государственное казённое общеобразовательное учреждение
«Буйская школа - интернат Костромской области для детей с ограниченными возможностями здоровья »
«Согласовано» «Утверждаю»
Заместитель директора Директор
Каретина И. В. _____________ Куликова И. С.
Конспект урока по предмету «Окружающий природный мир»
Тема: «Яблоко и его свойства»
( 1-Б класс)
Конспект разработан
учителем начальных классов
высшей квалификационной категории
Сафоновой Ольгой Владимировной
26.09.2016 г.
г. Буй
Тема урока: «Яблоко и его свойства»
Тип урока: Получение новых знаний
Основная цель урока: Способствование коррекции общего и речевого развития учащихся
Задачи урока:
Образовательные – Формировать у учащихся представление о яблоке и его свойствах:
- через исследовательскую деятельность
- через игровую деятельность
Коррекционно – развивающие задачи – Способствовать развитию речи:
- через формирование импрессивной и экспрессивной речи
- через обогащение словарного запаса
- через формирование умения составлять описательный рассказ с опорой на мнемотаблицу
– Способствовать коррекции общей и артикуляционной моторики:
- через проведение дыхательной гимнастики
- через проведение динамических минуток
– Способствовать коррекции мыслительной деятельности, внимания, восприятия, памяти:
- через повторение ранее изученной песенки
- через выполнение игровых упражнений
- через выполнение заданий учителя
– Способствовать укреплению здоровья учащихся:
- через применение оздоровительных форм работы
– Способствовать коррекции и развитию личностных качеств учащихся:
- через формирование самооценки, выдержки, усидчивости
Воспитательные – Воспитывать у учеников эмоционально-положительное отношение к речевой деятельности
– Воспитывать нравственные качества:
- через умение сопереживать
- через умение работать в коллективе
Оборудование: «Волшебный мешок»; игрушечный заяц; картинки с изображением: глаз, носа, рта, рук; яблоки – красное, жёлтое, зелёное, маленькое по размеру; мультимедийное оборудование, обучающий мультфильм «Умный планшет»
Предварительная работа: Просмотр мультфильма В. Сутеева «Мешок яблок», знакомство с устным народным творчеством (загадки, пословицы, песенка)
Технологическая карта урока:
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1.Организационный момент. (2мин) Микроцель: Организовать учащихся; создать благоприятную психологическую обстановку | - Доброе утро, я рада видеть вас на уроке окружающий природный мир, давайте улыбнёмся друг другу, поздороваемся кивком головы, создадим себе хорошее, рабочее настроение. - А теперь сделайте глубокий вдох через нос и вдохните в себя теплоту и доброту, а с шумом выдохнем через рот обиды и злость | Входят в класс, встают вокруг учителя Улыбаются друг другу и учителю Выполняют дыхательную гимнастику (повторяют 3 раза) Дети рассаживаются на свои места |
2.Актуализация имеющихся знаний (6 мин) Микроцель: Формировать интерес и положительную мотивацию к изучению темы урока; способствовать развитию речи побуждая учащихся к высказываниям и общению | - Посмотрите, кто пришёл к нам сегодня на урок? (учитель достаёт игрушку - заяц) - Что принёс с собою заяц? - Поднимите руку, кто уже догадался, что лежит в «Волшебном мешочке»? - О чём, сегодня будем говорить? - Правильно, сегодня мы будем говорить о яблоках и их свойствах. - Давайте вспомним русскую народную песенку «Яблочко», которую выучили на предыдущем уроке - Почему русский народ так любит яблочки, что сочинял про них стишки, загадки, пословицы, сказки и даже песенки? - Вот сегодня на уроке мы попробуем разобраться, в чём секрет яблок. | + Это заяц Дети поднимают руки +«Волшебный мешочек» Дети поднимают руки + Сегодня, на уроке, мы будем говорить о яблоках Дети хором исполняют русскую народную песенку «Яблочко» + Эх, яблочко, Да куда котишься? Ко мне в рот попадёшь Да не воротишься! Ко мне в рот попадёшь Да не воротишься! + ……ответы детей |
3.Работа над темой урока (10 мин) Микроцель: Способствовать коррекции познавательной деятельнос-ти – через проведение исследований, речевого развития – через организацию потребности к общению, мыслитель-ной деятельности – через работу с картинным планом и мнемотаблицей | - А для этого нам понадобиться превратиться в настоящих учёных. Которые при помощи своих помощников: глаз, носа, рта, рук проведут научные опыты. - Согласны? (на доске вывешиваются картинки с изображением: глаз, носа, рта, ушей, рук) - И так, откроем «Волшебный мешок», проверим, правильно ли вы сделали предположение в начале урока. А помогут нам в этом глаза. Рис. 1 (учитель достаёт из мешка яблоко) - Что это? (учитель прикрепляет к доске картинку из мнемотаблицы) Рис. А - Давайте внимательно, при помощи глазок, рассмотрим яблоко. - Какого цвета яблоко? (учитель прикрепляет к доске картинку из мнемотаблицы) Рис. Б - Какие ещё бывают по цвету яблоки? (учитель достаёт из мешка жёлтое и зелёное яблоки) - Какая форма у яблока? (учитель прикрепляет к доске картинку из мнемотаблицы) Рис. В - Какое яблоко по размеру? - Бывают маленькие по размеру яблочки? (учитель достаёт из «Волшебного мешочка» маленькое яблоко, демонстрирует его и прикрепляет к доске картинку из мнемотаблицы) Рис. Г - Яблоки бывают большие и маленькие. | + Да Дети на минутку закрывают глаза и по просьбе учителя открывают их + Это яблоко + Яблоко красное +Жёлтые +Зелёные + Яблоко круглое +Яблоко большое + Да |
4.Динамическая минутка (2 мин) Микроцель: Развивать двигательные способности учащихся, память, внимание | - Давайте поиграем в игру «Большое, маленькое» (учитель показывает поочерёдно яблочки разные по размеру; если яблоко большое нужно встать, вытянув руки вверх. Если маленькое – присесть, руки опустить вниз. | Дети выполняют движения |
5.Работа над темой урока с использованием активных форм обучения (12 мин) Микроцель: Активизировать всех учащихся на деятельность; продолжить работу над развитием речи через обогащение словарного запаса; способствовать коррекции общей моторики | - Продолжим наши научные опыты. И поможет нам – нос. Рис. 2 (учитель показывает на карточку из картинного плана) - Подойдите к столу, возьмите половинку яблока. - Поднесите половинку яблока к носу, понюхайте. - Как пахнет яблоко? (учитель показывает на карточку из картинного плана) Рис. 3 - Теперь опыт проведём с помощью рта. Откусите яблочко. Какой у него вкус? (учитель показывает на карточку из картинного плана) Рис. 4 - Последний опыт проведём при помощи рук. Пощупайте яблочко. Какое оно на ощупь? -Молодцы учёные, вот, сколько опытов провели. И глазками рассматривали яблочки, и носом нюхали, и на вкус пробовали при помощи рта, и руками ощупывали – а теперь закрепим полученные знания, посмотрим обучающий мультик «Умный планшет» | Дети подходят к учительскому столу, берут половинку яблока, нюхают. + Вкусно +Приятно Дети кусают яблоко. +Яблоко сладкое +Кисло-сладкое Дети трогают яблоко руками +Яблоко твёрдое + Крепкое Дети смотрят мультфильм и проговаривают основные свойства яблока |
6.Подведение итогов (1 мин) Микроцель: Формировать умение подводить элементар-ный итог проделанной работе | - О чём сегодня говорили на уроке? - Можем, теперь, ответить на вопрос: Почему русский народ так любит яблочки? - А ещё яблоки очень полезные. В них много витаминов. Из них можно приготовить много вкусных блюд. -Хотели бы попробовать такие? -Тогда продолжим изучать яблоки и их свойства на следующих уроках. - Согласны? | + Говорили о яблоках + Яблоки красивые +Яблоки вкусные +Яблоки ароматные + Да + Да |
7.Рефлексия (2 мин) Микроцель: Формировать умение оценивать своё состояние и свои ощущения | - Наш урок подходит к концу, я хочу, чтобы вы дали ему оценку - Кому на уроке понравилось работать учёными. Похлопайте в ладошки сами себе. - Кому было скучно? Потопайте ножками. - Мне очень понравилось работать сегодня с вами и за это я хочу угостить вас вкусными, ароматными, свежими яблоками. - Спасибо за урок! | Учащиеся определяются со своими ощущениями от урока Угощаются свежими яблочками |
Используемые источники:
Яндекс [Электронный ресурс]/ Тексты песенок – Режим доступа: http://teksty-pesenok.ru/rus-russkaya-narodnaya/tekst-pesni-yablochko/1905974/ свободный
You Tube [Электронный ресурс]/ Умный планшет №20 Яблоки Развивающие мультики для детей – Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=MCwSoQkWtN8&t=9s свободный