Мастер – класс «Формы и приемы в формировании патриотизма школьников средствами музейной педагогики».
Цель: создать условия для передачи опыта, применения элементов технологии музейной педагогики в образовательной деятельности.
Задачи: знакомство участников мастер-класса с возможностями использования технологии музейной педагогики с целью формирования патриотизма школьников ,передача учителем своего опыта путем прямого и комментированного показа форм и приемов педагогической деятельности,работа с разными музейными источниками;
Планируемый результат: Повышение уровня профессиональной компетентности присутствующих педагогов, их мотивации на системное использование в образовательном пространстве школы технологии музейной педагогики
-Добрый день, уважаемые коллеги. Я приглашаю всех в свою методическую мастерскую. Тема нашей встречи «Формы и приемы, способствующие формированию патриотизма школьников средствами музейной педагогики».
Сегодня я хочу познакомить вас с опытом использования форм и приемов музейной педагогики в образовательной деятельности.
Итак, мы в музее.
Ну, вот, опять экскурсия, скажете вы. А на что ещё собственно можно рассчитывать, находясь в музее? Сиди, слушай, к экспонатам не прикасайся.
А я предлагаю отойти от стереотипа и разрешаю прикоснуться к этому музейному предмету. (СНАРЯД)
(Убираю табличку «Руками не трогать» и достаю предмет).
-Что это за предмет? С какими событиями он связан? Кому мог принадлежать этот экспонат?
Прикасаясь к этому предмету, мы вспоминаем события войны.
Любая вещь хранит историческую память, так как она является свидетельницей той или иной эпохи. Находясь в музее, изучая экспонаты, рассматривая экспозиции, посетитель начинает лучше понимать то время и события, о которых идет речь.
Таким образом, музей обладает большим образовательным потенциалом.
И здесь мы начинаем говорить о музейной педагогике.
-Что же такое музейная педагогика?.
Педагогический словарь даёт следующее музейной педагогике:
«Это – область науки, изучающая историю, методы воздействия музеев на посетителей, взаимодействие их с образовательными учреждениями».
Предлагаю обратиться к рабочим листам. Работать мы с вами будем вместе.
Ключевыми понятиями музейной педагогики являются музейный предмет, культура и коммуникация.
Первое задание в рабочем листе - соотнесите понятие и его толкование.
. А теперь давайте проверим.
Музейный предмет– прежде всего подлинник, обладающий, исторической значимостью.
Музейная коммуникация– взаимоотношения педагога с аудиторией в условиях музейной культуры.
Музейная культура – ценностное отношение человека к действительности, уважение к истории человечества, умение оценивать в повседневной жизни предметы музейного значения.
Цель музейной педагогики – создать условия для развития личности путём включения её в многообразную деятельность школьного музея.
- Коллеги, вы знаете, существуют разные формы организации учебной деятельности. Посмотрите в свой рабочий лист. Выберите и подчеркните из предложенных форм те, которые, на ваш взгляд, могут быть использованы в музейной педагогике.
Спасибо. Эти формы я использую в своей работе, а также…
урок-экскурсия; урок — работа с документами; урок — работа с музейными предметами; лекции, встречи с интересными людьми;
Кроме этого, не менее интересными, на мой взгляд, являются интерактивные формы работы, такие как:«перевоплощение»,
театрализация; игровая ситуация, мобильная выставка, выставка-загадка,
самостоятельная работа в экспедиции.
Каждый учитель не раз задавал себе вопрос, идя на урок: Как сделать учебный материал личностно значимым, как воспитывать любовь к Родине, гордость за свою страну.
Добиться этого мне помогают приемы, как прием постановка проблемной ситуации; прием удивления; «предмет в действии»; постановка цели в форме игры; формулировка эпиграфа (использование музыки, стихотворения)
Ребята не просто смотрят, слушают, но и активно действуют, анализируют, систематизируют информацию.
Существуют приемы музейной педагогики, с которыми я вас сейчас познакомлю.
предлагаю вам немного побыть в роли учеников.
Представьте себе, что вы на уроке истории . (Подхожу к витрине, достаю письма)-
Взгляните на эти уникальный экспонат.
-Что это?
Фронтовые письма... Это — завещания погибших героев живым! Кажется, и сегодня они по-прежнему пахнут порохом и дымом. Само время определило их судьбу – быть исторической ценностью. В них сама история, величие и трагедия Великой Отечественной войны.
-Возникло ли у вас желание подержать эти письма в руках? Узнать, что писали солдаты в этих «треугольниках»?
-Итак, о чем же мы сегодня будем говорить? (о Вов).
Фронтовые письма- документы огромной силы. исторические первоисточником, здесь всё: забота, переживания, боль утраты, любовь…
Вот и первый прием – изучение фронтовых писем. Этот прием дополняет изучение информации эмоциональными переживаниями, чувствами, ощущениями.
Запишите этот прием в рабочий лист в строку «приемы»..
-Более глубокое изучение содержания фронтовых писем позволяет изучить конкретные исторические события.
А чтобы познакомиться с другими приемами музейной педагогики, я предлагаю вам поработать в группах.
Обратите внимание на ленточки на ваших стульях. Цвет ленточки соответствует цветовому знаку вашей группы. Займите свои места.
Мы продолжаем путешествие в прошлое и обратимся к одной из наиболее славных страниц летописи Великой Отечественной войны - Победе советских войск под Сталинградом.
На территории нашего района боевых действий не было, но в соседнем селе, в 4км от ст.Островской был открыт Ореховский детский дом, для детей Сталинграда. Лишенные родителей, крова, перенесшие ужасы бомбардировок и кошмары фашистской оккупации, дети поступали в дет дома, чуть живыми, изнеможенными некоторые не могли идти - их несли на носилках, некоторые долгое время не разговаривали. По ночам их преследовали кошмары, и они кричали, в который раз вспоминая ад войны, и заново переживая свое горе.
Но доброе отношение воспитателей ,нянечек отогрели детские души.
У нас есть музейные источники: стихи воспитанника детдома;, газета, содержащая воспоминания и альбом с фотографиями детдомовских детей. Эти источники помогут вам соприкоснуться с жизнью детей военного времени в Ореховском детском доме.
Ваша задача:
1.Познакомиться с источниками.
2.Найти примеры описание жизни и быта воспитанников д.д.
(Работа в группах).
Спасибо. А вот и еще один, прием музейной педагогики – работа с историческими источниками. Запишите прием в рабочий лист.
Этот прием осуществляет реализация принципа наглядности в обучении и предполагает добывание фактов, которые не всегда лежат на поверхности.
Обратите внимание еще на один экспонат.
Это всем вам известный ЧЕМОДАН, но это не простой чемодан.
Это МУЗЕЙНЫЙ ЧЕМОДАН – в музейной педагогики существует такой ПРИЕМ.
Это очень удобный прием.
-А знаете почему? Даже если у вас в школе нет музея, вы имеете возможность собрать такой музейный чемодан либо сами, либо вместе с учениками и быстро развернуть мобильную выставку по любой теме.
И этот прием запишите в рабочий лист.
Давайте откроем его и познакомимся с содержимым, ведь наши экспонаты можно трогать руками. (круподерка, деревянная форма для выпечки пряников, деревянная маслобойка)
Рассмотрите экспонаты, которые использовались в быту во время войны в детдоме.
Посовещайтесь и определите, для чего служил каждый из этих предметов.
3.Продемонстрируйте этот предмет в действии.
Во время войны, воспитанники дед.дома использовали данные предметы и помогали в хозяйственных делах взрослым.
Мы с вами сейчас использовали– прием манипуляции. Запишем его в рабочий лист.
Ученики с большим интересом манипулируют музейными предметами.
Таким образом я вас познакомила только с некоторыми приемами музейной педагогики.
Они помогают разнообразить урок, наполнить его эмоциональным содержанием через тактильные, слуховые и другие впечатления, заставляют учеников думать и рассуждать, строить высказывание, систематизировать материал, и представлять его в виде исследований и проектных работ.
Вот работы моих учеников.(ПОКАЗ ПРОЕКТОВ) .
Как вы видите, от посещения музеев и выставок мы пришли к исследовательским проектам.
Я считаю, что технология музейной педагогики помогает формировать у детей активную жизненную позицию и воспитывать любовь к Родине и её историческому прошлому, а это и есть патриотизм. Ведь еще В. А. Сухомлинский говорил :
«Любовь к Отчизне и любовь к людям — это два быстрых потока, которые, сливаясь, образуют могучую реку патриотизма»
Надеюсь, что приемы, о которых мы сегодня вели речь, помогут разнообразить вам учебный процесс
.
Во время ВОВ воспитанники Ореховского детского дома отправляли в подарок солдатам кисеты с табаком. В память о нашей встрече я также хочу подарить вам вот этот сувенир, напоминающий кисет.
Разрешите наполнить эти мешочки пожеланиями каждому из вас.
Не останавливаться в своей профессиональном развитии, творить, совершенствоваться, и радоваться своим педагогическим открытиям и открытиям своих коллег.
Помните о прошлом. Ведь память формирует духовную крепость человека.
-Прошлое !
Гостем приходит не прошенным..
Огнем в ночи дрожит.
-Прошлое!
Деткой игрушкой заброшенной
Не под ногами под сердцем лежит.
Спасибо за работу.
4