Использование игровых технологий в образовательном процессе
Учитель русского языка и литературы
МОУ «ООШ п.Тимонин»
Укинова Алия Бисенгалиевна
Слово «технология» происходит от греческого слова: «techne» -
искусство, мастерство, умение и «logos» - наука, закон. Дословно
«технология» - наука о мастерстве.
Для реализации познавательной и творческой активности школьника в
учебном процессе используются современные образовательные технологии,
дающие возможность повышать качество образования, более эффективно
использовать учебное время и снижать долю репродуктивной деятельности
учащихся за счет снижения времени, отведенного на выполнение домашнего
задания. В школе представлен широкий спектр образовательных
педагогических технологий, которые применяются в учебном процессе.
Инновационные педагогические технологии взаимосвязаны,
взаимообусловлены и составляют определенную дидактическую систему,
направленную на воспитание таких ценностей как открытость, честность, доброжелательность, сопереживание, взаимопомощь, обеспечивающие образовательные потребности каждого ученика в соответствии с его индивидуальными особенностями.
Наибольший интерес в образовательном процессе представляют
игровые технологии. Игровые технологии связаны с игровой формой
взаимодействия педагога и учащихся через реализацию определенного
сюжета (игры, сказки, спектакли, деловое общение). При этом
образовательные задачи включаются в содержание игры. В образовательном
процессе используют занимательные, театрализованные, деловые, ролевые,
компьютерные игры.
Разработкой теории игры, ее методологических основ, выяснением ее
социальной природы, значения для развития обучаемого в отечественной
педагогике занимались Л. С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и др.
Реализация игровых приёмов и ситуаций при урочной форме занятий
происходит по таким основным направлениям:
дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой
задачи;
учебная деятельность подчиняется правилам игры;
учебный материал используется в качестве её средства, в учебную
деятельность вводится элемент соревнования, который переводит
дидактическую задачу в игровую;
успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым
результатом.
Игровые технологии занимают важное место в учебно - воспитательном процессе, так как не только способствуют воспитанию познавательных интересов и активизации деятельности учащихся, но и выполняют ряд других функций:
1) правильно организованная с учётом специфики материала игра тренирует
память, помогает учащимся выработать речевые умения и навыки;
2) игра стимулирует умственную деятельность учащихся, развивает
внимание и познавательный интерес к предмету;
3) игра - один из приёмов преодоления пассивности учеников.
Функция игры – ее разнообразная полезность.
У каждого вида игры своя полезность. Выделим наиболее важные функции
игры как педагогического феномена культуры.
Социокультурное назначение игры. Игра – сильнейшее средство
социализации ребенка, включающее в себя как социально контролируемые
процессы целенаправленного воздействия их на становление личности,
усвоение знаний, духовных ценностей и норм, присущих обществу или
группе сверстников, так и спонтанные процессы, влияющие на
формирование человека. Социокультурное назначение игры может означать
синтез усвоения человеком богатства культуры, потенций воспитания и
формирования его как личности, позволяющей функционировать в качестве
полноправного члена коллектива.
Функция межнациональной коммуникации. И. Кант считал человечество самой коммуникабельностью. Игры национальны и в то же время интернациональны, межнациональны, общечеловечны. Игры дают
возможность моделировать разные ситуации жизни, искать выход из
конфликтов, не прибегая к агрессивности, учат разнообразию эмоций в
восприятии всего существующего в жизни.
Функция самореализации человека в игре. Это одна из основных функций игры. Для человека игра важна как сфера реализации себя как личности. Именно в этом плане ему важен сам процесс игры, а не ее результат, конкурентность или достижение какой-либо цели. Процесс игры – это пространство самореализации. Человеческая практика постоянно вводится в игровую ситуацию, чтобы раскрыть возможные или даже имеющиеся проблемы у человека и моделировать их снятие.
Коммуникативная игра. Игра – деятельность коммуникативная, хотя по
чисто игровым правилам и конкретная. Она вводит учащегося в реальный
контекст сложнейших человеческих отношений. Любое игровое общество –
коллектив, выступающий применительно к каждому игроку как организация
и коммуникативное начало, имеющее множество коммуникативных связей.
Если игра есть форма общения людей, то вне контактов взаимодействия,
взаимопонимания, взаимоуступок никакой игры между ними быть не может.
Диагностическая функция игры. Диагностика – способность распознавать, процесс постановки диагноза. Игра обладает предсказательностью; она диагностичнее, чем любая другая деятельность человека, во-первых, потому, что индивид ведет себя в игре на максимуме проявлений (интеллект, творчество); во-вторых, игра сама по себе – это особое «поле самовыражения».
Игротерапевтическая функция игры. Игра может и должна быть
использована для преодоления различных трудностей, возникающих у
человека в поведении, в общении с окружающими, в учении. Оценивая
терапевтическое значение игровых приемов, Д.Б. Эльконин писал, что
эффект игровой терапии определяется практикой новых социальных
отношений, которые получает ребенок в ролевой игре.
Функция коррекции в игре. Психологическая коррекции в игре происходит естественно, если все учащиеся усвоили правила и сюжет игры, если каждый участник игры хорошо знает не только свою роль, но и роли своих партнеров, если процесс и цель игры их объединяют. Коррекционные игры способны оказать помощь учащимся с отклоняющимся поведением, помочь им справиться с переживаниями, препятствующими их нормальному
самочувствию и общению со сверстниками в группе.
Развлекательная функция игры. Развлечение – это влечение к разному,
разнообразному. Развлекательная функция игры связана с созданием
определенного комфорта, благоприятной атмосферы, душевной радости как
защитных механизмов, т.е. стабилизации личности, реализации уровней ее
притязаний. Развлечение в играх – поиск. Игра обладает магией, способной
давать пищу фантазии, выводящей на развлекательность.
Игра является моделью игры как таковой. Игра - важнейшее средство
воспитания школьников. Игра - деятельность спонтанная, непринужденная.
Мир игр очень разнообразен. Существуют разные варианты классификации
игр. Каждая игра уникальна, содержит в себе различные функции. Каждый
вид игр помогает в развитии ребенка, как здорового человека, так и здоровой
личности. При правильном подборе игр можно спланировать и создать
условия для нормального развития и социализации ребенка.
Таким образом, игровые технологии, применяемые в образовательном процессе, способствуют расширению кругозора, развитию познавательной деятельности, формированию определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности, развитию общеучебных умений и навыков.
В своей практике я часто использую игровые технологии на уроках русского языка и литературы. Особенно удачное применение находят игровые технологии на обобщающе – повторительных уроках, когда необходимо закрепить большой объем пройденного материала и сэкономить время на уроке. С помощью игры в развлекательной форме можно быстро повторить изученные темы. Наиболее приемлема такая форма работы в средних классах.
На уроках русского языка с обучающимися провожу следующие игры.
Лексико – фразеологические: «Собери пословицу» (С, ума, книгой. наберешься).
Игры по морфемике и словообразованию:
«Чье гнездо больше?» (Береза - березовый-…).
Морфологические игры: «Третий лишний» (Прилагательное, подлежащее, местоимение).
Игра на уроках литературы. Основные формы: литературный ринг, игра – конкурс, викторина, состязание, кроссворд.
Например: Литературное состязание по былинам «Славна богатырями Земля русская!»
Задание: подберите постоянные эпитеты к словам:
1.Лук, стрела, рогатина, щит.
2.Береза, цветы, леса, поля.
Слова для справки:
Покляпая, лазоревые, темные, чистые.
Разрывчатый, каленая, звериная, слоновый.