СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Фразеологизмы в нашей жизни»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект  к мастер-классу по теме «Фразеологизмы в нашей жизни» к учителю года 2023 

Просмотр содержимого документа
««Фразеологизмы в нашей жизни»»

  1. Орг.момент Слайд 1


- Добрый день, уважаемые коллеги! Меня зовут …

Я очень рада сегодня видеть вас! Надеюсь, что мастер-класс будет для вас интересным, полезным, а главное принесёт вам много положительных эмоций, и вы останетесь довольны, проведённой работой. Я желаю нам успехов.

- А моих коллег, прошу подняться на сцену.

- Однажды на уроке литературного чтения, мы с ребятами прочитали произведение Николая Сладкова «Три загадки». Послушайте, пожалуйста.

Слайд 2

Поссорились на перемене ребята. Один кричит: — Я тебе покажу, где раки зимуют!

А второй ему: — Ишь, разошёлся, прямо из кожи вон лезет!

Тут подбежал к ребятам дежурный, давай их растаскивать. А они на него напустились:

— Всё следишь! Наверное, и спишь с открытыми глазами!

А дежурный вдруг как крикнет:

— Стойте, ребята! Разгадайте-ка свои загадки!

— Какие такие загадки? — удивились ребята и разжали кулаки.



-Коллеги, а вы разгадали, что это за загадки? Давайте, отгадаем их значение.

Слайд 3

-Где раки зимуют - проучить, наказать

- Из кожи вон лезет – очень сильно постараться

- Спит с открытыми глазами – настороженный человек


- Как вы думаете, о чём пойдет речь на нашем мастер-классе?

- Правильно. «Фразеологизмы в нашей жизни». Слайд 4

- Давайте вспомним, что такое фразеологизм.

Слайд 5 (ПРАВИЛО)


- Фразеологизмы украшают речь, делают её выразительной и образной. Чем богаче словарный запас, тем интереснее, ярче выражает человек свои мысли.


- Начнем, как и с детьми, с самого простого.

Слайд 6

Закончите фразу:

Нем как…  рыба

Труслив как… заяц

Упрям как…  осел

Голоден как… волк

Хитёр как… лиса


Слайд 7


Брать себя в … руки

Бросать слова на … ветер

Вывести на чистую … воду

Держать язык за …зубами


- Настроились на работу, а теперь мы с вами посоревнуемся. Для этого нужно разделиться на две команды. У меня в руках волшебный мешочек. Каждому из вас нужно вытянуть по одному предмету. В соответствии с вытянутым цветом, вам нужно занять свои места. Пересядьте, пожалуйста.

Обратите внимание, какого цвета ваша конфета. И займите своё место в соответствии с карточками на столах. Теперь приступаем к выполнению 1го задания.


1 задание:

- вам нужно отгадать какой какой фразеологизм изображён на карточке и что он означает? Слайд 8,9

Отвечает 1я команда.

  1. У чёрта на куличках

- След. картинка 2ой команде. («очень далеко») Слайд 10,11

  1. Семь пятниц на неделе(тот кто часто меняет свои планы)

- . Какой фразеологизм здесь изображён и что он означает? (в других краях следует соблюдать те нормы и правила поведения, что приняты в этом месте, и относится к ним с уважением)


  1. Со своим уставом в чужой монастырь не ходят (всё в порядке, всё в норме, всё отлично.)Слайд 12,13

  2. Дело в шляпе Слайд 14,15

  3. Нашла коса на камень(люди упорно отстаивают свои взгляды, убеждения и не хотят уступать друг другу.) Слайд 16,17


  1. Нести чушь (Говорить глупости, бессмыслицу.)Слайд 18,19

  2. Считать ворон (значит проявлять невнимательность, либо просто бездельничать) Слайд 20,21

  3. Съесть пуд соли (пройти вместе тяжелое испытание)Слайд 22,23

  4. Наврать с три короба (обозначает много наговорить неправды, много наврать, приврать,)Слайд 24,25

  5. На воре шапка горит (кто-либо невольно, случайно сам выдаёт то, что хотел бы скрыть.) Слайд 26,27


- Молодцы, вы все справились.


- Итак, приступим ко второму заданию.

У каждой команды на столе лежит карточка жёлтого цвета. Ваша задача, найти и подчеркнуть в тексте фразеологизмы.

- Приступаем.


Сказка «Репка» с использованием фразеологизмов.

Посадил дед репку. Выросла репка большая – пребольшая. Увидел её дед - чуть кондрашка не хватила. Не откладывая в долгий ящик, пошёл дед репку рвать: Согнулся в три погибели, тянет – потянет, а воз и ныне там.

Позвал дед бабку. В мгновение ока прибежала бабка. Бабка за дедку, дедка за репку. Тянут – потянут, вытянуть не могут. С бабкой каши не сваришь!

Позвала бабка внучку. Внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку. Тянут не щадя живота своего, а вытянуть не могут.

У деда мозги набекрень. Что делать? Решили позвать Жучку. На безрыбьи –и рак рыба. Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку. Тянут до седьмого пота, но не тут-то было! Схватился дед за голову.

(разделить) Неужели почём зря старались? Хватит тары бары- разводить! Надо кошку звать.

Кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку. Тянут - потянут, все в мыле, на все сто выкладывают, но нюни не распустили. Ведь не хочется у разбитого корыта остаться.

«Будет и на нашей улице праздник!» - подумал дед и как ни в чём не бывало, позвал мышку. А она тут как тут - явилась не запылилась. Нашего полку прибыло! Мышка за кошку, кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку - потянули и вытянули репку. Дед как в воду глядел! Мал золотник, да дорог. Что и требовалось доказать!


- Пока мои коллеги работают, я объясню, почему я выбрала именно

эту тему.


- Я думаю, что изучение фразеологии играет огромную роль для развития речи. Но в программе начального образования недостаточно материала по данной теме. При подготовке к олимпиадам, я увидела, что многие обучающиеся не понимают фразеологизмы, не могут их объяснить. Поэтому я решила на разных уроках (где это возможно) систематически вводить фразеологизмы.

Я считаю, что знакомство с ними должно быть целенаправленным элементом работы в системе развития речи, что дает огромные возможности для умственного, речевого, эмоционального развития ребенка.

   

 - Ну, что команды, готовы? Посмотрим, что у вас получилось? Внимание на слайд.

1я команда.

Слайд 28,


2я команда.

Слайд 29


- Вы молодцы, справились с заданием!



- Все обратили внимание, что это сказка про репку? Но на новый лад.

И я предлагаю нашим командам инсценировать эту сказку.

1-я ком. Определитесь, каких героев вы будете изображать.

- А 2-я ком. Ваши герои

- Итак, начнем.


Слайд 30 Инсценирование сказки ( Чтение сказки автором)

Сказка «Репка» с использованием фразеологизмов.

Посадил дед репку. Выросла репка большая – пребольшая. Увидел её дед - чуть кондрашка не хватила. Не откладывая в долгий ящик, пошёл дед репку рвать: Согнулся в три погибели, тянет – потянет, а воз и ныне там.

Позвал дед бабку. В мгновение ока прибежала бабка. Бабка за дедку, дедка за репку. Тянут – потянут, вытянуть не могут. С бабкой каши не сваришь!

Позвала бабка внучку. Внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку. Тянут не щадя живота своего, а вытянуть не могут.

У деда мозги набекрень. Что делать? Решили позвать Жучку. На безрыбьи –и рак рыба. Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку. Тянут до седьмого пота, но не тут-то было! Схватился дед за голову.

Неужели почём зря старались? Хватит тары бары- разводить! Надо кошку звать.

Кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку. Тянут - потянут, все в мыле, на все сто выкладывают, но нюни не распустили. Ведь не хочется у разбитого корыта остаться.

«Будет и на нашей улице праздник!» - подумал дед и как ни в чём не бывало, позвал мышку. А она тут как тут - явилась не запылилась. Нашего полку прибыло! Мышка за кошку, кошка за Жучку, Жучка за внучку. внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку - потянули и вытянули репку. Дед как в воду глядел! Мал золотник, да дорог. Что и требовалось доказать!


- Замечательная сказка получилась. Молодцы.

- Приступим к следующему заданию.

Слайд 31

1 группа. Ваша задача составить мини-сочинение на тему «Подготовка к конкурсу «Учитель года» -2023.

Используйте фразеологизмы:

ни днем ни ночью, ни свет ни заря, сулит золотые горы, как кот наплакал, ждать с моря погоды, засучить рукава, брать ноги в руки, грызть гранит науки, искра божья, до победного конца, с замиранием сердца, утерла нос, на седьмом небе от счастья.


2 группа.   «Мы участники мастер-класса»


Используйте фразеологизмы, которые у вас на синих карт.

дело в шляпе, не в зуб ногой, не ударить в грязь лицом, находить общий язык, держать руку на пульсе, понимать с полуслова , держать ушки на макушке, места не находить, на седьмом небе от счастья.

Работа с залом

- Зал немного устал? Предлагаю провести физ.минутку, которую мы с ребятами проводим на уроках, когда встречаются фразеологизмы.

Слайд 32


– Покажите часть тела:

их нельзя класть в рот (пальцы);

 они могут встать дыбом, когда страшно (волосы);

 ими машут, как мельница (руки);


ими щелкают от голода (зубы);

 его всюду суют, вмешиваясь не в свои дела (нос);

 не белье, а их развешивают доверчивые люди (уши);

 с них сбиваются, когда что-то ищут (ноги);

 её можно потерять (голову);

 их нужно держать на макушке (уши).

- Спасибо! Молодцы!

- Давайте проверим, что получилось у наших команд.

- Вы прекрасно справились с заданием! Мне, кажется, ваша улыбка-это главная оценка.

- К залу. Давайте же мы с вами вознаградим наших  коллег за их старание аплодисментами.

Сейчас мы увидели, что  Фразеологические обороты украшают речь, делают её выразительной, образной. Чем богаче словарный запас, тем интереснее, ярче выражает человек свои мысли.

Слайд 33

Мы сегодня не переливали из пустого в порожнее, а работали не покладая рук. И хоть мы немного устали, но не вышли из себя, а взяли себя в руки и продолжили работу.

Слайд 34

Предлагаю оценить вашу работу на мастер-классе при помощи фразеологизма. Выберите тот, который вам подходит, и прикрепите его на доску.

- Я надеюсь, что после моего мастер - класса вы узнали, что такое фразеологизмы, открыли для себя новое и будете использовать их в своей речи, тем самым сделаете ее красивее и богаче.

Слайд 35

Спасибо за внимание.