СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

« Гражданская позиция современного учителя»

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«« Гражданская позиция современного учителя»»

« Гражданская позиция современного учителя»


«Учитель, будь солнцем, излучающим

человеческое тепло, будь почвой, богатой ферментами

человеческих чувств, и сей знания не только в памяти

и сознании твоих учеников, но и в их душах и сердцах...»
(Ш. Амонашвили)


Учитель… Во все времена эта профессия являлась самой почетной и уважаемой, подчёркивалось высокое общественное значение учителя. Профессия педагога заслуживает наибольшего уважения. Работа учителя не ограничиваться простой транскрипцией знаний. Настоящий учитель – это нечто большее. Учитель учит мыслить, выделять важное, грамотно оценивать происходящее, принимать правильные решения, нести ответственность перед собой, близкими, перед Родиной.

Учитель – это не просто набор компетенций. Он должен быть личностью – яркой, волевой, активной. Он должен вдохновлять учеников не только своим красноречием, владением методами и приемами. Но и в первую очередь своим личным примером. «Только личность может воспитать личность» К. Д. Ушинский.

Учителем быть непросто. Мы живем и работаем в динамичных условиях, в век информатизации, инноваций, компьютеров. Перед современным образованием стоят масштабные задачи реализации новых образовательных стандартов. Учителю необходимо постоянно учиться, уметь быстро меняться и идти в ногу со временем, жить интересами и требованиями современной школы. Современные дети «поколения Z» не представляют себе жизни без интернета, гаджетов. На просторах всемирной паутины ребенок может попасть на любой сайт, в любую группу. Отсутствие цензуры делает доступной любую информацию. Потоки негатива, лжи, подмена ценностей… Честь, любовь, милосердие, благородство подвергаются сомнению. В этих условиях легко потерять нравственные ориентиры, в роли кумира может быть не самая достойная личность. Кто же объяснит ребенку, «что такое хорошо и что такое плохо»? Именно учитель может и должен показать детям вечные ценности - добро и правду, честность и порядочность, честь и доблесть, любовь и дружбу. Современное общество по-прежнему хочет видеть в лице выпускников школ грамотных, трудолюбивых, самостоятельных, готовых к выполнению своего гражданского долга молодых людей. Оно предъявляет высокие требования к ним. Поэтому в настоящее время как никогда возрастает роль учителя как нравственного проводника и лидера для подрастающего поколения.

Гражданская позиция – это достаточно сложное социальное явление, выражающееся в личностной оценке своего положения в социуме, своих прав и обязанностей, как гражданина своей страны, в совокупности с индивидуальными чертами. Гражданская позиция – это совокупность взглядов и убеждений, а также морально-этических норм, которые свойственны человеку в отношении к общественной жизни, а также его действия и поступки в этом направлении. Гражданская позиция – это ответственное выполнение человеком своего долга перед окружающими. В педагогике гражданская позиция рассматривается, как качество личности и система отношения к окружающему миру.

Я считаю, что гражданская позиция современного учителя – одна из важнейших характеристик педагогической профессии. Нравственные и моральные принципы, ценностные жизненные ориентиры – это основа гражданской позиции современного учителя. Гражданское воспитание невозможно без любви к своей Родине, родному краю. Ранее, чем гражданская позиция и национальные чувства, зарождается любовь к родине, то есть патриотизм. Гражданская позиция основывается на чувстве гордости за свою страну, ее историю и культуру, дает чувство сопричастности к судьбе своей страны, силы для проявления человеческого достоинства в любых ситуациях.

Уроки биологии дают большие возможности для воспитания у детей чувства гражданственности и патриотизма. В.А. Сухомлинский писал: «Природа — сильнейшее средство воздействия, прекрасный метод воспитания, которым мы почти не пользуемся и которым необходимо овладеть». Воспитание мировоззрения связано с экологическим воспитанием, ценностным отношением к живому миру и окружающей среде, чувством ответственности за свою Родину, осознанием собственной значимости в деле сохранения природы. Гражданскую ответственность я стараюсь сформировать через различные формы работы. В первую очередь это проектно – исследовательская деятельность, которая затрагивает изучение природы родного края. На своих уроках я прививаю своим ученикам чувство гордости и ответственности за Отечество, любовь к большой и малой Родине.

Школьный курс биологии предоставляет для этого большие возможности. 1. Это изучение исторических фактов, связанных с великими открытиями русских ученых в биологии. Например, в 8 классе при изучении темы «Иммунитет» рассказываю о русском ученом И.И.Мечникове, создавшем учение об иммунитете. В 1903 году Мечников был удостоен Нобелевской премии за открытие иммунитета.  2. Изучение биографии великих русских ученых, внесших большой вклад в развитие биологии. В 10 классе в теме «Генетика и селекция» изучаются работы Николая Ивановича Вавилова и его трагическая судьба, вплетенная в историю России первой половины XX века 3. Раскрытие красоты и неповторимости родного края, воспитание чувства сопричастности с природой. Здесь уместно использование на уроках произведений поэтов и художников, прославляющих родную природу. 

4.Знакомство с современными достижениями в медицине, сельском хозяйстве, биотехнологии. 5.Формирование у воспитанников потребности в здоровом образе жизни. Изменить отношение подростка к своему здоровью и личному образу жизни возможно при условии понимания им этих ценностей. Особенно эффективно это можно сделать на уроках биологии. 

В заключении хочу отметить, что возрождение патриотических ценностей в процессе обучения зависит не только от наших возможностей, но и, самое главное, от желания воспитать новое поколение настоящими гражданами страны. Наша задача: воспитать подлинные патриотические чувства к Родине у подрастающего поколения.