Воспитание мальчиков и девочек
Сказка «Репка»
Мальчики начинают ходить на 2-3 месяца позже девочек.
Девочек чаще берут на руки и реже ругают, чем мальчиков.
По отношению к мальчикам речь взрослых чаще содержит лишь прямые указания :отойди, принеси, дай, сделай, перестань…
В разговоре даже с годовалыми девочками старшие чаще упоминают о чувственных состояниях: нравится, люблю, грустный, весёлый…
Физиологическая сторона восприятия
до 8 лет острота слуха у мальчиков в среднем выше, чем у девочек
но девочки более чувствительны к шуму
В первых-вторых классах у девочек выше кожная чувствительность, т.е. их больше раздражает телесный дискомфорт и они более отзывчивы на прикосновение, поглаживание.
Игры девочек чаще опираются на ближнее зрение: они раскладывают перед собой свои «богатства» - кукол, тряпочки – и играют в ограниченном пространстве, им достаточно маленького уголка.
Игры мальчиков чаще опираются на дальнее зрение: они бегают друг за другом, бросаю предметы в цель и т.д. и используют при этом всё предоставленное им пространство. Это не может не сказаться на особенности развития зрительной системы.
Типы мышления
Мальчики чаще рисуют технику, их рисунки наполнены действием, движением, всё кругом движется, шумит.
А девочки рисуют людей (чаще всего принцесс), в том числе и себя.
Специалисты отмечают, что и время, необходимое для вхождения в работу – период врабатываемости – у детей зависит от пола. Девочки обычно быстро набирают оптимальный уровень работоспособности. Мальчики же раскачиваются долго. Но вот и они достигли пика работоспособности. А девочки, наоборот, уже начали уставать.
У девочек в дошкольном и младшем школьном возрасте обычно лучше развита речь, часто они сильнее мальчиков физически, их биологический возраст (даже при одинаковом так называемом «паспортном» возрасте) выше. Они оттесняют мальчиков физически и «забивают» их в речевом плане.
мужчины лучше выполняют поисковую деятельность, выдвигают новые идеи, они лучше работают, если нужно решить принципиально новую задачу
Женщины обычно лучше выполняют задачи уже не новые, типовые, шаблонные, но когда требования к тщательности, проработке деталей, исполнительской части задания велики
Эмоциональная сфера
Мозг девочки как бы готовится к ответу на любую неприятность, чтобы в любую секунду отреагировать на воздействие, пришедшее с любой стороны.
Мужчины же обычно быстро снимают эмоциональное напряжение и вместо переживаний переключаются на продуктивную деятельность.
Мама долго ругает мальчика, нагнетая эмоции, и сердится оттого, что он не переживает вместе с ней, а как бы остаётся равнодушным к её словам.
мальчики
девочки
важно – что конкретно оценивается в их деятельности
важна суть оценки (какой момент их деятельности оценивается)
кто их оценивает и как
реагируют избирательно и только на значимые для них оценки
важно эмоциональное общение со взрослым, какое впечатление они производят
очень эмоционально реагируют на все оценки: и положительные, и отрицательные (активизируя все отделы мозга: зрительный, слуховой, ассоциативный)
ОСНОВНЫЕ ИТОГИ ДЛЯ ВЗРОСЛЫХ:
!Никогда не забывайте, что перед вами не просто ребёнок, а мальчик или девочка с присущими им особенностями восприятия, мышления, эмоций. Воспитывать, обучать и даже любить их надо по-разному. Но обязательно очень любить!
!Никогда не сравнивайте мальчиков и девочек, не ставьте одних в пример другим: они разные даже по биологическому возрасту – девочки обычно старше ровесников-мальчиков.
!Не забывайте, что мальчики и девочки по-разному видят, слышат, осязают, по-разному воспринимают пространство и ориентируются в нём, а главное – по-разному осмысляют всё, с чем сталкиваются в этом мире. И уж, конечно, не так, как мы – взрослые.
!Помните, что, когда женщина воспитывает и обучает мальчиков (а мужчина – девочек), ей (ему) мало пригодится собственный детский опыт и сравнивать себя в детстве с ними – неверно и бесполезно.
!Не переусердствуйте, требуя от мальчиков аккуратности и тщательности выполнения вашего задания.
!Старайтесь, давая задания мальчикам, как в детском саду, школе, так и в быту, включать в них момент поиска, требующий сообразительности. Не надо заранее рассказывать и показывать, что и как делать. Следует подтолкнуть ребёнка к тому, чтобы он открыл принцип решения, пусть даже сделав ошибку.
!С девочками, если им трудно, надо вместе начать работу, разобрать принцип выполнения задания, что и как надо сделать. Вместе с тем, девочек надо постепенно учить действовать самостоятельно, а не только по заранее известным схемам (работу по дому выполнять точно, как мама, в школе решать типовые задачи, как учили на уроке), подталкивать к поиску собственных решений незнакомых, нетиповых заданий.
!Не забывайте не только рассказывать, но и показывать. Особенно это важно для мальчиков.
!Помните, что мы часто недооцениваем эмоциональную чувствительность и тревожность мальчиков.
!Если вам надо отругать девочку, не спешите высказывать своё отношение к ней – бурная эмоциональная реакция помешает ей понять, за что её ругают. Сначала разберите, в чём её ошибка.
!Ругая мальчика, изложите кратко и точно, чем вы недовольны, т.к. он не может долго удерживать эмоциональное напряжение. Его мозг как бы отключит слуховой канал, и ребёнок перестанет вас слушать и слышать.