Формирование универсальных учебных действий в начальной школе: развитие смыслового чтения средствами предмета "Литературное чтение"
Бойкина Марина Викторовна, старший преподаватель кафедры начального образования СПб АППО, соавтор курса литературного чтения УМК «Школа России», «Перспектива», автор методических пособий по различным проблемам образования
План вебинара:
- Методические подходы к формированию универсальных учебных действий.
- Познавательные УУД: развитие текстовых умений.
- Развитие смыслового чтения на уроках литературного чтения.
- Учебные пособия издательства «УчЛит» для развития смыслового чтения.
Литература:
Авторы: А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская, О.А. Карабанова и др.
В пособиях раскрываются виды и возрастные особенности формирования и развития УУД в начальной и основной школе. Даны рекомендации по формированию и развитию личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных УУД. Представлены основные типы задач для оценки сформированности УУД.
Что такое универсальные учебные действия?
В широком значении: «универсальные учебные действия» означают умение учиться, то есть способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
В узком смысле (собственно психологическом): совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.
Психологический и педагогический смысл универсальных учебных действий
Психологическая
терминология
Педагогическая терминология
Личностные универсальные учебные действия
Регулятивные универсальные учебные действия
Язык ребенка
Нравственное развитие и формирование познавательного интереса
Познавательные универсальные учебные действия
Самообразование, самоорганизация, самооценка
«Я сам», «Я должен», «Я хочу».
«Я могу».
Формирование информационной и исследовательской культуры школьника
Коммуникативные универсальные учебные действия
«Я учусь».
Формирование культуры школьника
«Мы вместе».
УМК по дисциплине « Русский язык» доработан в соответствии с требованиями ФГОС, с учётом основных задач реализации содержания образовательной области «Филология», Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования ( при этом бережно сохранены лучшие традиции Российской школы в обучении русскому языку, доказавшие свою эффективность в образовании и развитии младшего школьного возраста).
Смысловое чтение
- Осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели;
- Извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров;
- Определение основной и второстепенной информации;
- Свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально – делового стилей;
- Понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации.
На каком учебном предмете формируется смысловое чтение:
- Русский язык;
- Литературное чтение;
- Математика;
- Окружающий мир;
- Изобразительное искусство;
- Технология и др.
- Внеурочная деятельность.
- О каком понятии идет речь? Найдите в тексте.
- Найдите высказывание, которое объясняет это понятие: произносятся по –разному, по смыслу одинаковые.
- На основе опорных слов закончите объяснение понятия «синонимы»: синонимы – это слова….
- Как это показать в схеме?
Синонимы
По смыслу одинаковые
По разному произносятся
Планируемые метапредметный результат:
- Определять учебную задачу, планировать её выполнение, оценивать результат;
- Анализировать схему, находить нужную информацию для ответа на вопрос, представлять информацию.
Методика работы:
- Прочитай задание. Определи опорные слова задания. Составь план выполнения задания.
- Какие понятия рассматриваются? Какую учебную задачу можем решить? Составь на основе схемы план ответа на вопрос: что такое главные члены предложения? Что такое подлежащее? Что такое сказуемое?
Литературное чтение: смысловое чтение
Что значит понимать художественный текст?
- умение ориентироваться в содержании текста и понимание его целостного смысла;
- умение находить информацию (фактуальную, подтекстовую, концептуальную);
- умение интерпретировать (преобразовывать текст);
- умение рефлексировать на содержание текста;
- умение рефлексировать на форму текста.
Три этапа работы с текстом на уроке литературного чтения:
- Работа с текстом до чтения (ознакомительное, просмотровое чтение).
- Работа с текстом во время чтения (изучающее чтение).
- Работа с текстом после чтения (рефлексивное чтение).
Анализ текста с целью получения информации:
- Прочитайте. Можно ли сказать, речь идет об утесе и тучке.
- Найдите слова в тексте (использование приёма выборочного чтения, просмотрового чтения), которые характеризуют тучку. Выпишем их: золотая, тучка, умчалась, весело, играя.
- Подберем слова – ассоциации. Какую картину представили? Радостную? Грустную?
- Найдем слова которые характеризуют утес. Выпишем их: утес – великан, морщине, влажный след, задумался глубоко, тихонько плачет..
- Какую картину представили?
- Можно ли сказать, что стихотворение об утесе и тучке, о молодости и старости, о любви, о счастье….
- Можно ли сказать, что для того, чтобы увидеть картину (представить её) мы должны были выбрать слово? Как выбирать слова.
- Можем ли с помощью опорных слов создать свою картину? Как мы это будем делать?
Анализ художественного текста с целью найти информацию в тексте, позволяющую представить и понять изображенное в лирическом стихотворении.
Использование приема «стоп – кадр».
Использование приема словесного рисования.
Использование приема исследования текста.
Результаты эксперимента по звукоцветовым соответствиям: Звукобуквы Цвета А густо-красный Я ярко-красный О светло-жёлтый или белый Е зелёный Ё жёлто-зелёный И синий И синеватый У тёмно-синий, тёмный сине-зелёный, тёмно-лиловый ю голубоватый Ы мрачный тёмно-коричневый или чёрный
Цель работы с пособием — сформировать у обучающихся умение читать и понимать тексты разных жанров, извлекать и анализировать нужную информацию, прогнозировать содержание текста по имеющейся информации, формулировать тему, отвечать на вопросы к тексту, высказывать собственное мнение о прочитанном. Система заданий, предлагаемая в данном пособии (работа со словом, предложением, текстом), последовательно развивает эти умения, пробуждает интерес к чтению, способствует общему развитию ребенка, его духовно-нравственному и эстетическому воспитанию.
Работа с текстами учебника
Работа с отдельными заданиями