Грамматические нормы русского языка.
Подготовка к выполнению задания №8.
Вступительное слово: Здравствуйте, выпускники, продолжаем дистанционные уроки по подготовке к единому государственному экзамену по русскому языку. Тема нашего сегодняшнего урока «Грамматические нормы русского языка». Сегодня будем готовиться к выполнению задания № 8, в котором требуется установить соответствие между предложениями и грамматическими ошибками. Это задание часто вызывает трудности, и сегодня мы будем работать над ним.
План занятия следующий:
1.Рассмотрим формулировку и структуру задания.
2. Рассмотрим понятия грамматической нормы и грамматической ошибки.
3. Рассмотрим классификацию грамматических ошибок.
4.Произведём анализ предложений с грамматическими ошибками.
5.Сформулируем правила, которые помогут при анализе примеров, позволят успешно готовиться к экзамену в дистанционном режиме.
Начинаем с формулирования задания:
Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго столбца.
Грамматические ошибки | Предложения |
А) ошибка в построении предложений с однородными членами | 1)Н.А.Некрасов возобновил издание журнала «Современник», опубликовав в нём «Записки охотника» И.С.Тургенева. |
Б) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом | 2) Мама сказала, что не дам вам сладкое, пока не съедите первое. |
В) неправильное построение предложения с косвенной речью | 3) В своей книге «Текст как объект лингвистического исследования» И.Р.Гальперин утверждает, что «один из существенных признаков текста – его завершённость». |
Г) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом | 4)Получив математическую модель, учёными была составлена компьютерная программа. |
Д) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением | Ядро передвижников составили четырнадцать художников ,не пожелавших остаться в стенах Академии художеств и организовавших своё творческое объединение. |
| 6) По приезду в Москву я посетил Третьяковскую галерею. |
| 7)Помнишь, что ты обещала приложить все усилия и по окончании школы поступить в вуз? |
| 8) В картине «Портрете сына» В.А.Тропинина чувствуются и отцовская привязанность, и безграничная любовь к сыну. |
| 9) Советские учёные Н.Г.Басов и А.М.Прохоров в середине 60-хгодов удостоились и лично получили Нобелевскую премию по физике за создание первого квантового генератора. |
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Ответ:
Мы видим, что кол-во примеров и грамматических ошибок не совпадает. Это происходит потому, что во втором столбце есть правильные варианты. Следовательно, нам нужно уметь отличать предложение с грамматической ошибкой от предложения без грамматической ошибки. а значит, мы должны знать понятия грамматической нормы и грамматической ошибки.
Грамматические нормы (ГН)– это правила образования и использования морфологических форм разных частей речи и синтаксических конструкций.
Грамматические ошибки (ГО)– это ошибки в структуре языковой единицы: в структуре слова, словосочетания или предложения; это нарушение какой-либо грамматической нормы: словообразовательной, морфологической, синтаксической.
Классификация грамматических ошибок:
1.Ошибки в построении предложений с однородными членами
2.Ошибки в построении предложений с причастными оборотами
3. Ошибка в построении предложений с деепричастными оборотами
4.Ошибки в употреблении существительного с предлогом.
5. Ошибки в построении предложений с несогласованными приложениями.
6.Ошибки в построении сложных предложений.
Обратимся к правилам, которые помогут находить эти ошибки.
Начинаем с формулирования задания:
Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго столбца.
Чтобы найти ошибку, нужно знать норму и отличать нормативное употребление от ненормативного.
Рассмотрим на примерах виды ошибок.
Ошибки в построении предложений с однородными членами:
Однородные члены предложения - это такие члены предложения, которые относятся к одному и тому же слову, отвечают на один и тот же вопрос, соединяются союзами и интонацией и либо только интонацией, выполняют в предложении одинаковую синтаксическую функцию.
Правило 1.
Недопустимо в одном предложении при помощи союза и соединять как однородные члены имя существительное и инфинитив.
Грамматическая ошибка : Я люблю музыку и кататься на коньках.
Грамматическая норма: Я люблю музыку и катание на коньках.
Я люблю слушать музыку и кататься на коньках.
Правило2 :
Запомните: нельзя с помощью союза И соединять два сказуемых ,если идущее за ним существительное ГРАММАТИЧЕСКИ СВЯЗАНО ТОЛЬКО С ОДНИМ ИЗ НИХ: нельзя чтобы от глаголов сказуемых к общему зависимому слову задавались разные вопросы.
ГО : Автор в этой статье исследует и рассуждает о природе.
ГН: Автор в этой статье исследует и изучает природу света.
Автор в этой статье исследует природу света и рассуждает о ней.
Правило 3: недопустимо, чтобы части двойныхсоюзов не только…,но и ….;
как…,так и … связывали разные понятия: части двойного союза должны соединять только однородные члены ,выраженные словами одной части речи и отвечающие на один и тот же вопрос.
ГО: На тему войны созданы не только кинофильмы, но и поставлены замечательные спектакли.
ГН: На тему войны не только созданы кинофильмы, но и поставлены замечательные спектакли.
ГО: Для нас как интересен образ Раскольникова, так и образ Сони Мармеладовой.
ГН: Для нас интересен как образ Раскольникова, так и образ Сони Мармеладовой.
Правило 4:
Недопустимо в одном предложении при помощи союза соединять причастный оборот и придаточное определительное, начинающееся со слов КОТОРЫЙ,КОТОРАЯ,КОТОРОЕ ,КОТОРЫЕ.
ГО: Девушка, сидевшая у окна и которая хорошо пела, запомнилась всем.
ГН : Девушка, сидевшая у окна и хорошо певшая ,запомнилась всем.
Девушка, которая сидела у окна и которая хорошо пела, запомнилась всем.
Правило 5:
Недопустимо в одном предложении при помощи союза И соединять дополнение, выраженное именем существительным, и придаточное предложение.
ГО:Экономисты говорят о снижении инфляции и что задержки зарплаты больше не будет.
ГН: Экономисты говорят о снижении инфляции и об отсутствии задержек по зарплате.
Экономисты говорят о том , что не предвидится снижение инфляции и что задержки зарплаты больше не будет.
Правило 6:
Недопустимо, чтобы однородные члены, следующие за обобщающим словом, стояли не в том падеже, что и обобщающее слово.
ГО: Автор наделяет полководца Кутузова редкими душевными качествами: справедливость, благородство, простота.
ГН: Автор наделяет полководца Кутузова редкими душевными качествами: справедливостью, благородством, простотой.
Ошибки в построении предложений с причастными оборотами:
Причастный оборот – это причастие с зависимыми словами. Он может стоять как перед определяемым словом (т.е. словом, к которому относится, от которого задаем вопрос), так и после него.
Правило 1:Недопустимо помещать определяемое слово внутрь причастного оборота: причастный оборот должен полностью стоять до или после причастного оборота и не должен разрываться им на части.
ГО :Узкая дорожка была покрыта проваливающимся снегом под ногами.
ГН: Узкая дорожка была покрыта снегом, проваливающимся под ногами.
Снегом, проваливающимся под ногами, была покрыта узкая дорожка.
Правило 2: Недопустимо, чтобы определяемое слово и причастие были употреблены в разном роде, числе и падеже. Причастие и определяемое слово должны быть согласованы в роде, числе, падеже, что проверяется по вопросу, который задаётся от определяемого слова к причастию.
ГО: Школьники нашего посёлка активно помогали группе археологов, приехавшим из Москвы.
ГН: Школьники нашего посёлка активно помогали группе археологов, приехавшей из Москвы.
Правило 3: Недопустимо употреблять в предложении причастный оборот после имени существительного которое не является определяемым словом для этого причастного оборота. Причастный оборот должен быть согласован с тем именем существительным, которое является для него определяемым словом.
ГО: Лес тянется с севера на юг, состоящий в основном из хвойных деревьев.
ГН: Лес, состоящий в основном из хвойных деревьев, тянется с севера на юг.
Ошибки в построении предложений с деепричастными оборотами.
Деепричастный оборот – это деепричастие с зависимыми словами.
Правило 1: В предложении с деепричастным оборотом подлежащее должно выполнять и основное действие, названное глаголом-сказуемым, и добавочное действие, названное деепричастием.
Алгоритм:
1.Выделить грамматическую основу предложения.
2. Определить, может ли найденное подлежащее выполнять дополнительное действие, обозначенное деепричастием.
3. Если найденное вами подлежащее выполняет действие, названное глаголом-сказуемым и деепричастием, вы нашли правильный ответ.
ГО: Возвращаясь домой, Бориса застиг дождь.
ГН: Возвращаясь домой, Борис попал под дождь.
Ошибки в построении предложений с несогласованными приложениями.
Правило 1: Название, заключённое в кавычки и данное вместе с родовым словом («повесть», «рассказ», «поэма», «роман», «статья», «телепередача», «симфония», «кинотеатр», «журнал», «кратина», «книга», «торговый комплекс» и т.д.), является несогласованным приложением и должно стоять в именительном падеже.
ГО: В оде А.С.Пушкина «Вольности» рассматривается тема свободы.
ГН: В оде А.С.Пушкина «Вольность» рассматривается тема свободы.
Правило 2:Название, заключённое в кавычки и данное без родового слова («роман», «повесть» и т.д.) изменяется по падежам.
ГН: В «Вольности» А.С.Пушкина рассматривается тема свободы.
Ошибки, связанные с неправильным употреблением падежной формы имени существительного с предлогом.
Правило1: Производные предлоги БЛАГОДАРЯ,СОГЛАСНО,ВОПРЕКИЮПОДОБНО,НАПЕРЕКОР,НАПЕРЕРЕЗ употребляются только в форме Д.П. (кому? чему?)
ГО: Настоящий успех может быть достигнут только благодаря настойчивости, целеустремлённости и глубокИХ знанИЙ человека.
ГН: Настоящий успех может быть достигнут только благодаря настойчивости, целеустремлённости и глубокИМ знаниЯМ человека.
Запомните:
Благодаря чему?
Согласно чему?
Вопреки чему?
Подобно кому?
Наперекор чему?
Наперерез кому?
Правило2: После предлога ПО в значении «после чего-либо» имя существительное употребляется в форме ПРЕДЛОЖНОГО ПАДЕЖА.
ГО: По окончаниЮ курсов я получил сертификат.
ГН: По окончаниИ курсов я получил сертификат.
Запомните:
По прибытиИ
По окончаниИ
По завершениИ
По истечениИ
По приездЕ
По прилётЕ
Ошибки, связанные с нарушением связи между подлежащим и сказуемым.
Правило1:В сложноподчинённых предложениях, построенных по модели «ТЕ,КТО…», «ВСЕ,КТО…» при подлежащем КТО глагол-сказуемое стоит в ЕД.Ч.; при подлежащем ТЕ,ВСЕ глагол-сказуемое стоит в МН.Ч.
ГО: Те, кто бывал в Кижах, видел, как вдоль всего острова тянется каменная гряда.
ГН: Те, кто бывал в Кижах, виделИ, как вдоль всего острова тянется
каменная гряда.
ГО: Все, кто бывали на Белом море, знают, что в феврале там начинается зверобойный промысел.
Запомните:
ТЕ (ВСЕ)+ сказуемое во мн. числе
КТО + сказуемое в ед.числе.
Ошибки в построении предложений с косвенной речью.
Правило 1: Недопустимо смешивать в одном предложении прямую и косвенную речь.
ГО: Учитель поинтересовался, что кто отсутствует в классе.
ГН: Учитель поинтересовался, кто отсутствует в классе.
ГО: Мама спросила, что смогу ли я помочь ей вымыть окна.
ГН: Мама спросила, смогу ли я помочь ей вымыть окна.
Правило 2:Недопустимо при переводе прямой речи в косвенную в придаточной части употреблять личное местоимение «Я»: местоимения и глаголы в форме первого лица следует заменять местоимениями и глаголами в форме третьего лица.
ГО: В своих воспоминаниях Короленко писал, что всегда «Я видел в лице Чехова несомненную интеллигентность».
ГН: В своих воспоминаниях Короленко писал, что ОН всегда « видел в лице Чехова несомненную интеллигентность».
Ошибки, связанные с нарушением видовременной соотнесённости глагольных форм.
Правило: Необходимо соблюдать видовременную соотнесённость глаголов-сказуемых в связном тексте. У глаголов совершенного вида две формы времени:прошедшее и будущее, у глаголов несовершенного вида три формы времени: настоящее, прошедшее, будущее.
ГО: А.С.Пушкин подвергает Онегина самому сложному испытанию – «испытанию любовью» - и этим раскрыл истинную сущность своего героя.
ГН: А.С.Пушкин подвергает Онегина самому сложному испытанию – «испытанию любовью» - и этим раскрыл истинную сущность своего героя.
Таким образом, мы с вами коротко рассмотрели правила построения предложений с однородными членами, предложений с причастными оборотами, построении предложений с деепричастными оборотами, построении предложений с несогласованными приложениями, правила употребления существительного с предлогом.
Обращаемся к тесту , рассмотренному в начале занятия и прорешиваем:
Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго столбца.
Грамматические ошибки | Предложения |
А) ошибка в построении предложений с однородными членами | 1)Н.А.Некрасов возобновил издание журнала «Современник», опубликовав в нём «Записки охотника» И.С.Тургенева. |
Б) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом | 2) Мама сказала, что не дам вам сладкое, пока не съедите первое. |
В) неправильное построение предложения с косвенной речью | 3) В своей книге «Текст как объект лингвистического исследования» И.Р.Гальперин утверждает, что «один из существенных признаков текста – его завершённость». |
Г) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом | 4)Получив математическую модель, учёными была составлена компьютерная программа. |
Д) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением | Ядро передвижников составили четырнадцать художников ,не пожелавших остаться в стенах Академии художеств и организовавших своё творческое объединение. |
| 6) По приезду в Москву я посетил Третьяковскую галерею. |
| 7)Помнишь, что ты обещала приложить все усилия и по окончании школы поступить в вуз? |
| 8) В картине «Портрете сына» В.А.Тропинина чувствуются и отцовская привязанность, и безграничная любовь к сыну. |
| 9) Советские учёные Н.Г.Басов и А.М.Прохоров в середине 60-хгодов удостоились и лично получили Нобелевскую премию по физике за создание первого квантового генератора. |
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Ответ: