СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Инновационные технологии на уроках русского языка.

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Доклад

на  тему:

"Инновационные  технологии на уроках русского языка.Инновационные  технологии на уроках русского языка"

Просмотр содержимого документа
«Инновационные технологии на уроках русского языка.»



Инновационные технологии на уроках русского языка.

Эпиграф: Использование современных инновационных образовательных технологий, методов, приемов – это объективная необходимость и условие достижения высокого качества современного образования.

Именно этой цели - воспитанию творческой, активной личности, умеющей учиться, совершенствоваться самостоятельно, и подчиняются основные задачи современного образования.

В условиях нового отношения к жизни, в свете новых требований к современному образованию не должно быть такого учителя, который не задумывался бы над вопросами: «Как сделать урок интересным, ярким? Как увлечь ребят своим предметом? Как создать на уроке ситуацию успеха для каждого ученика?». Ведь объективной необходимостью в нынешнее время является не только накопление учеником определённой суммы знаний, умений, навыков, но и подготовка школьника как самостоятельного субъекта образовательной деятельности.

В основе современного образования лежит активность ученика, направляемая учителем. Новые образовательные технологии предлагают инновационные модели построения такого учебного процесса, где на первый план выдвигается взаимосвязанная деятельность учителя и ученика, нацеленная на решение как учебной, так и практически значимой задачи.

Обучение русскому языку по инновационным технологиям – это организация учебного процесса по-новому, ориентированная на стремление учащихся к активной коммуникативной деятельности, к диалогу, включение в познавательную деятельность его эмоционального, интеллектуального потенциала.

Что же такое “инновационное обучение” и в чём его особенности?

Инновационное обучение (от англ. innovation – нововведение) – новый подход к обучению, включающий в себя личностный подход, прочность знаний, умений и навыков, творческое начало, профессионализм, использование новейших технологий.

Применение инновационного обучения актуально в личностно-ориентированном обучении, а также поиске условий для раскрытия творческого потенциала ученика.

Основными целями инновационного обучения являются:

  • развитие интеллектуальных, коммуникативных, лингвистических и творческих способностей учащихся;

  • формирование личностных качеств учащихся;

  • выработка умений, влияющих на учебно-познавательную деятельность и переход на уровень продуктивного творчества;

  • формирование ключевых компетентностей учащихся.

Данными целями определяются и задачи инновационного обучения:

  • повышение мотивации, интереса к изучаемому предмету;

  • усиление познавательной деятельности;

  • создание комфортной обстановки, атмосферы взаимопонимания и поддержки в процессе коммуникации на изучаемом языке

  • раскрытие творческого потенциала, развитие инициативы

  • создание комфортной обстановки, атмосферы взаимопонимания и сотрудничества ученика и учителя в процессе коммуникации на изучаемом языке;

  • тщательный отбор материала и способов его подачи.

Какие современные технологии имеют большие преимущества в повышении качества и прочности получаемых знаний? Применение каких инновационных методов учителем превращают деятельность учащихся в активный и самостоятельный поиск? При каких условиях урока развиваются исследовательские навыки и умения, формируются аналитические способности учащихся? И, как следствие, параллельно с процессом обучения идет развитие коммуникативных качеств и формирование лидерских качеств личности?

 Каждый педагог рано или поздно сталкивается с выбором эффективной технологии обучения. А так как приоритетным сегодня является личностно ориентированное обучение, оно предполагает такое педагогическое руководство, которое позволило бы учащимся проявить личностные функции (искать во всем смысл, строить образы и модели своей жизни, проявлять творчество, давать критическую оценку фактам и т. д.)

При использовании инновационной методики в обучении русскому языку и литературе я успешно применяю на своих уроках следующие технологии:

  • Развивающее обучение;

  • Проблемное обучение;

  • Развитие критического мышления;

  • Технология “Метод проектов”;

  • Дифференцированный подход к обучению;

  • Создание ситуации успеха на уроке;

  • Информационные технологии.

В основе вышеназванных технологий обучения лежат следующие приемы:

  1. ассоциативный ряд;

  2. опорный конспект;

  3. мозговая атака;

  4. групповая дискуссия;

  5. синквейн;

  6. эссе;

  7. ключевые термины;

  8. перепутанные логические цепочки;

  9. дидактические игры;

  10. лингвистические карты;

  11. лингвистические задачи;

  12. исследование текста;

  13. работа с тестами;

  14. задания поискового характера;

  15. нетрадиционные формы домашнего задания.

Остановлюсь лишь на некоторых из них.

  • Эссе -  жанр критики и публицистики, свободная трактовка какой-либо литературной, философской, эстетической, моральной и социальной проблемы.

Эссе очень распространенный жанр письменных работ в западной педагогике. Его целесообразно использовать как небольшое письменное задание обычно на стадии рефлексии.

Ребята, как правило, имеют на многие вопросы свою точку зрения, а в силу возрастных психологических особенностей не всегда могут проявить сдержанность, поэтому возникает на уроке ситуация, когда более подготовленные учащиеся высказывают свои мысли, идеи, предположения, не давая остальным время сосредоточиться. Вот тогда и незаменим прием эссе: каждый может проанализировать обсуждаемый вопрос, подумать, сделать самостоятельный выбор. Главное правило свободного письма – не останавливаться, не перечитывать, не исправлять. 5-минутное эссе обычно применяется в конце занятия, чтобы помочь учащимся подытожить свои знания по изученной теме.

Для учителя – это возможность получить обратную связь. Поэтому учащимся можно предложить два пункта:

1) написать, что они узнали по новой теме;

2) задать один вопрос, на который они так и не получили ответа.



  • Особенно перспективным представляется метод проектов, который позволяет эффективно развивать критическое мышление, исследовательские способности аудитории активизировать ее творческую деятельность, медиакомпетентность обучающихся.

Для учебных проектов важно:

1) определить цель исследовательской, практической и/или творческой деятельности;

2) обозначить проблему, возникающую в ходе исследования или специально созданной проблемной ситуации;

3) выдвинуть гипотезу, связанную со способами решения данной проблемы;

4) сформулировать конкретные задачи проекта и определить механизмы сбора и обработки необходимых для проекта данных и анализа результатов;

5) опираясь на эти задачи, составить четкий план проекта (это может быть, например, сценарий будущего медиатекста);

6) осуществить практическое выполнение плана проекта;

7) подготовить отчет по результатам проекта и обсудить его результаты.



  • Развитию познавательной активности способствуют и нетрадиционные уроки, которые позволяют повысить интерес ученика к предмету и к обучению в целом.

Существует несколько классификаций нестандартных уроков и множество их видов: урок-семинар, урок-лекция, урок-беседа, урок-практикум, урок-экскурсия, урок-исследование, урок-игра, урок-КВН, урок-защита проекта, урок-диспут, урок-конференция, урок-театрализованное представление, урок-маскарад, урок-путешествие, урок-зачет.

Практически все они позволяют задавать проблемные вопросы и создавать проблемные ситуации, решать задачи дифференцированного обучения, активизируют учебную деятельность, повышают познавательный интерес, способствуют развитию критического мышления.

Нетрадиционные же уроки русского языка и литературы обеспечивают системный анализ лингвистических сведений, развивают языковую наблюдательность. Именно поэтому все вышеперечисленные виды уроков я с удовольствием применяю в своей работе.

  • Подсчитано, что в среднем ученик в течение пяти уроков говорит 3-5 минут. Я думаю, что учителей эти данные не удивят, но, бесспорно, заставят задуматься над проблемой. Поэтому сегодня актуальными являются уроки — диспуты, дискуссии. 

Большая доля работы при подготовке к такому уроку ложится на плечи учителя: выбор темы, подход к проблеме, составление плана дискуссии, отбор вопросов. Такая форма работы более эффективна на уроках литературы.

При всем многообразии и эффективности нетрадиционных уроков использовать их часто нельзя по целому ряду причин. Но ведь так хочется, чтобы каждый урок был особенный, со своей “изюминкой”. Поэтому можно прибегнуть к нестандартным, творческим элементам отдельного традиционного урока. Это могут быть и лексический диктант или диктант-кроссворд, и составление загадок на уроке, и комментированное письмо или предупредительные диктанты с “вагоновожатым”.

  • Другое действенное средство - это дидактические игры, способные вызвать интерес к занятиям по русскому языку.

Цель игры – пробудить интерес к познанию, науке, книге, учению. Наряду с учением занимает важное место в развитии учащегося. При включении ребят в ситуацию дидактической игры интерес к учебной деятельности резко возрастает, изучаемый материал становится для них более доступным, работоспособность значительно повышается. Важная роль занимательных дидактических игр состоит еще и в том, что они способствуют снятию напряжения, создает положительный эмоциональный настрой в ходе урока.

Я использую большое количество дидактических лингвистических игр: это и и задание по типу “Исключи лишнее”, “Узнай меня”, “Виртуальное справочное бюро” и другие, которые прививают умение синтеза и осмысления информации. Главное, чтобы учащимся на уроке некогда было скучать, чтобы им хотелось работать, учиться, а ведь для этого важны и ситуация успеха, которую, как правило, создают нестандартные уроки или элементы уроков, и самостоятельность, к которой ребята приучаются на таких уроках, и творческое отношение к родному языку, которое воспитывается только на творческих уроках.

  • Последние годы довольно часто использую на своих уроках синквейн как прием технологии развития критического мышления на стадии рефлексии.

Хотя синквейн может быть использован на разных стадиях урока: на стадии повторения – сжатое сообщение, актуализация полученных ранее знаний и систематизация материала; на стадии осмысления – вдумчивая работа над новыми понятиями; на стадии рефлексии – это средство творческого выражения осмысленного материала.



  • Большое значение для раскрытия творческого потенциала ученика имеют и нетрадиционные формы домашнего задания, которые призваны, с одной стороны, закреплять знания, умения и навыки, полученные на уроке, а с другой стороны, позволяют ребёнку проявить самостоятельность, самому найти решение нестандартного вопроса, задания.

Типы домашнего задания:

  • - творческая работа;

  • - лингвистическое исследование текста;

  • -подготовка иллюстраций к литературным произведениям, создание видеоклипов по литературным произведениям;

  • - рисование обложек, диафильмов к литературным произведениям;

  • - художественное чтение;

  • - инсценировка художественного произведения;

  • - исторический комментарий к произведениям (слайд-шоу);

  • - создание самостоятельных литературных произведений различных жанров;

  • - продолжение неоконченных произведений;

  • - наблюдение за природой (фото и видеосъемка);

  • - подготовка словарных диктантов;

  • - составление вопросника к зачету по теме;

  • - составление конспекта, опорных таблиц;

  • - презентации (обзор героев произведения, биография писателя);

  • - письмо по памяти.

Такие домашние задания помогают избегать однообразия, рутины в обучении. Обучаемый может почувствовать себя и в роли автора, и в роли иллюстратора, и в роли учителя. Необычные задания активизируют мышление, заставляют учащихся обобщать, систематизировать материал по теме.

Болевая точка любого урока – поиск таких форм взаимодействия учителя и учащихся на уроке, когда субъективная позиция учеников реализуется максимально. Им интересно действовать, активно участвовать в ходе урока, ошибаться и искать причины ошибок, формулировать вопросы, а не только на них отвечать, т.е. им хочется на уроке занимать активную коммуникативную позицию. Задача учителя – помочь ребятам увидеть их собственную роль на уроке, перевести учебную деятельность в творческую плоскость. Думаю, нет смысла доказывать, что применение новых технологий на разных этапах урока, помогает сделать его эффективным, результативным, а процесс получения знаний для учащихся – интересным и продуктивным.

Таким образом, инновационный подход к обучению позволяет так организовать учебный процесс, что учащемуся урок и в радость, и приносит пользу, не превращаясь просто в скучную рутинную работу. И, может быть, именно на таком уроке, как говорил Цицерон, «зажгутся глаза слушающего о глаза говорящего». А сколько они будет гореть? Не потухнут ли? Не будут ли еле-еле мерцать? Это во многом зависит от учителя.