Дети дошкольного возраста – это особая категория пешеходов и пассажиров. К ним нельзя подходить с той же меркой, как и к взрослым, ведь для них дословная трактовка Правил дорожного движения неприемлема, а нормативное изложение обязанностей пешеходов и пассажиров на недоступной для них дорожной лексике, требует от дошкольников абстрактного мышления, затрудняет процесс обучения и воспитания. Вот почему с самого раннего возраста необходимо учить детей безопасному поведению на улицах, дорогах, в транспорте и правилам дорожного движения. В этом должны принимать участие и родители, и дошкольные учреждения, а в дальнейшем, конечно же, школа и другие образовательные учреждения.
Учитывая особую значимость работы в данном направлении, и то обстоятельство, что детский сад является самой первой ступенью в системе непрерывного образования, мною особое внимание уделяется обучению детей правилам дорожного движения в тесном сотрудничестве с родителями воспитанников. Был разработан перспективный план по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма во взаимодействии с родителями, реализация которого осуществляется в соответствии с комплексно-тематическим планированием детского сада и рабочей программы дополнительного образования социально-педагогической направленности
1. С помощью разнообразных методов и приемов оптимизировать работу с родителями детей дошкольного возраста для полноценного развития личности ребенка и закреплению знаний о правилах дорожного движения;
2.Побуждать родителей на личном примере демонстрировать детям соблюдение правил безопасного поведения на дорогах, бережное отношение к природе и т.д. Ориентировать родителей на совместное с ребенком чтение литературы, посвященной сохранению и укреплению здоровья, просмотр соответствующих художественных и мультипликационных фильмов, развивающих интерактивных игр.
3. Привлекать родителей к активному отдыху с детьми, расширяющему границы жизни дошкольников и формирующему навыки безопасного поведения во время отдыха. Помогать родителям планировать выходные дни с детьми, обдумывая проблемные ситуации, стимулирующие формирование моделей позитивного поведения в разных жизненных ситуациях.
4.Знакомить родителей с формами работы дошкольного учреждения по проблеме безопасности детей дошкольного возраста, с опасными для здоровья ребенка ситуациями на дороге и способами поведения в них. Направлять внимание родителей на развитие у детей способности видеть, осознавать и избегать опасности в разное время года (осенью, зимой, весной, летом).
Месяц/ | Период проведения | Цель | Содержание работы |
1 | 2 | 3 | 4 |
Сентябрь | «День знаний» | 1.Установить на начало учебного года оптимальный уровень взаимодействия по вопросам развития детей. 2.Привлечь родителей к работе детского сада. | Консультация: «Родителям дошкольников о правилах дорожного движения». (вместе с родителями, выделять опасные места и находить способы безопасного поведения в этих местах). Рекомендации: При ходьбе по тротуару учите ребёнка идти спокойно, рядом со взрослым, с противоположной стороны от проезжей части дороги. Анкетирование родителей «Примерный ли вы пешеход». Приобретение светоотражающих элементов для верхней одежды. |
Сентябрь Сентябрь Сентябрь | Волшебница-осень. | 1.Знакомить родителей с опасными для здоровья ребенка ситуациями, возникающими дома, на даче, на дороге, в лесу, у водоёма в осеннее время на дорогах. 2.Повышение родительской компетентности в вопросах обучения детей правилам дорожного движения, направлять внимание родителей на развитие у детей способности видеть, осознавать и избегать опасности в осенний период на дорогах. | Проведение пятиминуток по безопасности поведения на улицах и дорогах. Консультация на тему: «Погода» Дать информацию об условиях и особенностях дорожного движения осенью. Буклеты «Ловушки на дорогах – это опасно». |
2 | 3 | 4 |
Я вырасту здоровым | 1. Знакомить родителей с оздоровительными мероприятиями, проводимыми в детском саду. 2. Разъяснять важность участия в профилактических акциях. Привлечение внимания к проблеме детского дорожного травматизма, достучаться до ума и сердца водителей, порой пренебрегающих «Правилами дорожного движения» | Консультация «Безопасность детей– забота взрослых». Акция «Сохрани моё сердце». |
Их труд достоин уважения | 1.Показать родителям значение профессий работников ГИБДД в развитии взаимодействия ребенка с социумом, понимания социальных норм поведения на дорогах. | 1.Советы для родителей – водителей «Неблагоприятная погода на дорогах осенью». |
Октябрь | Правила и безопасность дорожного движения | 1.Знакомить родителей с опасными для здоровья ребенка ситуациями, возникающими на дороге, Направлять внимание родителей на развитие у детей способности видеть происходящую ситуацию на дороге. 2.Знакомство с требованиями программы воспитания и обучения в детском саду по правилам дорожного движение. | 1.Информационный лист «Правила поведения с ребенком в общественном транспорте». 2.Консультация для родителей «Автокресло для ребенка». |
2 | 3 | 4 |
Урожай собирай, да на зиму запасай | 1.Разьяснить родителям о важности бесед с детьми о видах транспорта, используемых в сборе урожая в осенний период для закрепления наземного вида транспорта. 2.Привлечь родителей к оформлению группового уголка по изучению правил дорожного движения, изготовлению макета улицы. | 1.Папка-передвижка «Будьте внимательны на улице». 2.Советы для родителей «Поведение детей в общественном транспорте». |
Мой город, моя страна | 1. Привлечение родителей в конкурс ЮПИДОВЦЕВ 2. Заинтересовывать родителей в развитии игровой деятельности детей во время прогулки, обеспечивающей успешную социализацию. | 1.Выставка детского творчества «Мой поселок». 2. Консультация «Где мы играем во время прогулки?» |
Ноябрь | Игры и забавы | 1.Распространение педагогических знаний среди родителей, теоретическая помощь родителям в вопросах воспитания детей. 2.Заинтересовать родителей в развитии игровой деятельности детей с дидактическими играми по обучению детей правилам дорожного движения. 3. Привлечь родителей к совместному творчеству с детьми по изготовлению карточек с дорожными ситуациями. | 1.Консультация «Игры, как средство воспитания дошкольников». |
Азбука вежливости | 1.Ознакомить родителей с некоторыми буклетами и папками-передвижками, способствующими наиболее эффективному освоению ПДД. | 1.Картотека пословиц о вежливости. Перечень вежливых слов в уголке для родителей, в раздевальной комнате для детей. |
1 | 2 | 3 | 4 |
Декабрь | Зима | 1.Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма, организация совместной деятельности родителей, воспитателей и воспитанников, повышение культуры участников дорожного движения в зимний период. 2. Направлять внимание родителей на развитие у детей способности видеть, осознавать и избегать опасности в зимнее время года. 3. Рекомендовать родителям пословицы о вежливости. Употреблять в речи вежливые слова на татарском языке. | 1.Беседа с родителями «Правила безопасного дорожного движения в зимний период». 2.Памятки для родителей 4. Встреча с инспектором ГИБДД. |
Новогодний праздник | 1. Привлечь родителей к участию в лепке зимних построек (городка из автомобилей и светофора), к оформлению информационного стенда для родителей: «Красный, желтый, зеленый». 2. Направлять внимание родителей на развитие у детей способности видеть, осознавать и избегать опасности. Информировать родителей о необходимости создания благоприятных и безопасных условий пребывания детей на улице. | 1.Консультация «Зимние травмы», буклеты. 2.Папка-передвижка «Безопасные шаги на пути безопасности на дороге». 3. Родительское собрание |
Январь | Зимние каникулы | 1. Привлечь родителей к осознанному отношению к дороге, ведущей детский сад и обратно домой. 2.Рекомендовать родителям в зимние каникулы просмотр личного сайта в социальной сети работников образования для информирования и консультирования в вопросах обучения детей правилам дорожного движения. | 1.Опрос среди родителей «А вы знаете?» 2.Предложить просмотр во время каникул обучающих мультфильмов «Смешарики: Азбука безопасности» 3.Рекомендации для родителей «Правила поведения на улице». |
Мы - творцы мастера и фантазеры | 1.Заинтересовать родителей совместным отдыхом на зимней площадке. 2. Побудить родителей задуматься о том, что соблюдение ПДД самое главное для сохранения жизни и здоровья их детей. 3.Привлечь родителей к проведению совместного праздника. | 1.Беседа на тему: «Место встречи – наша горка!» (о выборе места катания детей на санках, коньках, ледянках). 2.Консультация «Аккуратность в гололед на дороге вас спасет». |
1 | 2 | 3 | 4 |
Январь | Умные машины | 1. Информировать родителей о необходимости создания благоприятных и безопасных условий пребывания детей дома. 2. Обращать внимание родителей на возможности интеллектуального развития ребенка в семье и детском саду. Ориентировать родителей на развитие у ребенка потребности к познанию, общению со взрослыми и сверстниками. | «Дидактические игры по ознакомлению дошкольников с правилами дорожного движения. Работа с родителями -Особенности движения транспорта и пешеходов на перекрёстке наглядная информация « Как знакомить детей с правилами дорожного движения» |
Февраль | С чего начинается Родина? | 1. Расширять и углублять знания детей и их родителей об истории своей республики, отечественном автомобилестроении. 2.Ориентировать родителей на совместное с ребенком просмотр видеофильмов,посвященный правильному безопасному поведению на дороге. | 2.Индивидуальные консультации «Родители – образец поведения на улицах и дорогах». 3.Памятка по правилам дорожного движения «Все начинается с малого». |
2 | 3 | 4 |
Наша армия День защитника Отечества | 1.Ориентировать родителей на совместное рассматривание рисунков детей. 2. Привлекать родителей к активным формам совместной с детьми деятельности, способствующим возникновению творческого вдохновения. | 1.Выставка детских рисунков – раскрасок (военные машины: танк, самолет, корабль). 2.Индивидуальные беседы с родителями о соблюдение правил дорожного движения «Сам соблюдай и детей обучай правилам дорожного движения». |
Март | Международный женский день | 1.Ориентировать родителей на совместное рассматривание рисунков детей. 2.Сформировать у воспитанников устойчивые навыки соблюдения и выполнения Правил дорожного движения. 3.Привлекать родителей к активным формам совместной с детьми деятельности, способствующим возникновению творческого вдохновения. | 1. Конкурс, посвященный Международному дню 8 марта «Супер-леди» (по вопросам обучения правилам дорожного движения) 2.Выставка совместного творчества родителей и детей «Мы за безопасность на дороге!» 3.Беседа с родителями: «Безупречное поведение взрослых на дороге – лучшей пример для ребенка. |
Весна | 1.Рассказывать о действии негативных факторов (переохлаждение, перегревание), наносящих непоправимый вред здоровью малыша. Помогать родителям сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье ребенка на дороге в весенний период. 2. Знакомить родителей с формами работы дошкольного учреждения по проблеме безопасности детей дошкольного возраста. | 1. Папки-передвижки «Дорожные знаки». 2.Рекомендация для родителей «Если вы купили ребенку велосипед» |
2 | 3 | 4 |
| | |
Март - апрель | День смеха и юмора | 1. Привлечь внимание родителей к заучиванию стихотворений. Вызвать радостный, эмоциональный настрой. 2. Подчеркивать роль взрослого в формировании поведения ребенка. Побуждать родителей на личном примере демонстрировать детям соблюдение правил безопасного поведения на дорогах. | 1.Папка – передвижка «Роль семьи в воспитании ребенка» 2.Круглый стол «Мы за безопасное движение». |
| | |
Планета Земля | 1.Научиться в совместной деятельности создавать плакаты «Берегите природу от выхлопного газа». 2. Оказание помощи в создании благоприятных условий для пребывания детей в детском саду | 1.Совместное рисование плаката «Сбережем родную природу». 3.Консультация для родителей « Безопасность детей». Совместный просмотр с детьми «Дорога и дорожные знаки». Азбука безопасности на дороге. |
2 | 3 | 4 |
Неделя детской книги | 1. Повысить качество работы родителей с детьми по использованию детской книги в их познавательно – речевом и художественно – эстетическом развитии. | 1.Беседа: «Покупка детских книг – дело непростое». 2.Картотека «Что рекомендуем прочитать ребёнку по правилам дорожного движения». |
Май | Во имя жизни на Земле | 1. Воспитание у детей сознательной любви к Родине, уважения к историческому прошлому своего народа на примере подвигов, совершенных в годы Великой Отечественной войны. 2. Воспитание уважения к историческому прошлому своего народа на примере подвигов, совершённых в годы ВОВ. 3. Уточнять знания детей об элементах дороги (проезжая часть, пешеходный переход, тротуар). | 1.Целевая прогулка по дороге к памятнику героям в парк Победы совместно с родителями. 2. Акция «Осторожно дорога!». 3. Консультация «Причины детского дорожно-транспортного травматизма». |
Лето | 1.Активизировать родителей в обсуждении проблем воспитания и развития детей. 2.Привлекать к совместному отдыху все семьи группы. 3. Продолжать работу по профилактике детского дорожного травматизма; систематизировании совместно с родителями знаний детей о ПДД, правилах пешехода, о работе светофора. | 3.Памятка для родителей «Безопасные шаги на пути к безопасности на дороге и на воде» 4.Родительское собрание – круглый стол. Индивидуальные карточки с результатами диагностики каждого ребенка и соответствующими рекомендациями по изучению детьми правил дорожного движения. |