СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Грамматические нормы

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Грамматические нормы»

Грамматические нормы русского языка.

Подготовка к выполнению задания №8.

Вступительное слово: Здравствуйте, выпускники, продолжаем дистанционные уроки по подготовке к единому государственному экзамену по русскому языку. Тема нашего сегодняшнего урока «Грамматические нормы русского языка». Сегодня будем готовиться к выполнению задания № 8, в котором требуется установить соответствие между предложениями и грамматическими ошибками. Это задание часто вызывает трудности, и сегодня мы будем работать над ним.

План занятия следующий:

1.Рассмотрим формулировку и структуру задания.

2. Рассмотрим понятия грамматической нормы и грамматической ошибки.

3. Рассмотрим классификацию грамматических ошибок.

4.Произведём анализ предложений с грамматическими ошибками.

5.Сформулируем правила, которые помогут при анализе примеров, позволят успешно готовиться к экзамену в дистанционном режиме.

Начинаем с формулирования задания:

Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго столбца.

Грамматические ошибки

Предложения

А) ошибка в построении предложений с однородными членами

1)Н.А.Некрасов возобновил издание журнала «Современник», опубликовав в нём «Записки охотника» И.С.Тургенева.

Б) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

2) Мама сказала, что не дам вам сладкое, пока не съедите первое.

В) неправильное построение предложения с косвенной речью

3) В своей книге «Текст как объект лингвистического исследования» И.Р.Гальперин утверждает, что «один из существенных признаков текста – его завершённость».

Г) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

4)Получив математическую модель, учёными была составлена компьютерная программа.

Д) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

Ядро передвижников составили четырнадцать художников ,не пожелавших остаться в стенах Академии художеств и организовавших своё творческое объединение.


6) По приезду в Москву я посетил Третьяковскую галерею.


7)Помнишь, что ты обещала приложить все усилия и по окончании школы поступить в вуз?


8) В картине «Портрете сына» В.А.Тропинина чувствуются и отцовская привязанность, и безграничная любовь к сыну.


9) Советские учёные Н.Г.Басов и А.М.Прохоров в середине 60-хгодов удостоились и лично получили Нобелевскую премию по физике за создание первого квантового генератора.



Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ:

А

Б

В

Г

Д








Мы видим, что кол-во примеров и грамматических ошибок не совпадает. Это происходит потому, что во втором столбце есть правильные варианты. Следовательно, нам нужно уметь отличать предложение с грамматической ошибкой от предложения без грамматической ошибки. а значит, мы должны знать понятия грамматической нормы и грамматической ошибки.

Грамматические нормы (ГН)– это правила образования и использования морфологических форм разных частей речи и синтаксических конструкций.

Грамматические ошибки (ГО)– это ошибки в структуре языковой единицы: в структуре слова, словосочетания или предложения; это нарушение какой-либо грамматической нормы: словообразовательной, морфологической, синтаксической.

Классификация грамматических ошибок:

1.Ошибки в построении предложений с однородными членами

2.Ошибки в построении предложений с причастными оборотами

3. Ошибка в построении предложений с деепричастными оборотами

4.Ошибки в употреблении существительного с предлогом.

5. Ошибки в построении предложений с несогласованными приложениями.

6.Ошибки в построении сложных предложений.

Обратимся к правилам, которые помогут находить эти ошибки.



Начинаем с формулирования задания:



Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго столбца.

Чтобы найти ошибку, нужно знать норму и отличать нормативное употребление от ненормативного.

Рассмотрим на примерах виды ошибок.

Ошибки в построении предложений с однородными членами:

Однородные члены предложения - это такие члены предложения, которые относятся к одному и тому же слову, отвечают на один и тот же вопрос, соединяются союзами и интонацией и либо только интонацией, выполняют в предложении одинаковую синтаксическую функцию.



Правило 1.

Недопустимо в одном предложении при помощи союза и соединять как однородные члены имя существительное и инфинитив.

Грамматическая ошибка : Я люблю музыку и кататься на коньках.

Грамматическая норма: Я люблю музыку и катание на коньках.

Я люблю слушать музыку и кататься на коньках.

Правило2 :

Запомните: нельзя с помощью союза И соединять два сказуемых ,если идущее за ним существительное ГРАММАТИЧЕСКИ СВЯЗАНО ТОЛЬКО С ОДНИМ ИЗ НИХ: нельзя чтобы от глаголов сказуемых к общему зависимому слову задавались разные вопросы.

ГО : Автор в этой статье исследует и рассуждает о природе.

ГН: Автор в этой статье исследует и изучает природу света.

Автор в этой статье исследует природу света и рассуждает о ней.

Правило 3: недопустимо, чтобы части двойныхсоюзов не только…,но и ….;

как…,так и … связывали разные понятия: части двойного союза должны соединять только однородные члены ,выраженные словами одной части речи и отвечающие на один и тот же вопрос.

ГО: На тему войны созданы не только кинофильмы, но и поставлены замечательные спектакли.

ГН: На тему войны не только созданы кинофильмы, но и поставлены замечательные спектакли.

ГО: Для нас как интересен образ Раскольникова, так и образ Сони Мармеладовой.

ГН: Для нас интересен как образ Раскольникова, так и образ Сони Мармеладовой.

Правило 4:

Недопустимо в одном предложении при помощи союза соединять причастный оборот и придаточное определительное, начинающееся со слов КОТОРЫЙ,КОТОРАЯ,КОТОРОЕ ,КОТОРЫЕ.

ГО: Девушка, сидевшая у окна и которая хорошо пела, запомнилась всем.

ГН : Девушка, сидевшая у окна и хорошо певшая ,запомнилась всем.

Девушка, которая сидела у окна и которая хорошо пела, запомнилась всем.



Правило 5:

Недопустимо в одном предложении при помощи союза И соединять дополнение, выраженное именем существительным, и придаточное предложение.

ГО:Экономисты говорят о снижении инфляции и что задержки зарплаты больше не будет.

ГН: Экономисты говорят о снижении инфляции и об отсутствии задержек по зарплате.

Экономисты говорят о том , что не предвидится снижение инфляции и что задержки зарплаты больше не будет.

Правило 6:

Недопустимо, чтобы однородные члены, следующие за обобщающим словом, стояли не в том падеже, что и обобщающее слово.

ГО: Автор наделяет полководца Кутузова редкими душевными качествами: справедливость, благородство, простота.

ГН: Автор наделяет полководца Кутузова редкими душевными качествами: справедливостью, благородством, простотой.

Ошибки в построении предложений с причастными оборотами:

Причастный оборот – это причастие с зависимыми словами. Он может стоять как перед определяемым словом (т.е. словом, к которому относится, от которого задаем вопрос), так и после него.

Правило 1:Недопустимо помещать определяемое слово внутрь причастного оборота: причастный оборот должен полностью стоять до или после причастного оборота и не должен разрываться им на части.

ГО :Узкая дорожка была покрыта проваливающимся снегом под ногами.

ГН: Узкая дорожка была покрыта снегом, проваливающимся под ногами.

Снегом, проваливающимся под ногами, была покрыта узкая дорожка.

Правило 2: Недопустимо, чтобы определяемое слово и причастие были употреблены в разном роде, числе и падеже. Причастие и определяемое слово должны быть согласованы в роде, числе, падеже, что проверяется по вопросу, который задаётся от определяемого слова к причастию.

ГО: Школьники нашего посёлка активно помогали группе археологов, приехавшим из Москвы.

ГН: Школьники нашего посёлка активно помогали группе археологов, приехавшей из Москвы.

Правило 3: Недопустимо употреблять в предложении причастный оборот после имени существительного которое не является определяемым словом для этого причастного оборота. Причастный оборот должен быть согласован с тем именем существительным, которое является для него определяемым словом.

ГО: Лес тянется с севера на юг, состоящий в основном из хвойных деревьев.

ГН: Лес, состоящий в основном из хвойных деревьев, тянется с севера на юг.

Ошибки в построении предложений с деепричастными оборотами.

Деепричастный оборот – это деепричастие с зависимыми словами.

Правило 1: В предложении с деепричастным оборотом подлежащее должно выполнять и основное действие, названное глаголом-сказуемым, и добавочное действие, названное деепричастием.

Алгоритм:

1.Выделить грамматическую основу предложения.

2. Определить, может ли найденное подлежащее выполнять дополнительное действие, обозначенное деепричастием.

3. Если найденное вами подлежащее выполняет действие, названное глаголом-сказуемым и деепричастием, вы нашли правильный ответ.

ГО: Возвращаясь домой, Бориса застиг дождь.

ГН: Возвращаясь домой, Борис попал под дождь.

Ошибки в построении предложений с несогласованными приложениями.

Правило 1: Название, заключённое в кавычки и данное вместе с родовым словом («повесть», «рассказ», «поэма», «роман», «статья», «телепередача», «симфония», «кинотеатр», «журнал», «кратина», «книга», «торговый комплекс» и т.д.), является несогласованным приложением и должно стоять в именительном падеже.

ГО: В оде А.С.Пушкина «Вольности» рассматривается тема свободы.

ГН: В оде А.С.Пушкина «Вольность» рассматривается тема свободы.

Правило 2:Название, заключённое в кавычки и данное без родового слова («роман», «повесть» и т.д.) изменяется по падежам.

ГН: В «Вольности» А.С.Пушкина рассматривается тема свободы.

Ошибки, связанные с неправильным употреблением падежной формы имени существительного с предлогом.

Правило1: Производные предлоги БЛАГОДАРЯ,СОГЛАСНО,ВОПРЕКИЮПОДОБНО,НАПЕРЕКОР,НАПЕРЕРЕЗ употребляются только в форме Д.П. (кому? чему?)

ГО: Настоящий успех может быть достигнут только благодаря настойчивости, целеустремлённости и глубокИХ знанИЙ человека.

ГН: Настоящий успех может быть достигнут только благодаря настойчивости, целеустремлённости и глубокИМ знаниЯМ человека.

Запомните:

Благодаря чему?

Согласно чему?

Вопреки чему?

Подобно кому?

Наперекор чему?

Наперерез кому?

Правило2: После предлога ПО в значении «после чего-либо» имя существительное употребляется в форме ПРЕДЛОЖНОГО ПАДЕЖА.

ГО: По окончаниЮ курсов я получил сертификат.

ГН: По окончаниИ курсов я получил сертификат.

Запомните:

По прибытиИ

По окончаниИ

По завершениИ

По истечениИ

По приездЕ

По прилётЕ

Ошибки, связанные с нарушением связи между подлежащим и сказуемым.

Правило1:В сложноподчинённых предложениях, построенных по модели «ТЕ,КТО…», «ВСЕ,КТО…» при подлежащем КТО глагол-сказуемое стоит в ЕД.Ч.; при подлежащем ТЕ,ВСЕ глагол-сказуемое стоит в МН.Ч.

ГО: Те, кто бывал в Кижах, видел, как вдоль всего острова тянется каменная гряда.

ГН: Те, кто бывал в Кижах, виделИ, как вдоль всего острова тянется

каменная гряда.

ГО: Все, кто бывали на Белом море, знают, что в феврале там начинается зверобойный промысел.

Запомните:

ТЕ (ВСЕ)+ сказуемое во мн. числе

КТО + сказуемое в ед.числе.



Ошибки в построении предложений с косвенной речью.

Правило 1: Недопустимо смешивать в одном предложении прямую и косвенную речь.

ГО: Учитель поинтересовался, что кто отсутствует в классе.

ГН: Учитель поинтересовался, кто отсутствует в классе.

ГО: Мама спросила, что смогу ли я помочь ей вымыть окна.

ГН: Мама спросила, смогу ли я помочь ей вымыть окна.

Правило 2:Недопустимо при переводе прямой речи в косвенную в придаточной части употреблять личное местоимение «Я»: местоимения и глаголы в форме первого лица следует заменять местоимениями и глаголами в форме третьего лица.

ГО: В своих воспоминаниях Короленко писал, что всегда «Я видел в лице Чехова несомненную интеллигентность».

ГН: В своих воспоминаниях Короленко писал, что ОН всегда « видел в лице Чехова несомненную интеллигентность».

Ошибки, связанные с нарушением видовременной соотнесённости глагольных форм.

Правило: Необходимо соблюдать видовременную соотнесённость глаголов-сказуемых в связном тексте. У глаголов совершенного вида две формы времени:прошедшее и будущее, у глаголов несовершенного вида три формы времени: настоящее, прошедшее, будущее.

ГО: А.С.Пушкин подвергает Онегина самому сложному испытанию – «испытанию любовью» - и этим раскрыл истинную сущность своего героя.

ГН: А.С.Пушкин подвергает Онегина самому сложному испытанию – «испытанию любовью» - и этим раскрыл истинную сущность своего героя.

Таким образом, мы с вами коротко рассмотрели правила построения предложений с однородными членами, предложений с причастными оборотами, построении предложений с деепричастными оборотами, построении предложений с несогласованными приложениями, правила употребления существительного с предлогом.

Обращаемся к тесту , рассмотренному в начале занятия и прорешиваем:

Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго столбца.

Грамматические ошибки

Предложения

А) ошибка в построении предложений с однородными членами

1)Н.А.Некрасов возобновил издание журнала «Современник», опубликовав в нём «Записки охотника» И.С.Тургенева.

Б) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

2) Мама сказала, что не дам вам сладкое, пока не съедите первое.

В) неправильное построение предложения с косвенной речью

3) В своей книге «Текст как объект лингвистического исследования» И.Р.Гальперин утверждает, что «один из существенных признаков текста – его завершённость».

Г) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

4)Получив математическую модель, учёными была составлена компьютерная программа.

Д) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

Ядро передвижников составили четырнадцать художников ,не пожелавших остаться в стенах Академии художеств и организовавших своё творческое объединение.


6) По приезду в Москву я посетил Третьяковскую галерею.


7)Помнишь, что ты обещала приложить все усилия и по окончании школы поступить в вуз?


8) В картине «Портрете сына» В.А.Тропинина чувствуются и отцовская привязанность, и безграничная любовь к сыну.


9) Советские учёные Н.Г.Басов и А.М.Прохоров в середине 60-хгодов удостоились и лично получили Нобелевскую премию по физике за создание первого квантового генератора.



Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ:

А

Б

В

Г

Д

9

4

2

6

8