Игры на закрепление умения ориентироваться на своем теле и теле другого
«Выше — ниже»
Стоя перед зеркалом, педагог вместе с детьми анализируют расположение отдельных частей тела по отношению друг к другу с точки зрения вертикальной оси, не забывая о маркерах. Находят, показывают и называют то, что «выше всего» (голова, макушка); что «ниже всего» (ноги, стопы); «выше, чем...»; «ниже, чем...». После освоения данного этапа повторяем это без зеркала, а затем — с закрытыми глазами.
Аналогично отрабатывается взаимное расположение отдельных частей лица (лоб, глаза, нос, уши, рот, щеки) и других частей тела (рук — плечо, локоть, предплечье, запястье, ладонь, пальцы; собственно тела — шея, плечи, грудь, спина, живот; ног — бедро, колено, голень, стопа) относительно друг друга.
«Спереди — сзади»
Глядя в зеркало и ощупывая части тела спереди, ребенок называет их (нос, грудь, бровь и т.д.). Аналогично — сзади (затылок, спина, пятки и т.д.). Затем он с закрытыми глазами по инструкции последовательно дотрагивается до передней (задней) поверхности своего тела и называет соответствующие его части.
«Дальше — ближе»
Ребенку предлагается назвать у себя (относительно, например, головы) части тела, расположенные «ближе,
чем...», «дальше, чем...», «ближе, чем..., но дальше, чем...».
«Право — лево»
Следует заметить, что для ребенка вовсе не является очевидным тот факт, что правая нога, глаз, щека и т.д. находятся с той же стороны, что и рука. К пониманию этого его надо привести путем специальных упражнений по соотнесению частей тела с правой и левой руками. Это лучше делать по следующей схеме: соотнести части тела с правой рукой (правый глаз, щека и т.д.), затем — с левой рукой, после этого — в перекрестном варианте (например, показать правую бровь и левый локоть). Наиболее занимательным является выполнение этих упражнений следующим образом: «Потри левой рукой правый локоть, почеши правой пяткой левую коленку, пощекочи правым указательным пальцем левую подошву, постучи правым локтем по правому боку, укуси себя за средний палец левой руки и т.д.».
«Путаница»
Детям предлагают правой рукой закрыть левый глаз; левой рукой показать правое ухо и правую ногу; дотянуться левой рукой до правого носка, а правой рукой - до левой пятки и т.д.
«Моя рука, твоя рука»
Ребенок, стоя лицом к педагогу или сидя напротив куклы, определяет по указанию взрослого сначала у себя, потом у партнера (куклы) левую руку, правое плечо, левое колено и т.д. Потом роли меняются: инструкцию дает ребенок.
«Назови часть тела»
Дети стоят лицом друг к другу. Один из двоих молча показывает на себе отдельные части тела, а другой —
называет: «Это твое правое колено, это твой левый глаз и т.д.».
«Найди свою правую руку»
Сидя напротив ребенка, дать инструкцию: «Делай своей правой рукой («Кстати, где она?») то же, что и я делаю правой». Интересно делать по очереди одинаковые жесты
«Вот какие мы»
Дети выстраиваются в два ряда напротив друг друга и выполняют действия по инструкции: «Покажи правую – левую руку», «Покажи правый глаз, левое ухо», «Покажи правое ухо у товарища» и т.п. Параллельно уточняются те названия парных частей тела, которые с трудом закрепляются в словаре («голень», «бедро», «щиколотка», «запястье», «стопа», «кисть», «плечо» и т.д.).
«Наводим порядок»
Перед детьми в произвольном порядке разложены варежки, перчатки, расставлены тапочки, чешки и т.д. предлагается найти пару, правильно поставить туфли, надеть перчатку на правую руку и т.п. Также можно предложить определить правый и левый рукава у блузки, лежащей спинкой вверх; потом спинкой вниз, определить левый и правый карманы у джинсов (вид спереди и сзади).
«Игра в «солдатики»
По приказу «командира»-взрослого «солдатики»-дети поворачиваются налево и направо, поднимает левую (правую) руку. Напоминаем, что правой (в общем случае) является та рука, которой он рисует или пишет.
«Ладошки и следы»
На ковре в произвольном порядке разложены изображения вырезанных по контуру ладоней и ступней. Дети находят пары, затем предлагается пройти по следам с учетом асимметрии отпечатков следов. По мере усложнения игры предлагаются разные варианты дорожек: прямая, перекрестная, кривая.
«Обезьянки»
Воспитатель поворачивается спиной к детям и выполняет движения руками (вверх, в сторону, вперед, за спину, за голову, на голову, на плечо, на пояс) и ногами (вперед, назад, в сторону, сгибание в колене). Дети повторяют движения.
«Как мы здороваемся»
Воспитатель приглашает в гости Петрушку, предлагает детям с ним поздороваться правой (левой) рукой.
«Зарядка для кукол»
Перед детьми – куклы. Дети выполняют инструкцию:
«Подними правую руку куклы вверх, отставь левую ногу куклы назад»; «Расскажи, что ты сделал». И т.д.
«Найди правый рукав»
Попросите ребенка определить правый и левый ботинок, рукав, карман, штанину на одежде, лежащей в раз личных положениях; найти левый и правый отпечаток босой ноги.
«Правильное зеркало»
Стоя или сидя с ребенком друг на против друга, вы отрабатываете схему «зеркало» на движениях сначала одной рукой, потом другой, затем двумя вместе. Так, если педагог переносит свою правую руку вправо, то ребенок свою левую влево. Ясно, что движения вверх, вниз, к себе и от себя будут идентичными.
«Неправильное зеркало»
И.п. то же, но инструкция изменяется: «То, что я буду делать левой рукой, ты делаешь своей левой рукой (оба поднимают левые руки), а то, что я буду делать правой рукой, ты — правой (поднимаются правые руки)». В результате если психолог переносит свою правую руку вправо относительно себя, то ребенок тоже переносит свою правую руку вправо относительно себя и т.д.
«Мячик прыгает по мне – по груди и по спине»
Дети выполняют задания по инструкции воспитателя:
В правую руку свой мячик возьми,
Над головою его подними
И перед грудью его подержи.
К левой ступне не спеша положи.
За спину спрячь и затылка коснись.
Руку смени и другим улыбнись.
Правого плечика мячик коснется
И ненадолго за спину вернется.
С голени правой да к левой ступне,
Да на живот – не запутаться б мне.
Игры на закрепление умения ориентироваться в пространстве относительно своего тела
«Что находится справа от меня?»
Попросите ребенка, не поворачиваясь, перечислить то, что находится справа от него. После этого повернуться направо и снова перечислить то, что теперь находится справа. Покрутите его и спросите: «Что теперь справа от тебя?» Аналогично отрабатываются направления слева, спереди и сзади.
«Повернись направо, повернись налево»
Для этой игры вам понадобится большой мяч. Водящий стоит в центре, с четырех сторон — игроки. Игрок командует водящему: «Направо!» Тот кидает мяч направо и только после этого поворачивается в ту же сторону. Игрок с мячом снова командует («Направо!», «Налево!», «Вперед!», «Назад!»). Если играющих не хватает, то водящий ударяет мячом об пол с нужной стороны от себя и поворачивается, а следующую команду дает кто-либо из играющих (по договоренности).
«Кто где стоит?»
В эту игру могут играть не менее трех детей.
Ставится задача: обозначить место человека, стоящего в колонне (впереди или сзади) или в шеренге (справа и слева). Например: «Где стоит Петя относительно тебя?» Затем дети в произвольном порядке меняются местами, и игра продолжается.
«Диспетчер и самолет»
При наличии просторного помещения можно попросить ребенка вообразить себя самолетом, а психолога — диспетчером, прокладывающим самолету путь с поворотами.
«Робот»
Ребенок изображает робота, точно и правильно выполняющего команды человека: «Один шаг вперед, два шага направо, прыжок вверх, три шага налево, вниз (присесть) и т.д.». Затем
играют в непослушного робота, который выполняет все команды на оборот: идет не вперед, а назад; вместо того чтобы подпрыгнуть вверх, приседает; поворачивает не направо, а налево. После того как ребенок начнет, не ошибаясь, в соответствии с условием быстро выполнять эти задания, усложните программу:
"Колокольчик"
Все дети сидят на ковре, один из них – водящий, он закрывает глаза. Ведущий (воспитатель) отходит в какую-нибудь сторону и звонит в колокольчик. Тот, кто водит, должен назвать, – откуда слышен звон. Если называет верно, то становится ведущим.
"Заводная кукла"
Воспитатель предлагает детям представить, что они игрушки на пульте управления, которые умеют точно выполнять команды своего инструктора. Воспитатель подает команды: “Игрушки, сделайте два шага вперед, поворот налево. Руки за спину, один шаг назад. Руку правую вверх, три шага вперед и т.д.”
"Скажи наоборот"
Эту игру можно проводить как со всеми детьми, так и с 1-2. Воспитатель называет пространственные ориентиры, а ребёнок, получивший знак (мяч, стрелка, фишка и т.п.), называет ориентир, противоположный по значению. Например: лево – право, верх – низ, и т.д.
"Магазин"
В этой игре могут принимать участие двое детей или две подгруппы детей. Они сидят друг напротив друга, отгородившись ширмой. У каждого одинаковый набор картинок (продукты, игрушки, канцтовары, одежда) и карточка, имитирующая полку магазина. Один ребёнок выкладывает картинки на своей карточке и называет место расположения каждой из них. Другой ребёнок старается воспроизвести всё в точности по инструкции. Затем, убрав ширму, дети могут сравнить оба «магазина».
"Что справа?"
Дети сидят вдоль края ковра. По всем сторонам ковра расположено по 5-6 игрушек.
Вариант 1. Воспитатель просит детей вспомнить, где у них правая рука. Затем одному из детей предлагается встать в центр на ковре и назвать – какие игрушки расположены справа от него. При этом каждый следующий ребёнок повёрнут в другом направлении по сравнению с предыдущим.
Вариант 2. Воспитатель или кто-нибудь из детей называет игрушки, расположенные в одном ряду и просят ребёнка, находящегося в центре ковра назвать – с какой они стороны.
"На плоту"
Дети стоят на ковре на одинаковом расстоянии друг от друга. Каждый стоит на воображаемом плоту. Воспитатель задаёт индивидуально вопросы детям, при этом постоянно просит их изменить направление. Например, Петя, кто стоит у тебя слева; Маша, кто стоит сзади тебя; Серёжа, кто стоит перед тобой; все повернулись налево; Таня, кто стоит слева от тебя, и т.д.
«Передай мяч назад»
В эту игру может играть любое количество детей, стоя в колонне. Первый передает мяч назад и сразу же сам бежит в конец колонны; второй оказывается первым и повторяет действия первого игрока и т.д. По команде взрослого или первого игрока мяч передается сверху (снизу, справа, слева). Сначала детям предлагается вслух проговаривать название направления, в котором они передают мяч.
«Мама, поверни направо...»
Эта игра может предназначаться и для работы родителей с детьми. Играть можно на детской площадке, по дороге в школу, в квартире (путешествуя по комнатам). Ребенок говорит: «Мама, поверни направо». Мама: «Поворачиваю, иду». — «Теперь налево». — «Слушаюсь, поворачиваю». Если он еще не сообразил, как скомандовать, то должен остановить маму командой «Стой!». Если поворачивать не надо, а на пути какое-либо препятствие, то дается команда: «Возьми правее (левее)».
«Моя комната»
В знакомом ребенку пространстве следует об судить, что где стоит: «Если встать лицом к окну, то справа будет
что?.. А слева?» и т.д. Ему дается инструкция: «Покажи верхний правый угол впереди» и т.д.
После выработки навыка ориентации в пространстве относительно себя можно переходить к ориентации других объектов относительно друг друга и себя относительно других объектов.
«Капризный фотограф»
Педагог-фотограф, желая сделать снимок зверей, ищет кадр. Его помощнику (ребенку) надо посадить: корову справа от зайца, мишку — слева от мышки и т.д. Фотограф все время недоволен и просит помощника каждый раз по-новому пересаживать зверей.
Усложненная задача выполняется по двухступенчатой инструкции: «Посади утку справа от медведя, а птицу — слева от лисы». Модификация задания — ребенок сам говорит: «Я посадил льва справа от медведя». Остальные дети или взрослый его проверяют. Затем один из детей становится фотографом, дает инструкцию остальным и проверяет ее выполнение.
«Беги на новое место»
Дети встают в колонну. Психолог или ребенок-ведущий говорит: «Я стою перед Петей». Петя должен пере бежать в самый конец колонны, назад. Другой ребенок говорит: «Я стою сзади Вити», и Витя бежит в самое начало колонны, вперед.
«Расскажите, что где находится»
Воспитатель предлагает ребенку встать в центр групповой комнаты и рассказать, что находится впереди, позади, близко, далеко, высоко, низко, впереди слева, впереди справа, позади слева, позади справа.
«Что изменилось»
Игра проводится аналогично игре «Расскажите, что где находится», только ребенку предлагается менять позицию (повернуться на 180, встать ближе к стене).
«Найди пакет»
Воспитатель предлагает ребенку найти пакет, выполнив действия соответственно инструкции: «Иди вперед, до стола; повернись направо, пройди пять шагов; повернись налево, пройди еще три шага» И т.п.
Игры и упражнения, направленные на закрепления умения использовать в речи предлоги и наречия: на. над, под, в, за, между, впереди, позади и т.д.
«Положи ручку...»
Дайте ребенку два разных предмета, например, ручку и пенал и предложите положить ручку в, на, под, над, перед,
за, слева, справа от пенала.
«Где лежит карандаш?»
Положите карандаш на тетрадь и предложите ребенку определить его положение относительно тетради(«Карандаш лежит на тетради, а тетрадь..., а стол...»). Так поиграйте, перекладывая карандаш под, в, слева от тетради, поднимая его над ,пряча за или помещая перед тетрадью. Каждый раз просите ребенка составить предложение про тетрадь и карандаш, обращая его внимание на то, что в предложении меняется предлог. Затем поменяйте эти предметы местами («Тетрадь лежит под карандашом»).
«Теремок»
Стоит в поле теремок в четыре этажа: бабочка живет над волком, улитка под волком, а выше всех — лев. Ребенок расселяет жильцов, потом сам дает задание другим детям и контролирует правильность выполнения.
«Новоселье»
Освоив предыдущее упражнение, ребенок решает подобные задачки, но уже в умственном плане:
В теремке поселились — лягушка под мышкой, зайчик — над лисичкой, а мышка — под лисичкой. Кто на каком этаже живет?
Построили новый четырехэтажный дом. На каждом этаже должна жить одна семья: Борисовы — под Карповыми, Ивановы — над Черновыми, а Карповы — под Черновыми. Помоги новоселам найти свои квартиры.
«Живые вагончики»
Дети выставляют игрушки в соответствии с инструкцией воспитателя, затем называют их пространственные позиции: 1) «Поставь ежика впереди мишки. Поставь лисичку позади мишки»; 2) «Расскажите, кто впереди мишки, кто позади мишки». И др.
«Собери сказку»
Перед ребенком – набор игрушек или предметов. Ребенок выполняет инструкции и отвечает на вопросы по выполненным действиям: «Поставь лошадку близко к домику»; «Поставь елочку далеко от домика»; «Поставь машинку между домиком и елочкой», «Поставь человечка справа от домика», «Расскажи, что ты сделал».
«Строим город»
Перед детьми – разноцветные детали конструктора. Дети выполняют инструкции: «Положи красный кирпичик вниз, а синий сверху»; «Возьми красный кубик, сверху положи синий конус, справа от кубика поставь в ряд три зеленых кирпичика». И др.
«Прятки»
По инструкции воспитателя ребенок прячет игрушку, остальные дети должны найти ее и сказать, куда была спрятана игрушка: «Спрячь игрушку под стол (в шкаф, за кроватку, на полку)»; «Куда спрятал Вова мишку?».
«Дополни рассказ»
Воспитатель расставляет на столе игрушки: посередине избушка, перед нею садик, в саду дерево, под ним скамейка. Дети дополняют предложения, сказанные воспитателем, и расставляют предметы.
Вопросы:
- Дед вышел откуда? (из избушки).
- И сел куда? (на скамейку)
- Под чем? (под деревом)
- Птичка сидела где? (на дереве) и пела. Услышала ее кошка и прыгнула.
- За кем? (за птичкой)
- Куда? (на дерево)
- Но птичка улетела и села куда? (на крышу избушки)
- Кошка полезла за кем? (за птичкой) Но птичка улетела.
- Бабушка вышла откуда? (из избушки)
- Рассердилась на кого? (на кошку)
- И прогнала ее куда? (на чердак)
«Схема движения»
Возьмите маленькую машинку и книгу. Попросите ребенка сделать так, чтобы машинка заехала на книгу, съехала с нее, заехала под нее, выехала из-под нее, подъехала к ней, отъехала от нее, заехала за нее, выехала из-за нее.
Потом сами выполните те же действия и попросите ребенка составить предложения для каждого случая. Затем — зарисовать предлоги (рис. 17), предварительно показав соответствующее действие с помощью машинки.
«Придумай предложение»
На основе отработанных выше навыков предложите ребенку схему, на которой двумя полосками обозначено действие. Ему надо придумать подходящее к ней предложение и записать его под рисунком. Составьте подобные схемы для различных предлогов и действий, а ребенок придумает к ним предложения. Предложите ему самому составить для вас такие задачи.
«Что, где, кто, куда?»
Попросите ребенка ответить на подобные вопросы применительно к его квартире, классу, улице и т.д. Затем, используя любую сюжетную картинку, попросите его проделать то же самое, интерпретируя ее, то есть рассказывая, кто (что) где находится, куда движется и т.д.
«Разложим по порядку»
Ребенок раскладывает любой предметный ряд в направлении слева направо, проговаривая при этом, например: «Первым идет ананас, вторым — яблоко, третьей — клубника... (до десяти изображений)». Затем стрелкой слева направо обозначается направление, в котором раскладывались фрукты и овощи. Далее определяется то, что было нарисовано «до» какого-либо из изображений и «после» него. Исходная длина ряда выбирается в соответствии с актуальными возможностями ребенка.
«Пронумеруем ряд»
Пронумеруйте ряд, составленный в предыдущем упражнении. Вместе с ребенком найдите число «перед» указанным (предшествующее) и число «после», «за» указанным (последующее). При этом акцент делается на то, что, определяя число, стоящее «за» и «перед» каким-либо, мы движемся соответственно по ходу стрелки (слева направо) и против нее (справа налево). Точно так же отрабатывается понимание того, что число «перед» находится слева от эталона в числовом ряду, а число «после» — справа.
«Ряд чисел»
С опорой на числовой ряд от 1 до 10 объясните,
что чем левее в ряду стоит число, тем оно меньше, и наоборот. Назовите первое число слева, первое число справа. «Какое из них больше?» Здесь очень поможет «маркировка» величины: следующая цифра выше предыдущей, следующая еще выше, предыдущая ниже и т.д. В каком направлении возрастают числа в ряду? Ребенок сначала рисует стрелку в направлении слева направо, а затем отвечает. Прочитайте ряд в обратном порядке. «Как изменяется величина чисел в этом направлении?»
«"Соседи" нашего числа»
Психолог вместе с ребенком называет «соседей» любого числа. Они устанавливают, что число справа больше заданного, а число слева — меньше. Затем взрослый называет число, а ребенок показывает числа, стоящие слева (справа), и называет их. Делается вывод о величине этих чисел.
«Верни число на место»
Дается числовой ряд, в котором пропущено какое-либо число. Образец ответа: «Пропущено число семь. Оно больше шести на одну единицу, а значит, стоит справа от него». Или: «Число семь на единицу меньше восьми, значит, стоит слева от него».
«Расположение предметов»
Предложите ребенку определить и назвать расположение предметов. Задавайте вопросы: «Линейка под ластиком или ластик под линейкой?», «Что между вазой и часами?»,
«Жук справа или слева от ножа?», «Кто выше (ниже)?» и т.п. Предложите ему подобрать пропущенные наречия и предлоги: справа от и слева от, сзади от и т.п. Например: «Стол ... от топора и ... от замка; лампа ... столом и ... от окна; бутылка ... от свечи и ... от зонтика».
«Сравни и растолкуй»
Ребенок должен растолковать (вначале глядя на рисунки) такие логико-грамматические конструкции, как: «Моя рука — в моей руке — моей рукой», «Хозяйка куклы — кукла хозяйки», «Мамина дочка — дочкина мама», «Хозяин собаки — собака хозяина»
"Давай меняться"
Воспитатель даёт инструкции: например, Саша, встань так, чтобы справа от тебя была стена, а перед тобой была Полина. Если Саша отыскал место верно, то ребёнок, стоящий на этом месте, встаёт на Сашино место.
"Да-нет"
“Я загадала предмет, а вы с помощью вопросов должны определить его местонахождение”. Дети задают вопросы: “Этот предмет находится справа? Справа у окна? Справа у розы? На подставке? В шкафу? На верхней полке?” и т.д.
"Волшебное дерево"
Дети называют местоположение яблок, гусениц, облака по отношению к дереву.
"Найди магнит"
Перед детьми на магнитной доске разнообразные магниты. Каждый из них загадывает, – какой магнит он будет искать с закрытыми (завязанными) глазами. Дети по очереди выходят к доске, чтобы найти “свой” магнит, при этом остальные дети дают подсказки, где искать. Например, выше, выше, ещё выше, левее, чуть-чуть вниз.
«Составь картинку»
Воспитатель предлагает детям поочередно выкладывать картинки с изображениями на фланелеграфе соответственно инструкции: «В центре стоит домик, справа от домика растет береза, под березой растет гриб, слева от домика стоит собачья будка, собака расположилась между будкой и домиком, в левом верхнем углу летит птичка и т.д.»; «Где растет гриб?»; «Что находится в правом верхнем углу?»И т.п.
«Где же я сижу?»
Дети рассаживаются в ряд или полукругом. Ставится задача определить свое место: «Я сижу слева от Пети; справа от Маши, но левее Сережи; напротив... и т.д.». Затем они меняются местами, и игра продолжается.
«Собираем урожай»
Разложите перед ребенком ряд картинок с любыми изображениями. Он должен отобрать только те, напри мер, овощи, которые «лежат правее, чем капуста»; «левее, чем морковка».
Игры на закрепление умения ориентироваться на листе
«Почта»
Разделить лист бумаги на 4 квадрата. Попросить ребенка нарисовать простую картинку (треугольник, кружок, цветок, рыбку и т.п.) по адресу, например: «Нарисуй красный кружок в левом верхнем углу нижнего правого квадрата». Начинать с наиболее простых адресов, заканчивая сложными.
«Назови соседей»
Для этого используется лист бумаги, на котором хаотично расположены изображения различных предметов.
Вариант 1. Воспитатель просит найти изображение какого-то предмета и определить:
-что изображено справа от него,
-что нарисовано под ним,
- что находится вверху справа от заданного предмета, и т.п.
Вариант 2. Воспитатель просит назвать или показать предмет(ы), который(е) находятся:
-в правом верхнем углу,
-вдоль нижней стороны листа,
- в центре листа, и т.п.
«Лабиринт Гарри Поттера»
Воспитатель раздаёт каждому ребёнку лист, на котором нарисован лабиринт и стрелочной указано начало пути. Затем детям предлагается помочь найти дорогу к кубку, для этого необходимо выполнить инструкции, а затем правильность их выполнения. Вначале лист с лабиринтом надо расположить так, чтобы вход в него был слева (справа, вверху, внизу), затем идти по нему (вести линию) до поворота, поворачивать в нужную сторону по инструкции. Например, вход в лабиринт внизу, идём вверх, влево, вверх, вправо, вниз. Дойдя до конца, дети могут себя проверить: воспитатель этот же маршрут нарисовал маркером на пленке, наложив её на свой лист, ребёнок видит – весь ли путь он проделал верно.
«Геометрический диктант»
Перед детьми лежит лист бумаги и набор геометрических фигур. Воспитатель даёт инструкции, а дети должны выполнять в быстром темпе. Например, красный квадрат положить в левый верхний угол, жёлтый круг – в центр листа, и т.д. после выполнения задания дети могут проверить правильность выполнения:
Вариант 1. У воспитателя заготовлен заранее лист с нарисованными геометрическими фигурами соответственно диктанту;
Вариант 2. Кто-то из детей (под контролем воспитателя) выполняет работу на магнитной доске, которую затем можно повернуть ко всем детям.
«Я еду на машине»
Перед каждым ребёнком лист бумаги (А3) и маленькая машинка.
Вариант 1. Дети, слушая инструкции воспитателя, передвигают машинку в нужном направлении. Например, в правом нижнем углу листа – гараж, оттуда мы поедем по нижней стороне листа в школу. Она находится в левом нижнем углу, а после школы мы поедем в зоопарк, который находится в правом верхнем углу, и т.д.
Вариант 2. Воспитатель начинает игру, дети по очереди придумывают и проговаривают следующий ориентир.
«Калейдоскоп»
Для игры детям предлагается нарисовать орнамент или наклеить готовые формы (геометрические фигуры, вырезанные картинки) и рассказать о своей работе. Для этого воспитателю проверить
рационально будет дать тему работы. Например: «Закладка», «Коврик», «Лоскутное одеяло», «Пасхальное яичко», «Рамка для картины» и другие.
11