СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Интеллектуальная игра по русскому языку

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

развитие игровых способностей учащихся в 7 классе

Просмотр содержимого документа
«Интеллектуальная игра по русскому языку»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

"Верхне-Инховская средняя общеобразовательная школа"

Гумбетовский район














Интеллектуальная игра по русскому языку

7 класс

«Брейн-ринг»

















Учитель:

Магомедова Аминат Магомедовна.





























Цель:

  • организовать игровую деятельность учащихся по проверке знаний, полученных при изучении курса русского языка.

Задачи:

  • способствовать формированию у школьников мотивации к учению,

  • содействовать развитию навыков самостоятельной коллективной работы,

  • содействовать развитию умения творческого применения знаний в новых ситуациях.



Описание мероприятия. В игре участвуют две команды по 6 человек. Они должны приготовить приветствия и выбрать капитанов. Проводится 3 тура-раунда. Каждый правильный ответ – 1 балл. Время на обсуждение вопроса – 30 секунд. Победительницей будет признана команда, набравшая большее количество баллов во всех 3 турах.



Оформление доски



  • Брейн-ринг (интеллектуальная игра)

  • Эпиграф. «Если штурмуешь познания кручи, выучи русский язык»

Сабир Абдулла

  • Плакат «О великий, могучий, правдивый и свободный русский язык»

И.С.Тургенев





Ход игры



I. Вступление

Ведущий. Здравствуйте, уважаемые гости, здравствуйте уважаемые участники брейн-ринга. Сегодняшнюю встречу мы посвящаем его величеству – Русскому языку.



Учитель читает стихотворение А. Яшина «Русский язык»



Я люблю свой родной язык!

Он понятен для всех,

Он певуч,

Он, как русский народ, многолик,

Как держава наша, могуч.

Он – язык луны и планет,

Наших спутников и ракет,

На совете за круглым столом

Разговаривайте на нем:

Недвусмысленный и прямой,

Он подобен правде самой.



II. Организационный момент

Ведущий. Сегодня в нашей игре принимают участие 2 команды. Слово «брейн» в переводе с английского означает «мозг, ум», и на интеллектуальном ринге сегодня состязание лучших умов, знатоков русского языка.

Командам предлагается выбрать капитана, название и девиз. Из зрителей выбираются корреспонденты, для фиксирования баллов у доски.

Представление участников

Наша игра будет проходить под девизом: «Если штурмуешь познания кручи, выучи русский язык».

Правила игры:

  • проводим 3 тура-раунда;

  • в каждом раунде будут разыгрываться вопросы, каждый правильный ответ – 1 балл;

  • Каждой команде дается право выбрать номер вопроса, онизадаются по очереди командам

  • время на обсуждение вопроса – 30 секунд;

  • до истечения этого времени команда должна найти ответ, а капитан поднимает руку и сообщает, кто ответит на этот вопрос;

  • если у игрока нет правильного ответа, дается время на обсуждение другой команде – 10 секунд;

  • после истечения времени команда должна дать ответ;

  • если и эта команда дает неправильный ответ, то тогда могут отвечать зрители.

  • победителем будет признана команда, набравшая большее количество баллов во всех 3 турах;

  • приз: пятерка в журнал по русскому языку для каждого участника победившей команды.





Итак, команды готовы?

Счет 0 – 0 1 раунд



1 раунд «Морфология» (6 вопросов)

1. Вы знаете о том, что в русском языке 12 частей речи перечислите все части речи.

Ответ.

Самостоятельные: Служебные: Особая:

1) имя существительное 1) предлог 1) междометие

2) имя прилагательное 2) союз

3) имя числительное 3) частица

4) глагол

5) наречие

6) причастие

7) деепричастие

8) местоимение





2. Какой частью речи являются слова: тысяча, миллион, миллиард. Почему?

Ответ. Это числительные, т. к. называют число предметов, отвечают на вопрос сколько? И могут быть записаны цифрами.



3. Какого рода слова: рояль, обжора, тюль, мозоль, пианино, жюри, ДК, такси, ГАИ, неряха?

Ответ:

рояль – м. р. пианино – ср. р. такси – ср. р.

обжора – общ. р. жюри – ср. р. ГАИ – ж. р.

тюль – м. р. ДК – м. р. неряха – общ. р.

мозоль – ж. р.



4. Ответьте на шуточный вопрос: «Что нужно сделать с существительными дорога,марка, сера, чтобы превратить их в прилагательные?»

Ответ. Поменять ударение.



5. Ответьте на шуточный вопрос: «Как перечислить по порядку 5 дней недели, не называя при этом ни числа, ни дня? Какие наречия помогут в этом?»

Ответ: позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра.



6. Какая часть линейки очень быстро тает на солнышке?

Ответ. Средняя часть – л-иней-ка





2 раунд «Блиц-опрос»

На размышление 10 секунд



  1. Сколько гласных и согласных в алфавите? (10 гласная и 21 согласная)

  2. Глагол – какое у него значение? (Действие)

  3. Имя существительное – что оно означает? (Предмет)

  4. Какое из этих слов не должно тут быть: убираться, выход, войти, кататься? (Выход)

  5. Укажите лишнее: игрушка, прибавить, книга, постер. (Прибавить)

  6. Назовите синонимы к глаголу «говорить». (Произносить, сказать и т.д.)

  7. Есть ли синонимы к определению «красивый»? (Привлекательный, симпатичный и т.д.)

  8. Где пишется «о»: дремуч…го, рыж…го, чуж…го, бледнолиц…го? (Чужого)

  9. Где не должно быть мягкого знака: жгуч…, реч…, рож…? (Жгуч)

  10. Составьте больше слов из букв слова «сообразительность». (Рост, образ, нос, тело, тон, сон, лето, лоб, сор, зоб, барс, брат, торт, трест, тесто, тесть, рот, енот, тост, нарост, тир, батон, таз, низ, ноль, рант, соль и прочее)

  11. Кто сможет быстрее остальных заменить все слова в предложении на синонимы: Врач прописал уколы пациенту? (Доктор назначил инъекции пациенту)

  12. Кто скорее других заменит все предложение антонимами: Летнее утро наступило? (Зимний вечер закончился)

  13. Кто скорее других заменит все предложение антонимами: По широкой дороге бодро шагает юноша? (По узкой тропинке медленно бредет старик)

  14. Где спряталась буква «ж»: коври…ка, костя…ка, деревя…ка? (Коврижка)

  15. Где буква «е» не станет смягчать согласную перед ней: фанера, пастель, постель, кофе? (Пастель)

  16. Есть ли слова в нашем языке, где три буквы «е» будут идти подряд? (Длинношеее, тонкошеее и прочие подобные варианты)

  17. Кто из писателей иногда подписывал работы именем Нави Волырк? (Иван Крылов)

  18. Возможно ли существование в русском языке слова не имеющего корень? (Вынуть)

  19. Какое слово из представленных не имеет окончания: герой, второй, долой? (Долой)

  20. От какого из слов произошло слово «горница»: горн, горевать, горн, горний? (Горний)

  21. Чем в старину занимался «стряпчий»: кулинарией, юриспруденцией, торговлей? (Юриспруденцией)

  22. Какой род имеют слова «сани», «ножницы» и «сутки»? (При форме только во множественном числе не определяется род существительного)



3 раунд. Вопрос-шутка для капитанов (8 вопросов)



Ведущий. На ринг приглашаются капитаны, на каждый вопрос – ответ-экспромт.

1. Какая буква в русском языке все время плачет?

(ы)

2. Какие буквы могут «обижаться» на то, что ее не пишут в начале русских слов?

(й)

3. Чем кончается день и ночь?

(ь)

4. Что в человеке есть одно, а у вороны вдвое, в лисе не встречается оно, а в огороде втрое?

(о)

5. Чем больше из нее берешь, тем больше она становится?

(яма)

6. Чему на свете нет ни меры, ни веса, ни цены?

(огню)

7. Из какого полотна не сошьешь рубашки?

(ж/д)

8. Каким поясом не подвяжешься?

(климатическим)



Ведущий. Пока жюри подводит итоги, для зрителей тайм-аут.

Подскажи словечко:

1. Эта палочка –

Бамбук

Для вьетнамца

лучший (друг)



2. Замутило, понадуло,

Залохматило кругом.

Это белочка махнула

В поле дымчатым (хвостом)

3. В празднике в небо

Взлетает букет.

Секунда-другая…и

Вот его нет. (фейерверк)



4. Без разгона ввысь взлетает,

Стрекозу напоминает,

Отправляется в полет

Это русский (вертолет)

5. Дружнее этих двух ребят

На свете не найдешь.

О них обычно говорят

Водой (не разольешь)



Ведущий. Итак, в упорной борьбе победила команда…

Ведущий. Наша встреча подходит к завершению. В заключение хо­чется прочитать стихотворение поэтессы А.А. Ахматовой «Клятва», которое было написано в годы Великой Отечественной войны.

Мы знаем, что ныне лежит на весах

И что совершается ныне.

Час мужества пробил на наших часах,

И мужество нас не покинет.

Не страшно под пулями мертвыми лечь,

Не горько остаться без крова, -

И мы сохраним тебя, русская речь,

Великое русское слово.

Свободным и чистым тебя пронесем,

И внукам дадим, и от плена спасем

Навеки!