1-2 урока), а остальные учащиеся его разгадывают. Учащимся с низким уровнем познавательной активности учитель может предложить слова-заготовки по определенной теме. Грамотно составленный кроссворд может быть использован в качестве средства контроля за знаниями. Популярными темами для составления кроссворда являются «Древние Олимпийские игры», «Волейбол», «Баскетбол». Самые познавательные работы можно разместить на личном сайте учителя.

К среднесрочным проектам относятся проекты по исследованию влияний физических упражнений на организм человека, по исследованию истории спорта, подготовке и проведению соревнований и спортивных праздников, викторин и т.д. Учащиеся пытаются исследовать как влияют занятия физическими упражнениями на сердечно-сосудистую систему, на дыхательную систему, на формирование правильной осанки. Проводят испытания с целью выявить наиболее эффективные технические способы прыжка в длину, в высоту и т.п.

Применение технологии проектного обучения делает учебный процесс более увлекательным для учащихся: самостоятельный сбор учащимися материала по теме, теоретическое обоснование необходимости выполнения того или иного комплекса физических упражнений или овладения теми или иными физическими умениями и навыками для собственного совершенствования, воспитания волевых качеств. У учащихся при разработке собственного проекта будут закладываться основы знаний в применении разнообразных методик поддержания здоровья и физического совершенствования. Информация, самостоятельно добытая учащимися для собственных проектов, позволит осознать жизненную необходимость приобретаемых на уроках двигательных умений. Ученики, таким образом, станут компетентными и в теории предмета, что необходимо как условие грамотного исполнения физических упражнений. Проектные технологии позволяют сделать из урока двигательной активности в урок образовательного направления. В каждой школе есть учащиеся, имеющие ограничения в двигательной активности, для которых такой вид деятельности дает возможность проявить себя.

      Раздел III. Результативность опыта

Опыт работы по данной теме показывает, что применение инновационных технологий дает положительные результаты по формированию теоретических знаний, развитию познавательной активности учащихся.

Учащиеся активно участвуют в городских, областных, всероссийских конкурсах и соревнованиях , где неоднократно становились победителями и призерами.


п/п

Фамилия, имя

Год

Класс

Название конкурса, смотра, соревнования

Уровень конкурса, смотра, соревнования

Занятое место (присвоенное звание)

Козловский Сергей

2015

номинация научно-исследовательская работа Муниципального этапа XII Всероссийской акции «Спорт-альтернатива пагубным привычкам»

Муниципаль-ный

победитель

Зарайский Павел

2014

Муниципальный этап регионального мультимедийного конкурса антинаркотической профилактики «Информационные технологии за здоровый образ жизни»

Муниципаль-ный

призёр

Теплова Ольга, Литвинова Арина

2014

в номинации «Видеофильм, видеоролик» в муниципальном этапе X Всероссийской акции «Спорт-альтернатива пагубным привычкам»

Муниципаль-ный

победитель

Теплова Ольга

2013

Всероссийская олимпиада школьников по физической культуре

Муниципаль-ный

призёр

Теплова Ольга

2014

Всероссийская олимпиада школьников по физической культуре

Муниципаль-ный

призёр

Теплова Ольга

2015

Всероссийская олимпиада школьников по физической культуре

Муниципаль-ный

победитель

Козловский Сергей

2015

Всероссийская олимпиада школьников по физической культуре

Муниципаль-ный

победитель

Теплова Ольга

2016

Всероссийская олимпиада школьников по физической культуре

региональный

призёр

Воронина Татьяна,

Гребенкина Екатерина,

Максимов Альберт,

Бураков Данил,

Войнов Артем

2014

Всероссийская дистанционная олимпиада «Быстрее, выше, сильнее!»

всероссийский

победитель

Козловский Сергей

2014

Всероссийская дистанционная олимпиада «Быстрее, выше, сильнее!»

всероссийский

призер

Теплова Ольга, Смоляк Юлия, Попов Антон,

Печенкин Андрей

2014

Всероссийская дистанционная олимпиада «Быстрее, выше, сильнее!»

всероссийский

Победитель


Библиографический список


  1. Астахов А., Воспитание творчеством. Физическая культура в школе. № 2,1995. Стр. 38
    Карюгина Т.В., Чтобы дети знали как быть здоровыми. - Физическая культура в школе. №4, 1994. Стр. 34.

  2. Герасимова H.A. Интегральная технология обучения в физкультурном образовании школьников: дис. .канд.пед.наук. СПб., 2003 251 с.

  3. Завьялов Л.К. Планирование теоретического материала // Физическая культура в школе. – 1982. - № 8. с.17-21.

  4. Завьялов Л.К. Формы и методы изложения теоретического материала // Физическая культура в школе. – 1982. - №12. – с. 18-20.

  5. Качество знаний учащихся и пути его совершенствования. Под ред. Скаткина М.Н., Краевского В.В. М.: Издательство "Педагогика", 1978. Стр. 7-205.

  6. Лесгафт П.Ф., Избранные педагогические сочинения. М.: Педагогика, 1988, 398 стр.

  7. Лукьяненко В.П. Физическая культура: основы знаний: учебное пособие. 3-е изд., перераб и доп. М.: Советский спорт, 2007. 228 с.

  8. Лукьяненко В.П. Терминологическое обеспечение развития физической культуры в современном обществе: монография. М.: Советский спорт, 2008. 168 с.

  9. Макаревич Е.В. Современные проблемы здоровьесберегающей педагогики. Сб. Образование и воспитание. М.: МГОПУ им.М.Шолохова, 2000. Зс.

  10. Макаревич Е.В. Формирование у школьников потребности в здоровом образе жизни. М.: ИОО МО РФ, 2000. 16с.

  11. Матвеев А.П., Мельников С.Б. Методика физического воспитания с основами теории: учеб. пособие для студ. пед. ин-тов и учащ. пед училищ. М.: Просвещение, 1991. 191 с.

  12. Менхин, Ю.В. Физическое воспитание: Теория, методика, практика / Ю.В. Менхин. – М.: СпортАкадемПресс, 2003.- 303с.

  13. Миронова Т.А., Сокорев В.В., Цветков В.Ю., Собянин Ф.И. Уровень теоретической подготовленности по физической культуре учащихся старших классов // Физическая культура в XXI веке: состояние и перспективы развития: мат-лы Междунар. науч.- практ. конф. Белгород: Изд-во БелГУ. 2004. 0,34 п.л. (авт. 0,2 п.л.).

  14. Миронова Т.А., Трусова О.В., Родионов C.B., Спивак И.А., Емельянов В.Д., Собянин Ф.И. Теоретическая подготовленность учащихся по физической культуре в общеобразовательных учреждениях Белгородской области // Проблемы физкультурного образования: содержание, направленность, методика, организация: мат-лы Первого Междунар. конгресса. В 2-х ч. 4.2. / под ред. В.В. Сокорева. Белгород: Изд-во БелГУ. 2009. 0,12 п.л. (авт. 0,06 п.л.).

  15. Собяиин Ф.И. О преподавании в школе основ теории физической культуры // Физическая культура в школе. 2007. №1. С. 17-19.

  16. Собянин Ф.И. Физическая культура. Организация и проведение викторин в общеобразовательном учреждении: методич. пособие. М.: Дрофа, 2007. 61 с.





























Приложения

Приложение №1

«Тесты для контроля усвоения теоретических знаний по физической культуре»

5 класс

Стартовый контроль


1. Почему античные олимпийские игры называли праздниками мира

а) олимпийские игры имели мировую известность

б) в олимпийских играх принимали участие атлеты со всего мира

в) в период проведения олимпийских игр прекращались войны


2. Впервые российские спортсмены приняли участие в Олимпийских играх в:
      а) 1986 г.
      б) 1904 г.
      в) 1908 г.
      г) 1924 г.

   3. Как часто проводятся летние Олимпийские игры современности?
      а) ежегодно
      б) один раз в два года
      в) один раз в три года
      г) один раз в четыре года

  4 . Для формирования двигательного навыка достаточно:
      а) одного повторения
      б) показа
      в) десятков повторений
      г) объяснения

5. Расстояние между занимающимися в шеренге называется:
      а) интервал
      б) фронт
      в) дистанция
      г) глубина строя

6. Расстояние между занимающимися в колонне называется:
      а) интервал
      б) фронт
      в) дистанция
      г) глубина строя

7. Осанка — это:
      а) расположение частей тела
      б) строевая выправка
      в) форма позвоночника
      г) привычное непринуждённое положение тела, которое сохраняется в покое и при движении

8. Какой набор средств из перечисленных используется для развития быстроты?
      а) пробегание коротких отрезков в максимальном темпе
      б) подтягивание в висе, выпрыгивания из приседа, упражнения с отягощением
      в) длительный бег, многократное пробегание отрезков
      г) наклоны, вращения

  9. Для чего необходима разминка?
      а) так принято
      б) для развития физических качеств
      в) для повышения тренированности организма
      г) для подготовки организма к предстоящей работе

10. Самоконтроль за состоянием сердечно-сосудистой системы осуществляют:
      а) измерением частоты пульса
      б) измерением частоты дыхания
      в) самооценкой утомления
      г) самооценкой желания заниматься


Ключ

  1. в

  2. в

  3. г

  4. в

  5. а

  6. в

  7. г

  8. а

  9. г

  10. а

5 класс

Промежуточный контроль


1. С какого года ведется отсчет 1 олимпийских игр Древней Греции

а) 836г. До н.э.

б) 776г. до н.э.

в) 687г. До н. э.

2. Первый российский олимпийский чемпион — это:

а) И. Поддубный (борьба)

б) Н. Панин-Коломенкин (фигурное катание)

в) В. Борзов (лёгкая атлетика)

г) Л. Турищева (гимнастика)

3. Закалённость — это:

а) отсутствие болезненных состояний

б) высокий уровень сопротивляемости организма к различным неблагоприятным внешним воздействиям

в) высокий уровень работоспособности организма человека

г) отсутствие вредных привычек

4. Аэробика — это:

а) комплекс упражнений, направленных на формирование красоты движений и телосложения, и гигиены питания

б) ритмическое выполнение под музыку комплекса общеразвивающих упражнений

в) комплекс упражнений, направленных на развитие гибкости тела

г) комплекс силовых упражнений, направленных на формирование красоты тела за счёт увеличения объёма мышц

5. Определить нарушения осанки (лордоз, кифоз) можно:

а) прислоняясь к стене одновременно пятками, ягодицами, плечами, затылком

б) по уровню положения плеч

в) по соотношению росто-весовых показателей

г) только после завершения роста костей скелета

6. Как нужно правильно дышать при выполнении бега сильной интенсивности?

а) вдох через нос, выдох через рот

б) вдох через рот, выдох через нос

в) вдох и выдох через рот и нос

г) вдох и выдох через нос

7. Какое положение тела следует обеспечить во время выполнения кувырка?

а) положение группировки

б) положение приседа

в) положение упора присев

г) не имеет значения

8. Как называется самое распространённое и. п. тела перед выполнением кувырка?

а) основная стойка

б) положение приседа

в) положение наклона

вперёд

г) положение упора присев

9. Физические упражнения в разминке следует использовать в последовательности:

а) «сверху вниз»

б) «снизу вверх»

в) сначала «сверху вниз», а затем «снизу вверх»

г) не имеет значения

10. С какай целью планируют режим дня

а) с целью организации рационального питания

б) с целью поддержания высокого уровня работоспособности

в) с целью высвобождения в режиме дня времени на отдых


Ключ

  1. б

  2. б

  3. б

  4. б

  5. а

  6. а

  7. а

  8. г

  9. а

  10. б

5 класс

Итоговый контроль


1. Летние Олимпийские игры в Москве были проведены в:
      а) 1952 г.
      б) 1972 г.
      в) 1980 г.
      г) 1984 г.

2. Как назывался вид спорта программы олимпийских игр древности, сочетавший борьбу с кулачным боем

А) солихондром

Б) панкратион

В) пентатлон

3. К традиционным направлениям общей физической подготовки относятся:
      а) ходьба, бег, плавание, общеразвивающие упражнения
      б) бодибилдинг, армрестлинг
      в) шейпинг, аэробика, стретчинг
      г) все виды единоборства (в том числе восточные)

 4. Наиболее эффективными средствами формирования осанки являются упражнения из раздела:
      а) «Лыжная подготовка»
      б) «Лёгкая атлетика»
      в) «Спортивные игры»
      г) «Общеразвивающие упражнения»

      5. От работы какой системы в большей мере зависит результат при выполнении бега на 1 км?
      а) мышечной
      б) выделительной
      в) сердечно-сосудистой
      г) костной

 6. Какой тип дыхания предпочтительнее в утренней зарядке?
      а) не имеет значения
      б) грудной
      в) брюшной
      г) смешанный

7. Работа каких мышечных групп определяет результат в метании мяча?
      а) мышцы туловища и руки
      б) мышцы стопы
      в) мышцы передней поверхности бедра
      г) мышцы задней поверхности бедра

8. Быстрота — это:
      а) способность совершать движения с максимальной амплитудой
      б) расстояние, преодолеваемое в единицу времени
      в) способность совершать движения в наикратчайшее время
      г) способность, характеризующаяся точностью движений

   9. Выносливость — это:
      а) способность противостоять утомлению
      б) способность преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать ему
      в) способность совершать движения в наикратчайшее время
      г) способность совершать движения с максимальной амплитудой

10. Учебный предмет «Физическая культура» в общеобразовательных учреждениях решает задачи:
      а) физической подготовки
      б) технической подготовки
      в) теоретической подготовки
      г) все перечисленные

Ключ

  1. в

  2. б

  3. а

  4. г

  5. в

  6. г

  7. а

  8. в

  9. а

  10. г

6 класс

Стартовый контроль


1. Решающую роль в возрождении Олимпийских игр сыграл:
      а) Х. А. Самаранч
      б) П. Кубертен
      в) Н. Мандела
      г) П. Ф. Лесгафт

2. Физическое развитие — это:
      а) изменение форм и функций организма вследствие естественного роста
      б) величина воздействия физических упражнений на организм занимающихся
      в) процесс развития двигательных качеств
      г) педагогический процесс, направленный на формирование двигательных навыков

3. К современным средствам общей физической подготовки относятся:
      а) ходьба, бег, плавание, общеразвивающие упражнения
      б) атлетизм, восточные единоборства, шейпинг
      в) спортивная гимнастика, лыжная подготовка
      г) физкультурные паузы, производственная гимнастика

  4. Строй, в котором учащиеся стоят в затылок один за другим, называется:
      а) ряд
      б) шеренга
      в) колонна
      г) построение

  5. Наилучшим набором упражнений для формирования осанки являются:
      а) упражнения на растягивание
      б) силовые упражнения
      в) скоростно-силовые упражнения
      г) сочетание упражнений на растягивание и силовых упражнений

6. Какой набор средств из перечисленных используется для развития ловкости?
      а) пробегание коротких отрезков в максимальном темпе
      б) подтягивание в висе, выпрыгивания из приседа, упражнения с отягощением
      в) длительный бег, многократное пробегание отрезков
      г) наклоны, вращения

7. К физическим качествам человека относятся:
      а) целеустремлённость, воля к победе
      б) рост, вес, окружность грудной клетки
      в) сила, быстрота, выносливость
      г) артериальное давление, пульс, жизненный объём лёгких

8. Показателями физической подготовленности являются:
      а) рост, вес, окружность грудной клетки
      б) результаты тестирования физических качеств
      в) деятельность сердечно-сосудистой, дыхательной, нервно-мышечной и других систем
      г) все перечисленные показатели вместе

9. Через какой промежуток времени рекомендуется начинать занятия физическими упражнениями после приёма пищи?
      а) 20–30 мин
      б) 1,5–2 ч
      в) 3–4 ч
      г) не имеет значения

10. На что следует ориентироваться в определении количества упражнений при разработке индивидуального комплекса утренней зарядки?
      а) на продолжительность зарядки
      б) на необходимость развития всех двигательных качеств
      в) на необходимость воздействия на основные мышечные группы
      г) на желание


Ключ

  1. Б

  2. А

  3. А

  4. В

  5. Г

  6. Г

  7. В

  8. Б

  9. Б

  10. б

6 класс

Промежуточный контроль


1. Зимние Олимпийские игры проводятся с:
      а) 1986 г.
      б) 1908 г.
      в) 1924 г.
      г) 1952 г.

   2. Стретчинг — это:
      а) комплекс упражнений, направленных на формирование красоты движений и телосложения, и гигиены питания
      б) ритмическое выполнение под музыку комплекса общеразвивающих упражнений
      в) комплекс упражнений, направленных на развитие гибкости тела
      г) комплекс силовых упражнений, направленных на формирование красоты тела за счёт увеличения объёма мышц

  3. Боковые искривления (вправо, влево) позвоночника называются:
      а) лордоз
      б) кифоз
      в) сколиоз
      г) сутулость

      4. Определить нарушения осанки (сколиоз) можно:
      а) прислоняясь к стене одновременно пятками, ягодицами, плечами, затылком
      б) по уровню положения плеч
      в) по соотношению росто-весовых показателей
      г) только после завершения роста костей скелета

5. Как нужно правильно дышать при выполнении силового натуживания?
      а) через нос
      б) через рот
      в) через рот и нос
      г) с задержкой дыхания

6. Какой орган или органы в большей мере определяют результат при выполнении упражнений на растягивание?
      а) суставная сумка
      б) связки, мышцы
      в) сердце, лёгкие
      г) кости скелета

  7. Физическая подготовленность — это:
      а) наличие спортивного разряда
      б) уровень развития физических качеств
      в) отсутствие болезненных состояний
      г) высокая сопротивляемость организма к различным внешним воздействиям

8. Физкультурные минутки и физкультурные паузы применяются для:
      а) развития физических качеств
      б) активного отдыха
      в) пассивного отдыха
      г) соблюдения режима дня

9. Требования технической подготовки по физической культуре включают:
      а) подтягивание в висе, прыжок в длину с места, челночный бег
      б) ответы на вопросы
      в) оценивание качества выполнения упражнений (бега, прыжков, метаний и т. д.)
      г) все перечисленные

    10. Определение степени физической подготовленности необходимо для:
      а) подбора соответствующей нагрузки
      б) подбора соответствующего инвентаря
      в) сравнения с предлагаемыми государственными стандартами физической подготовленности
      г) все перечисленные


Ключ

  1. В

  2. В

  3. В

  4. Б

  5. Г

  6. Б

  7. Б

  8. Б

  9. В

  10. г


6класс

Итоговый контроль


1. Участие в каких соревнованиях является для большинства спортсменов наиболее значительным событием?
      а) первенство страны
      б) первенство континента (Европы, Азии, Америки)
      в) Олимпийские игры
      г) первенство мира

2. Работоспособность — это:
      а) высокий уровень развития физических качеств
      б) отсутствие болезненных состояний
      в) способность эффективно и продолжительно совершать двигательную или умственную деятельность
      г) способность преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать ему

3. Сформированонсть двигательного навыка характеризуется:
      а) высоким уровнем силы
      б) высоким уровнем ловкости
      в) стабильностью качества выполнения двигательного действия
      г) однократным достижением требуемого качества выполнения движения

4. Ловкость — это:
      а) уровень владения техникой движений
      б) способность, характеризующаяся точностью движений и быстротой обучения
      в) способность сохранять равновесие
      г) способность совершать движения с максимальной амплитудой

5. Гибкость — это:
      а) способность противостоять утомлению
      б) способность преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать ему
      в) способность совершать движения в наикратчайшее время
      г) способность совершать движения с максимальной амплитудой

6. Какой набор средств из перечисленных используется для развития выносливости?
      а) подтягивание в висе, выпрыгивания из приседа, упражнения с отягощением
      б) длительный бег, многократное пробегание отрезков
      в) челночный бег, упражнения с предметами
      г) пробегание коротких отрезков в максимальном темпе

 7. Самоконтроль за состоянием мышечной системы осуществляют:
      а) измерением частоты пульса
      б) измерением частоты дыхания
      в) самооценкой утомления
      г) самооценкой желания заниматься

8. Для определения уровня выносливости применяют следующий тест:
      а) прыжок в длину с места
      б) челночный бег
      в) подтягивание
      г) бег 6 мин

      9. Для определения уровня скоростно-силовых способностей применяют следующий тест:
      а) прыжок в длину с места
      б) челночный бег
      в) подтягивание
      г) бег 6 мин

 10. Занимаясь физическими упражнениями следует:
      а) начинать занятия с большой интенсивностью
      б) начинать занятия с малой интенсивностью и доводить её к окончанию занятия до большой
      в) начинать занятия с малой интенсивностью, в основной части достигать большой интенсивности и к окончанию снижать её до малой интенсивности
      г) изменять интенсивность на протяжении занятия в зависимости от самочувствия


Ключ


  1. в

  2. в

  3. в

  4. б

  5. г

  6. б

  7. в

  8. г

  9. а

  10. в

7 класс

Стартовый контроль


1. Идея возникновения Олимпийских игр в Древней Греции появилась, в первую очередь в связи с необходимостью:
      а) подготовки к военной деятельности
      б) популяризации физической культуры и спорта среди населения
      в) примирения враждующих греческих городов
      г) организации досуга жителей города Олимпия

   2. В какой последовательности следует выполнять упражнения в утренней зарядке?
      а) ходьба, упражнения на растяжку, силовые упражнения, упражнения на дыхание
      б) силовые упражнения, упражнения на дыхание, ходьба, упражнения на растяжку
      в) упражнения на дыхание, упражнения на растяжку, силовые упражнения, ходьба
      г) упражнения на растяжку, ходьба, упражнения на дыхание, силовые упражнения

3. От какого физического качества зависит в большей мере результат в беге на средние дистанции?
      а) от ловкости
      б) от специальной выносливости
      в) от общей выносливости
      г) от силы

      4. При использовании физических упражнений разного характера целесообразно их применять в последовательности:
      а) упражнения на быстроту, упражнения на силу, упражнения на выносливость
      б) упражнения на выносливость, упражнения на силу, упражнения на быстроту
      в) упражнения на силу, упражнения на быстроту, упражнения на выносливость
      г) не имеет значения

5. Занятия физическими упражнениями следует начинать с использования:
      а) ходьбы, медленного бега
      б) бега с ускорением
      в) дыхательных упражнений
      г) общеразвивающих упражнений

6. Показателем спортивного мастерства является:
      а) наличие спортивного разряда
      б) итоговая оценка «отлично» по физкультуре в школе
      в) посещение спортивных секций
      г) участие в спортивных соревнованиях на первенство школы

   7. Необходимый объём двигательной деятельности в неделю для обеспечения нормального развития учащихся должен составлять:
      а) 1–2 ч
      б) 4–6 ч
      в) 8–12 ч
      г) не имеет значения

8. Термин «Олимпиада» означает:

а. Первый год четырехлетия, наступление которого празднуется играми

б. Четырехлетний период между Олимпийскими играми

в. Собрание спортсменов в одном городе

9. Олимпийский символ представляет собой пять переплетенных колец, расположенных слева направо в следующем порядке:

а. Вверху – синее, черное, красное, внизу - желтое и зеленое

б. Вверху – зеленое, черное, красное, внизу – синее и желтое

в. Вверху – красное, синее, черное, внизу – желтое и зеленое

  

  10. От работы каких систем зависит в большей мере результат при выполнении силовых упражнений?
      а) мышечной
      б) выделительной
      в) сердечно-сосудистой
      г) костной


Ключ

  1. В

  2. В

  3. Б

  4. А

  5. В

  6. А

  7. В

  8. Б

  9. А

  10. А


7 класс

Промежуточный контроль


1. Какое физическое качество проявляется в большей мере при однократном поднимании максимального веса?
      а) абсолютная сила
      б) силовая выносливость
      в) выносливость
      г) быстрота

   2. При помощи чего оценивается физическая подготовленность учащихся общеобразовательных учреждений?
      а) челночного бега, бега на 1000м, прыжков в длину с места, подтягивания в висе, упражнений на гибкость
      б) анкетирования
      в) итоговой оценки по предмету «Физическая культура»
      г) оценки за технику выполнения упражнений

3. Регулирование нагрузки в процессе урока физической культуры по показателям деятельности сердечно-сосудистой системы выполняют, используя:
      а) измерение артериального давления
      б) измерение частоты пульса
      в) определение состава крови
      г) измерение частоты дыхания

4. Какой набор средств из перечисленных используется для развития гибкости?
      а) пробегание коротких отрезков в максимальном темпе
      б) подтягивание в висе, выпрыгивания из приседа, упражнения с отягощением
      в) длительный бег, многократное пробегание отрезков
      г) наклоны, вращения

5. Какой набор средств из перечисленных используется для развития силы?
      а) пробегание коротких отрезков в максимальном темпе
      б) подтягивание в висе, выпрыгивания из приседа, упражнения с отягощением
      в) длительный бег, многократное пробегание отрезков
      г) наклоны, вращения

6. Культуризм — это:
      а) комплекс упражнений, направленных на формирование красоты движений и телосложения, и гигиена питания
      б) ритмическое выполнение под музыку комплекса общеразвивающих упражнений
      в) борьба руками
      г) комплекс силовых упражнений, направленных на формирование красоты тела за счёт увеличения объёма мышц

7. Утомление — это:
      а) преодоление внешнего сопротивления
      б) временное объективное снижение работоспособности, наступающее при длительном выполнении двигательной или умственной деятельности
      в) состояние, когда появляются капли пота, розовеют щёки, учащается пульс
      г) нежелание выполнять какую-либо двигательную деятельность

8. Олимпийская хартия – это:

а. Название оды спорту, написанной Пьером де Кубертеном

б. Свод законов, по которым живет Олимпийское движение

в. Правила соревнований, входящих в программу Олимпийских игр

9. Первые Олимпийские игры современности состоялись в …

а. 1896 году

б. 1908 году

в. 1980 году

10. Процесс обучения двигательному действию рекомендуется начинать с освоения:

а. Основы техники

б. Ведущего звена техники

в. Подводящих упражнений


Ключ

  1. А

  2. А

  3. Б

  4. Г

  5. Б

  6. Г

  7. Б

  8. Б

  9. А

  10. А


7 класс

Итоговый контроль


1. Физическую культуру личности характеризует
      а) потребность к занятиям физическими упражнениями
      б) уровень физической подготовленности
      в) уровень знаний по вопросам физической культуры
      г) всё перечисленное

2. Для определения уровня ловкости применяют следующий тест:
      а) прыжок в длину с места
      б) челночный бег
      в) подтягивание
      г) бег 6 мин

 3. Работоспособность характеризуется показателями:
      а) рост, вес, окружность грудной клетки
      б) уровень развития физических качеств
      в) деятельность сердечно-сосудистой, дыхательной, нервно-мышечной и других систем
      г) всеми перечисленными показателями вместе

 4. Сила — это:
      а) способность противостоять утомлению
      б) способность преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать ему
      в) способность совершать движения в наикратчайшее время
      г) способность совершать движения с максимальной амплитудой

    5. За счёт чего при выполнении физических упражнений наступает утомление?
      а) потеря интереса к упражнению
      б) учащение пульса
      в) учащение дыхания
      г) расходование веществ в организме, которые обеспечивают работоспособность

6. Показателями физического развития являются:
      а) рост, вес, окружность грудной клетки
      б) уровень развития физических качеств
      в) деятельность сердечно-сосудистой, дыхательной, нервно-мышечной и других систем
      г) всё перечисленное

7. Физическая нагрузка — это:
      а) изменение функций организма вследствие естественного роста
      б) величина воздействия физических упражнений на организм занимающихся
      в) процесс развития двигательных качеств
      г) педагогический процесс, направленный на формирование двигательных навыков

8. Назовите ведущую организацию олимпийского движения:

а. Всемирный олимпийский совет.

б. Международный олимпийский комитет.

в. Международная олимпийская академия.

9. Первым представителем России в МОК был…

а. Бутовский А.Д.

б. Толстой Л.Н.

в. Лесгафт П.Ф.

10. Требования физической подготовки по физической культуре включают:
      а) подтягивание в висе, прыжок в длину с места, челночный бег
      б) ответы на вопросы
      в) оценивание качества выполнения упражнений (бега, прыжков, метаний и т. д.)
      г) все перечисленные

Ключ

  1. г

  2. б

  3. в

  4. б

  5. г

  6. а

  7. б

  8. б

  9. а

  10. а

8 класс

Стартовый контроль


1. При каких переломах транспортная шина должна захватить 3 сустава?

а. при переломах плечевой и бедренной кости

б. при переломах локтевой и бедренной кости

в. при переломах лучевой и малоберцовой кости

2. Соблюдение режима дня способствует укреплению здоровья, потому что:

а. Обеспечивает ритмичность работы организма

б. Позволяет правильно планировать дела в течение дня

в. Позволяет избегать неоправданных физических напряжений

3. Под методами физического воспитания понимаются:

а. основные положения, раскрывающие содержание учебного процесса.

б. руководящие положения, определяющие организационные формы урока.

в. конкретные побуждения, причины, заставляющие личность действовать.

г. способы применения физических упражнений.

4. Основу двигательных способностей человека составляют:

а. психодинамические задатки.

б. физические качества.

в. двигательные умения.

г. двигательные навыки.

5. Качественной характеристикой физической нагрузки является … двигательной активности.

6. Процесс, направленный на воспитание двигательных качеств, способностей, необходимых в жизни и спортивной деятельности, принято называть … подготовкой.

7. Основной формой подготовки спортсменов является … .

8. Запрещенные фармакологические препараты и процедуры, используемые с целью стимуляции физической и психической работоспособности, обозначают как … .

9. Гипертрофия мышц – это…

А)…увеличение длины мышцы;

Б)…увеличение толщины мышц;

В)…уменьшение длины мышцы;

Г)…уменьшение толщины мышцы.

10. Физические упражнения, используемые для исправления различных деформаций опорно-двигательного аппарата, называются …

а. подводящими.

б. имитационными.

в. корригирующими.

г. общеразвивающими.

Ключ

1. а

2. а

3. г

4. а

5. интенсивность

6 физической подготовкой

7. тренировка

8. допинг

9. б

10. в


8 класс

Промежуточный контроль


1. Положение занимающегося на снаряде, при котором его плечи находятся ниже точек хвата, в гимнастике обозначается как:

а. Упор

б. Вис

в. Хват

2. Процесс обучения двигательному действию рекомендуется начинать с освоения:

а. Основы техники

б. Ведущего звена техники

в. Подводящих упражне

3. Основными источниками энергии для организма являются:

а. Белки и жиры

б. Витамины и жиры

в. Углеводы и минеральные элементы

ний

4. Сила движения - это…

А.пространственная ориентация поступательного движения.

Б.мера физического воздействия тела человека или его части на объекты внешней среды.

В.пространственный рисунок тела и его частей.

Г.способность человека преодолевать внешнее сопротивление.

5. Амплитуда движения измеряется в …

а. минутах.

б. метрах.

в. угловых градусах.

г. секундах.

6. Основным критерием эффективности многолетней спортивной подготовки является:

а. максимальный фонд двигательных умений и навыков.

б. наивысший уровень развития физических качеств.

в. здоровье спортсмена.

г. наивысший спортивный результат.

7. В соответствии с состоянием здоровья, физическим разви­тием, уровнем физической подготовленности все школьники для занятий физической культурой рас­пределяются на следующие медицинские группы:

а. слабую, среднюю, сильную.

б. основную, подготовительную, специальную.

в. без отклонений в состоянии здоровья, с отклонения­ми в состоянии здоровья.

г. оздоровительную, физкультурную, спортивную.

8. Задачи формирования личностных качеств спортсмена и управления его оперативным состоянием решаются в разделе, обозначаемом как … подготовка спортсмена.

9. В сложно-координационных видах спорта - последовательное сочетание элементов в композиционно оправданном порядке, обозначается как…

10. Самостраховка в гимнастике – это…

А)…способность выполнять упражнения безбоязнено;

Б)…умение выполнять упражнения с помощью товарища;

В)…умение гимнаста выходить из опасных положений самостоятельно;

Г)…способность выполнять упражнения без риска.

Ключ

  1. Б

  2. А

  3. А

  4. Б

  5. В

  6. Г

  7. Б

  8. Психологические

  9. Комбинация

  10. В


8 класс

Итоговый контроль


1. Какие виды спорта относятся к цикличным…

а. Баскетбол, волейбол, футбол

б. Бег, плавание, лыжные гонки

в. Борьба, бокс, фехтование

2. Истощение запасов витаминов в организме человека обозначается как … .

3. Укажите последовательно, от каких факторов, прежде всего, зависит здоровье человека.

Деятельность учреждений здравоохранения.

Наследственности.

Состояние окружающей среды.

Условия и образ жизни.

а. 1, 2, 3, 4.

б. 2, 4, 1, 3.

в. 4, 3, 2, 1.

г. 3, 1, 4, 2.

4. Состояние организма, дающее человеку возможность в максимальной степени реализовать свою генетическую программу в условиях конкретного социокультурного бытия данного человека, называется …

а. закаленностью.

б. конституцией (биотипом).

в. здоровьем.

г. работоспособностью.

5. Отличительными признаками двигательно­го умения являются:

а. слитность, автоматизированность, экономичность.

б. нестабильность, неустойчивость, излишние мы­шечные затраты.

в. системность в движениях, автоматизированность, вариативность.

г. стабильность, экономичность, вариативность.

6. Назовите главные принципы кодекса спортивной чести «Фэйр Плэй».

а. Сохранять чувство собственного достоинства при любых обстоятельствах.

б. Не стремиться к победе любой ценой; на спортивной площадке сохранять честь и благородство.

в. Сочетание физического совершенства с высокой нравственностью.

г. Относиться с уважением и быть честным по отношению к соперникам, судьям, зрителям.

7. В подростковый период силовые упражнения могут служить препятствием к увеличению … .

8. Физические упражнения способствуют умственной работоспособности…

А)…во всех случаях их использования;

Б)…если пульс на занятиях не превышает 160уд/мин;

В)…только в возрасте до 17 лет;

Г)…при умеренной физической нагрузке.

9. Выполнение физических упражнений необходимо…

а) …всем, начиная с грудного возраста;

б)…только школьникам и студентам (учащийся молодежи);

в)…всем, кроме лиц старше 75 лет;

г)…лицам в возрасте от7 до 60 лет.

10. Физическая реабилитация - это…

а. деятельность, направленная на улучшение развития двигательных качеств и физических способностей.

б. мероприятия, направленные на улучшение физического развития человека.

в. специализированный процесс физического воспитания, направленный на решение оздоровительной задачи.

г. деятельность по восстановлению частично утраченных или ослабленных психофизических функций и способностей человека.


Ключ

  1. Б

  2. Авитаминоз

  3. Б

  4. В

  5. Б

  6. Б

  7. Рост

  8. Б

  9. А

  10. г

9 класс

Стартовый контроль


1.Международный Олимпийский комитет был создан в …

а. Олимпии. б. Париже. в. Люцерне. г. Лондоне.


2. Индивидуальное развитие организма обозначается как … .

а. Генезис. б. Онтогенез. в. Филогенез. г. Воспитание.

3. Впервые правила баскетбола сформулировал

а. Джеймс Нейсмит. б. Майкл Джордан. в. Шакил О’Нил. г. Билл Рассел.

4. Укажите последовательность выполнения элементов техники метания гранаты…

Предварительный разбег.

Держание гранаты, исходное положение.

«Скрестный» шаг.

Торможение.

«Стопорящий» шаг.

Отведение гранаты.

Финальное усилие.

а. 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7.

б. 6, 1, 3, 5, 7, 2, 4.

в. 2, 6, 3, 1, 4, 5, 7.

г. 2, 1, 6, 3, 5, 7, 4.

5. Назовите компонент физической культуры, раскрывающий психофизические способности человека на предельных уровнях.

А.Физическая рекреация.

Б.Физическое воспитание.

В.Спорт.

Г.Физическая реабилитация.

6. Способность, как можно дольше удерживать достигнутую максимальную скорость, называется...

а. скоростным индексом.

б. абсолютным запасом скорости.

в. коэффициентом проявления скоростных способностей.

г. скоростной выносливостью.

7. Физические упражнения, используемые для исправления различных деформаций опорно-двигательного аппарата, называются …

а. подводящими.

б. имитационными.

в. корригирующими.

г. общеразвивающими.

8. Вид воспитания, специфическим содержанием которого явля­ются обучение движениям, воспитание физических качеств, овладе­ние специальными физкультурными знаниями и формирование осознанной потребности в физкультурных занятиях, называется:

а. физической культурой.

б. физической подготовкой.

в. физическим воспитанием.

г. физическим образованием.

9. Годичный цикл спортивной тренировки делится на следую­щие периоды:

а. втягивающий, базовый, восстановительный.

б. подготовительный, соревновательный, переходный.

в. тренировочный, основной, соревновательный.

г. осенний, зимний, весенний, летний.

10. Двигательная активность это:

а) ежедневная физическая тренировка организма;

б) обязательные периодические физические нагрузки на мышцы и скелет человека;

в) сумма движений, выполняемых в процесс своей жизнедеятельности.


Ключ

  1. Б

  2. Б

  3. А

  4. Г

  5. В

  6. Г

  7. В

  8. В

  9. Б

  10. в


9 класс

Промежуточный контроль


1. 100-летний юбилей Олимпийского движения современности мировое сообщество отмечало в …

а. 1992 г. б. 1996 г. в. 1994 г. в. 1998 г.

2. Положение, при котором линия плечевого пояса спортсмена проходит ниже точек хвата обозначается как… .

3. Действие борца руками, имеющее целью обеспечить прочное соединение с частями тела соперника или своими частями тела для выполнения приемов или защит принято обозначать как … .

4. Бег по пересеченной местности обозначается как…

5. Физическая реабилитация - это…

а. деятельность, направленная на улучшение развития двигательных качеств и физических способностей.

б. мероприятия, направленные на улучшение физического развития человека.

в. специализированный процесс физического воспитания, направленный на решение оздоровительной задачи.

г. деятельность по восстановлению частично утраченных или ослабленных психофизических функций и способностей человека.

6. Система организационно-методических мероприятий, поз­воляющих наметить направление специализации юного спортсмена в определенном виде спорта, называется:

а. спортивным отбором.

б. спортивной ориентацией.

в. педагогическим тестированием.

г. диагностикой предрасположенности.

7. Метод, при котором длительность интервалов отдыха между повторениями упражнений находится в зависимости от оперативного состояния спортсмена, обозначается как …

8. Свойство опорно-двигательного аппарата, обусловливающее возможность выполнения движений с большой амплитудой, обозначается как … .

9. Процесс, происходящий в организме человека после прекращения работы и заключающийся в постепенном переходе физиологических и биохимических функций не только к исходному состоянию, но и к повышению работоспособности, принято обозначать как … .

10. Достижение, ратифицированное в качестве высших показателей в деятельности, на основе которой организуется соревнование, обозначается как … .


Ключ

  1. в

  2. хват

  3. захват

  4. кросс

  5. г

  6. б

  7. повторный

  8. гибкость

  9. восстановление

  10. рекорд


9 класс

Итоговый контроль


1. Первой советской Олимпийской чемпионкой в 1952 г. (Хельсинки, Финляндия) стала ...

а. Г. Зыбина (метание ядра).

б. Н. Ромашкова-Пономарева (метание диска).

в. Е. Сеченова (бег на 100 м).

г. Т. Севрюкова (метание ядра).

2. Совокупность сведений о здоровье человека, истории его болезней, жизни, спортивной квалификации представлены в …

а. резюме. б. биографии. в. анамнезе. г. характеристике.

3. Выход запасного игрока на площадку вместо игрока основного состава в волейболе обозначается как... .

4. Статические, динамические, циклические, ациклические и комбинированные физические упражнения относятся к классификации …

А. физиологической.

Б. по признаку спортивной специализации.

В. по признаку особенностей мышечной деятельности.

Г. биомеханической.

5. В основе неравномерности и гетерохронности развития физических способностей лежат ...

а. биологические ритмы.

б. сенситивные периоды.

в. этапы онтогенетического развития.

г. период полового созревания.

6. Отношение педагогически оправданных (рациональных) затрат времени к общей продолжительности урока называется:

а. физической нагрузкой.

б. интенсивностью физической нагрузки.

в. моторной плотностью урока.

г. общей плотностью урока.

7. Основными средствами развития силовых способностей являются:

а) Специальные упражнения на тренажерах;

б) Упражнения с внешним сопротивлением, упражнения с преодолением веса собственного тела и изометрические упражнения;

в) Упражнения с преодолением собственного веса тела и упражнения с отягощениями;

г) Изометрические упражнения и упражнения с внешним сопротивлением.

8. Запрещенные фармакологические препараты и процедуры, используемые с целью стимуляции физической и психической работоспособности, обозначают как … .

9. Выход мяча за пределы площадки или поля в спортивных играх называется ___________

10. Технико-тактический элемент, применяемый во многих видах спорта (прежде всего, в спортивных играх и единоборствах), имеющий целью отвлечь внимание, обмануть соперника при помощи ложного движения или имитации движения перед действительно задуманным техническим приемом, называется______________________________


Ключ

  1. б

  2. в

  3. замена

  4. г

  5. г

  6. г

  7. б

  8. допинг

  9. аут

  10. финт





Приложение №2

Методическая разработка урока-конкурса

Тема урока: Урок – конкурс по разделам Основы знаний «Здравствуй, Олимпиада!» для учащихся 5-9 классов

Цель урока: актуализация информации о XXII Олимпийских зимних играх и XI Паралимпийских зимних играх, имеющейся у школьников

Задачи:

Образовательная:

  • включение школьников в активное освоение системы олимпийских и паралимпийских ценностей; 

  • Пропагандировать олимпийское движение, его дух, значимость.

  • Глубже познакомиться с историческими фактами олимпийских игр

  • Воспитывать патриотические чувства на примере выдающихся советских и российских спортсменов.

Воспитательная: формировать позитивные жизненные установки подрастающего поколения, приобщать к идеалам и ценностям олимпизма

Развивающая: развивать культуру речи, вырабатывать умение творчески логически мыслить

  • расширять кругозор;

  • развивать быстроту реакции;

  • развивать логическое мышление;

  • развивать познавательные способности;

  • развивать навык работы в коллективе;

Вид урока: урок – конкурс.

Тип урока: формирование новых знаний и обобщение раннее полученных.

Формы деятельности обучающихся:

  • коллективная, индивидуальная, работа в группах

Методы обучения:

  1. По передаче знаний – объяснительно-иллюстративные (через беседу)

  2. По уровню усвоения обучающимися:

- репродуктивные;

- частично - поисковые,

Междисциплинарные связи: история, география

Оформление урока:

Баннеры «Олимпийская гордость Белогорья», «Логотип XXII зимних олимпийских игр Сочи-2014», «Талисманы XXII зимних олимпийских игр».

Материально – техническое оснащение урока:

Мультимедийная установка, экран, презентация, аудиозаписи песен на олимпийскую тематику; видео-ролик «Олимпийское наследие», карточки с цифрами 1,2,3, цветные иллюстрации талисманов зимних олимпийских игр, карточки с вопросами.


План урока:

1 Организационный момент (3-4 минуты)

Приветствие участников. Актуализация. Выступление с художественно-музыкальной композицией «Здравствуй, олимпиада!»

2.Основная часть

А. Олимпийская викторина (Коллективная работа. Читают вопрос, находят заданную информацию. Обсуждают в группе. 7 минут)

Б. Конкурс капитанов (Индивидуальная работа. Читают вопрос, формулируют ответ. Высказывают аргументы 8-10 мнут)

В. Конкурс эмблем (Работа в малых группах. Коллективное обсуждение. 5 минут)

Г. Релаксация (просмотр видео-ролика «Олимпийское наследие» 8 минут)

3. Заключительная часть (подведение итогов, награждение 2 минуты)


Навигационные действия при работе с презентацией.

  • Из основного меню выходим на презентацию.

  • Вопрос с тремя вариантами ответов написан на слайде.

  • После ответа участника проверяем правильность ответа (каждый последующий слайд)


Описание урока


Сцена школьного актового зала оформлена баннерами, олимпийским девизом и символикой. Слышится музыка Жасмин и Сергей Демина «Здравствуй, Олимпиада!» (слайд №1)

Ведущий: «Доброе утро, дорогие друзья! Сегодня мы проводим общешкольный олимпийский урок-конкурс, посвященный XXII зимним олимпийским играм в Сочи -2014!

Вас приветствуют призеры Всероссийских спортивных соревнований школьников «Президентские состязания», победители регионального конкурса «Самый спортивный класс года», учащиеся 7 «А» класса.

Звучат фанфары, выходят учащиеся с олимпийскими флажками.

Чтец: Олимпиада-гордость страны.

Мы за Сочи очень горды.

Чтец: Гремит салют, и ветер с моря дует

В 2014 год.

Народ и веселиться и ликует,

Олимпиада в гости к нам идет!

Художественно-музыкальная композиция под песню Лизы Лукашеной «Лучший гимн олимпиады»

Ведущий: Спасибо учащимся 7 «А» класса за поднятое настроение.

Итак, мы начинаем наш конкурс. Состоит он из трех блоков: 1 – олимпийская викторина, 2 – конкурс капитанов; 3 – конкурс талисманов.

Олимпийская викторина.

У участников находятся карточки с цифрами 1,2,3. За 10 секунд необходимо поднять карточку с вариантом ответа.

Вопрос первый: (Слайд №2)

Первые достоверно известные олимпийские игры состоялись:

  • 1.в 700 году до н.э.

  • 2.в 725 году до н.э.

  • 3. в 776 году до н.э.

Вопрос второй: Слайд №4»

Одна из наиболее распространенных мер длины в Древней Греции - стадий; отсюда возникло слово стадион, В современном исчислении это:

1. 204 м 10 см;

2. 190 м 5 см;

3. 192 м 27 см

Вопрос третий (слайд №6)

Термин Олимпиада означает:

  1. Четырехлетний период между Олимпийскими играми;

  2. Первый год четырехлетия, в который проводятся Олимпийские игры;

  3. Синоним Олимпийских игр;

Вопрос четвертый (слайд №8)

Кто был первым инициатором возрождения Олимпийских игр?

  1. Пьер де Кубертен;

  2. Алексей Бутовский;

  3. Деметриус Викелас


Вопрос пятый (слайд №10)

Когда спортсмены России впервые приехали на Олимпийские игры, их было всего пять человек. Тем не менее, фигуристу Николаю Панину-Коломенкину удалось стать олимпийским чемпионом. В каком году это было?

  1. В 1900 году на II Олимпийских играх в Париже;

  2. В 1908 году на IV Олимпийских играх в Лондоне;

  3. В 1924 году на I Зимних Олимпийских играх в Шамони

Вопрос шестой (слайд №12)

В каком году Игры проводились в нашей стране?

  1. В 1976

  2. В 1980

  3. В нашей стране Олимпийские игры еще не проводились

Вопрос седьмой (слайд №14)

Олимпийский девиз, выражающий устремление олимпийского движения звучит так:

  1. «Быстрее, выше, сильнее»;

  2. «Главное не победа, а участие»;

  3. «О спорт – ты мир»;

Вопрос восьмой (слайд №16)

В зимних Олимпийских играх СССР дебютировал в:

  1. 1956 г. На VII играх в Кортина д Ампеццо (Италия);

  2. 1956г. На XVI Играх в Мельбруне (Австралия);

  3. 1952г. на XV Играх в Хельсинки (Финляндия)

Вопрос девятый (слайд №18)

Какие зимние Паралимпийские игры пройдут в Сочи 2014 году

  1. XI

  2. IX

  3. X

Вопрос десятый (сайт №20)

Кто из российских (советских) олимпийцев завоевал больше всего золотых медалей:

  1. Елена Вяльбе (лыжный спорт)

  2. Людмила Брагина (легкая атлетика)

  3. Лариса Латынина (спортивная гимнастика)

Ведущий: объявляется конкурс капитанов. От каждого класса к столику жюри выходят капитаны и тянут вопрос. Капитанам предлагается выйти на сцену для обдумывания и формулирования правильного ответа.

Вопросы для конкурса капитанов

Почему античные Олимпийские игры называли праздниками мира?

(Так как даже если шли войны, то их прекращали на время игр – «Священное перемирие».)

Какой вид спорта был включён в программу Олимпиад из-за легенды о смерти его основоположника?

(Марафонский бег.)

Когда и где были проведены первые Олимпийские игры современности?

(В 1896 г. в Афинах.)


Как зажигают олимпийский факел?

(На факел направляют пучок солнечных лучей, собранных при помощи системы линз и отражателей.)


На открытии Олимпийских игр команды идут в порядке алфавита страны-организатора. Но впереди всегда шествует команда одной и той же страны. Какой?

(Греции.)


Как называется организация, возглавляющая олимпийское движение в мире?

(Международный олимпийский комитет.)

Верно ли, что каждое из пяти переплетенных колец символизирует определенный континент?

 (Верно. Олимпийское движение имеет свою эмблему – 5 переплетенных колец: голубого – Европа, желтого – Азия, зеленого – Австралия, красного – Америка и черного – Африка цветов).


Начиная с 1924 года к словам «Олимпийские игры» стали добавлять ещё одно то или другое слово-прилагательное. Какое?

(Летние, зимние.)

В чем принципиальное отличие VI, XII и XIII Олимпиад от всех остальных?

(Они вообще не проводились из-за мировых войн  1916, 1940, 1944 гг).

Назовите имена олимпийских чемпионов Белгородского региона

(Светлана Хоркина, Зуева Наталья, Тарас Хтей и Дмитрий Ильиных, Сергей Тетюхин, Дмитрий Мусэрский

В это же время участникам предлагается вытащить карточку с изображением талисмана. В карточку необходимо вписать 1. Название талисмана; 2. Год проведения Олимпийских игр; 3. Город проведения олимпийских игр; 4. Страна проведения Олимпийских игр; 5. Порядковый номер олимпийских игр.

Ведущий: Пока жюри подсчитывает набранные командами очки, вам предлагается посмотреть видео-ролик «Олимпийское наследие».

Ведущий: «Для подведения итогов и награждения слово представляется председателю жюри».

Председатель жюри оглашает итоги викторины и награждает победителей.

Звучит песня «Здравствуй, Олимпиада!» (Слайд №1)участники покидают сцену.










42