СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формы и приемы в формировании патриотизма

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Формы и приемы в формировании патриотизма»

Мастер – класс «Формы и приемы в формировании патриотизма школьников средствами музейной педагогики».

Цель: создать условия для передачи опыта, применения элементов технологии музейной педагогики в образовательной деятельности.

Задачи: знакомство участников мастер-класса с возможностями использования технологии музейной педагогики с целью формирования патриотизма школьников ,передача учителем своего опыта путем прямого и комментированного показа форм и приемов педагогической деятельности,работа с разными музейными источниками;

Планируемый результат: Повышение уровня профессиональной компетентности присутствующих педагогов, их мотивации на системное использование в образовательном пространстве школы технологии музейной педагогики


-Добрый день, уважаемые коллеги. Я приглашаю всех в свою методическую мастерскую. Тема нашей встречи «Формы и приемы, способствующие формированию патриотизма школьников средствами музейной педагогики».

Сегодня я хочу познакомить вас с опытом использования форм и приемов музейной педагогики в образовательной деятельности.

Итак, мы в музее.

Ну, вот, опять экскурсия, скажете вы. А на что ещё собственно можно рассчитывать, находясь в музее? Сиди, слушай, к экспонатам не прикасайся.

А я предлагаю отойти от стереотипа и разрешаю прикоснуться к этому музейному предмету. (СНАРЯД)

(Убираю табличку «Руками не трогать» и достаю предмет).

-Что это за предмет? С какими событиями он связан? Кому мог принадлежать этот экспонат?

Прикасаясь к этому предмету, мы вспоминаем события войны.

Любая вещь хранит историческую память, так как она является свидетельницей той или иной эпохи. Находясь в музее, изучая экспонаты, рассматривая экспозиции, посетитель начинает лучше понимать то время и события, о которых идет речь.

Таким образом, музей обладает большим образовательным потенциалом.

И здесь мы начинаем говорить о музейной педагогике.

-Что же такое музейная педагогика?.

Педагогический словарь даёт следующее музейной педагогике:

«Это  – область науки, изучающая историю, методы воздействия музеев на посетителей, взаимодействие их с образовательными учреждениями».

Предлагаю обратиться к рабочим листам. Работать мы с вами будем вместе.

Ключевыми понятиями музейной педагогики являются музейный предмет, культура и коммуникация.

Первое задание в рабочем листе - соотнесите понятие и его толкование.

. А теперь давайте проверим.

Музейный предмет– прежде всего подлинник, обладающий, исторической значимостью.

Музейная коммуникация– взаимоотношения педагога с аудиторией в условиях музейной культуры.

Музейная культура – ценностное отношение человека к действительности, уважение к истории человечества, умение оценивать в повседневной жизни предметы музейного значения.

Цель музейной педагогики создать условия для развития личности путём включения её в многообразную деятельность школьного музея.

- Коллеги, вы знаете, существуют разные формы организации учебной деятельности. Посмотрите в свой рабочий лист. Выберите и подчеркните из предложенных форм те, которые, на ваш взгляд, могут быть использованы в музейной педагогике.

Спасибо. Эти формы я использую в своей работе, а также…

урок-экскурсия; урок — работа с документами; урок — работа с музейными предметами; лекции, встречи с интересными людьми;

Кроме этого, не менее интересными, на мой взгляд, являются интерактивные формы работы, такие как:«перевоплощение»,

театрализация; игровая ситуация, мобильная выставка, выставка-загадка,

самостоятельная работа в экспедиции.

Каждый учитель не раз задавал себе вопрос, идя на урок: Как сделать учебный материал личностно значимым, как воспитывать любовь к Родине, гордость за свою страну.

Добиться этого мне помогают приемы, как прием постановка проблемной ситуации; прием удивления; «предмет в действии»; постановка цели в форме игры; формулировка эпиграфа (использование музыки, стихотворения)

Ребята не просто смотрят, слушают, но и активно действуют, анализируют, систематизируют информацию.

Существуют приемы музейной педагогики, с которыми я вас сейчас познакомлю.

предлагаю вам немного побыть в роли учеников.

Представьте себе, что вы на уроке истории . (Подхожу к витрине, достаю письма)-

Взгляните на эти уникальный экспонат.

-Что это?

Фронтовые письма... Это — завещания погибших героев живым! Кажется, и сегодня они по-прежнему пахнут порохом и дымом. Само время определило их судьбу – быть исторической ценностью. В них сама история, величие и трагедия Великой Отечественной войны.

-Возникло ли у вас желание подержать эти письма в руках? Узнать, что писали солдаты в этих «треугольниках»?

-Итак, о чем же мы сегодня будем говорить? (о Вов).

Фронтовые письма- документы огромной силы. исторические первоисточником, здесь всё: забота, переживания, боль утраты, любовь…

Вот и первый прием – изучение фронтовых писем. Этот прием дополняет изучение информации эмоциональными переживаниями, чувствами, ощущениями.

Запишите этот прием в рабочий лист в строку «приемы»..

-Более глубокое изучение содержания фронтовых писем позволяет изучить конкретные исторические события.

А чтобы познакомиться с другими приемами музейной педагогики, я предлагаю вам поработать в группах.

Обратите внимание на ленточки на ваших стульях. Цвет ленточки соответствует цветовому знаку вашей группы. Займите свои места.

Мы продолжаем путешествие в прошлое и обратимся к одной из наиболее славных страниц летописи Великой Отечественной войны - Победе советских войск под Сталинградом.

На территории нашего района боевых действий не было, но в соседнем селе, в 4км от ст.Островской был открыт Ореховский детский дом, для детей Сталинграда. Лишенные родителей, крова, перенесшие ужасы бомбардировок и кошмары фашистской оккупации, дети поступали в дет дома, чуть живыми, изнеможенными некоторые не могли идти - их несли на носилках, некоторые долгое время не разговаривали. По ночам их преследовали кошмары, и они кричали, в который раз вспоминая ад войны, и заново переживая свое горе.

Но доброе отношение воспитателей ,нянечек отогрели детские души.

У нас есть музейные источники: стихи воспитанника детдома;, газета, содержащая воспоминания и альбом с фотографиями детдомовских детей. Эти источники помогут вам соприкоснуться с жизнью детей военного времени в Ореховском детском доме.

Ваша задача:

1.Познакомиться с источниками.

2.Найти примеры описание жизни и быта воспитанников д.д.

(Работа в группах).

Спасибо. А вот и еще один, прием музейной педагогики – работа с историческими источниками. Запишите прием в рабочий лист.

Этот прием осуществляет реализация принципа наглядности в обучении и предполагает добывание фактов, которые не всегда лежат на поверхности.


Обратите внимание еще на один экспонат.

Это всем вам известный ЧЕМОДАН, но это не простой чемодан.

Это МУЗЕЙНЫЙ ЧЕМОДАН – в музейной педагогики существует такой ПРИЕМ.

Это очень удобный прием.

-А знаете почему? Даже если у вас в школе нет музея, вы имеете возможность собрать такой музейный чемодан либо сами, либо вместе с учениками и быстро развернуть мобильную выставку по любой теме.

И этот прием запишите в рабочий лист.

Давайте откроем его и познакомимся с содержимым, ведь наши экспонаты можно трогать руками. (круподерка, деревянная форма для выпечки пряников, деревянная маслобойка)

  1. Рассмотрите экспонаты, которые использовались в быту во время войны в детдоме.

  2. Посовещайтесь и определите, для чего служил каждый из этих предметов.

3.Продемонстрируйте этот предмет в действии.

Во время войны, воспитанники дед.дома использовали данные предметы и помогали в хозяйственных делах взрослым.

Мы с вами сейчас использовалиприем манипуляции. Запишем его в рабочий лист.

Ученики с большим интересом манипулируют музейными предметами.

Таким образом я вас познакомила только с некоторыми приемами музейной педагогики.

Они помогают разнообразить урок, наполнить его эмоциональным содержанием через тактильные, слуховые и другие впечатления, заставляют учеников думать и рассуждать, строить высказывание, систематизировать материал, и представлять его в виде исследований и проектных работ.

Вот работы моих учеников.(ПОКАЗ ПРОЕКТОВ) .

Как вы видите, от посещения музеев и выставок мы пришли к исследовательским проектам.


Я считаю, что технология музейной педагогики помогает формировать у детей активную жизненную позицию и воспитывать любовь к Родине и её историческому прошлому, а это и есть патриотизм. Ведь еще В. А. Сухомлинский говорил :

«Любовь к Отчизне и любовь к людям — это два быстрых потока, которые, сливаясь, образуют могучую реку патриотизма»


Надеюсь, что приемы, о которых мы сегодня вели речь, помогут разнообразить вам учебный процесс

.

Во время ВОВ воспитанники Ореховского детского дома отправляли в подарок солдатам кисеты с табаком. В память о нашей встрече я также хочу подарить вам вот этот сувенир, напоминающий кисет.

Разрешите наполнить эти мешочки пожеланиями каждому из вас.

Не останавливаться в своей профессиональном развитии, творить, совершенствоваться, и радоваться своим педагогическим открытиям и открытиям своих коллег.

Помните о прошлом. Ведь память формирует духовную крепость человека.

-Прошлое !

Гостем приходит не прошенным..

Огнем в ночи дрожит.

-Прошлое!

Деткой игрушкой заброшенной

Не под ногами под сердцем лежит.

Спасибо за работу.





4