Индивидуальный план работы
педагога - наставника
с молодым специалистом
на 2022-2024учебный год
Наставник:
Попова Екатерина Леонидовна
Молодой специалист:
Федосеева Екатерина Владимировна
г. Северодвинск, 2022-24 г.
Цель работы: развитие профессиональных умений и навыков молодого специалиста со стажем работы до 3 лет.
Задачи:
обеспечить наиболее лёгкую адаптацию молодого специалиста в коллективе, в процессе адаптации поддержать педагога эмоционально, укрепить его веру в себя.
помощь в изучении нормативно-правовой документации;
актуализировать теоретические знания педагога при организации разнообразных видов детской деятельности с детьми второй группы раннего возраста;
оказание методической помощи молодому специалисту в повышении уровня организации воспитательно-образовательной деятельности;
помощь в ведении документации воспитателя (написание рабочей программы, перспективный и календарный план воспитательно-образовательной работы, мониторинг и т.д.);
организация НОД, помощь в постановке целей и задач.
Направления деятельности наставника и молодого специалиста:
1. Проведение первичной стажировки молодого воспитателя.
2. Вхождение в профессию. (Формирование у молодого педагога профессиональных умений, накопление опыта, формирование своего стиля в работе, освоение методического инструментария для организации взаимодействия с детьми, родителями, коллегами).
3. Самосовершенствование и саморазвитие молодого педагога, повышение его квалификации (Освоение воспитателем новых педагогических методик, технологий, устойчивый интерес к профессии, активное освоение приёмов работы с детьми, развитие навыков самооценки, самоконтроля, желания повышать своё образование и квалификационную категорию, обобщение своего опыта работы).
4. Промежуточный анализ работы.
Прогнозируемые результаты:
Молодой специалист
умеет применять психолого-педагогические знания в воспитательно-образовательной работе с ребёнком;
умеет проводит анализ деятельности педагогического взаимодействия с детьми;
умеет планировать и осуществлять процесс воспитательно-образовательной работы с детьми;
умеет анализировать индивидуальные качества ребенка и организовать психолого-педагогическую поддержку развития ребёнка;
умеет анализировать и создавать развивающую предметно-пространственную среду ДОУ;
умеет использовать современные инновационные технологии в образовательно-воспитательном взаимодействии с ребенком;
стремиться к достижению профессиональных успехов в образовательном пространстве ДОУ.
План совместной индивидуальной работы с молодым специалистом
на учебный год
Посещение НОД и режимных моментов | Профессиональные умения и навыки, которые необходимо совершенствовать | План мероприятий, необходимый для решения выявленных проблем | Тема для самообразова- тельной работы |
СЕНТЯБРЬ |
Знакомство с начинающим педагогом. Выявление его интересов и потребностей для составления индивидуального плана работы (план работы в течение года может корректироваться). Консультации по планированию воспитательно-образовательной работы в группе, по ведению другой необходимой документации. |
ОКТЯБРЬ |
Посещение утреннего приема детей (общение с детьми и родителями, организация индивидуальной работы, игровой деятельности и т.д.) | — умение распределять деятельность детей; — умение выявлять интересы и склонности детей; — знание разных видов игр для детей данного возраста; — умение общаться с родителями. | Индивидуальная консультация «Организация воспитательно-образовательной работы с детьми второй группы раннего возраста в утренние часы». | -Изучить необходимую методическую литературу по организации игровой деятельности. -Подобрать перечень разных видов игр, используемых в работе с детьми второй группы раннего возраста. |
Посещение утренней гимнастики | — умение правильно подбирать комплексы упражнений; — умение грамотно использовать приемы объяснения и показа. | Консультация «Организация утренней гимнастики (в данной группе)». | -Изучить методические рекомендации по организации утренней гимнастики в ДОУ. -Подобрать комплексы упражнений для утренней гимнастики (с мячом). |
НОЯБРЬ |
Посещение НОД по ОО «Социально-коммуникативное развитие» (развитие речи). | — умение грамотно подготовить НОД; — умение сопоставлять задачи и содержание НОД; — умение использовать разные методы и приемы для решения поставленных задач; — умение подвести итог НОД. | Индивидуальная консультация «Подготовка и проведение НОД по развитию речи» | Изучить необходимую методическую литературу по развитию речи детей второй группы раннего возраста (В.В. Гербова «Развитие речи в детском саду 2-3 года»; И.Чумакова «Развитие речи ребенка раннего возраста 1-3 года») |
Посещение НОД по ОО «Познавательное развитие» (ФЭМП). | -Индивидуальная консультация «Подготовка и проведение НОД по ФЭМП». -Мастер-класс (показ НОД педагогом-наставником). | Изучить необходимую методическую литературу по ФЭМП детей второй группы раннего возраста. (И.А. Помораева, В.А. Позина «Формирование элементарных математических представлений, 2-3 года») |
ДЕКАБРЬ |
Анализ организации деятельности во второй половине дня (подъем, гимнастика, индивидуальная работа, общение с родителями и т.д.). | — умение грамотно организовывать деятельность детей; — умение управлять самостоятельной деятельностью детей; — организация индивидуальной работы с детьми. | Консультация «Организация воспитательно-образовательной работы с детьми второй группы раннего возраста в вечерние часы». | Изучить методические рекомендации по организации и руководству самостоятельной деятельности детей. (Ф.Н. Губанова «Развитие игровой деятельности у детей младшей группы 2-3 года») |
Повторное посещение утреннего приема и утренней гимнастики. | — выполнение данных ранее рекомендаций; — применение на практике полученных знаний. | | |
ЯНВАРЬ |
Посещение НОД по ОО «Художественно-эстетическое развитие» (рисование) и ОО «Познавательное развитие» (конструирование). | — умение грамотно подготовить НОД; — умение сопоставлять задачи и содержание НОД; — умение использовать разные методы и приемы для решения поставленных задач; — умение дать оценку техническим навыкам детей; — умение подвести итог | -Индивидуальная консультация «Подготовка и проведение НОД по рисованию». -Мастер-класс (показ НОД педагогом-наставником). -Индивидуальная консультация «Подготовка и проведение НОД по конструированию». | Изучить методические рекомендации по развитию изобразительных и конструктивных навыков детей второй группы раннего возраста, особенностей организации данных видов деятельности с дошкольникам. (Е.А. Янушко «Рисование с детьми раннего возраста»; И.А.Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду. Младшая группа» |
ФЕВРАЛЬ |
Посещение НОД по ОО «Художественно-эстетическое развитие» (лепка, аппликация). | — умение грамотно подготовить НОД; — умение сопоставлять задачи и содержание НОД; — умение использовать разные методы и приемы для решения поставленных задач; — умение дать оценку техническим навыкам детей; — умение подвести итог НОД. | -Индивидуальная консультация «Подготовка и проведение НОД по лепке». -Мастер-класс (показ НОД педагогом-наставником). -Индивидуальная консультация «Подготовка и проведение НОД по аппликации». | Изучить методические рекомендации по развитию изобразительных навыков детей второй группы раннего возраста, особенностей организации изобразительной деятельности (лепка, аппликация). |
МАРТ |
Посещение НОД по ОО «Познавательное развитие» (ребенок и окружающий мир – природное окружение). | — умение грамотно подготовить НОД; — умение сопоставлять задачи и содержание НОД; — умение использовать разные методы и приемы для решения поставленных задач; — умение дать оценку деятельности детей; — умение подвести итог | -Индивидуальная консультация «Подготовка и проведение НОД по окружающему миру». -Мастер-класс (показ НОД педагогом-наставником). | -Изучить методические рекомендации по организации НОД по ознакомлению детей с природным окружением. -Познакомиться с методической литературой (Н.В. Алёшина Ознакомление дошкольников с окружающим миром и социальной действительностью) |
АПРЕЛЬ |
Посещение прогулки. | — умение грамотно подготовиться к прогулке; — умение сопоставлять задачи и содержание прогулки; — умение использовать разные методы и приемы для привлечения внимания детей; — умение организовать и провести подвижную игру на прогулке с учетом погодных условий, сезонности, места проведения и т.д. | Индивидуальная консультация «Подготовка и проведение прогулки». Наблюдения за проведением прогулки у воспитанников другой группы. | Изучить методические рекомендации по организации прогулки с детьми данного возраста. Познакомиться с методической литературой (С.Н.Теплюк «Игры-занятия на прогулке с малышами. Для занятий с детьми 2-4 лет»; Т. Филипова «Организация совместной деятельности с детьми раннего возраста на прогулке»). |
МАЙ |
Повторное посещение НОД или режимных моментов (может корректироваться по запросу молодого специалиста). | — умение применять полученные умения и навыки на практике | Планирование необходимой индивидуальной работы на следующий учебный год. | Выявление новых интересов и потребностей молодого педагога на следующий учебный год. |
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ НАСТАВНИКА
НА 2023 -20224 УЧЕБНЫЙ ГОД
Воспитателя (наставника) Поповой Е.Л
с воспитателем (молодым специалистом)
Федосеевой Екатериной Владимировной
Цель работы: развитие профессиональных умений и навыков молодого специалиста.
Задачи:
- оказание методической помощи молодому специалисту в повышении уровня организации воспитательно-образовательной деятельности;
- изучение нормативно-правовой документации;
- помощь в ведении документации воспитателя (перспективный и календарный планы воспитательно-образовательной работы, план по самообразованию, мониторинг и т.д.);
- применение форм и методов в работе с детьми старшей группы;
- организация НОД, помощь в постановке целей и задач;
- использование здоровье сберегающих технологий во время НОД и других режимных моментов;
- углубленное изучение инновационных технологий;
- общие вопросы организации работы с родителями.
№ | Содержание работы | Форма проведения | Сроки |
1. | Помощь в изучении федерального закона «Об образовании», ФГОС, санитарно-эпидемиологических правилах и нормативов для ДОУ Оформление документации группы Мониторинг детского развития. | Консультации и ответы на интересующие вопросы. Подбор диагностического материала и проведение диагностики и анкетирования | Сентябрь |
2. | Оказание помощи в организации качественной работы с документацией: изучение программы учреждения, участие молодого педагога в составлении перспективного и календарного планов, плана по самообразованию. Родительское собрание | Консультация, оказание помощи. Знакомство с основными документами, регламентирующими деятельность ДОУ. Помощь в организации и проведении собрания, обсуждение собрания. | Октябрь |
3. | Изучение методики проведения НОД, совместная разработка конспектов НОД, эффективное использование дидактического материала в работе. | Посещение молодым специалистом НОД и режимных моментов у наставника. | Ноябрь |
4. | Просмотр конспекта и проведение организованной образовательной деятельности молодым специалистом Психолого-педагогические основы установления контактов с семьей воспитанников. Подготовка к новогодним мероприятиям. | Посещения НОД и режимным моментов молодого педагога. Обсуждение. Составление плана предварительной работы с детьми и родителями. | Декабрь |
5. | Анализ педагогических ситуаций, стилей педагогического общения с детьми. Углубленное знакомство с локальными документами, приказами ДОУ. | Дискуссия на тему: «Трудная ситуация в работе с детьми и ваш выход из нее». Знакомство с основными документами, регламентирующими деятельность ДОУ. | Январь |
6. | Основные проблемы в педагогической деятельности молодого специалиста. Использование современных технологий в воспитательном процессе. Использование в работе проектов. | Консультация, планирование, обмен опытом, помощь наставника. Консультация и ответы на интересующие вопросы. | Февраль |
7. | Нетрадиционные формы взаимодействия с родителями. Участие молодого педагога в подготовке материала для родителей. | Консультация наставника, участие молодого педагога в разработке материалов для родителей. | Март |
8. | Самостоятельная организация и руководство творческими играми детей. Роль игры в развитии дошкольников. Причины возникновения конфликтных ситуаций и их урегулирование в процессе педагогической деятельности. | Консультация наставника, наблюдение за работой молодого специалиста (совместной игровой деятельности). Обсуждение и консультирование по этой теме. | Апрель |
9. | Подготовка к летне-оздоровительному периоду. Подведение итогов работы. | Консультация и ответы на интересующие вопросы, оказание помощи. Самоанализ молодого специалиста. Анкетирование | Май |
Приложение 1
ОЦЕНОЧНАЯ ШКАЛА САМОАНАЛИЗА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА
Ф.И.О. воспитателя:
№ п/п | Перечень профессиональных и личностных качеств и умений | Степень выраженности (отметить знаком «+») |
Высо кая | Доста точная | Сред няя | Сла бая | Отсут ствует |
1. Проявление профессиональных качеств воспитателя |
1. | Владеет основами необходимых знаний и умений согласно нормативным документам (программе обучения, положению о дошкольном учреждении, концепции дошкольного воспитания). | | | | | |
2. | Владеет умением планировать и оценивать уровень развития детей | | | | | |
3. | Владеет педагогической техникой: речью; распределением и переключением внимания, находит выход из любой ситуации; владеет показом способов деятельности; умеет сконцентрировать внимание на решении педагогических задач, при этом не прибегая к дисциплинарным мерам воздействия. | | | | | |
4. | Владеет специальными умениями: умеет выразительно читать художественные произведения, рассказывать сказки; рисовать, лепить, конструировать; петь и танцевать; хорошо владеет основными видами движений. | | | | | |
5. | Использует в работе ТСО и ИКТ | | | | | |
6. | Умеет организовать детей на занятиях и в свободной деятельности | | | | | |
7. | Любит и уважает детей, проявляет к ним большой интерес, умеет сотрудничать | | | | | |
8. | Владеет умением видеть и понимать внутренний мир ребенка | | | | | |
9. | Проявляет творчество в деятельности и интерес к работе | | | | | |
2. Проявление организационно-методических умений |
10. | Использование в работе новейших, передовых, новаторских методик | | | | | |
11. | Умение приобщать детей к творческой деятельности | | | | | |
12. | Умение снять напряжение и утомление детей, создать спокойную атмосферу в группе | | | | | |
13. | Желание помочь каждому ребенку проявить себя | | | | | |
14. | Заинтересованность в успехах детей, результатах педагогической деятельности в целом | | | | | |
15. | Видение важности совместной работы с родителями | | | | | |
16. | Желание поделиться опытом с коллегами, своевременно прийти на помощь к ним | | | | | |
17. | Самообразование и самовоспитание | | | | | |
3. Проявление личностных особенностей |
18. | Добросовестность | | | | | |
19. | Такт | | | | | |
20. | Требовательность к себе | | | | | |
21. | Гуманность | | | | | |
22. | Эмпатия | | | | | |
23. | Рефлексия | | | | | |
24. | Оптимизм | | | | | |
25. | Организованность | | | | | |
26. | Инициативность | | | | | |
27. | Терпение, выдержка | | | | | |
28. | Владеет силой убеждения, авторитетом | | | | | |
4. Внешние проявления |
29. | Культура речи, выразительность дикции, жестов | | | | | |
30. | Профессиональная и общая эрудиция | | | | | |
31. | Манера поведения | | | | | |
32. | Опрятный внешний вид | | | | | |
5. Проявление творческих способностей и педагогической инициативы |
33 | Активная общественная деятельность (ДОУ, регион) | | | | | |
34 | Педагогическая нагрузка (творческая группа, руководство МО и т.д.) | | | | | |
35 | Обобщение опыта через СМИ | | | | | |
36 | Активное участие в конкурсах разного уровня (ДОУ, регион, РФ) | | | | | |
37 | Активное взаимодействие с социальными институтами разного уровня | | | | | |
38 | Проблемная тема для аттестации: |
39 | Проблемы: |
«___» ________20______ Подпись________________________
Приложение 2
АНКЕТА
«Выявление факторов, стимулирующих и препятствующих развитию педагогов»
(Из программы, разработанной Н.В. Немовой)
Оцените, пожалуйста, применительно к себе перечисленные ниже факторы по 5 – балльной шкале:
5 – да (препятствует или стимулирует)
4 – скорее да, чем нет
3 – и да и нет
2 – скорее нет
1 – нет
Препятствующие факторы:
1. Собственная инерция
2. Разочарование из-за имевшихся ранее неудач
3. Отсутствие поддержки и помощи в этом вопросе со стороны руководителей
4. Враждебность окружающих (зависть, ревность и т. д.), плохо воспринимающих в вас перемены и стремление к лучшему
5. Состояние здоровья
6. Недостаток времени
7. Ограниченные ресурсы, стесненные жизненные обстоятельства
Стимулирующие факторы:
1. Методическая работа в ДОУ
2. Обучение на курсах
3. Пример и влияние коллег
4. Пример и влияние руководителей
5. Организация труда в ДОУ
6. Внимание к этой проблеме руководителей
7. Доверие
8. Новизна деятельности, условия работы и возможность экспериментирования
9. Занятия самообразованием
10. Интерес к работе
11. Возрастающая ответственность
12. Возможность получения признания в коллективе.
В результате обработки анкет выявляются три категории педагогов, данные о которых заносятся в соответствующую графу таблицы. Оцененные факторы ранжируются с помощью показателей среднего балла и также заносятся в таблицу. Коэффициент развития (Кр) вычисляется по формуле: Кр= Кфакт.: Кмах, где Кфакт. – суммарное число баллов, проставленных в анкете, а Кмах - максимально возможное количество баллов в анкетах.
Приложение 3
Форма общего заключения о результатах индивидуального сопровождения
Марусик Олеси Васильевны
1. Индивидуальное сопровождение можно считать:
успешным, эффективным
не вполне успешным, недостаточно эффективным
неэффективным
2.Выявленные в результате предварительной диагностики проблемы:
сняты полностью
сняты частично
не сняты (указать проблемы)
не снята ни одна проблема
3. Причины, по которым не состоялось индивидуальное сопровождение и/или не были сняты проблемы ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4.Сопровождаемый молодой специалист:
нуждается в дальнейшем полномасштабном сопровождении
нуждается в поддержке для решения наиболее сложных проблем
не нуждается в сопровождении
нуждается в повышении квалификации в системе постдипломного образования
нуждается в разработке индивидуального образовательного маршрута
5. Наиболее эффективные пути (способы) дальнейшего сопровождения (указать) _________________________________________________________
Приложение 4
Карта диагностики уровня профессиональной компетентности педагогов
Диагностика включает в себя анализ профессионального уровня педагогов на основе:
собеседования с педагогами;
ознакомления с диагностическими картами по результатам педагогической диагностики;
анализа процесса осуществления педагогами организованной образовательной деятельности (далее — НОД);
анализа наблюдений за деятельностью и общением детей во время НОД;
анализа наблюдений самостоятельной детской деятельности и продуктов их творчества;
анализа наблюдений за игрой детей, результатов естественного эксперимента;
анализа развивающей предметно-пространственной среды в группе.
Затем составляются таблицы, позволяющие оценить:
уровень знаний педагогом целей и задач по каждой образовательной области основной образовательной программы ДОУ;
уровень знания содержания образовательных областей основной образовательной программы ДОУ по своей возрастной группе;
уровень развития умений педагога осуществлять педагогическую диагностику;
уровень владения методами и приемами работы по каждой образовательной области основной образовательной программы ДОУ.
Каждая позиция оценивается от 0 до 3 баллов.
0 баллов — педагог не владеет соответствующими знаниями, умениями и навыками;
1 балл — владеет ими в минимальной степени;
2 балла — педагог владеет ими в средней степени;
3 балла — педагог владеет ими в высокой степени.
Профессиональные знания, умения и навыки | Уровень умений (0−3 балла) |
Самооценка | Оценка администрации ДОУ |
1 | 2 | 3 |
Психолого-педагогическая компетенция | | |
Владеет системой знаний о сфере образования, сущности, содержании и структуре образовательных процессов | | |
Владеет системой знаний об истории и о современных тенденциях развития психолого-педагогических концепций и методик дошкольного образования | | |
Владеет системой знаний о ребенке как субъекте образовательного процесса, его возрастных, индивидуальных особенностях, социальных факторах развития | | |
Владеет системой знаний о закономерностях психического развития ребенка-дошкольника; факторах, способствующих личностному росту; направляет саморазвитие и самовоспитание личности | | |
Знает особенности детей с ограниченными возможностями здоровья | | |
Владеет системой знаний о закономерностях общения и способах управления индивидом и группой; техниками педагогического общения | | |
Соблюдает права и свободы детей | | |
Умеет оказывать помощь и поддержку семьям воспитанников, вовлекает их в воспитательно-образовательный процесс | | |
Обладает системой знаний о закономерностях целостного педагогического процесса, о современных психолого-педагогических технологиях; владеет технологиями развивающего обучения и воспитания | | |
Умеет организовать свободную детскую деятельность | | |
Знает основы применения компьютерной техники в образовательном процессе дошкольного учреждения | | |
Умеет организовывать образовательный процесс в различных социокультурных условиях | | |
Владеет умениями по осуществлению психолого-педагогической диагностики | | |
Владеет умениями по проектированию, реализации, оцениванию и коррекции образовательного процесса | | |
Владеет основами ведения педагогической документации и умеет использовать их для формирования содержания обучения | | |
Знает основы организации опытно-экспериментальной и исследовательской детской деятельности | | |
Методическая и управленческая компетенция | | |
Имеет системное представление о роли и месте дошкольного образования в системе общего образования в Российской Федерации | | |
Владеет системой знаний об основных закономерностях психического и социального развития ребенка дошкольного возраста | | |
Владеет системой знаний о сущности, целях и задачах воспитания детей дошкольного возраста | | |
Владеет системой знаний о формах, методах, приемах физического, умственного, нравственного, трудового, эстетического, экологического воспитания дошкольников | | |
Знает пути приобщения детей к общечеловеческим, национальным, духовным ценностям, пути формирования активного отношения к миру | | |
Организует предметно-пространственную развивающую среду для разнообразной деятельности детей | | |
Знает нормативные показатели функционального и психического развития ребенка и владеет методами их измерения | | |
Владеет основами индивидуального подхода к детям с учетом их мотивации, способностей и склонностей, владеет способами поддержки детской инициативы | | |
Умеет осуществлять планирование, организацию, координацию и контроль педагогического процесса в группе | | |
Умеет определять перспективные направления деятельности ДОУ и разрабатывать программу его развития | | |
Умеет обеспечивать методическое оснащение образовательного процесса в ДОУ | | |
Педагог умеет формировать в ДОУ сообщество воспитывающих взрослых (родителей, педагогов и других сотрудников) с целью обеспечения эмоционального благополучия ребенка и педагогического коллектива | | |
Знает проблемы семьи и семейного воспитания; владеет современными методами педагогического взаимодействия с родителями и методами повышения психолого-педагогической компетенции родителей | | |
Умеет консультировать родителей по вопросам воспитания, обучения и развития ребенка и организовывать просветительскую работу с ними | | |
Создает условия для формирования у родителей потребностей в компетентных образовательных услугах для их детей | | |
Владеет способами профессиональной и личностной рефлексии, самоизменения и организации творческой деятельности детей и персонала ДОУ | | |
Владеет методами психолого-педагогических исследований, умениями обработки и анализа материалов, способами их оформления | | |
Направлен на оценку своих возможностей и на профессиональное самосовершенствование | | |