СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Игровые технологии в образовательном процессе

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной работе идет речь о современных образовательных технологиях, которые используются учителем в процессе обучения. одной из них  является игровая технология.

Просмотр содержимого документа
«Игровые технологии в образовательном процессе»

















Использование игровых технологий в образовательном процессе



















Учитель русского языка и литературы

МОУ «ООШ п.Тимонин»

Укинова Алия Бисенгалиевна









Слово «технология» происходит от греческого слова: «techne» -

искусство, мастерство, умение и «logos» - наука, закон. Дословно

«технология» - наука о мастерстве.

Для реализации познавательной и творческой активности школьника в

учебном процессе используются современные образовательные технологии,

дающие возможность повышать качество образования, более эффективно

использовать учебное время и снижать долю репродуктивной деятельности

учащихся за счет снижения времени, отведенного на выполнение домашнего

задания. В школе представлен широкий спектр образовательных

педагогических технологий, которые применяются в учебном процессе.

Инновационные педагогические технологии взаимосвязаны,

взаимообусловлены и составляют определенную дидактическую систему,

направленную на воспитание таких ценностей как открытость, честность, доброжелательность, сопереживание, взаимопомощь, обеспечивающие образовательные потребности каждого ученика в соответствии с его индивидуальными особенностями.

Наибольший интерес в образовательном процессе представляют

игровые технологии. Игровые технологии связаны с игровой формой

взаимодействия педагога и учащихся через реализацию определенного

сюжета (игры, сказки, спектакли, деловое общение). При этом

образовательные задачи включаются в содержание игры. В образовательном

процессе используют занимательные, театрализованные, деловые, ролевые,

компьютерные игры.

Разработкой теории игры, ее методологических основ, выяснением ее

социальной природы, значения для развития обучаемого в отечественной

педагогике занимались Л. С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и др.

Реализация игровых приёмов и ситуаций при урочной форме занятий

происходит по таким основным направлениям:

 дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой

задачи;

 учебная деятельность подчиняется правилам игры;

 учебный материал используется в качестве её средства, в учебную

деятельность вводится элемент соревнования, который переводит

дидактическую задачу в игровую;

 успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым

результатом.

Игровые технологии занимают важное место в учебно - воспитательном процессе, так как не только способствуют воспитанию познавательных интересов и активизации деятельности учащихся, но и выполняют ряд других функций:

1) правильно организованная с учётом специфики материала игра тренирует

память, помогает учащимся выработать речевые умения и навыки;

2) игра стимулирует умственную деятельность учащихся, развивает

внимание и познавательный интерес к предмету;

3) игра - один из приёмов преодоления пассивности учеников.

Функция игры – ее разнообразная полезность.

У каждого вида игры своя полезность. Выделим наиболее важные функции

игры как педагогического феномена культуры.

Социокультурное назначение игры. Игра – сильнейшее средство

социализации ребенка, включающее в себя как социально контролируемые

процессы целенаправленного воздействия их на становление личности,

усвоение знаний, духовных ценностей и норм, присущих обществу или

группе сверстников, так и спонтанные процессы, влияющие на

формирование человека. Социокультурное назначение игры может означать

синтез усвоения человеком богатства культуры, потенций воспитания и

формирования его как личности, позволяющей функционировать в качестве

полноправного члена коллектива.

Функция межнациональной коммуникации. И. Кант считал человечество самой коммуникабельностью. Игры национальны и в то же время интернациональны, межнациональны, общечеловечны. Игры дают

возможность моделировать разные ситуации жизни, искать выход из

конфликтов, не прибегая к агрессивности, учат разнообразию эмоций в

восприятии всего существующего в жизни.

Функция самореализации человека в игре. Это одна из основных функций игры. Для человека игра важна как сфера реализации себя как личности. Именно в этом плане ему важен сам процесс игры, а не ее результат, конкурентность или достижение какой-либо цели. Процесс игры – это пространство самореализации. Человеческая практика постоянно вводится в игровую ситуацию, чтобы раскрыть возможные или даже имеющиеся проблемы у человека и моделировать их снятие.

Коммуникативная игра. Игра – деятельность коммуникативная, хотя по

чисто игровым правилам и конкретная. Она вводит учащегося в реальный

контекст сложнейших человеческих отношений. Любое игровое общество –

коллектив, выступающий применительно к каждому игроку как организация

и коммуникативное начало, имеющее множество коммуникативных связей.

Если игра есть форма общения людей, то вне контактов взаимодействия,

взаимопонимания, взаимоуступок никакой игры между ними быть не может.

Диагностическая функция игры. Диагностика – способность распознавать, процесс постановки диагноза. Игра обладает предсказательностью; она диагностичнее, чем любая другая деятельность человека, во-первых, потому, что индивид ведет себя в игре на максимуме проявлений (интеллект, творчество); во-вторых, игра сама по себе – это особое «поле самовыражения».

Игротерапевтическая функция игры. Игра может и должна быть

использована для преодоления различных трудностей, возникающих у

человека в поведении, в общении с окружающими, в учении. Оценивая

терапевтическое значение игровых приемов, Д.Б. Эльконин писал, что

эффект игровой терапии определяется практикой новых социальных

отношений, которые получает ребенок в ролевой игре.

Функция коррекции в игре. Психологическая коррекции в игре происходит естественно, если все учащиеся усвоили правила и сюжет игры, если каждый участник игры хорошо знает не только свою роль, но и роли своих партнеров, если процесс и цель игры их объединяют. Коррекционные игры способны оказать помощь учащимся с отклоняющимся поведением, помочь им справиться с переживаниями, препятствующими их нормальному

самочувствию и общению со сверстниками в группе.

Развлекательная функция игры. Развлечение – это влечение к разному,

разнообразному. Развлекательная функция игры связана с созданием

определенного комфорта, благоприятной атмосферы, душевной радости как

защитных механизмов, т.е. стабилизации личности, реализации уровней ее

притязаний. Развлечение в играх – поиск. Игра обладает магией, способной

давать пищу фантазии, выводящей на развлекательность.

Игра является моделью игры как таковой. Игра - важнейшее средство

воспитания школьников. Игра - деятельность спонтанная, непринужденная.

Мир игр очень разнообразен. Существуют разные варианты классификации

игр. Каждая игра уникальна, содержит в себе различные функции. Каждый

вид игр помогает в развитии ребенка, как здорового человека, так и здоровой

личности. При правильном подборе игр можно спланировать и создать

условия для нормального развития и социализации ребенка.

Таким образом, игровые технологии, применяемые в образовательном процессе, способствуют расширению кругозора, развитию познавательной деятельности, формированию определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности, развитию общеучебных умений и навыков.

В своей практике я часто использую игровые технологии на уроках русского языка и литературы. Особенно удачное применение находят игровые технологии на обобщающе – повторительных уроках, когда необходимо закрепить большой объем пройденного материала и сэкономить время на уроке. С помощью игры в развлекательной форме можно быстро повторить изученные темы. Наиболее приемлема такая форма работы в средних классах.

На уроках русского языка с обучающимися провожу следующие игры.

Лексико – фразеологические: «Собери пословицу» (С, ума, книгой. наберешься).

Игры по морфемике и словообразованию:

«Чье гнездо больше?» (Береза - березовый-…).

Морфологические игры: «Третий лишний» (Прилагательное, подлежащее, местоимение).

Игра на уроках литературы. Основные формы: литературный ринг, игра – конкурс, викторина, состязание, кроссворд.

Например: Литературное состязание по былинам «Славна богатырями Земля русская!»

Задание: подберите постоянные эпитеты к словам:

1.Лук, стрела, рогатина, щит.

2.Береза, цветы, леса, поля.

Слова для справки:

Покляпая, лазоревые, темные, чистые.

Разрывчатый, каленая, звериная, слоновый.